Существует ли Время

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Время и с ним история закончились днем воскресения Христа. Новое время не началось. Вместо него состоялось безвременное ожидание Суда.  У дня Суда нет ни времени, ни срока, нет календарной даты. Христиане не имеют истории, поскольку вышли из мира, в котором только и существует время, и который имеет историю. История христианства образуется как бы поневоле, инфинитезимально – постоянным отодвиганием близкого Судного Дня. Это «паллиативная» история готовности к Суду и споров об этой готовности.

Вильгельм Дильтей находит в средневековой ментальности концепцию истории. Он пишет, притяжая Августина к своему дискурсу:
«Единство всемирной истории заключено в замысле Бога. «Невозможно поверить, — говорит Августин, — что Господь, который не захотел лишить соразмерности частей и спокойной гармонии не только небо и землю, не только ангела и человека, но и внутренности малого зверя, которого так легко не заметить, крылышко птицы, цветочек в траве и листик на дереве, исключил бы из законов своего промысла царства людей, отношения господства и подчинения в них».

Но Промысел Бога не создает истории в современном понимании – как некоей общественной эволюции. Называемое Дильтеем «историей» есть «священная история», или мифическое странствие – мытарства наказания поколений потомков за грехи первых родителей и мытарства искупления первогрехов. При этом слово «грех» применяется здесь суппозиционально, поскольку «грех» первых людей, рожденных в Доме Божьем заключался в том, что они покинули Отчий Дом и усыновились Змею. Искупление состоялось, когда в Сатанородном человечестве родился сын Богу, который вышел из дома Змея и вернулся в Дом Отца, выкупив этим всё человечество, которое обрело в новом Сыне (новом Адаме) психопомпа, водителя человеков по пути в Дом Отца. в указанном смысле Иисус есть подлинный Моисей, тогда как Моисей Исхода лишь претендовал на роль Гида Возвращения.
Великим Возвращением заканчивается Великий Исход, на этом закончено мифическое странствие. Описание этого странствия вольно называть историей, строить его хронологию, но мы утверждаем, что Странствие совершается вне времени – как говорят, в вечности.

История Европы образована не христианством, но варварскими народами: их вступлением в античное наследство. Вступление в наследство есть процесс, и поэтому существует время и история. Как только античное наследие будет усвоено, и Европа станет поистине христианской, мы вернемся в состояние безвременной готовности в ожидании Суда, или Второго Пришествия.
В европейском обществе есть выделенная часть, пришедшая из античности, – Церковь. Она стоит вне варварской истории. В самой церкви времени нет – она пребывает в том состоянии, в котором оставил ее Учитель. Время варварского мира тангенциально Церкви: проходит по касательной, не попадая внутрь.


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В «ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТОВ»


Рецензии