Статья для Русского музея к выставке Дмитрия Шувал

  Большое видится на расстоянии, и в полной мере оценить Дмитрия Шувалова, его вклад в искусство как художника и педагога еще предстоит. Основываясь на опыте предыдущих школ изобразительного искусства от старых мастеров до импрессионистов и мастеров советской школы, Дмитрий Александрович создал систему обучения живописи гениальную и достаточно простую одновременно. Основой метода Шувалова были веками проверенные правила гармонии, о которых часто забывает современная школа, в которой упор в основном делается на «живое чувство» и личную одаренность ученика, то есть на интуитивный талант. Дмитрий Александрович часто говорил ученикам: «Чувства это хорошо, но нельзя постоянно работать на чувствах. Что же вам тогда на личную жизнь останется? Пока вы учитесь, получаете образование – набирайтесь знаний. Знания – это костыли, которые помогают идти своей дорогой в искусстве. Будьте экономными, а то вы весь свой талант потратите во время обучения, вас похвалят, скажут, что вы – гений, а как вы дальше-то работать будете? Получается, что ваш творческий потенциал изнасиловали, а взамен ничего не дали. В Школе-то главное – знания, то, что помогает в дальнейшей работе».
  Еще знаменитый преподаватель Чистяков говорил о том, что Школа должна предоставлять только знания, и не вмешиваться в личное творчество художника. Творческая свобода и так существует за стенами учебного заведения. Школа должна быть неизменной и не поддаваться веяниям сиюминутной, часто разрушительной моды, иначе теряется весь смысл учебного заведения, если там царит модная анархия и ничего не преподают. Школа, как библиотека или музей по своей сути учреждение достаточно бесстрастное и консервативное. Его цель – передавать многовековой опыт, предоставлять знания, проверенные веками. Сейчас многие знания потеряны, и обучение подразумевает в основном тренировку и подражание учителю, знаний же логических очень мало, и если что-то еще осталось в преподавании рисунка, то такие дисциплины как живопись и композиция почти совсем лишены «мозгов». Положение усложняет большое количество наукообразной литературы, которая на практике никак не помогает. Потеря Школы ведет к вырождению. Еще многие мудрецы говорили, что нет будущего у народа, который не помнит своих корней.
   В сознании обывателя до сих пор, с легкой руки Пушкина, укоренилось мнение о том, что настоящий гений в искусстве может быть только интуитивным, якобы логика убивает полет гениальной мысли. Если это так, значит, логика была бездарной, ведь природа гения в любой области похожа, есть гениальные математики и физики, работу которых невозможно представить без расчетов. Шувалов называл себя Сальери, а студентов-первокурсников Моцартами, иногда глупыми Моцартами. Настоящая, живая логика может только помогать художнику и развивать все искусство в целом. Например, Вагнер создал самые значительные свои произведения после того, как написал теорию музыки.
  Сейчас искусство живописи переживает кризис, однако такие люди как Шувалов дают надежду на возрождение.

Надежда Беленькая. Практикующий живописец. Лауреат международных премий по миниатюре. Автор книги «Система обучения живописи Дмитрия Шувалова. Секреты мастерства».   


Рецензии