На тихой улице... 22. REAL, ALDI и другие места. 1

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

22. «REAL», «ALDI» и другие хорошие места*

           Человеку столько всего не надо
           Свежая выпечка и замороженные торты
           «ALDI» – наше всё!
           «REAL»? Слишком велик...
           «Comet» и «Kaiser»
           Приятно вспомнить...
           А что у нас?

* Гурманы, предпочитающие особо дорогие магазины, могут пропустить эту главу.


ЧЕЛОВЕКУ СТОЛЬКО ВСЕГО НЕ НАДО

     Западные магазины для советского человека в те годы – это, как правило, психологическая травма разной степени тяжести, в зависимости от осведомлённости и ожиданий. Даже если ты как будто всё представляешь по рассказам очевидцев или кинофильмам, действительность впечатляет сильнее. В голове у бывшего пионера, комсомольца и даже коммуниста неизбежно возникает горький вопрос: почему у них всё есть, а у нас ничего нет?
     Со временем, разумеется, привыкаешь к бесконечным стеллажам и витринам с избыточным количеством продуктов и товаров, однако в голову приходит гордая мысль, что вообще-то человеку столько не надо. Он не должен постоянно размышлять о выборе, о том, чтобы попробовать то и это, купить более модную вещь, в то время как у него уже есть всё, что нужно, или нет денег на самое необходимое. Изобилие выгодно производителям и торговцам, а покупателю – ненужная головная боль.
     Реклама устроена таким образом, что повсюду лезет в глаза и в уши, но лишние деньги есть не у каждого, и многие люди только издали смотрят на дорогие товары, зная, что никогда не смогут их купить. Кто-то молодой и изворотливый будет стремиться зарабатывать побольше, чтобы покупать престижные вещи, а кто-то не имеет такой возможности и всегда будет завидовать богатым.
     И всё же большинство людей живут спокойно – на свои доходы и по своим правилам. Они понимают, что дорогие вещи не могут сделать человека счастливым. Удовольствие купить можно, а счастье – нет.
     Впрочем, если человек уже счастлив, то удачная покупка, несомненно, улучшит его жизнь, и тогда она станет ещё счастливее. А что? Такое ведь тоже бывает. Если бы вот так совпадало и у нас, что в то время, когда мы счастливы, у нас были бы деньги на ценные подарки себе любимым... Но, к сожалению, для нас это – лишь абстрактные рассуждения.
     Тем не менее действительность в Германии такова, что в магазинах всего полно и покупатели как-то разбираются в лабиринтах благополучия и изобилия. Постепенно привыкли и мы.


СВЕЖАЯ ВЫПЕЧКА И ЗАМОРОЖЕННЫЕ ТОРТЫ

     В больших торговых центрах, где имелись отделы свежей выпечки, стоял восхитительный запах, заставлявший подходить, покупать и тут же съедать пышную слоёную булочку с джемом или марципаном. Там продавалось много всего заманчивого и нового для нас, но и стоило это немало. Детям мы, конечно, иногда брали что-нибудь вкусненькое, но постоянно питаться на таком ценовом уровне мы не могли.
     Нам тогда казалось: какие счастливые люди, которые могут позволить себе есть всё, что им нравится! Вот эти ароматные, дышащие  булочки и тающие во рту пирожные – голова невольно поворачивается в их сторону, хотя понимаешь, что, будь ты абсолютно свободна в расходах, эти калории не довели бы до добра... А может, всё-таки хорошо, что мы ограничены в средствах? И так уже все поправились на шоколаде и кексах, на салями и сыре, на восхитительных ванильных йогуртах, какие нам были абсолютно недоступны дома.
     Конечно же, мы ели довольно много вкусных вещей. В супермаркетах всего за 13 марок продавались фабричные торты весом больше килограмма, пусть замороженные, но, представьте себе, очень нежные и не такие дорогие, как свежеиспечённые пирожные с кусочками киви или дольками апельсинов, если сравнивать по весу. Фрукты мы и так могли есть в любом количестве, а само бисквитное тесто не такое уж волшебное, чтобы за него столько платить.
     Переводить те цены на наши деньги и сравнивать с нашими теперешними ценами нет никакого смысла. Во-первых, речь здесь идёт о 1994–96 годах, когда минимальная оплата труда в Германии составляла 10 марок в час. За эти деньги можно было купить 2 кг шоколада или нормальные джинсы во время распродажи (понятное дело, не самые модные, однако из настоящего плотного денима, с заклёпками и карманами – всё как положено). Во-вторых, что-то там стоило дешевле, чем у нас, а что-то дороже, как, впрочем, и сейчас. В-третьих, там тоже есть инфляция и у людей полно проблем. Им ведь не только поесть надо, но и жить по-человечески, как они это понимают в соответствии со своими планами и местными традициями.


«ALDI» – НАШЕ ВСЁ!
    
     В 90-х годах продовольственные магазины «ALDI» были самыми выгодными с точки зрения экономии для наших соотечественников, небогатых немцев и других национальностей, населявших Германию.
     Конечно, некоторые знакомые соотечественники делали вид, что они выше этого, однако наши небедные хозяева тоже ездили в «ALDI», и я скажу честно, что для нас этот магазин был удобным, доступным и вполне достаточным. Именно здесь мы покупали провизию на всю неделю. Недостающие продукты вроде крупных оливок на развес или ароматного фруктового чая и даже рыбных консервов в томатном соусе, к каким мы привыкли дома (ну хочется иногда и такого!), продавались в турецком овощном магазинчике или в супермаркете через дорогу.
     В «ALDI» можно было покупать всё подряд, будучи абсолютно уверенным в том, что это не является роскошью и нарушением семейной экономической политики. Если в других магазинах встречались точно такие же продукты, они никогда не стоили дешевле, чем здесь, а вот стоить дороже – запросто могли.
   Конечно, сок в пакетах – это не совсем правильный сок, но разве здесь, дома, мы не платим такую же цену за худшее качество? И вообще – что представляет собой заполонивший прилавки пресловутый «нектар»? Кто придумал называть этим возвышенным словом разбавленное водой фруктовое пюре с сахаром и лимонной кислотой? Причём фруктов в «нектаре» может быть всего 15 %!
     А в «ALDI» сок был, может, и из концентрата, но вкусный и, надеюсь, безвредный. Те, кто хотел пить более утончённые напитки, покупали соки в стеклянных бутылках в специальных магазинах экологически чистых продуктов. Неподалёку от нашего дома был такой магазин: там продавалось всё натуральное – фрукты, овощи, детское питание, даже деревянные расчёски. Цены, конечно, в два-три раза выше обычных, поэтому покупатели не толпились, однако что-то понемногу выбирали.
     В других супермаркетах цены почти на всё выше, чем в «ALDI», за исключением обязательной серии «TIP», состоящей из жизненно важных продуктов для менее обеспеченных граждан, – хлеб, сахар, мука, крупа, макароны, чай, кофе, колбаса, сыр, йогурт и так далее – довольно много наименований. Но те продукты, которые стоят иногда вдвое дороже, разумеется, лучше по качеству. Например, можно купить нормальный шоколад за 50 пфеннигов, а можно – элитный за 2,5 марки – кому что подходит.
     Одно и то же датское печенье в круглой жестяной банке с картинкой продаётся в других магазинах дороже, но ненамного: если в «ALDI» оно стоит 3 марки, то в самом дорогом магазине будет не более 4-х.

     А у нас в те годы это печенье почему-то продавалось ровно в три раза дороже, чем в Германии, будто это не обычное песочное печенье, а нечто необыкновенное.
     Странно, что и спустя 15 лет этот принцип частной торговли – продавать импортные товары втридорога – сохранился. Немецкие продукты стоят здесь неприлично дорого, будто они доставляются к нам через космос. Можно подумать, что мы живём в три раза богаче, чем немцы, если у нас возможны такие цены.
     Это, на мой взгляд, не торговля, а самая настоящая спекуляция, но ведь кто-то особо хитрый научился зарабатывать деньги таким способом! Если учесть, что отпускная цена товара со склада ниже, чем розничная (то есть та, что мы видели в немецких магазинах), то выходит, что шоколад «Merci» продаётся у нас примерно в три раза дороже, чем поставщики купили его в Германии. И как это называется? Неужели это «предпринимательская деятельность»?
     Конечно, если кто-то из обеспеченных людей не может обходиться без дорогих импортных продуктов, то пожалуйста – пусть им привозят то, что в других странах продаётся в магазинах для бедных, причём по вполне приемлемым ценам. Забавно, что у нас цену делают такой высокой, – наверно, чтобы людям казалось, будто им досталось нечто особенное. Сыр с плесенью, например, то есть камамбер или рокфор. Будто в СССР его никогда не производили и не продавали. Может, он был не такой правильный, как во Франции, но зато недорогой. Впрочем, камамбер везде стоит, как сыр, то есть как еда, а у нас – ну прямо как драгоценность! Вот такие здесь алчные купцы: если что привезут, то сдерут со своих земляков три шкуры.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/02/05/1882


Рецензии