Джай Хинд!

       RLD

       НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

       Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП), ее охранных отрядов (Шуцштаффель, СС) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.


       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

       Субхас Чандра Бос (а не "Босе" и не "Бозе", как у нас часто неправильно пишут и думают!), прозванный еще при жизни "отцом индийской революции", вождь ("нетаджи") индийского национально-освободительного движения, которым он, вынужденный эмигрировать, спасаясь от преследований британских колониальных властей, руководил из Германии (в 1941-1943 гг.) и из Японии (в 1943-1945 гг.), родился в 1897 г. в г. Каттаке (расположенном в нынешнем индийском штате Орисса), погиб 18 августа 1945 г. при не выясненных до конца обстоятельствах в результате авиакатастрофы в Тайбэе (Тайвань).

       Близким родственником Субхаса был известный индийский ученый Джагдиш Чандра Бос (1858-1937), лауреат Нобелевской премии, основавший в 1917 г. в Калькутте Институт ботанических, биологических, биохимических и физических исследований.

       Хотя отец Субхаса, происходивший из древнего рода кшатриев ("кшатриями" в традиционном индоарийском обществе именовались члены касты воинов, второй по значению после касты священнослужителей-"брахманов") был юристом, неплохо зарабатывал и, таким образом, принадлежал к привилегированным слоям туземного населения Британской Индии, он мог потратить на образование Субхаса, являвшегося девятым по счету из 14 детей в семье, весьма ограниченные средства.

       Субхас получил начальное образование в школе баптистской миссии в Каттаке, после чего поступил в Рэйвеншо Колледж, а в 1913 г. – в Президанс-Колледж Калькуттского университета, который закончил блестяще, с академической степенью бакалавра искусств. В кадетском корпусе при университете Субхас (как воин-кшатрий по происхождению,являвшийся приверженцем учения о первобытной силе "шакти", олицетворенной в образе богини-воительницы Кали-Дурги, супруги бога-разрушителя Шивы) прошел также военную подготовку.

       Кстати, именно в силу своего кшатрийского происхождения, Субхас ел мясо, пил вино, всегда защищал идею кровопролития и впоследствии выступал против политики Махатмы Ганди, призывавшего индийцев к ненасильственному гражданскому неповиновению британскому колониальному режиму.

       Готовясь к карьере чиновника Индийской гражданской службы, Бос отправился в Англию с намерением получить высшее образование в Кембриджском университете, однако, проучившись в Кембридже неполных три семестра, в середине 1921 г. возвратился в Индию, чтобы участвовать в борьбе против британского колониального господства, разгоревшейся в его родной Бенгалии. После первых же политических выступлений Бос был арестован британскими колониальными властями и приговорен в шести месяцам тюремного заключения.

       В 1924 г. Бос был арестован вторично и сослан в Бирму, где отбывал тюремное заключение в британской тюрьме г. Мандалай (воспетого в известной "казарменной балладе" сэра Редьярда Киплинга в совсем ином, не тюремном, а любовно-романтическом аспекте). В 1927 г. Бос вышел на свободу и вновь появился на политической арене как глава молодежного освободительного движения Индии.

       Верным соратником Субхаса в борьбе с британским колониальным гнетом был его старший брат Сарат Чандра Бос.

       Субхас Чандра Бос принадлежал к числу основателей ежедневной газеты "Форвард" ("Вперед"), издававшейся на английском языке, и публиковал в ней многочисленные статьи с требованием предоставить Индии статус доминиона в рамках Британской империи. В описываемое время огромное влияние на молодое поколение бенгальцев, и в том числе на С. Ч. Боса, имело учение индийского социолога Саркара, геополитические идеи которого были весьма схожи с идеями, одновременно развивавшимися в Германии "отцом современной геополитики" Карлом Гаусгофером. В возрасте 27 лет Бос стал главой исполнительной власти (Chief Executive Officer, то есть, фактически – мэром) г. Калькутты, председателем Провинциального совета Бенгалии и Президентом Всеиндийского конгресса профсоюзов.

       За свои выступления против произвола британской колониальной администрации он был брошен за решетку и провел в заключении три года (1924-1927 гг.). Будучи избран Председателем Бенгальского провинциального комитета партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), Бос в 1928 г. добился принятия резолюции, требовавшей предоставления Индии полной независимости, не ограничиваясь предоставлением ей статуса британского доминиона - как это предлагал Махатма Ганди.

       В тот момент, на пике популярности Боса среди членов Индийского Национального конгресса и. вместе с тем, широчайших слоев индийского общества, его единственным реальным соперником являлся Джавахарлал Неру - как и Бос, образованный человек, выпускник Кембриджа.

       В 1930 г. Субхас Чандра Бос приезжал в Токио на конференцию, на которой обсуждалась идея паназиатского освободительного движения под эгидой Японии, вынашивавшей план создания Великой сферы восточноазиатского совместного процветания ("восемь углов под одной крышей").

       В 1932 г. Бос был вновь арестован британскими колониальными властями за участие в гандистском "движении гражданского неповиновения" и в очередной раз брошен за решетку. Тяжелые условия тюремного заключения в г. Лакхнау подорвали его здоровье. По ходатайству многочисленных видных представителей общественности Британской Индии (в частности, сэра Рабиндраната Тагора и др.) британские власти разрешили Босу до отбытия полного срока тюремного заключения выехать на лечение в Австрию. В период своего пребывания в Европе в 1933-1936 гг. С.Ч. Бос посетил ряд европейских столиц в поисках друзей и союзников в борьбе за освобождение Индии от британского колониального ига. Он вел переговоры с Бенито Муссолини в Риме, с Эдуардом Бенешем в Праге и с ирландским президентом Имоном де Валерой в Дублине, посетил Софию и Берлин.

       В Берлине он не получил ожидаемой поддержки от германских властей, но в Мюнхене познакомился и подружился с виднейшим немецким (да и мировым) геополитиком профессором Карлом Гаусгофером. Эта дружба связала их на многие годы. Но наибольшее впечатление и влияние оказали на Боса социал-фашистские идеи Муссолини и его строго централизованная государственная партия. Бос счел возможным применить итало-фашистскую модель и к условиям Индии.

       Надо сказать, что идеи фашизма и национал-социализма (как, впрочем, и коммунизма) нашли к тому времени в Индии достаточно широкое распространение. Еще в 1925 г. видным деятелем индийского национально-освободительного движения К.Б. Хедгеваром был основан "Союз добровольных служителей Родины" - "Раштрия Сваямсевак Сангх", именуемый сокращенно РСС (или "индийские СС"). В отличие от сторонников Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, члены "индийских СС" с самого начала взяли курс на вооруженную борьбу с английскими оккупантами.

       Возникновение и деятельность С.Ч. Боса и РСС могут быть правильно поняты лишь в контексте общемирового подъема правых сил и их обостренной конфронтации с левыми, охвативших нашу многострадальную планету в 20-30-е гг. ХХ в. Члены "индийских СС" симпатизировали итальянским фашистам и германским национал-социалистам, надеясь на их помощь в освобождении Индии от британского колониального ига. Культ вождя, иерархическое военизированное устройство, идейная ориентация на наследие предков и славное прошлое, обрядовая роль знамен и иной символики (прежде всего свастики, традиционной для Индии и всех стран индо-арийской и имеющей также индийское происхождение буддийской культуры эмблемы счастья и благоденствия) роднило РСС с другими праворадикальными движениями Европы. Между прочим, одна из преследуемых РСС целей заключалась в воспитании для Индии молодых национальных лидеров.

       Именно из рядов "индийских СС" вышел будущий премьер-министр Индии Атал Бихари Виджпаи, лидер ведущей индусской партии Бхарата Джаната Парти, при котором Индия в 1998 г. официально вошла в международный клуб сверхдержав - обладательниц ядерного оружия.

       Члены РСС носили черные шапочки и форменные зеленые рубашки, также являвшиеся характерной принадлежностью тогдашних праворадикальных организаций. Так, форменные рубашки единообразных цветов носили в описываемое время многие правые радикалы: румынские железногвардейцы Корнелиу Зели Кодряну, бразильские интегралисты Пиниу Сальгаду и боевики датской "Консервативной молодежи" (Konservativt Ungdom, сокр. KU) - зеленые рубашки; еврейские бейтаровцы, немецкие, болгарские и датские национал-социалисты – коричневые; итальянские фашисты – черные (хотя первоначально также красные – в честь "краснорубашечников" Джузеппе Гарибальди, и синие); русские фашисты Константина Родзаевского – черные; русские фашисты Андрея Светозарова – белые; русские фашисты Анастасия Вонсяцкого – защитные (изданная о них книга так и называлась "Защитные рубашки"); испанские фалангисты Хосе-Антонио Примо да Риверы, чанкайшистские синерубашечники в Китае, русские "младороссы" Александра Казем-Бека, ирландские фашисты-католики Оуэна О'Даффи и французские франсисты Марселя Бюкара – синие; британские фашисты сэра Освальда Мосли и немецкие "революционные национал-социалисты" из "Черного Фронта" Отто Штрассера – черные; в Южно-Африканском Союзе существовали "Серые рубашки" Луиса Вейхардта; в США - "Серебряные рубашки" Уильяма Дадли Пелли, в Мексике – "Золотые рубашки" Николаса Родригеса Карраско, в Югославии - "Стальные рубашки" Милана Стоядиновича и т.п.

       Само собой разумеется, что такая организация, как РСС, привлекала в свои ряды, прежде всего, молодежь, вскоре образовавшую ее боевой костяк. К моменту смерти Хедгевара численность РСС возросла с 5 до 100 000 активных членов, что говорит не только о его недюжинных организаторских талантах, но и о привлекательности буквально носившихся в воздухе идей обновления Индии на путях независимости и построения унитарного национального государства. После смерти Хедгевара во главе РСС встал его преемник М.С. Голвалкар.

       На арене политической борьбы "индийские СС" выступали совместно с "Великим Собранием Индусов" ("Хинду Махасабха"), созданным еще в 1915 г. ведущим идеологом индусского национализма В.Д. Саваркаром, а позднее – с полусекретной индусской организацией "Ананд Марг" ("братством шафранного облачения", или "кинжальщиками", не останавливающимися перед физическим устранением своих политических и идеологических противников).

       Эти организации, с которыми С.Ч. Бос находился в постоянном диалоге, внесли немалый вклад в освобождение Индии, хотя этот вклад усердно замалчивался советскими и западными индологами, обычно выдвигающими на первый план более "удобных" для них с точи зрения "политкорректности" Махатму Ганди (кстати сказать, застреленного в 1948 г. членом "Хинду Махасабха" Натхурамом Годсе за чрезмерные уступки Ганди мусульманам) и Джавахарлала Неру (чьи дочь и внук – Индира и Раджив Ганди, "большие друзья СССР и сторонники индийско-советской дружбы", в свою бытность – поочередно! – премьер-министрами уже независимой Индии, пали жертвами террористических актов, совершенных их "благодарными" соотечественниками!).

       А вот имя "фашиста", "коллаборациониста" и "прислужника нацистов" (с точки зрения властей предержащих СССР и левых всего мира) Субхаса Чандры Боса, по воле судьбы – в отличие от членов клана Ганди-Неру! - до сих пор пользуется почетом и любовью широчайших масс индийского народа.

       К середине 30-х гг. ХХ в. Бос считался самым привлекательным, молодым и популярным политиком. По всеобщему признанию, тогда существовало только два основных лидера в борьбе за национальное освобождение – "отец индийского пробуждения" Махатма (М.Х.) Ганди и "отец индийской революции" С.Ч. Бос.

       Хотя Бос и являлся членом партии Индийский Национальный Конгресс, он не считал перспективными вынашивавшиеся Президиумом ИНК планы созвать Конституционное собрание и ввести в Индии парламентскую демократию, ибо не верил в возможность эффективного управления многоязычной, многорасовой, многонациональной и многоконфессиональной Индией без сильной государственной партии по типу фашистской или коммунистической. В отличие от своего тогдашнего друга, однокашника по Кембриджу (и в то же время оппонента) Пандита Джавахарлала Неру, Субхас Чандра Бос был преисполнен решимости добиться для Индии независимости не путем переговоров с Англией и не путем кампаний гражданского неповиновения в стиле Махатмы Ганди, а силой, вопреки сопротивлению англичан.

       В 1934 г. скончался отец Боса. Сын прибыл в Индию на похороны отца, был в очередной раз арестован англичанами без предъявления конкретного обвинения и посажен под домашний арест. В 1935 г. он был освобожден из-под домашнего ареста и смог выехать в Европу для продолжения лечения. Свое политическое кредо Бос изложил в книге "Индийская борьба 1929-1934" (The Indian Struggle 1929-1934), опубликованной в 1935 г. на английском языке в Лондоне, но запрещенной к ввозу в Индию британскими колониальными властями. В апреле 1936 г. Бос, несмотря на запрет британских властей, вернулся в Индию, был тут же арестован и заключен в бомбейскую тюрьму. В 1937 г. Бос вышел из тюрьмы и поселился в доме своего брата в г. Калькутте. В октябре 1937 г. братья Босы организовали съезд Комитета Всеиндийского Конгресса в Калькутте.

       В 1938 и 1939 г. Бос, с согласия Махатмы Ганди, избирался "Демократической партией конгресса" Председателем Индийского Национального Конгресса. В 1938 г. состоялась Всеиндийская конференция национально-освободительных сил в г. Вишнапуре, на которой Бос фактически стал альтернативным лидером партии Индийский Национальный Конгресс. В изложенной на съезде программе действий он изложил свои взгляды, согласно которым Индия созрела для революции и независимости. В конце 1938 г. Бос сформировал Национальный плановый комитет для выработки перспективного плана индустриализации и национального развития Индии.

       Он был убежденным противником введения в будущей независимой Индии парламентской демократии западного типа, но в то же время выступал за сильное унитарное государство, ибо только сильная власть, единая государственная партия и централизованная плановая экономика могли, по его убеждению, помочь Индии преодолеть ее раздробленность и отсталость. Бос выступал за то, чтобы использовать любое ухудшение положения Великобритании для улучшения политической ситуации Индии и пользоваться в борьбе за независимость родной страны помощью всех, кто такую помощь предложит, в том числе итальянских фашистов, германских национал-социалистов и японцев, начиная с 1937 г. ведших войну с чанкайшистским Китаем.

       Вследствие этой позиции Боса ему пришлось в августе 1939 г., незадолго до начала Второй мировой войны, уйти со своего поста. Бос перенес свою резиденцию в Бенгалию, где совместно с левым крылом ИНК стал бороться за власть в рамках блока "Вперед" (Форвард-Блока), вскоре фактически преобразованного им в радикальную партию внутри ИНК, высшее руководство которого становилось все более нетерпимым к любым проявлениям внутрипартийного плюрализма взглядов и мнений. По своим внутриполитическим целям Бос по многим пунктам все еще сходился с Ганди и Неру.

       Важнейшими пунктами его внутриполитической программы по-прежнему были экономическое оздоровление ("санация") Индии и ликвидация социальных противоречий, тесно связанных с разделявшими индийскую нацию кастовыми различиями. Все, кто вступал в организацию Боса, отказывались от принадлежности к своей касте, считаясь с момента вступления "равноправными детьми общей матери - Индии". Однако в области внешней политики Бос, в отличие от Ганди и Неру, предлагал для того, чтобы добиться освобождения Индии, гораздо более радикальные методы – например, отказ оказывать Великобритании какую-либо поддержку в войне с Германией и Японией. Он неустанно обвинял Ганди и Индийский Национальный Конгресс в том, что те лишили индусов истинного национализма, под которым он подразумевал кровопролитную священную войну во имя богини Кали.

       В июле 1939 г. руководство Индийского Национального Конгресса исключило С.Ч. Боса из рядов ИНК за организацию демонстраций протеста против "проводимой руководством ИНК трусливой политики соглашательства с властью британских угнетателей". Дело в том, что Ганди и Неру ожидали, что путем поддержки британской метрополии, оказавшейся в тяжелом положении под ударами Германии в Европе и Японии – в Азии, индийцы смогут постепенно добиться от Англии согласие на освобождение Индии от колониальной зависимости. Целью же блока "Вперед" Бос объявил бескомпромиссную борьбу с британским империализмом и вводящими индийцев в заблуждение "сентиментальными философскими теориями", вроде теории Ганди о непротивлении злу насилием.

       Поскольку Индийский Национальный Конгресс не имел никакого влияния на принятие военных решений – например, на призыв индийских рекрутов на службу в ряды британской армии, а индийская Мусульманская Лига даже поддерживала призыв солдат-магометан на британскую службу, Англии не пришлось добиваться согласия ИНК на мобилизацию индийцев после начала мировой войны. Когда Великобритания 3 сентября 1939 г. объявила Германскому рейху войну, она сделала это и от имени всех народов и стран, прикованных к британской колониальной колеснице, в том числе и от имени своей индийской колонии. Вопросы обороны относились всецело к компетенции британского вице-короля Индии лорда Линлитго, который всего лишь "принял к сведению" мнение двух "туземных" партий-соперниц – ИНК и Мусульманской Лиги. К тому же вице-король и не рассчитывал на согласие с объявлением войны со стороны ИНК, поскольку пацифистская позиция лидера этой партии Махатмы Ганди была общеизвестной.

       Индийские мусульмане выдвинули в качестве условия согласия их Лиги на вступление Британской Индии в войну на стороне метрополии согласие Англии на создание после окончания войны отдельного, чисто мусульманского государства "Пакистан".

       В марте 1940 г. Бос созвал в г. Рангаре "Конференцию против компромисса (с Англией - В.А.)", на которой официально поднял изобретенный им символ единения всех индийцев вне зависимости от расовых, национальных и религиозных различий - национальный трехцветный флаг свободной Индии из трех горизонтальных полос – шафранной, белой и зеленой. Шафранная (оранжевая) полоса олицетворяла индуистов и буддистов (чье духовенство традиционно носило шафранно-оранжевые облачения), белая – христиан, зеленая – мусульман.

       С тех пор этот флаг использовался всеми направлениями индийского национально-освободительного движения. Правда, сторонники Ганди помещали на нем синее изображение знаменитой "гандистской" ручной прялки (символа индийской автаркии), сторонники Боса – изображение тигра; после обретения Индией независимости в 1947 г. шафранно-бело-зеленый триколор (с добавлением изображения "солнечного колеса" древнего объединителя всей Индии императора-буддиста Ашоки) стал государственным флагом независимой Индии.

       Арестованный англичанами 2.7.1940 г. за антибританскую агитацию и пропаганду, С. Ч. Бос объявил голодовку. Под давлением возмущенной индийской общественности, которую англичане побоялись лишний раз раздражать в военных условиях, он был выпущен из тюрьмы под залог и, воспользовавшись освобождением, бежал из-под домашнего ареста на автомашине в Афганистан, придерживавшийся в описываемое время антианглийской и прогерманской ориентации.

       18 января 1941 г. Бос прибыл в афганскую столицу Кабул, где установил тесные контакты с послами Германии и Италии (хотя предварительно безуспешно пытался вступить в контакт с советским полпредом), с которыми вел долгие переговоры о предоставлении ему политического убежища. Снабженный итальянским паспортом, Бос под именем Орландо Мадзотта, (имея в паспорте советскую визу, проездом через Ташкент и красную Москву!) перебрался в Европу (в описываемое время СССР еще был связан с Третьим рейхом Договорами о ненападении, дружбе и общей границе).

       2 апреля 1941 г. "отец индийской революции" прибыл в Берлин, где полным ходом шла подготовка к войне с Советским Союзом. В германские планы входили операции против Афганистана и Ирака, но не против Британской Индии. Бос изложил германскому министерству иностранных дел собственную программу, предусматривающую свержение британского господства над Индией комбинированными усилиями германского вермахта и поддержанного Германией индийского освободительного движения.

       План Боса предусматривал провозглашение правительства "Свободной Индии" ("Азад Хинд"), предоставление Германией гарантий независимости и территориальной целостности нового индийского государства, начало радиопропаганды, направленной на мобилизацию всего многонационального и многоконфессионального индийского народа на борьбу с английскими колонизаторами и формирование, при поддержке Германии, Индийской Освободительной Армии, состоящей из индийцев из числа британских военнопленных, размещенных в лагерях на территории Германии и Италии. Центр индийского освободительного движения должен был находиться в Кабуле (как в свое время при индийском борце за свободу Пратапе, сформировавшем после Первой мировой войны, под покровительством афганского эмира Амануллы-Хана, индийское правительство в изгнании, имевшее собственную печать, знамя и прочие атрибуты государственной власти, но просуществовавшее очень недолго).

       Хотя Бос рассчитывал на личную аудиенцию у самого Адольфа Гитлера, ему пришлось удовольствоваться лишь встречей с имперским министром иностранных дел Иоахимом фон Риббентропом. Встреча состоялась в Вене 29 апреля 1941 г. Риббентроп обещал Босу, что в конце мая 1941 г. державы "Оси Берлин-Рим" сделают заявление о независимости Индии, однако, после подавления англичанами антибританского восстания, организованного "Правительством национального сопротивления" Рашида Али аль-Гайлани в Ираке, поддержанного державами "Оси" не в достаточной мере (главным образом, в форме посылки военной и транспортно-грузовой авиации), объявление независимости Индии было отложено на неопределенный срок.

       Кроме того, Адольф Гитлер надеялся, что Англия, после победы Германии над Советским Союзом, примет, наконец, германские мирные предложения, и не хотел окончательно ссориться с англичанами из-за Индии. Что касается Боса, то он назвал разразившуюся 22 июня 1941 г. германо-советскую войну "трагической ошибкой", ибо втайне надеялся на освобождение Индии от британского колониального ига совместными усилиями Германии и СССР.

       На деле же Босу пришлось удовольствоваться тем, что, вместо "индийского правительства в изгнании" с центром в Кабуле, было пока что создано "Центральное управление Свободная Индия" (Zentralstelle Freies Indien) с центром в Берлине. В Риме же был создан "Индийский Центр" (Centro India), известный также как "Индийское бюро", во главе с индийским эмигрантом Мохаммедом Икбалом Шедаи. Шедаи, в отличие от Боса, был мусульманином. Не в пример Германскому рейху, фашистская Италия проявила живой интерес к индийскому движению за независимость. Шедаи ежедневно обращался по т.н. "Гималайскому радио" к индийскому народу и, к большому недовольству Боса, консультировал итальянское министерство иностранных дел по всем вопросам восточной политики. Самому С.Ч. Босу так и не удалось добиться подобного влияния в Берлине.

       Поскольку Шедаи являлся рупором панисламистских и паназиатских идей и поддерживал политику индийской Мусульманской Лиги, направленной на создание на Индийском субконтиненте отдельного исламского государства "Пакистан", Бос рассматривал его как своего главного соперника. С целью координации политики, проводившейся Германией и Италией в отношении Индии, в Берлине 9 декабря 1941 г. была проведена конференция представителей министерств иностранных дел и вооруженных сил обеих держав Оси. На конференцию были приглашены также Бос и Шедаи. Было принято решение сформировать в рамках германского вермахта добровольческий "Индийский легион" из числа захваченных немцами и итальянцами военнопленных, служивших в колониальных частях британской армии и взятых в плен в Северной Африке, и унифицировать пропагандистское радиовещание на Британскую Индию.

       Поскольку итальянская армия отказывалась выдавать находившихся в итальянском плену индийских военнопленных (захваченных итальянцами, вместе с другими британскими военнослужащими, в ходе боевых действий в Северной Африке) до тех пор, пока германский вермахт не передаст своих арабских военнопленных для формирования антибританского "Арабского легиона" (Легиона "Свободная Аравия"), формирование "Индийского легиона" затянулось. Его предполагалось бросить в бой при приближении германского вермахта к границам Британской Индии.

       Первоначально это индийское добровольческое подразделение, сформированное в апреле 1943 г. и присягнувшее на верность Адольфу Гитлеру, официально именовалось 950-м пехотным полком вермахта. В ноябре 1944 г. оно было передано под контроль войск СС (Ваффен-СС), после чего служившие в нем индийские добровольцы стали привлекаться к несению охранной службы на укреплениях Атлантического вала, возведенного немцами на западном побережье Франции для защиты континентальной Европы от вторжения англосаксов из Англии и из-за океана.

       Бойцы этого индийского подразделения Ваффен-СС носили на левом рукаве тот же знак, что и индийские добровольцы в составе вермахта. Это был щиток с изображением вытянувшегося в прыжке тигра натуральной окраски на фоне трех горизонтальных полос индийского национального флага – шафранной, белой и зеленой, с надписью "Freies Indien" или "Azad Hind" ("Свободная Индия") над щитком. Знамя индийского добровольческого подразделения имело аналогичные расцветку и изображение.

       На стальных касках германского образца, которые носили индийские добровольцы, был сбоку изображен шафранно-бело-зеленый национальный щиток (при этом полосы индийского "триколора" были, в отличие от нарукавного щитка, нарисованы по диагонали). Индийские легионеры носили обмундирование вермахта (входившие в состав Легиона мусульмане и сикхи – с традиционными тюрбанами вместо пилоток, фуражек или кепи). В период своей службы в вермахте индийцы носили эмблему германского орла со свастикой над правым нагрудным карманом, в период службы в СС – эсэсовский вариант орла со свастикой на левом плече. Черные петличные знаки индийских эсэсовцев были украшены стилизованными изображениями головы тигра, вышитой серебряной канителью. Об их боевом пути мы подробней расскажем несколько ниже.
      
       В 1942 г. Субхас Чандра Бос, после визита на Восточный фронт в свите рейхсфюрера СС Г. Гиммлера, учредил для своих добровольцев единую награду – "Орден Свободной Индии" ("Азад Хинд"), имевший следующие восемь степеней:

       1. Большая звезда "Индийского тигра" ("Шер-э-Хинд"), представлявшая собой восьмиконечную серебряную звезду со "штралами" (диаметром 60 мм), с круглым медальоном в центре. В середине медальона была изображена золотая голова тигра в профиль на белом фоне, окруженная ободком с надписью золотыми латинскими буквами "АЗАД ХИНД" по бокам и двумя золотыми лавровыми веточками над и под тигриной головой. Эта звезда носилась на шейной ленте индийских национальных цветов шириной 60 мм и считалась вышей наградой за доблесть;

       2.Та же награда, но пересеченная по диагонали двумя позолоченными мечами остриями вверх, давалась за особое личное мужество в бою;

       3.Звезда 1-й степени "Военный предводитель" ("Сардар-э-Джанг") – отличалась от вышеупомянутого варианта награды тем, что носилась не на шейной ленте, а на булавке, а тигриная голова в центральном медальоне звезды была не золотой, а серебряной. Награда вручалась за заслуги;

       4.Та же звезда, но с мечами (аналогично 2), которой награждали за отвагу на поле боя (соответствовала по значению германскому Железному кресту 1-й степени);

       5.Звезда 2-й степени "Герой Индии" ("Вир-э-Хинд") - выглядело аналогично 4, но носилась не на булавке, а на нагрудной ленте национальных индийских цветов (соответствовала по значению германскому Железному кресту 2-й степени);

       6. Звезда 2-й степени "Герой Индии" с мечами (позолоченными), вручалась за личное мужество;

       7.Медаль "Мученик за Отечество" ("Шахид-э-Бхарат"; "Бхарат" - древнее название Индии) – круглая медаль с изображением на аверсе тигриной головы в верхней части, надписью "Азад Хинд" в центре и цветком лилии в нижней части; на реверсе – немецкой надписью "INDIENS FREIHEITSKAMPF" ("БОРЬБА ЗА СВОБОДУ ИНДИИ") на зернистом фоне. Данная медаль, являвшаяся как бы низшей степенью Ордена "Свободной Индии", в свою очередь, имела три степени – в золоте, серебре и бронзе (в зависимости от воинского звания награжденного). Этой медалью посмертно награждались все индийские легионеры, павшие в бою.

       8. Медаль "Мученик за Отечество (Индию)" ("Шахид-э-Бхарат") с мечами. Мечи как бы перекрещивали ушко, которым медаль прикреплялась к ленте для ношения. Этой медалью награждались все индийские легионеры, раненые в бою.

       "Мечи" к вышеперечисленным степеням Ордена Свободной Индии фактически представляли собой сабли с дугообразной гардой. Орденская лента была зеленой, с шафранными и белыми полосками по краям (белой – внутренней, шафранной – внешней).

       Известны случаи, когда различными степенями "Ордена Свободной Индии" награждались и немецкие офицеры, унтер-офицеры и нижние чины. Сохранились соответствующие наградные удостоверения за подписью самого С.Ч. Боса, как Президента Временного Правительства Свободной Индии.

       Иногда "Индийский легион", из-за его "тигриной" эмблематики, именовали "Тигриным легионом" ("Tiger Legion"). Командным языком в легионе были хинди и (чаще) английский – последний был более понятен всем индийским военнослужащим, служившим ранее в британской армии, тогда как хинди знали не все легионеры (например, мусульмане). После окончания обучения индийские легионеры были переброшены во Францию, где несли охрану укреплений Атлантического вала.

       После высадки западных союзников во Франции в июне 1944 г. ("день D") индийские добровольцы использовались в борьбе против французских бойцов Сопротивления ("макизаров", "франтиреров" или "партизан").

       8 августа 1944 г. 950 пехотный полк вермахта был официально переименован в "Индийский легион Ваффен-СС" (Indische Legion der Waffen-SS). На тот момент он состоял из трех батальонов общей численностью 2 300 активных бойцов, вооруженных винтовками и пистолетами-пулеметами из германских арсеналов. В составе легиона имелась противотанковая рота (вооруженная шестью противотанковыми орудиями), 81 автомобиль и 700 лошадей. Командиром "Индийского легиона Ваффен-СС" был назначен оберфюрер СС Гейнц Бертлинг.

       Необходимо упомянуть, что и в составе итальянской армии был, при посредстве упомянутого выше "Индийского центра" (Centro India), сформирован батальон "Свободная Индия", он же - батальон "Свободный Индостан" (Bataglione Hazad Hindouston), чины которого были обмундированы в тропическую форму итальянских колониальных войск с шафранно-бело-зелеными нарукавными щитками (но без изображения тигра) и петлицами тех же цветов. Батальон, под командованием итальянских офицеров, нес службу (в основном охранную) в Тунисе и в Итальянской Триполитании (Ливии), но особых военных лавров себе не стяжал.

       Японцы, считавшие Индию неотъемлемой частью "Великой Восточноазиатской сферы взаимного процветания" под эгидой Империи Восходящего Солнца, относились к Босу с большой настороженностью. Их опасения сводились к тому, что выдвижение одного единственного вождя-"нетаджи" всех индийцев могло бы сыграть на руку британской политике, и что чисто политическая работа по разложению индийских тылов англичан без одновременной поддержки путем военных операций против бастионов британской колониальной мощи не принесет ожидаемых плодов.

       Руководствуясь этими соображениями, "сыны Ямато" (в пропагандистских целях именуемые в германских средствах массовой информации "арийцами Азии") всячески препятствовали проведению в жизнь политики Германской и Итальянской империй в отношении Индии и в то же время усиленно создавали и укрепляли в сфере своего влияния целых два индийских освободительных движения. Тем не менее, Бос, с согласия немцев, воспользовался капитуляцией британской крепости Сингапур, сдавшейся японскому генералу Томоюки Ямасите (прозванному "Тигром Малайи") 15 февраля 1942 г., как поводом для того, чтобы обратиться 19 февраля1942 г. к своим соотечественникам по радиостанции "Свободная Индия" ("Азад Хинд") с призывом к восстанию против британского колониального владычества.

       "Пора сорвать завесу с прошлой жизни под гнетом (Британской – В.А.) империи. Впереди – эра свободы и национального социализма. Индия стоит на перепутье мировой истории, и я заявляю от имени всех свободолюбивых индийцев,…что мы будем продолжать борьбу против британского империализма до тех пор, пока Индия сама не сможет стать госпожой своей судьбы. Индии суждено стать свободной".

       Призыв Боса нашел широкий отклик среди индийцев, проживавших в сфере японского влияния. Руководитель "Индийского Национального Совета" (Indian National Council) в Бангкоке (Сиам), установил с Босом контакт. Однако этот положительный отклик только усилил опасения и страх японцев перед тем, что Бос, при поддержке Германии, сможет подчинить всю Индию своему влиянию. Поэтому японцы недвусмысленно дали правительству Третьего рейха понять, что Япония никогда не признает Боса "вождем всех индийцев, проживающих в Азии" (на что он так рассчитывал).
 
       Тем не менее, Бос продолжал обращаться по берлинскому радио к индийской нации. Население Индии расценивало их как доказательство готовности победоносного Германского рейха гарантировать Индии независимость. Особенно сильную поддержку Бос получил среди населения его родной Бенгалии. Даже его соперник Махатма Ганди не мог не признать, что пропаганда Боса произвела на него глубочайшее впечатление. Влиянию его радиопризывов приписывались все акции сопротивления британскому колониальному режиму, проводившиеся в то время в Индии – распространение антианглийских листовок, забастовки, отказ платить налоги, уничтожение государственных плантаций, освобождение заключенных из тюрем и арестованных из полицейских участков, диверсии на транспортных коммуникациях, саботаж на предприятиях военной промышленности и т.д., что немало льстило самолюбию Боса.

       Во всяком случае, германское посольство в Кабуле 26 января 1943 г. сообщило в берлинское министерство иностранных дел о том, что летом 1942 г. Индию буквально "захлестнула волна стихийных массовых политических бунтов и восстаний и неорганизованных уличных акций", не оговаривая, впрочем, особо влияние призывов Боса на рост антибританских настроений среди индийцев.

       27 мая 1942 г. Адольф Гитлер в первый (и единственный) раз принял Субхаса Чандру Боса. На встрече Бос тщетно пытался убедить фюрера Третьего рейха в необходимости совместного заявления Германии, Италии и Японии по вопросу об Индии, поскольку Индия не желала бы зависеть лишь от помощи Японии. Он просил Гитлера оказать борьбе Индии за независимость моральную и дипломатическую поддержку и даже смягчить отрицательные высказывания в адрес индийцев, допущенные фюрером в его книге "Моя борьба". Однако Гитлер не обещал ему ничего конкретного. Бос так и не дождался совместного заявления всех трех держав "Оси Берлин-Рим-Токио" по Индии.

       Правда, радиопропаганда на Индию из Берлина и Рима продолжалась по-прежнему. Бос призывал индийцев к вооруженной борьбе против англичан и к дезертирству из рядов британской армии. Немалым подспорьем в достижении поставленных им перед собой целей служили военные успехи японцев. После завоевания британской колонии Бирмы японцами Бос объявил о скором вторжении японской армии и в Индию, заклиная индийцев сбросить, наконец, цепи колониального рабства.

       В августе 1942 г., при активном участии Сарата Чандры Боса, вспыхнуло восстание индийцев против британского господства под лозунгом: "Покиньте Индию!" ("Quit India"). Однако оно завершилось неудачей, поскольку произошло неожиданно для японцев, не успевших придти на помощь восставшим. Имевшийся у японцев Оперативный план № 21, предусматривавший вторжение в Британскую Индию, был отложен на неопределенное время.

       Тем временем Субхас Чандра Бос готовился в Берлине принять власть над Индией. В качестве нового национального символа "Азад Хинд" был принят "самый индийский зверь" - тигр естественной расцветки (изображенный в момент прыжка на врага), в качестве приветствия и боевого клича – возглас: "Джай Хинд!" ("Да здравствует Индия!"), сопровождавшийся "арийским приветствием" (выбросом правой руки вперед и вверх). Бос разделил "Центральное управление Свободная Индия" на две секции (военную и гражданскую). Вопросами пропагандистского обеспечения свержения британского колониального ига надлежало заниматься гражданской секции, страдавшей от нехватки специалистов. Военная секция занималась вопросами формирования "Индийского легиона", численность которого была в конце войны доведена до 3700 солдат и офицеров.

       В начале 1943 г. Бос последовал совету фюрера Третьего рейха (подарившего ему на аудиенции именной серебряный портсигар - подарок, казалось бы, необычный для некурящего Гитлера; впрочем, лидер НСДАП и своему "королю диверсантов" Отто Скорцени тоже как-то подарил портсигар - причем даже еще более дорогой, покрытый белой эмалью, со своим факсимиле и имперским орлом из чистого золота) продолжить свою пропаганду на Индию с территории, оккупированной японцами. Японское правительство долго колебалось, прежде чем впустить Боса в зону своего влияния. Лишь полностью осознав, что индийцы никогда не смирятся с попытками японцев навязать им свое господство, они пустили Боса к себе.

       9 февраля 1943 г. Субхас Чандра Бос отплыл из Бремена (а не из Киля, как иногда пишут) на борту германской подводной лодки U-180, взявшей курс на Восточную Азию. 2 марта немецкая субмарина в условленном месте встретилась с японской крейсерской подводной лодкой I 29. 6 мая субмарина прибыла в порт Сабанг на о. Суматра в оккупированной японцами Нидерландской Ост-Индии (Индонезии). 16 мая японский военный самолет с Босом на борту приземлился на токийском аэродроме. 14 июня 1943 г. "нетаджи" был принят главой японского правительства генералом Хидэки Тодзио (Тодзё). Тодзио сообщил Босу о безоговорочной поддержке Японией борьбы индийцев за независимость. 21 октября 1943 г. Бос, опираясь на поддержку японцев и более чем двухмиллионного индийского населения Малайи и Бирмы, провозгласил в захваченном японцами Сингапуре создание "Временного правительства Свободной Индии". В пропагандистских целях правительство "Азад Хинд" выпустило даже собственные почтовые марки, представляющие в настоящее время немалую филателистическую ценность.

       Правительство Боса, которое было незамедлительно признано Германией, Италией, Японией и их союзниками по "Антикоминтерновскому пакту", объявило от имени Индии войну Великобритании и США, что, конечно, носило чисто символический характер, но в то же время сделало положение "Свободной Индии" более независимым от стран "Оси", как бы приблизив ее к ним по статусу. С другой стороны, С. Ч. Боса немало опечалило то обстоятельство, что из более чем 70 000 индийских солдат и офицеров британских колониальных войск, взятых японцами в плен после падения Сингапура, только 20 000 откликнулись на его призыв бороться с оружием в руках против англичан, а 50 000 предпочло остаться в плену у японцев. Приходилось делать ставку на вербовку добровольцев из числа гражданских лиц индийского происхождения, в лучшем случае не обладающих необходимым боевым опытом, а в худшем - вообще не обученных военному делу...

       В рамках проведенной 5 января 1944 г. в Токио "Великой Восточноазиатской конференции", в которой, наряду с японским премьером Тодзио, приняли участие также главы правительств союзных с Японией государств Маньчжоу-Го (Маньчжурской империи), Филиппин, Бирмы и Сиама (Таиланда), наиболее яркими и запоминающимися были выступления Субхаса Чандры Боса.

       В качестве первой резиденции своего правительства на территории Индии был избран г. Импхал (который, однако, еще предстояло отвоевать у англичан). Равноправие "Индийской Национальной Армии" (Indian National Army), или "ИНА", сформированной Босом, на базе сформированной еще раньше "Индийской Освободительной Армии" (Indian Liberation Army), из военнопленных, перебежчиков и добровольцев на оккупированной японскими войсками территории, с японской императорской армией было закреплено специальным соглашением. В то время как формирование "Индийского легиона" в Европе шло все более медленными темпами, Босу удалось мобилизовать индийское национальное движение на формирование индийских вооруженных сил для освобождения Индии. Индийцы шли служить в ИНА с искренней верой в то, что, хотя они и вступят в Индию, обмундированные в японскую военную форму, но будут бороться за свободу своей страны. Бос не сомневался в том, что при переходе японских и союзных с ними индийских войск через бирмано-индийскую границу вся Индия окажется охваченной антибританским восстанием:

       "У нас нет ни малейшего сомнения в том, что, когда мы перейдем индийскую границу с нашей армией и поднимем наш национальный флаг на индийской земле, в нашей стране начнется подлинная революция, которая окончательно сокрушит британское правление в Индии".

       Его надежды были отнюдь не беспочвенны, опираясь на безоговорочную поддержку, оказываемую своему "нетаджи" индийским населением оккупированных японцами территорий. Казалось, Босу удалось заразить своим оптимизмом даже японцев.

       Императорская штаб-квартира 7 января 1944 г. отдала союзным Японии индийским сухопутным силам приказ о вторжении в Индию. "Индийскую Национальную Армию" (насчитывавшую к тому времени более 50 000 активных бойцов), предполагалось использовать в качестве второй волны японской армии вторжения.

       Однако, вопреки ожиданиям, начавшееся наступление японцев, объявленное Босом "походом на Дели" и "битвой за Индию", не побудило население Индии взяться за оружие. Чаемого всеми национального восстания так и не произошло. Да и число индийцев, дезертировавших из рядов британских колониальных войск, оказалось не слишком большим.

       Военная инициатива к описываемому времени прочно перешла к Англии и ее союзниками, да и японский Генеральный штаб, как выяснилось, планировал вторжение в Индию как операцию ограниченного масштаба, рассчитанную, прежде всего, на обеспечение обороны Бирмы; вовлечением же сил ИНА в эту операцию японцы всего лишь надеялись испытать лояльность индийских солдат британской армии.

       Мало того – японцам и индийцам Боса даже не удалось выбить "британцев" (то есть, главным образом, тех же индийцев, только обмундированных в форму британской колониальной армии) из Импхала ("индийского Сталинграда").

       Вскоре широковещательно провозглашенный Босом "марш на Дели" обернулся отступлением, сопряженным с большими потерями. Но самым обидным для "нетаджи" был тот факт, что к отступлению японцев и ИНА (сражавшейся под оранжево-бело-зеленым знаменем с синим изображением "гандийской прялки" на центральной белой полосе) вынудило сопротивление не просто каких-то "британских", а именно индийских военных контингентов, хотя и сражавшихся под командованием столь ненавистных Босу английских офицеров.

       8 июля 1944 г. все наступательные операции японских войск и их индийских союзников против Британской Индии были прекращены. Бос, не желавший смиряться с поражением, был полон решимости драться до конца и даже приказал сформировать из числа индийских добровольцев отряды смертников по образцу японских камикадзе. Тем не менее, авторитет Боса в глазах японского правительства отныне был близок к нулю. С величайшим трудом ему удалось сохранить самостоятельность ИНА и дипломатическое признание своего Временного правительства, резиденцией которой стал Рангун (столица Бирмы).

       После своего ухода в отставку 18 июля 1944 г. бывший японский премьер-министр генерал Тодзио в частной беседе с Босом признал, что недостаточное внимание, уделявшееся японскими политиками индийскому вопросу, было "роковой ошибкой" и что Японии следовало бы в качестве первостепенной цели рассматривать освобождение Индии, как ключа к британскому владычеству над Азией.

       4 мая 1945 г. Субхас Чандра Бос со своим Временным правительством бежал из Рангуна под натиском английских войск. В день, когда американцы сбросили свою вторую атомную бомбу на японский город Нагасаки, Бос находился в Сингапуре. Там члены его Временного правительства, по некоторым сведениям, ожидая неизбежного столкновения между СССР и его западными союзниками после поражения держав "Оси" в войне, приняли общее решение переориентироваться на СССР и бежать на самолете...в Советский Союз!

       Им удалось бежать в Сиам, все еще оккупированный японцами, и добиться у местного японского военного командования предоставления им двухмоторного бомбардировщика (несмотря на отказ официального Токио). Самолет с самим Босом, членами его правительства и высшими офицерами ИНА на борту взял курс на Маньчжурию, с намерением приземлиться в Мукдене, но был вынужден совершить промежуточную посадку с целью дозаправки и техосмотра в Тайбэе на о. Формоза (ныне – Тайвань).

       Перед отлетом Бос якобы сказал своему японскому переводчику: "Я готов стать русским пленником. Одна надежда сегодня на русских. Я уверен, что они еще столкнутся с англичанами. А это принесет свободу Индии". Трудно сказать, чем увенчалась бы для Боса эта авантюра. Скорее всего, его ожидала судьба лидера русских фашистов-чернорубашечников в Маньчжурии Константина Родзаевского и лидера сотрудничавших с Гитлером армянских националистов Гарегина Нежде, наивно отдавшихся под "покровительство"  товарища Сталина и уничтоженных кремлевским диктатором. Хотя...кто знает? Уцелел же Генри Пу И, последний маньчжурский (а до того - последний китайский) император, взятый в плен советскими десантниками в те же дни 1945 г.!

       Вскоре после взлета у самолета отказал один из двигателей (тот самый, в котором персонал аэродрома при техосмотре обнаружил и "устранил" неполадки!), и машина с высоты 30 метров рухнула на взлетно-посадочную полосу.

       Авиакатастрофа произошла 18 августа 1945 г. Все пассажиры и члены экипажа, находившиеся на борту самолета, погибли.

       Субхас Чандра Бос получил такие тяжелые ожоги, что в ту же ночь скончался в тайбэйском военном госпитале. Британцам не пришлось заботиться даже о возвращении его тела в Индию, поскольку Бос был сожжен, а его прах захоронен в японском буддийском храме Рэнкодзи в Токио. Это произошло весьма кстати для англичан, опасавшихся, что Бос станет для индийцев национальным героем и мучеником борьбы за свободу, память о котором могла бы омрачить англо-индийские отношения.

       Многочисленные сторонники Боса в Индии и после смерти продолжали именовать его "нетаджи". В этой связи необходимо заметить следующее. "Джи" - одна из наиболее распространенных частиц, прибавляемых к титулам и именам в Индии (например – Гандиджи, Морарджи, Чаттерджи и т.д.). Частица "джи" применяется к самым различным людям, безразлично, будь то мужчина или женщина, юноша или подросток, но всегда заключает в себе оттенок уважения к ее носителю и является эквивалентом японской частицы "сан".

       Индийские языки богаты вежливыми оборотами, префиксами и суффиксами, добавляемыми к именам и званиям в качестве почетных титулов; "джи" является среди них простейшим, наименее официальным и наиболее распространенным. Частица "джи", имеющая очень давнюю историю, происходит напрямую от санскритского слова "ария", или "арья" (arya="аристократ", "благородный"), со временем превратившегося в "аджа" (aya, aja), а затем – в упрощенный вариант "джи". Таким образом, "джи" означает не что иное, как "арья", "ариец", "арий".

       После провозглашения независимости Индии 15 августа 1947 г. во многих городах Индии были воздвигнуты памятники Субхасу Чандре Босу. Мемориал Боса в г. Калькутте был торжественно открыт при огромном стечении народа в 1965 г. самим тогдашним премьер-министром Индии Лалом Бахадуром Шастри.

       С 1961 г. в родном городе "нетаджи" - Калькутте – существует Дом-музей Субхаса Чандры Боса, где хранятся многочисленные редкие экспонаты, повествующие о его жизни и борьбе – в частности, об организации Босом "Индийской Национальной Армии", переходе силами ИНА северо-восточной границы Индии, о битве с британскими войсками за Импхал и т.д., в том числе военная фуражка Боса - Главнокомандующего ИНА -, поясной ремень и сапоги "нетаджи", стол и кресло, которыми Бос пользовался в Сингапуре, полученный им в дар от японского Императорского правительства 21 октября 1943 г. самурайский меч и многое другое.

       С 1981 г. в индийском штате Западная Бенгалия функционирует Институт азиатских исследований им. Нетаджи Субхаса Чандры Боса – крупнейший в Индии научный центр социологических исследований, финансируемый правительством штата. Основными темами исследований института являются индийское национально-освободительное движение, роль Субхаса Чандры Боса в формировании "Индийской Национальной Армии", развитие процессов национального возрождения в Южной и Юго-Восточной Азии и азиатские отношения в целом.

       Джай Хинд!

       Здесь конец и Богу нашему слава!


Рецензии