Его 113 любовь I часть

ПРОЕКТ: "ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ"



ЕГО 113 ЛЮБОВЬ...
(Н.Н. Гончарова в жизни и творчестве А.С. Пушкина)

     Знаменитый педагог К.Ушинский писал: "Всякое истинное наслаждение изящным само по себе источник нравственной красоты." Пытаясь раскрыть тайну этой женщины, я хочу обратиться к её портретам, чтобы разгадать самое сокровеннейшее. Ведь ещё великий Леонардо утверждал: "Живопись - немая поэзия." Может быть она поможет нам? Наталью Николаевну рисовали многие известные мастера. Как можно было пройти мимо этой красоты, этих карих с золотом глаз, едва косящих, так что косина их, почти незаметная придавала лишь неточность взгляду, подчёркивала его загадочность, мимо лёгкого, чуть заметного, трагического излома левой брови? На акварели Т.Райта мы видим изображение профиля Натальи Николаевны, она облокотилась на левую руку, на ней тёмное, закрытое платье с белым воротником. "Прекрасные дамы просят меня показать Ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами (!) простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на Вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 р.", - писал Пушкин из Петербурга в Москву 30 июля 1830 года. Поэта привлекают не только большое внешнее сходство юной девушки с изображением мадонны, но и природные свойства её натуры - чистота и прозрачность души, затаённая грусть, отречение от себя. Высказывания самого Поэта и его современников свидетельствуют об удивительной гармоничности внешнего облика Натальи Николаевны. Из письма неизвестного: "Бог мой, как она хороша, эта самая мадам Пушкина, - она в высшей степени обладает всеми теми целомудренными и умиротворяющими свойствами, которые тихо привлекают взгляд и пробуждают в сердце того, кто их наблюдает, мысль, я бы сказал, почти религиозную. Жаль, что её лицо так серьёзно, но когда по временам на её губах мелькает улыбка, как ускользающий луч, тогда в её ясных глазах появляется неизъяснимое выражение трогательной доброжелательности и грусти, а в её голосе есть оттенки нежные и немного жалобные, который чудесным образом сочетается с её голосом." Как определил искусствовед Кока Г.М., картина с изображением "белокурой мадонны", которую видел. А.С. Пушкин, продавалась в магазине И.В.Сленина на Невском проспекте, была старинной копией с оригинала Рафаэля, исполненного в 1507г. Оригинал именуется "Бриджуотерской мадонной" по имени одного из владельцев. В 19 веке она пользовалась громкой славой. В заметке из номера "Русского инвалида", который несомненно читал Пушкин, написано: "Стоя перед сим образом, чувствуешь не удивление, не восторг, но благоговение, постигаешь непостижимое, становишься... небеснее". Пушкин в своём стихотворении нашёл для определения картины точные и ёмкие выражения. Во всяком слове Поэта, скажем вместе с Гоголем, - "бездна пространства". Давайте вглядимся в Рафаэлевскую мадонну. Чем она напоминала Наталью Николаевну? Мы видим таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза женщины. И тут же возникает удивительное чувство гармонии и меры. Её глаза не только красивы, но и бесконечно мудры. При взгляде на эту картину Белинский позже напишет: "Я невольно вспомнил Пушкина, - то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний; недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре". Откроем дневник Долли Фикельмон: "Лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхоличным выражением, глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то, чтобы косящий, но неопределённый, тонкие черты, красивые чёрные волосы". И ещё в 1831 году: "Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. есть что-то воздушное и трогательное во всём её облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Сейчас ей все улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова её склоняется и весь облик как будто говорит: "Я страдаю." Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, такого поэта, как Пушкин". Полюбуемся акварелью Брюллова (1832г.) - тонкие, породистые, интеллигентные черты. Юная, прекрасная, с таинственным, рассеянным взглядом немного раскосых глаз и задумчивым лбом. Вот другое её изображение: живописный портрет работы И.К. Макарова. Он сделан через несколько лет после гибели Пушкина. Здесь она уже значительно старше, но всё той же мягкой женственностью и еле уловимой грустью дышат её черты. А вот очаровательный акварельный портрет В.Гау (1842г.), где Наталья Николаевна изображена в открытом бальном платье, на голове маленькая чёрная шляпа со спускающимся на обнажённое плечо страусиным пером. Вспоминается как хорошо сказал писатель А.Ф.Вельтман: "Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощённая поэзия". Наталья Николаевна была необходима не только Пушкину, но и его поэзии. Он и в жизни был пророчески мудрым, видевшим людей насквозь... Его гениальные озарения были не следствием ослеплённости, они и в поэзии, и в его жизни всегда исходили из реального понимания этой самой жизни, постижения всех её глубин. И любовь в жене была отнюдь не "тяга гения к пустому месту" (М. Цветаева), это была великая Пушкинская тяга к гармонии. Об этом писал исследователь Н.Доризо. Она была гениальным предчувствием лирической героини - Татьяны Лариной, которая стала для поэта идеалом замужней женщины. Те, кто безоговорочно осуждают жену А.С. Пушкина, - смотрят не на неё, а сквозь неё, поверх неё, как поверх неодушевлённого предмета. Но никому не позволено умерщвлять живое даже во имя Гения.

                Продолжение: http://www.proza.ru/2014/02/04/2408
иллюстрация: И.К. Макаров, 1849г. Портрет Н.А. Пушкиной.
http://john-petrov.livejournal.com/884247.html


Рецензии
Не всё так однозначно.Быть женой поэт-тяжёлый крест.Тем более,что Пушкин был далеко не ангел,но чувство любви питало всю его поэзию и прозу.И несомненно,жена если и не являлась музой,то всё же воодушевляла Поэта.Не надо Поэта и его Женщину идеализировать.Люди,со своими взглядами на окружающий мир и людей.Муж и жена.Между,которыми обязательно возникал конфликт.ссоры,потом прощения,радость.Наталья совсем не ангел.Она красивая женщина,умная,капризная,прагматичная,иногда вздорная и вспыльчивая.Женщина!!!А значит ей можно простить некую несдержанность.Она,именно она в сердцах и с досадой в голосе воскликнула однажды,что "Пушкин,как ты надоел со своими стихами",а он собирался прочитать новое стихотворение ей и тем кто был тогда рядом. Я не могу утверждать ,что она без памяти любила Пушкина.Рожать детей от мужа и любить его разные вещи.Весь дальнейший жизненный путь её говорит о том,что Александр Сергеевич не был для неё божеством,просто отцом её детей.Поверьте,я ничуть не унижаю её роли в творчестве Поэта,но небесных восхвалений Наталья Гончарова не заслуживает.Внешняя красота ещё не показатель красоты душевной."Александру быть звездой,ей же-только отраженьем..."Нельзя считать женщину великой,только потому,что она была женой великого Поэта.
Может быть я не прав.Но я так считаю и Вам не стоит на меня обижаться.Будьте счастливы!

Невзучьев Александр   27.10.2014 23:41     Заявить о нарушении
как замечательно,что он не был для неё божеством)как рожать от божества-не представляю))
а уж какой он был переменчивый и вспыльчивый)) я её не считаю великой, умной, интересной, личностью - считаю.
у меня другой взгляд абсолютно. жаль,что не выложила другие части ещё.
спасибо за такой подробный разбор,Александр. рада вдумчивым авторам.
и рада знакомству.
доброго дня,

Арина Феева   28.10.2014 07:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.