первый снег

Декабрь, но снега нет и оттого, глядя на серость улиц, на душе неуютно. Ветер гонит по улице опавшие листья и обрывки бумаги с ближайшей мусорки. Деревья стоят голые и кажется, что вместе с ними замерзают и дома, и столбы, и редкие прохожие, спешащие скорее укрыться в тепло своих квартир. Толи дело, когда выпадает снег. Все вокруг обновляется – я бы даже сказал – возрождается. Деревья покрываются теплой шубой, улицы и дома преображаются, а когда из-за туч выглядывает солнце, то все вокруг начинает искриться и играть в ярких лучах, отражающихся от первозданной белизны. Невольно и люди, глядя на эту красоту, тоже начинают меняться, улыбки озаряют их лица, а что уж говорить о детворе. Смех и шум несутся со двора – кто-то играет в снежки, кто-то катается с горки на санках. И где они прятались до этой поры. В такое вот бесснежное время их не видно, но как только выпадает первый снег, они, как грибы после дождя, заполняют все вокруг.
Скоро Новый год. Степан смотрит в окно и тяжело вздыхает. Здоровье совсем подорвалось, хотя и годков-то ему не так уж много – что для мужчины пятьдесят, но ему почему-то кажется, что он уже прожил чуть ли не целый век.
Ох-хо-хо. Нужно что-то делать с работой. Деньги кончаются. Заплатишь за услуги – газ, электроэнергию, воду, и опять в карманах пусто. Жена ничего не говорит, но он видит, как она тяготится тем, что он просиживает день за днем дома. Нет, она все понимает, и что нет его вины в том, что на заводе трудности, и он по возрасту попал под сокращение, и все его попытки найти новую работу не привели к желаемому результату, но втайне она надеется, что, если Степан будет ходить по инстанциям и требовать, его обязательно восстановят на прежней работе, где он добросовестно трудился 25 лет, и в их дом вновь вернется та спокойная и размеренная жизнь с чаепитиями и долгими разговорами. Женщина, есть женщина, что с нее возьмешь. Сейчас такое положение во всей стране – молодые, сильные мужчины не могут найти достойную работу, а что уж говорить о таких, как я. Но в чем она права, так в том, что руки опускать не годится. Ведь хоть здоровье и пошаливает, но опыт то приходит с годами, и его просто так не растеряешь. Не зря же он столько лет оттрубил на заводе, ведь чему то же он научился. И надо полагать, он еще сможет быть полезен. Конечно, сторожем или кочегаром, как многие его знакомые, он бы не хотел быть, но любой труд в почете, и если будут неплохо платить, то он вынужден будет согласиться и на менее престижную работу. Трофимыч обещал похлопотать, но пока не стоит говорить жене, чтобы зря не расстраивалась, если что-то сорвется.
Степан обернулся, посмотрел на жену. Она сидела в кресле под торшером и вязала носки внуку. Что-то в последнее время сынок с семьей стал редким гостем. Видать после того, как я потерял работу, не хотят быть обузой. Да разве они для нас обуза?
 Ох-хо-хо. Видать старею. Раньше и времени не было задумываться. С утра до вечера на работе, а после работы то домино с мужиками, то телевизор, а поговорить с сыном, пообщаться недосуг. Теперь времени полно, да они стали редкими гостями.
Включить что ли телевизор, да не охота расстраиваться –то там война, то тут катастрофа. Везде бардак, вроде никто на страну не нападал, такое ощущение, что по стране Мамай прошел. Вроде все коммунизм строили. Думали построим, вот тогда заживем на зависть всему миру. Но хотеть, не значит иметь. Даже и надежда начала умирать. Конечно, отцам тяжелее было. И разруху, и голод, и войну – все перенесли и руки не опустили, детей рожали, строили дома, радовались каждому новому дню, пели, плясали. Что же со всеми нами сейчас стало? Вроде и деньги есть, и машины, и квартиры, а вот радости нет. А почему, да потому, что с экранов телевизоров столько соблазнов сыплется на бедные головушки, что люди с ума посходили в погоне за тем, что предлагается.
Если взрослые в жизни растерялись, а что уж говорить о детях. Раньше что мы видели в детстве, а теперь на их головы столько всего обрушивается, что даже и не знаешь, что им посоветовать.
В школах такие программы навыдумывали, что им и отдохнуть некогда. А компьютеры, Интернет, телефон, игры – их за уши не оттянешь, поесть некогда. Внуку говорю: «Зачем тебе этот компьютер, лучше вон с отцом на рыбалку съезди, в футбол с друзьями поиграй, в горы сходите, клуб по интересам организуйте». В ответ он только смеется: «Ты, говорит, отстал, дед, без компьютера сейчас никуда, а без телефона так даже и ты с бабушкой уже не обойдешься». Вообщем-то по своему он прав, вот только детство проходит стороной, и не виртуальное, а в реальной жизни. Нам было проще и сейчас хоть вспомнить есть что, а что они вспоминать будут.
Скорей бы пошел снег, а то что это за Новый год без снега. Курам на смех. Надо и о подарке подумать. Может деньжат занять, да свозить внука на городскую елку. Пусть повеселится, да и я развеюсь.
Жена задремала, выронив вязание из рук. Степан осторожно подошел и подложил ей под голову подушечку, выключил свет, а сам пошел на кухню и поставил чайник на огонь.
За окном стало темнеть. В свете зажегшихся фонарей замелькали снежинки, а потом снег повалил хлопьями, дружно покрывая улицы белым покрывалом.
Зазвонил телефон. Степан поднял трубку, из нее донесся веселый голос внука:
- Привет, деда, смотри в окно, снег пошел. Ты что завтра делаешь? Если за ночь выпадет много снега, пойдем в парк на лыжах кататься?
За окном тихо падал снег. С чашкой чая в руках Степан смотрел на преобразившийся город. Завтра с внуком они пойдут кататься на лыжах. Жизнь продолжается пока есть дети и внуки, есть и смысл жить, работать, а трудности всегда были и будут. На то мы и люди, и чем больше трудностей, тем сильнее становится человек, а Человек – это звучит гордо!

Интернет


Рецензии