Искусство реставрации - Центр Прайд
инструменты, как люди, подвержены влиянию времени - болеют, стареют и умирают.
В былинных сказаниях, чтобы оживить доброго молодца, окропляют его "живой" водой. А музыкальные инструменты "оживают" благодаря искусству реставрации.
Если не видеть, как именно происходит процесс восстановления,-можно поверить в чудо.Инструмент, который, казалось, уже не подлежит восстановлению,
зазвучал и выглядит, как новый! Однако, чудо это происходит не с помощью волшебных формул, действующих мгновенно, а исключительно благодаря кропотливой работе мастеров. Реставрация - сложный многоэтапный процесс, который требует профессиональных знаний и опыта.
Центр "Прайд" уже более двадцати лет занимается чудесами восстановления музыкальных инструментов, тем самым выполняя миссию по сохранению великого наследия русских и иностранных мастеров. Мы побывали в подмосковном городе Апрелевка, где располагается центр, чтобы своими глазами увидеть искусство реставрации.
Процесс возрождения роялей и пианино состоит из четырех основных этапов: диагностика инструмента; столярные работы; лицевая отделка; восстановление механического аппарата и клавишно-молоточкового механизма.
Начинается реставрация с диагностики, в процессе которой инструмент полностью разбирается, определяются дефекты, принимаются решения по их устранению. Каждый инструмент состоит из более чем пяти тысяч деталей, мастера осматривают каждый элемент, подбираются недостающие детали, заменяются изношенные. Центр "Прайд" берется за реставрацию практически любых инструментов, независимо от их производителя и возраста, соответственно, и сложность реставрации всегда индивидуальна.
Древесина - это основной материал, из которого изготавливается большинство
деталей роялей и пианино, их состояние напрямую зависит от внешних воздействий,
таких ка влажность и температура воздуха. Так, оптимальный уровень влажности в помещении должен быть в пределах 40-60%, а температура воздуха от +18 до +23 градусов.
Чтобы восстановить первоначальный вид инструмента, в процессе реставрации необходимо учитывать индивидуальный стиль марки, который, в свою очередь, изменился с течением времени. Задача реставрации - воссоздать каждую деталь в соответствии с дизайном фирмы на период производства данного инструмента.
На старинных инструментах всегда присутствуют декоративные детали, фрески, инкрустации, резные элементы. Их изготовление и восстановление - довольно сложный процесс.В прошлом внешний вид инструмента имел большое значение, фортепиано служили прекрасным дополнением к интерьеру, но от того, как восстановлен корпус, зависит и то, каким будет звук. Особое внимание уделяется деке, ведь при натяжении струн, нагрузка составляет несколько десятков тонн, поэтому особо важно выполнить работы так,
чтобы корпус был надежно подготовлен к эксплуатации. Этим делом в центре "Прайд" более пяти лет занимается столяр А.А.Скутин. Качественно выполненная столярная работа
является базой для проведения последующих этапов реставрации и залогом долгой жизни инструмента.
После столярных работ приступают к лицевой отделке - полированию. Существует два основных вида лицевой отделки шеллачная и полиэфирная. Полиэфирное покрытие - современный вид отделки роялей и пианино. В центре "Прайд" такими работами занимаются
Иголкин Юрий и Михайлов Александр. Полиэфирный лак устойчив к внешним воздействиям и обладает высокой степенью глянцевитости.
Такие полиэфирные технологии позволяют менять оригинальный цвет инструмента.
Благодаря этим свойствам полиэфирный лак получил широкое распространение на современных фортепианных фабриках.
Шеллачная лицевая отделка известна очень давно. Шеллак - это смола дерева, которое растет в Индии. Шеллачное полирование фортепиано - исключительно ручной способ отделки, который требует особого мастерства и профессиональных знаний. Рояли и пианино, отполированные шеллачным лаком, обладают красивым мягким блеском. Кроме того, данная полировка, в отличие от полиэфирной, позволяет дереву "дышать", что, безусловно, сказывается на звучании инструмента. Это кропотливая и трудоемкая работа, которую не могут себе позволить современные фабрики. Однако, в центре "Прайд" трудится уникальный мастер Т.М.Кутуева, посвятившая более восемнадцати лет искусству шеллачного полирования, и благодаря ей многие старинные рояли и пианино приобрели свой первоначальный облик.
Завершающий этап реставрационных работ - восстановление акустического аппарата и клавишно-молоточкового механизма, настройка инструмента.
Данная процедура предусматривает восстановление механизма клавесина, клавира и других клавишных, отвечающего за акустические и механические свойства инструмента, за качество звучания и четкость работы всех узлов механики.
В центре "Прайд" работает группа специалистов этого направления: М.А.Эрти, А.А.Захаренко, А.В.Гавин, последний профессии обучался у потомственного мастера Ф.Д.Муравлёва.
Каждый инструмент обладает своим оригинальным голосом, неповторимым тембром звука. Многие рояли можно узнать по окраске звучания, задача центра "Прайд" - сохранить уникальность тембра, характерного для той или иной марки фортепиано.
Музыкальный инструмент - это живой организм, в котором все части взаимосвязаны между собой и очень важны. Поэтому все этапы реставрации имеют большое значение, как для звучания инструмента, так и для внешнего вида и требуют колоссального мастерства и самоотдачи. Мастера центра "Прайд" обладают высокой степенью профессионализма и что, наверное, самое главное, по-настоящему любят свое дело.
Свидетельство о публикации №214020300969
Серж Якименко 03.02.2014 14:39 Заявить о нарушении