Я вернулся...

Однажды давний мой приятель,
Мой бывший закадычный друг,
Позвал меня в свои пенаты
На дальний опаленный юг.
Я собирался лет двенадцать…
Ну, да, конечно, сомневался
В целесообразности визита,
Хотел уже махнуть в Египет…
Но, хлопнув двести коньячку,
Вмиг повзрослев и постаревши,
Взглянув на жизнь свою с усмешкой,
Махнув рукой, рванул к нему!
Чтоб посмотреть на юг без смеху
И, может, даже переехать…


Когда летел я в самолете
С восточных дальних рубежей,
Не знаю, хорошо ли плохо,
Но выли псы в душе моей.
Не мог заснуть, прочесть три строчки,
С какой-то стати ныли почки.
Я без конца, как будто впрок,
Все пил и пил томатный сок…
Тому была одна причина:
Воспоминаний бурных шторм,
С меня содравшие скребком
Благообразную личину;
Вдруг воскресив младую быль
Они склероз разбили в пыль.


Мне в память вдруг  врывались звуки,
Смеялись женщины в тени…
То друг протягивал мне руку,
То был готов меня убить.
То предлагал в поход податься
Или назло врагам надраться,
То, молча, шли мы в поднебесье
То с гор катились с бравой песней…
Многообразные виденья
Со мной неслись над облаками,
Пока в окрестностях Кубани
Не сели мы без треволнений.
Полет закончился, я вышел
И беспокойство стало лишним…


И вот, когда под южным небом
Среди машин, людей и пальм,
Едва увидевшись в толпе,
И уронив багаж к ногам;
Обнявшись, глупо улыбаясь
Пожавши руки, отстраняясь;
И обвинив друг друга в старости
И в прочих неизбежных пакостях;
Лишь на мгновение умолкнув,
Как утихают воробьи
От странной этой тишины
Мы оба будто бы оглохли!..
Слова в устах, как в клетке птицы,
Но вместо них шептались лица…


Что тут сказать, когда промчалось
Лихим галопом столько лет?
Таким никчемным показался
Воспоминаний хрупкий след
Конечно, мы уже не дети.
Зачем нести ребячий лепет?
Ведь то, что было свежим ветром,
Сейчас, всего лишь, просто ретро…
Мы, это оба понимая,
Тайком вздохнувши с облегченьем,
В мир окунувшись современный,
Табу негласно подписали:
Что было - Бог с ним, не вернется,
Продолжим жить, что остается?..


И он показывал мне дом,
Который только что построил.
Я обошел его кругом.
Спросил: «а сколько ж этот терем стоит?»
Он, все по полкам разложив,
Расходы в сумме все сложил,
И мне шепнул без посторонних:
«Три с половиной миллиона!»
Ну, что ж, подумал я, отлично!
В том смысле, что цена трезва.
А вслух сказал, что я лишь «за!»
Хоть быть буржуем непривычно.
Мол, хорошо на юге жить
И пузо греть, и пиво пить!..


Он только криво усмехнулся,
Открыл мне дверцу БМВ,
Мол, не желаешь прошвырнуться
Взглянуть на город и вообще?..
И мы поехали кататься,
Автоудобством  наслаждаться,
Но сразу в пробке оказались!..
Ее объехать  попытались,
Нарушив пункты ПДД,
Пересекли сплошную лихо,
И без особенной шумихи
Попали в плен ГИБДД.
Сержант,  кино нам показав
По форме был, конечно, прав…


И, расплатившись с полисменом
Немалой суммой за права,
Мой бывший друг, приятель ныне,
Стуча в панель, слегка крича,
Смешно и долго возмущался.
А я молчал и удивлялся
Его невыдержанной речи,
И возразить-то было нечем:
Пришлось, и слушать, и внимать
О неспокойной жизни юга…,
О мафии…, порочном круге….
Ну, кто ж такому был бы рад?..
Струна сомнения дрожала
Желая звякнуть. Но  молчала...


Он, пригласив меня в местечко,
Что между морем и горами,
Продемонстрировал мне «свечку»
С прекрасным званием «Нирвана»
То был отель пятиэтажный,
Забитый публикой вальяжной,
В соседстве с  множеством других,
Таких же славных и крутых.
И люди в шортах, люди в майках,
Толпой безбрежной многократно
Ходили к морю и обратно,
Как неприкаянные чайки…
Я уточнил: чье добро?..
Он промолчал, мол, все моё!..


В его больших апартаментах
На третьем среднем этаже
Ажурным каменным сегментом
Имелась лоджия в стене;
Двор на ладони, вид на море
Вдали левей синели горы…
И мы сидели, пили чай,
Обозревая этот рай.
Я больше видом наслаждался,
Слегка сочувствуя себе,
Убогой северной судьбе,
А он туристом возмущался,
Который дергал виноград,
Топча при этом скромный сад.


«Ты не поверишь!», -  говорил он,
Рукой нащупывая сердце,
«Как много все-таки дебилов
В одном бывает бренном месте!
Для них стараешься, как можешь!
Беседку - им, и садик - тоже!
Они ж, порой, как поросята,
Все ободрать и обос…ть бы!..»
Он толковал мне про усталость
От вечной стройки и ремонта,
Как надоели ему толпы
Полуодетых постояльцев…
Я, как положено, кивал,
Но без конца тайком зевал…


Потом  я жил в его отеле
В отдельном номере, бесплатно.
И сэкономил, было дело,
Хоть на халяву и не падкий!..
Ходил на пляж и к водопаду,
Любил бродить один по саду,
Вояжи в город совершал,
Никто мне в этом не мешал.
Но незаметно, постепенно,
От потной алчущей толпы,
На фоне гама и возни
Скопилось в сердце раздраженье…
Устав,  и снова малость выпив,
Решил я двинуться в Египет!


Приятель мой, о том проведав,
Приехал, чтоб со мной проститься.
За рюмкой водки без обеда
Пытались мы разговориться…
Нет,  мы по-прежнему не стали
Тревожить прошлого детали,
Но  рассуждали до пол ночи
О дальних странах и о прочем.
И как-то вдруг, открытым текстом,
В порыве пьяном просветленья
Сказал он с крайним сожаленьем,
Что нет на свете лучших мест,
Чем те, в которых мы любили,
Пусть даже тех, кого забыли!..


Неделю пробыл я в пустынях
На Красном море, загорая.
Случайно съездил в Палестину,
В то место, где Христа распяли.
На Мертвом море мазал глиной
Мне незнакомого мужчину;
Зашел к лишенцам бедуинам
Спросить попить…. Вода с бензином…
Как все, катался на верблюдах,
Постичь пытаясь жизнь не нашу.
Арабок только настоящих
Почти не видел - это чудо!
Зато славяночек на гриле
Под солнцем жарким - в изобилье!


Прошел мой отпуск, я вернулся
В свой малый захолустный город.
 Он даже мне не улыбнулся,
Встречал дождем, был жуткий холод.
Но я нелепым мазохистом
 С душой распахнутой, расхристанной,
Глотал слезиночки дождя,
Стоял на площади и ждал,
Когда же он меня простит,
Ко мне обратно повернувшись,
И, наконец-то, улыбнувшись,
Сквозь тучи Солнце пропустив,
Согреет ласковым терпеньем
Свое неверное творенье…


Так в чем, скажите, смысл слова
В котором ясных мыслей нет?..
Но, может, эта бестолковость
И есть мучительный просвет?
Чтобы понять однажды ночью,
Мол, есть на карте мира точка,
Приворожившая не местом,
Не атмосферой, если честно,
А просто тем, что этот край,
Насквозь наполненный друзьями,
Пока живут те рядом с нами,
И есть для нас искомый рай!..
Ему приятель, кстати, мой
Передавал поклон земной!..


Рецензии