05 Постмодернизм и кружева. Размышления дилетанта

Я дилетант во всём. В живописи, скульптуре, музыке и литературе. Хотя предпочитаю слово «любитель». На худой конец «аматер». И заранее прошу прощения перед всеми, кого ненароком задел не по делу.

Скажете, что не фиг и лезть? А хоцца! Эпатаж – он и в Африке эпатаж, только чёрный и потолще нашего будет…

Итак, «кружевами» я называю всяческие врезки-инкрустации посторонних текстов, цитаты, отсылки, ассоциативные цепочки и поэтическую игру словами в прозе. Казалось бы, без этого можно обойтись, но веселее жить.

Постмодернизм, говорят, – это возвращение к истокам. В моём понимании, это композиции, собранные из чужого. Остроумные, гениальные, но в целом – компиляции.

Берём большую гипсовую голову дедушки Ленина. Очень удобно работать! Практически, шар. Берём кружева, настоящие, накидываем чепчик на голову. Или расписываем под Хохлому. Или даже в горошек. Ха-ха!

Но вот беда, сейчас Хохлома интереснее интуристам. А Ленин – неактуален. Голова – чужая, Хохлому тоже не мы придумали. Конечно, родилась новая инсталляция, но с глубинными смыслами как-то не очень. И получаются веселушки – один к одному современный КВН. Да я и сам этим грешу.

Были замечательные такие художники Комар и Меламид. Делали весёлые смехуёчки на советскую тематику. Советское кончилось, и художники сдулись. Создали новый проект, поработили слонов. Последних несчастных живот припахали Комар с Меламидом писать картины вместо себя.



Берём разнообразный мусор. Собираем из него, например, верблюда. Но получается вещь! Хоть и модная, в стиле «ресайклинг», но скульптура. Изобразительные средства другие. Не скульптура? Так и лепка (ваяние, от слова «вить») – тоже не скульптура! Скульптура, строго говоря, когда отсекают лишнее.

Да и скульптура Ленина, которую высекли, строго говоря, не статуя, а симулякр. Поскольку божество. (Чесслово, про персидского царя Ксеркса, приказавшего высечь море, я и не думал!)

Есть писатель Михаил Липскеров. Кружевами изобилует, но его литература – настоящая. Можно открывать книгу и читать с любого места. Так я раньше читал и Марка Твена, и Ярослава Гашека.

А есть бывший гениальный Виктор П. Когда он начинал, я подумал – если будет пахать, получатся новые братья Стругацкие, но с уже с сюрреалистическим уклоном. Не получилось. Начал гений сей грешить постмодернизмом. Дальше – больше, то его в анал затягивает, то – в астрал. Последнюю его книгу я просто не осилил.

Скорее всего, я неправ, братия. Но как старался!


Рецензии