Каноэ Каймана обелиск - иконография и резьба

Иконография Обелиска.
Материалу, форме и технологии, применявшейся при создании Обелиска, исследователями никогда не было уделено такого пристального внимания, какое было ими оказано иконографии на поверхности Обелиска.
Слава Обелиска объясняется иконографическим богатством в чавинском искусстве, и обелиск является наиболее иконографически значимым из всего, что показал исследователям комплекс объектов Чавин.
С точки зрения иконографического содержания, Обелиск, обнаруженый Тельо, возможно, вообще самая уникальная из всех находок, сделаных при археологических исследованиях в Перу, за всё время проведения.
Чавинское искусство, в своей основе, является натуралистическим. Субъектами изображений того периода являются люди, птицы, змеи, кошки и другие животные, растения и раковины. Идеализированные формы этих основных элементов, покрыты обильной сеткой, состоящей из
мелких элементов, часты метафорические замены частей тела. Типичным и хорошо известным примером реализации такого приёма является Лансон, навсегда запоминающийся
змеями вместо волос.
Еще одна уникальная особенность иконографии, присущей Обелиску Тельо, заключена в географическом охвате изображенных на его поверхности элементов.
Чавин расположен на важном маршруте от побережья Тихого океана до бассейна Амазонки и культура Чавин заняла все три имеющиеся здесь основные экологические зоны:
1.пустыни побережья;
2.долины в горах;
3.влажные тропические леса.
.
источник - сайт jqjacobs.net, 2001, перевод и редакция - Вольный, 11-2013.
.
Первоначальное расположение Обелиска.
Через долины рек Санта Santa и Монса Monsa можно пересечь Анды путем преодоления перехода только одного высокого перевала. Чавин расположен на этом маршруте и иконография Обелиска отражает естественный мир в тропической низменности, на побережье и в горной местности.
Уникальный синтез межрегиональных отношений в Чавин, также находит свое отражение в монументальной архитектуре.
"Старый" храм, в сочетании П-образной пирамиды и круглой формы углубленного фонтана-бассейна, демонстрирует в себе единение совершенно различных прибрежных традиций и каменной кладки горной местности, привычной для наследников древних поселенцев, корни которых, вероятно, происходят из сегодня известных Токепалы и Гитарреро.
.
Резьба.
Сам посыл к созданию резного рельефа в своём прошлом имеет так же много прибрежного, как много характерного сайтам сообществ глубинных территорий материка прослеживается в камне и штукатурке, использованных для конструкций комплекса.
Иконография и архитектура Чавин рассматриваются экспертами как беспрецедентное объединение ранее разнородных элементов. Это особенно заметно в случае Обелиска Тельо, или, может быть, "Каноэ Каймана" (Roe, 2007).
Обелиск отличается сложной идеей и реализацией исполнения резьбы, в двух представлениях которой, в зооморфных фигурах и общей композиции, на аверсе и реверсе, доминируют атрибуты, связаные с рептилиями, обитающими в низинах тропических лесов - кайманами.
Резьба, нанесённая на Обелиск, настолько объемлюща и символична, что в каждой одной своей композиции передаёт несколько единиц повествования.
Лэтроп сослался на цифры геометрических размеров Обелиска и их соотношения, в качестве подтверждения своей идеи о позиционировании Обелиска как Изначального божества и "всеобъемлющих космологических символов в культуре Древнего Перу, познавшей ядерные основы мироздания".
В иконописи Центральной Америки фигура Каймана является важным компонентом. В «Древе жизни», он обычно изображается спускающимся, в нисходящей динамике, или разделенным по частям, основопологающим, где Кайман изображается в качестве основания дерева, и с его хвостом, замененным на изображения буйной растительности.
Кампана считает, что Обелиск Тельо повествует о космологическом мифе. Уитли видит Обелиск как очень полную и подробную модель Вселенной.
В то время, как спекуляции о значении иконографии интригуют, эти значения и смыслы, скорее всего, всегда будут оставаться в недоказательной сфере. Тем не менее, можно отметить тот важный момент, что символика обладает смыслом и для тех, кто читает знаки иконографии Чавина сегодня.
Эти космогонические интерпретации возникают частично из разнообразных представлений форм жизни в образах, а частично - из-за этнографических аналогий и современных мифов. Два представления каймана огромных размеров, в масштабе почти с высоту Обелиска, сталкиваются носами в вертикальном положении. Орла  Гарпия изображение возвышается над мордой одного из них, что создает впечатление элемента неба в верхней части монолита. Элемент воды в себе неразрывно содержат изображения каймановых, но также раковины моллюсков Спондилус Spondylus и Стромбус Strombus, до начала керамического периода
свойственные скорее эквадорскому побережью Тихого океана и областям Карибского бассейна.
Культурные растения, происхождящие из бассейна Амазонки, представляются имиджами часто связанными с головой, рты и носы на лицах с ярко выраженными клыками, возможно отсылают нас к традиционным для расположения представлениям Ягуара.
Обелиск демонстрирует наибольшее число изображений знака "рот", среди всех изображений в Чавинской иконографии. Среди всего пятидесяти 50 знаков "рот" на резьбе обелиска, пятнадцать 15 имеют сильно преувеличенные размеры.
Множество лиц, изображения ртов, растений, животных, антропоморфов, раковин, змей и геометрических форм, заполняющих пространство на сторонах монолита, покрывают тело Каймана.
Камень сам по себе может придавать значение к объекту. Гранит, как один из самых тяжелых и плотных видов породы, имеющийся в природе, слабо подверженный природным воздействиям, деструкции, выветриванию и истиранию, передает сообщение неизменности. Он также указывает на
вероятное желание создателей тесаных памятников сотворить долгоживущий объект.
Форма объекта, особенно, в связи с возможной функциональностью, также могут обладать некоторым значением. Если стройный монолит был использован в качестве гномона (солнечного указателя времени суток и
или сезона), то образы могут быть связаны с сезонными обновлениями жизни или имеют смысл в контексте течения времени.
В этом контексте, рептилии, очень древняя форма жизни каймановых, и совсем недавно развившиеся формы жизни одомашненных растений, объединяются, чтобы продемонстрировать возможное представление об изменениях в жизни в зависимости от времени,
такая концепция находится в большом соответствии с интерпретацией Обелиска как символа "Древа жизни" и понимания эволюции и взаимосвязи всех форм жизни.
Обелиск, кроме прочего, отсылает наблюдателя к сравнению его с формой пробившегося весной, "выстрелившего ростка".
Значение можно искать также в местоположении объекта. Обелиск Тельо был, по всей вероятности, расположен на той же, центральной оси восток-запад, как и Ланзон, единственный другой призматический гранитный монолит на сайте. Эта ось выравнивается перед восходом Солнца (103 градуса к востоку от севера), что подчеркивает интерпретации монолита, в которых он выступает в качестве гномона солнечных часов.
Лэтроп упоминает и о возможном расположении Обелиска в качестве метки "нулевого километра", установленой на месте, представляющем Центр мира.
Конфигурация Чавин де Уантар напоминает конфигурацию в Тиванако, где тысячелетие спустя ее повторяют
Монолит Понсе в памятнике Каласасайя, и высокий, стройный монолит в утопленной вниз цилиндрической структуре "бассейна", расположенный впереди и на линии осевого центра Каласасайя, чьи тени совмещаются на восходе Солнца в день равноденствия. Эта корреляция усиливает возможные отношения ко времени.
Обелиск Тельо -  интригующая работа, достойная пристального изучения. В то время, как его интерпретация никогда не может быть однозначна, а точка зрения на трактовку элементов нанесенного на поверхность Обелиска рельефа никогда не бывает полностью разделена всеми наблюдателями,
 это, безусловно, свидетельствует о сложности имеющейся иконографии.
Обелиск уникален, так как заставляет исследователя задуматься о мысли создавших его. Интенсивные метафорические замены и такое множество приведённых различных аспектов природы предполагает, что создатели Обелиска "Каноэ Каймана" думали об отношениях этих форм жизни.
Возможно, в этом Обелиск осуществляет предполагаемые его создателями функции, служа немым свидетельством неизменного в отношениях, которые они наблюдали в различных условиях пустынь, гор и джунглей, а также стимулировать тех, кто видит образы, чтобы созерцать жизненные отношения.
Если это так, то по мнению Джейкобса, это более впечатляющее достижение, чем трудоемкий технологический подвиг его создания.
.
источник - по тексту, размещенному на сайте Джей.Кью.Джейкобс, jqjacobs.net, 2001,
перевод и редакция - Вольный, Москва, 10-2013.
+
Корелляция Столпов Син-но МихасиРа, Обелиска Каноэ Каймана и Ланзона.
Для того, чтобы рассмотреть ещё один интересный образовательный аспект, присущий столь ценным археологическим находкам, какими являются Ланзон и Каноэ Каймана, придётся мысленно переместиться на другое побережье Тихого океана, на Японские острова, в святилище Исэ-Дзингу, главный Дзингу синтоизма Японии.
Построенный в городе Исэ, префектура Миэ, не позднее 000 гг. нэ., храм состоит из двух комплексов. Богине Аматэрасу, прародительнице императорского рода, посвящено внутреннее святилище - Найку. Второе, внешнее святилище - Гэку, посвящено богине продовольствия - еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между святилищами приближается к четырём 4 километрам.
Любознательный антрополог обязательно обратит внимание на тот факт, что самым священным местом почитается находящийся под полом в центре постройки короткий столб, называемый «сердцевинный августейший столп» — син-но михасира,
высота которого до недавнего времени подгонялась под рост находящегося у власти государя. Да и поныне самих японских ками* по-прежнему считают на «столпы», как, например, в русском языке вещи на «штуки».
Этот не лежащий на поверхности, обладающий значительным историческим смыслом факт отсылает нас к истокам одной из вероятных колонизационных волн, что Тихоокеанское побережье Южной Америки видело в своей богатой истории. Несложно отметить поразительное смысловое сходство синтоистких син-но михасира и чавинского ланзона.
В святилище Идзава, располагающемся близ того же Исэ, среди полей для выращивания риса, наделеных священым статусом, высится столп, подойти к которому можно пройдя сквозь священые ворота тории.
Вероятно, во всей Японии существует около ста тысяч синтоистских святилищ, но точное число мест почитания разнообразных ками, неведомо велико.
________________________
*) Ками - духовная сущность, бог, различные духи; Ками именуются божества неба и земли, описанные в древних писаниях и их тама (комментарии Мотоори Норинага к "Кодзики").
Вероятно, слово «ками» происходит от древнего «каму», которое в основном употреблялось в значениях «гром, гроза», «страшный дикий зверь наподобие тигра или волка», «горы».
Ками любят всё новое и чистое, и строения храмов регулярно перестраиваются, иногда с интервалами смены поколения, что соответствует периоду 20-25 лет. В таком подходе, снова прослеживаются следы явно общности, позволяющие провести некоторые параллели.
.
Редакция Вольный, 01-2014, на основании: источник: 1.сайт википедия, на основании Накорчевский А.А., Япония Синто, 2.сайт moph.ru, страница 62.


Рецензии