Вий. Малороссия глазами иностранцев

«Вий» 3D: Малороссия глазами иностранцев

 30 января 2013 года в кинотеатре «Пять звёзд» вышел в прокат новый фантастический триллер «Вий» 3D, снятый по мотивам произведений Николая Гоголя.

Прежде всего, стоит обратить внимание на метку «по мотивам». Гоголя там искать не стоит. Авторы сценария интересовались не только и не столько героями «Вия» или «Вечеров на хуторе близь Диканьки», сколько атмосферой чертовщины. Но эта чертовщина с лёгким налётом этники должна быть продаваемой и в Европах, поэтому она претерпевает ряд необходимых сюжетных вставок и изменение акцентов.

Главный герой фильма режиссёра и сценариста Олега Степченко вовсе не казак или нечисть из украинской мифологии, а британский ученый, географ и картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг), прообразом для которого якобы послужил реальный автор книг о Трансильвании и Московии XVIII века. Джонатан – один из немногих персонажей фильма с прописанной историей и действующий согласно определённой логике. Хотя знакомство с ним начинается со скандала в благородном семействе с совращением девицы, далее он ведёт себя как порядочный человек, отправляет письма возлюбленной с голубиной почтой и следует заявленным целям учёного. Он путешествует по миру в необычной карете, которая оборудована специальными приборами для измерения расстояния и способна ехать без кучера. Как Грин общается с народом Украинского Полесья – остаётся загадкой, так как он с казаками попеременно говорит то на английском, то на русском языке и при этом все настолько сообразительны, что неплохо понимают друг друга.

Оказавшись на хуторе Хортица, который имеет дурную славу, Грин продолжает свои научные исследования, но, столкнувшись с местным населением, выживает чудом. Местный священник Паисий (Андрей Смоляков) держит народ в священном страхе, запугивая проклятиями и вещая о нечисти, населяющей хутор. Этот священник больше похож на главаря на зоне, власть которого почти безгранична. В его доме есть комната пыток со всем инструментарием, необходимым для получения чистосердечных признаний от ведьм и ведьмаков.

В рассказах, вранье казаков, событиях в Хортице столько путаницы, переплетений, что разобраться что, как и зачем происходит почти невозможно, да это и не столь важно. Впрочем, казаки изображены так, как представляют русских «глазами американцев» в анекдоте:
«- Дорогая, я дома!
- Почему так поздно?
- По дороге медведь ногу вывихнул - пришлось водкой отпаивать.
- Садитесь все! Давайте выпьем водки.
- Мам, я пойду, поиграю с медведем.
- Хорошо, только сначала выпей водки»… и т.д.

Здесь водка заменена на другую национальную валюту – мутную горилку и все её пьют, не расставаясь с бутылкой вообще, а общаются здесь запросто не с медведем, а с оборотнями. В одном эпизоде четыре казака приходят выпить с британцем и пьют упорно, опаивая и гостя. И начинается светопреставление: казаки превращаются в мистических чудовищ, желающих погубить Грина. Созданные в лучших голливудских традициях, упыри получились яркими, страшными, но достаточно забавными. Грин умудряется обезопасить себя, нарисовав мелом магический круг, но тогда новоявленная нечисть вызывает Вия, который просит учёного о помощи. Глаза Вия выразительны и лучше в них не смотреть, тем более что это непросто – в глазницах по сотне глаз. Но чудовища, которые являются участникам попойки во время белой горячки, не напоминают традиционных восточнославянских духов. Как сказано выше, этничность есть, но тонким слоем, преимущественно в одежде. И вспоминаются старые мультфильмы и фильмы по Гоголю – какие же чистенькие там герои! В новеньких шароварах, белёных свитках, с шёлковыми кушаками. Здесь же всё покрыто мутным налётом мистического триллера. Грязные хаты, растрёпанные, похожие на ведьм женщины. Убогий, отталкивающий мир. Вполне в соответствии с  жанром.

Не добавляет национального колорита и музыка, и не удивительно – музыку написал испанец Антон Гарсиа. Во время титров что-то звучит околонародное, но очень невнятно.

Итог. «Вий» 3D – мистический триллер в европейских традициях. Качественная графика и красивые виды искупают многое. Я не любитель подобного жанра, и не могу привыкнуть к 3D-изображению, но данную вещь можно смотреть даже с интересом. В самом  начале были затянутые моменты, но в целом изображение держало внимание. В тонкости сюжета вникать не всегда просто из-за недостаточной внятности речи и путаницы в самом сюжете, но это и не столь важно для мистических ужасов. Страшная сказка состоялась. Хотя – сказка ли? Очень понравилась последняя фраза, которую Джонатан Грин записал, выехав на чистую дорогу из заколдованного места: «Всё, что я видел, является игрой воображения, а деятельность мозга недостаточно изучена, поэтому выводы какие-либо сделать невозможно»…

Культурный обозреватель: Ирина Пекарская
Опубликовано: информационно-развлекательный портал "Галерея Гуляева"


Рецензии