Несостоявшаяся дружба

Мне кажется, что для сохранения дружбы требуются определенные усилия, над любыми отношениями надо трудиться, поддерживать их. Отвлечешься на работу, на решение семейных проблем, погрузишься в быт, глядь, уже месяцы прошли с момента последней встречи с другом, а разговоры по телефону с ним становятся все более формальными. Строка Ахмадулиной «По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят», я думаю, не только об уходе в мир иной, но и о кончине дружбы. Увы, такое бывает и не так редко, как хотелось бы думать… Я же хочу рассказать о дружбе, которая так и не началась. Для этого надо вернуться в начало семидесятых.

Оля, Таня и Варя, иногородние студентки второкурсницы, приехали в Москву к началу занятий вовремя; они успели соскучиться по друзьям, по учебе и очень радовались встрече. Первая их забота – опять поселиться в одну комнату, так, как они жили в прошлом году, и о чем заранее писали заявление коменданту общежития. Четвертая их подруга, Божена, запаздывала, что, впрочем, никого не удивило, дисциплинированностью она не отличалась. Но к изумлению девушек днем в их комнату со своими вещами вошла Гульнара, студентка другого отделения, которую они едва знали, и объявила, что ее подселяют к ним.
– А как же Божена?! А наше заявление? Здесь что-то не в порядке, – возмущались девушки и собирались с утра заняться решением этого вопроса. Через день-два всё несомненно образуется.

Пока же Гульнара расположилась в их комнате. И уже в первый вечер они услышали от нее много приятного. Гульнара просто жаждала жить с ними. Сколько комплиментов было сказано в адрес каждой из них с чисто восточной льстивостью (Гульнара приехала в Москву из одной средне-азиатской республики). Сколько откровений о самой Гульнаре они услышали…

Оказалось, что родители Гульнары в свое время тоже учились в МГУ, закончили его с красными дипломами, были так называемыми нацкадрами в области гуманитарных наук. Гульнара, видимо, и сама была человеком гуманитарного склада, поэтому учиться на естественнонаучном факультете ей было не просто, особенно мучилась она с математикой, весной без пересдачи этого предмета не обошлось. Девушка буквально горевала по этому поводу, так стыдно ей было перед родителями-отличниками. Были и жалобы на то, что никто из товарищей по группе ей не помог, а с соседками по общежитию на первом курсе просто не сложились отношения.

– А вот сейчас я вижу перед собой совсем других людей, таких дружных, отзывчивых девушек, – говорила Гульнара. – Ведь я смогу рассчитывать на вашу помощь?

Тут не выдержала Таня и довольно жестко напомнила, что в их комнате жила раньше и будет жить на втором курсе Божена.
 
– Но она ведь иностранка! – воскликнула Гульнара. – Что у вас с ней общего?

Это был не простой вопрос, так как он напомнил всей троице, как трудно складывались их отношения с Боженой на первом курсе. Вернее, с Боженой и Ивонной.
 
Эти девочки тоже считались нацкадрами, но уже одной из стран народной демократии. Мало того, их родители были в своем маленьком государстве не простыми людьми, а номенклатурой. Летом прошлого года перед зачислением Божены и Ивонны на факультет они совершили настоящий вояж в Москву. Вместе с родителями девушки убедились, что  не только станут студентками лучшего советского ВУЗа, но и жить будут комфортно, вдвоем в одной комнате так называемого блока, где помимо второй такой же комнаты есть свой отдельный туалет и душевая. Их привели в сверкающее мрамором главное здание МГУ на Ленинских горах и показали общежитие Дома аспирантов и студентов. Кому оно могло не понравиться?

Но осенью всех без исключения первокурсников как обычно поселили в филиал ДАСа, в пятиэтажки, что возле кинотеатра «Литва». В комнате четыре кровати, а еще предусмотрена раскладушка для пятого соседа.

Было искреннее возмущение девушек! Был даже бунт! Девушки стали пропускать занятия, в ноябре вовсе бросили ходить в университет. «Пусть нас отчислят! Жить мы здесь не можем! С русскими в одной комнате! Умывальник общий на этаже! Душ общий в подвале!» На переговоры с родителями ушло много денег, но отцы обеих студенток были непреклонны, забирать детей не собирались. Значит, один выход – провалить зимнюю сессию…

А как в общежитии? Девушки купили занавески и отгородили ими свои две кровати у окон и тумбочки. На оставшихся в полумраке трех койкоместах сначала была чехарда переселений. С иностранками жить действительно было трудно. Достаточно упомянуть, что они курили, и в комнате почти всегда плавал сизый дым. Разговаривали с соседками по крайней необходимости. Притворялись не знающими русского языка. В общем, Таня сбежала из комнаты быстро. Оля держалась до последнего, так как была она из Подмосковья и на выходные дни ездила домой, где заедала стресс мамиными пирогами. Варя поселилась в этой комнате в начале ноября, поменяв свою раскладушку на кровать, хозяйка которой не вынесла никотиновой атмосферы. Сама Варя не выдержала бессонных ночей в другой комнате, где трое из пяти жиличек не умели говорить вполголоса, укладывались спать далеко за полночь, и их перехлестывающей через край энергией можно было захлебнуться.
 
В новой комнате с иностранками особого шума не было, на голове никто не ходил. Засыпать приходилось, пусть и в дымной атмосфере, но не под грохот валящихся из антресолей вещей, а под негромкую музыку битлов и других известных западных групп. Для занятий была читалка. Варя и Оля быстро подружились. А от иностранок кроме частого проветривания комнаты ничего не требовали.
 
Но все течет, все изменяется. Заболела Ивонна. Ее худоба давно всех шокировала, но тут и она сама поняла, что со здоровьем что-то не так. Ивонну поместили в кремлевскую больницу, куда Оля и Варя, конечно, как сердобольные русские однажды  съездили ее навестить, захватив немудреные гостинцы. Девочку решено было лечить на родине. Вещи Ивонны собрала Божена, посольский сотрудник их увез.

Для Божены настало трудное время. Бунтовать в одиночку не хватало мужества. У Ивонны уважительная причина покинуть Союз, а Божена, «завалив сессию», опозорит своего отца. В декабре Божена посещала все занятия. Ходила на отработки пропущенных. Сессию худо-бедно сдала. С Олей и Варей была просто вынуждена общаться, и все оказалось не так страшно.
 
После зимних каникул в комнату вернулась и Таня. Курение запретили. Стали вместе питаться, устроили график, когда дежурный после занятий соображал, что приготовить на ужин и на завтрак следующего дня, шел в магазин за продуктами, потом на общую кухню. Божена не была исключением. Вечерами совместные трапезы иногда заканчивались танцами под тех же битлов (магнитофон марки «Student» принадлежал Божене). Началось по-настоящему дружеское общение. А занавески перевесили, теперь они отгораживали входную дверь и встроенные шкафы с антресолями….

И вот сейчас Гульнара, практически не знакомая нашим героиням, предлагала забыть об этих усилиях, затраченных на выращивание дружбы с Боженой. Предлагала включить себя, Гульнару, такую деликатную, начитанную (она успела рассказать новым соседкам даже о любимых своих книжках), а главное, советскую, в их круг. Но ее последний довод, который Гульнара, видимо, считала главным, решающим, сыграл против нее.

– Как, вообще, можно дружить с иностранцами? Пусть даже из соцстран! Все равно у них в ходу мелкобуржуазная идеология! – убеждала она девушек.
 
В комнате стало тихо. А потом девушки дебаты решили прекратить. Того гляди, Гульнара напомнит об их принадлежности к комсомолу и моральном облике советского человека. При этом Оля, Варя и Таня были девушками вполне типичными для того времени, да еще с налетом провинциальности и полным отсутствием диссидентских настроений. У них просто пропал интерес к Гульнаре, как к человеку чересчур правильному и политизированному.
 
Еще пару-тройку дней Гульнара ночевала в комнате с девочками. Ее уговоры жить вместе и дружить продолжались, но уже без прежнего накала. А тут пришла телеграмма от Божены с просьбой поселить ее вместе с ними, хоть на раскладушке. (Как подозревала Варя, Божене стало известно о перипетиях в общежитии от ее землячки, учившейся на том же курсе, но жившей в посольстве; наверное, туда позвонила Таня). Гульнара после заявлений о несовместимости своих взглядов с мелкобуржуазными сама подыскала себе новую комнату. Жить вместе с Боженой ей не хотелось. Девушки вежливо приглашали Гульнару заходить в гости, но ее визитов больше не было.

Приехала Божена. Начались обычные студенческие будни.

А в зимнюю сессию Гульнара, не сдав в очередной раз математику, выпрыгнула из окна своей комнаты на четвертом этаже. Зима была снежная. Обошлось переломами. Оля, Таня, Варя были огорчены, кто больше, кто меньше. Варе как наименее стрессоустойчивой приходили в голову мысли, что этого несчастья не случилось бы, если бы они включили Гкульнару в свой круг. Но скоро и она перестала расстраиваться по этому поводу.

Все произошло согласно пословице «Не было бы счастья, так несчастье помогло». Гульнара после академотпуска стала учиться на курс младше, подружилась с однокурсником и вышла за него замуж. После окончания МГУ уехала с мужем из СССР. Ее избранник родом из той же страны, что и Божена, то есть иностранец с мелкобуржуазной идеологией…
 
Автору этих строк остается только гадать, большая ли любовь или банальное желание жить в достатке в благополучной европейской стране заставили Гульнару изменить своим принципам.


Коллаж автора


Рецензии
Если Боженка была из Чехословакии, то Гульнара, выйдя замуж за чеха, боженкиного земляка, оказалась и правда, в более-менее благополучной европейской стране.
А если за поляка, то не на столько. Пожалуй, Гульнара жаждала поселиться с вами не ради дружбы, а из практичевких соображений.

Интересный рассказ.

Удивительно, что польки ваши или чешки столь негативно восприняли поселение их в одной комнате с русскими девочками. Чего собственно, ехали в таком случае, в СССР учиться?

Татьяна Ворошилова   11.08.2019 23:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за отклик и вдумчивое чтение.
Слишком засекретила я страну, из которой приехала Божена. Да и имя подобрала неудачное, польское. Обе девушки были из Братиславы, дочери новоявленных словацких министров. После событий 1968 года в ЧССР установилась федерация, т.е. словаки получили от СССР некие блага, учеба в МГУ казалась престижной.
В искренность Гульнары по отношению к "мелкобуржуазным" иностранкам я все же верю. Другое дело, что неудавшееся самоубийство как-то её могло изменить, без психушки такие случаи не обходились в те времена. А может быть, иностранец, ставший её мужем, просто помог ей избавиться от одиночества.
С добрыми пожеланиями, В.Н.

Вера Никонина   12.08.2019 09:13   Заявить о нарушении
Cтало быть, в МГУ студенты жили вперемешку. Вот не знала! Наше общежитие было в Дорогомиловском студгородке, и там для иностранных студентов свой был корпус, только для них. Они были из разных вузав Москвы, но только не из МГУ, помнится.

Странно, но мы не общались, хотя трое из нашей группы жили там. Один раз только зашли туда полюбопытствовать, как там наши сокурсники живут. Дошли до вахтёра. Вахтёр вызвал одного из них, но при этом так на нас посмотрел, что без слов стало ясно - девушки приходят сюда к ребятам совсем не за с конспектом лекций.

Да они и с мальчишками нашими тоже вне аудиторий и классных комнат не общались. То есть, дружбы народов не было. Но любовь была, многие, как и Вы повествуете, увезли русских жен из студенческой среды к себе за границу. Даже в Африку.


Татьяна Ворошилова   12.08.2019 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.