Тот самый длинный день в году...

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Константин Симонов.

Они  живут настоящим,смотрят в будущее, но ни на секунду не забывают те годы. Не могут забыть ту жизнь. Ту далекую, непростую жизнь. Они нам рассказывают, как это было, как это началось, где в этот момент были они сами и их родители: мама, папа, близкие: братья, сестры. И, вспоминая все события, слезы невольно начинают течь с их глаз. С их добрых, с милыми морщинами, наполненных любовью глаз. Любовью к жизни, к миру. Сколько времени прошло, а слезы все идут... 
- В тот год мне было 14 лет. Когда началась бомбежка, мы с мамой не поняли что случилось, выбежали на улицу, а там такое... Отца именно в этом месяце отправили служить на другой конец света, брат уехал в пионерский лагерь на летние каникулы в другую часть России. И представляешь себе, ни я, ни мама два года не знали, что с ними было - живы ли они, - не было от них никаких вестей... целых два года.
     В тот воскресный день, вместо радости и улыбок, они наблюдали горе. Горе коснулось всех.
     Частенько думаешь, сидя у себя дома, мирно попивая кофе, смотря в окно и наслаждаясь голубым небом, криком резвящихся детишек во дворе, думаешь, ведь такого времени в юные годы наших дедов и бабушек не было, они его пропустили. Ведь когда началась война, им всем было по одиннадцать - семнадцать лет. И они шли воевать. Шли добровольцами. Не смотря на юность, они верили в себя, верили в победу, верили в мир, верили в жизнь, в мирную жизнь, в мирную жизнь своих детей, внуков. Верили в Россию. Они любили свою родину, они хотели ее защищать и они защищали ее, они отдавали за нее жизни.
У них была вера. Вера та самая, что творит чудеса, что искрится в глазах каждого неугасимым огнем. Вера их была непоколебимой. Вера в Бога. Вера в Победу.
- Утром я рано-рано проснулся и не спал. Помнится, появился такой гул, как будто самолеты летят. Потом взрыв: один взрыв, потом второй, потом третий. И потом все это превратилось в такой настоящий рев.
 Никто не знает, кроме их самих, что было на самом деле в июне 1941 г..  Мы знаем все события Второй мировой войны по школьным учебникам, хрестоматиям, рассказам учителей, преподавателей. Но увидеть глазами очевидцев - ветеранов всё, что произошло 22 июня, и что продолжалось до самой победы 1945 г., не сможет никто.
 Никто не празднует 9 мая так, как празднуют ветераны.
Для молодых людей, скорее всего, этот день является обычным праздником, поводом отдохнуть, отдохнуть от работы, от хлопот, от проблем и просто погулять по Красной площади, посмотреть на стареньких людей со знаменами, медалями на груди. Пофотографироваться с ними.
Я не говорю, о том, что нынешнее молодое поколение не чтит ветеранов, не чтит заслуги дедов и бабушек, которые принимали участие в войне и жили в то время. Мы их любим, любим всем сердцем. Бережем их, пытаемся уделить им внимание. Как можно больше внимания. Постоянно расспрашиваем их о тех ужасных минутах, днях, годах. Расспрашиваем их для того, чтобы попытаться приблизиться к ним, попытаться испытать хотя бы мизерную часть того, чего испытали они. Попытаться принять их воспоминания, их боль на себя. Но до конца этого сделать так и не удается... не удается никому. Единственное, что бывает - слезы, мурашки,ужас, холод. Но разве это является той мизерной частью? Конечно нет. Это даже не одна миллионная часть.   
Я знаю, каждый год в День Победы в Москве бабушки и дедушки собираются  на ст. м. Театральная, напротив гостиницы. Собираются все вместе, собираются и поют, махая красным флагом, с изображением в верхнем левом углу серпа и молота.

3.02.2014
 
 


Рецензии