Кавказское оружие

 
          Кавказское оружие

      Величавый  своей красотой Кавказ веками сотрясали походы внешних врагов. Храбрые горцы никогда не расставались со своим оружием, которое стало частью национального костюма. Одним из самых важных народных промыслов здесь  было изготовление оружия. Воины высоко ценили  и украшали его. Красота и качество кавказских сабель, шашек, палашей и кинжалов не оставила никого равнодушным. В крупных музеях мира и частных коллекциях французов, англичан, турок, немцев, американцев и многих других хранится кавказское оружие, славу которого приумножили мастера-оружейники из Армении и Азербайджана, Грузии,  и Дагестана, Кабарды и Черкесии, Осетии, Чечни и Ингушетии. Оружие для горца – не только средство экипировки  для защиты и нападения, но и предмет культа, выразитель  мужского поведения, символ мужества и достоинства. Этот признак свободного человека, для которого участие в военных действиях являлось элементом образа жизни. Оружие украшали в первую очередь, так как оно играло определяющую роль во внешнем облике мужчины. Стены гостевых помещений отличались свободно развешенным оружием. Для чеченцев и ингушей было характерно наличие специальных  клинковых оружейных святилищ в родовых и общинных культовых местах у священных камней или деревьев,  где почитались сакральные силы.
       Оружие кавказцев интересно не только с точки зрения техники и конструкции, тесно связанных с военным искусством, но и как опыт многих поколений народных умельцев: оружейников и ювелиров. Великолепные произведения прикладного искусства ювелиров поражают своей красотой и вычурностью. Изящество престижного кавказского оружия не для щеголей, а для настоящих воинов.
         К великому сожалению, кавказское оружие мало изучено. В XIX-начале XX веков исторические исследования носили описательный характер, упустив из виду производство, опыт мастеров, особенности национальной орнаментики. Русский академик немецкого происхождения, ученый-ориенталист, востоковед и путешественник Юлиус Генрих Клапрот  (1783-1835) в 1807-1808 году дал всестороннее этнографическое описание народов Северного Кавказа, их хозяйства, социально-экономического строя и обычаев, назвал вооружение черкесов («Их оружие состоит из ружей, пистолетов, сабель и кинжалов; раньше они имели, кроме того, щиты и два различных сорта маленьких охотничьих копий — «сунге» и «меджура».) сабля, кинжал, ружьё, пистолеты, кольчуга, шлем), но не сказал об их конструктивных и орнаментальных особенностях, где и кем оно производилось. Академик дважды посещал Кавказ: в 1807 году Ставрополь и Георгиевск, район Пятигорья и  развалины Мажар, а  в 1808 году он побывал  в Малой и Большой Кабарде с целью историко-филологических и этнографических исследований  по программе, разработанной ученым-археологом, писателем-романтиком, почетным членом Императорской Академии наук (1806) Яном Потоцким (1761-1815) с участием Лерберга и Круга. Надо сказать, что русская академия наук в 1804 году пригласила Юлуса Клапрота в качестве адъюнкта восточных языков и словесности.  К этому времени сын немецкого ученого-химика окончил факультет классической филологии 1801-1803)   Галлского университета.
     На фоне возросшего интереса общества к истокам национальной культуры, весьма актуален вопрос  освещения материальной и духовной культуры, традиционных народных промыслов, одним из которых является оружейный.
          В советские годы с 1937 по 1990 гг. ученым-краеведам не разрешали заниматься изучением этого вопроса, но некоторые из них констатировали факт существования оружейного промысла у осетин, черкесов и чеченцев.
        Историки и этнографы, археологи и искусствоведы занялись целым комплексов вопросов, связанных с народными промыслами кавказцев. Боевые действия явились препятствием для ученых, которые занимались изучением данной научной проблемы. Хороший материал собран Э.Асвацатурян, И.Асхабовым, О.Габуевой, М.Горелик,  и Ю.Нацваладзе. Существующий походный дневник участника военных действий того времени в Дагестане - Я.А.Марковича содержит небольшой этнографический материал с краткими описаниями Тарков, Дербента и других населенных пунктов и интересными с нашей точки зрения  замечаниями о Кубачах. Некую информацию можно найти в журнальных записях участника военного конфликта (1796г.) между Российской империей и Персией П.Г.Буткова, которая весной 1795 года вторглась в Грузию и Азербайджан. Персы в начале осени захватили и разграбили Тбилиси. И это стало одним из поводов войны, так как еще в  июле 1783 году в северокавказской крепости Георгиевск был заключен договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с Картлийско-Кахетинским царством (Восточная Грузия) о переходе Грузии под протекторат России.  Правда, из-за смерти императрицы Екатерины II в России произошли изменения, и в декабре 1796 года русские войска вывели из Закавказья. Генерал-лейтенант, военный историк Василий Александрович Потто (1836-1911),  известный своими трудами по Кавказской войне,  пишет: «Два батальона, оставленные в Грузии, не могли принести существенной пользы в случае нового вторжения неприятеля, а только сами легко могли пасть жертвой его. И так как усилить их решительно было нечем, то полковнику Бурнашеву приказано было оставить Тифлис и возвратиться на Линию. В то же время и все устроенные Потемкиным укрепления по дороге в Грузию были уничтожены. Первая попытка России прочно утвердиться в Грузии окончилась, таким образом, неудачей».  В период Кавказской войны (1817-1864), когда Российская империя воевала за присоединение горных районов Северного Кавказа к России, в кавказской периодической печати отдельными изданиями начали выходить работы Н.И.Березина, Н.Воронова, Г.А.Вертепова, В.К.Згленицкого, П.С.Петухова, А.С.Пиралова, П.Степанова,   и других об организации труда, численном количестве населения, занятого ремеслом, качеством и количеством выпускаемой продукции. Авторы достоверно описывали военный быт и оружие без указания мастеров и центров производства.
           После вовлечения  Кавказа  в экономическую жизнь России, произошли существенные изменения в укладе жизни народов, населяющих этот удивительный край. Переломный этап начался после 60-х годов XIX века зарождением в закавказских городах промышленности и проникновения в сельское хозяйство капиталистических отношений.
   В начале 20-х годов профессор Н.Ф.Яковлев по поручению Наркомпроса СССР организовал ряд комплексных экспедиций для исследования оружейного и ювелирного дела В  Москве, Ленинграде, Махачкале того периода  публикуются  работы  Н.Б.Бакланова, Н.Ф.Яковлева, Е.М.Шиллинга о центрах производства огнестрельного и холодного оружия в с. Амузги, Харбуке. Описываются технологические процессы изготовления клинков,  последующее орнаментальное украшение кубачинскими мастерами  стальных и серебряных деталей оружия.  Так, Н.Ф.Яковлев, отмечая высокий уровень производства  кубачинских мастеров оружейного и ювелирного дела, в своей книге "Ювелирная кустарная художественная промышленность в Дагестане", предлагает  меры по восстановлению ювелирного производства, свидетелем упадка которого он стал.  Н.Б.Бакланов  считает, что кубачинские мастера декорирования оружия заимствовали свое искусство у других соседних  народов. Он подробно описал элементы орнаментальной отделки, композиционные схемы и технические приемы декорирования.
          Особого внимания заслуживает  скрупулезная объемная систематизированная работа Э.Г.Аствацатурян "Оружие народов Кавказа»,  в которой рассматриваются вопросы жизни и быта населения Кавказа в тесном контексте духовной и материальной культуры горного края. Ценность труда автора и в опубликованных ею архивных документах о мастерах, которые работали в селениях Дагестана и ушедших на заработки в города и селения Северного Кавказа и Закавказья: статистические сведения (1905-1915) из Всеподданнейших отчетов военных губернаторов о количестве мастеров по каждому округу; отчеты и каталоги Всероссийских и международных выставок. Освещая искусствоведческие проблемы, разделив оружие по типу и назначению, исследователь раскрывает особенности декоративной отделки оружия.
               Исследователи декоративно-прикладного искусства советского периода отводили некоторое место оружейному ремеслу Терской области, в которую согласно  дореволюционному административному делению входили  районы Центрального Кавказа, Чечня, Ингушетия и Осетия. Из-за скудности нарративных  источников по оружейному делу — известий западноевропейских и русских ученых и путешественников, должностных лиц, которые посещали этот край в XIX в., имеются лишь упоминания о  ремеслах и  центрах производства, хотя кавказский вещевой материал имеется в частных и государственных коллекциях. Недостаточная изученность орнаментики и конструктивных особенностей не позволяет выделить конкретное оружие из общей массы кавказского разнообразия.
        Здесь беда не только в том, что не сохранился  архив  Терского пробирера.  В начале XXI века появились исследования  о мастерах-осетинах Владикавказского округа (О. А. Габуева)   и  мастерах-чеченцах Грозненского округа (И. А. Асхабова), которые дают существенную картину развития ремесел в Терской области.  Грузинское оружие изучено лучше других, так как  в Петербурге, Тбилиси, Баку и Ереване имеются архивные материалы, отражающие деятельность казенных палат, пробирных учреждений  и ремесленных управ (1840-1917 гг.).
          С точки зрения искусствоведения и этнографии нас интересуют этноспецифические признаки, характерные для того или иного народа. Клинковое оружие тесно связано с социальной организацией, обычаями, традициями народа. В нем проявляется образ жизни, мировоззрение, отношения между людьми. Изделия кустарного производства являются компонентами народной культуры.  Так, один из наших полевых информаторов Увайс Алаудинович Юнусов (выходец из с. Тазбичи Итум-Калинского района ЧР) рассказывал о разнице между кинжалом на каждый день и боевым:   «Жизнь в горах полна опасностей. А вооруженный человек свободен. Кинжал  служил и ножом, и топором. Даже на поле его не снимали. Горцы, практически изолированные от остального мира, сохраняли свои традиции и обычаи, равно, как и форму клинкового оружия. Короткий (клинок 10-15 см) декорированный, чаще всего, серебром кинжал представлял лицо владельца. На него наносились семейные сакральные символы. А боевой кинжал имел длину от кончика среднего пальца(40-60 см) до локтя владельца.  Вайнахи, издревле знакомые с горным делом и ковкой металла, имели свои тонкости ремесла».
          Чеченцы достигли высшего мастерства в закаливании стали. Выбрав отвесную скалу, они сбрасывали раскаленный клинок под определенным углом. Использовали также волчий и медвежий жир. Левая рука всегда выполняла защитную функцию, а правая атаковала.
        Развитием оружейного дела славились Атаги, Гаджи-аул,  Дарго,  Урус-Мартан, Шали и другие селения. Так в своей «Топонимии Чечни» краевед-этнограф Ахмад Сулейманов дает такую информацию: «В основу официального названия  /Аргун – Прим. мое/, вероятно, легло уста, устар – мастер, оружейник и г1арда/г1урда  – название особой марки клинка. Устаргардой  – мастера-оружейники, кующие особой марки клинки г1урда». 
         В Чечне изготавливали шашки, кинжалы, ружья, пистолеты. Фамильные секреты изготовления оружия остались, к сожалению, тайной.
В перечне терминологии наступательного и защитного вооружения вайнахов
А. Сулейманов говорит, что «…мы насчитали в чеченском языке 13 названий боевого щита (т1арг -щит, прикрывающий правую грудь девушки-амазонки; турс - боевой щит; цирг - щит, который надевался на боевое копье для атаки; пар (парс, пхьаре) - боевой щит или выдвинутая амбразура на крепостной башне; кхалкх,кхалкъ (сравните русское "калкан") - щит, защита; хъалика, хьалкха - боевой щит, заслон; зарг - боевой щит круглой формы; зарговза - умелая мастерица, владеющая щитом; пезарг - защита, щит (ноговицы); п1елзарг - защита для пальцев лучников: большого, указательного и среднего, которыми натягивалась тетива боевого лука; т1арч - щит - Примечания мои). Нет языка, в котором присутствовало бы столько вариантов названий боевого щита». Этот же автор приводит следующие названия холодного оружия: «шаьлта – кинжал; обоюдоострый, короткий меч; урс – нож боевой; тур – меч; терс-маймал тур – клинок особой закалки и особой стали; ц1окъ-болат тур – клинок из особой узорчатой стали; мисир-болат тур – клинок египетской стали особой закалки («мисир-болат» –переводится как «магнит» - Прим. мое); г1ама – меч, сабля, шашка, или вообще меч, прямой, обоюдоострый, с круглым щитом небольшого размера для защиты правой руки; г1алакх – меч обычного конного воина-рыцаря, палаш; ширдолг – праща, приспособление для ручного метания каменных ядер».
                В 70-е годы XIX века в Чечне, как и во многих городах и селениях Северного Кавказа и Закавказья, украшением оружия занимались ювелиры из Дагестана.   
         Иса Асхабов  попытался собрать имена мастеров-оружейников. Его список из 171 человека вряд ли полный, так как чеченцы понесли большой урон за тринадцать лет депортации с 1944 по 1957 гг.
Кавказские сабли и шашки считались легким типом оружия, сила удара которых зависит от  веса и скорости движения.
  Считается, что  однолезвийные длиной до 1 метра кавказские сабли изогнутой формы появились на Кавказе  в конце XII-начале XIII вв. Защитные приспособления кавказских сабель – железная крестовина с прямыми концами  в виде стержня перпендикулярно рукояти  и перекрестие  - в виде прочной прямой пластины, идущей от крестовины вдоль плоскости клинка на некотором от него расстоянии. «В более поздних образцах, как правило, на дагестанских саблях второй половины XIX века перекрестие и крестовина делась из серебра и поэтому утратили свое предназначение, став одним из элементов декоративного украшения эфеса». 
         Кавказская шашка имеет клинок небольшой кривизны и у нее нет защитного приспособления для руки – гарды. «Рубяще-режущий удар наносится лезвием - (клинок шашки некогда не предназначался для колющего действия)». 
        Для облегчения веса клинка мастера делали продольные канавки – долы, которые не снижали его прочность, «…так как при одинаковом весе клинок с долами за счёт большого поперечного сечения может быть устойчивее к изгибам, чем клинок без долов.  «В центре удара на кавказских клинках кончается верхний или все долы».
        Грузинские, чеченские и хевсурские палаши XVIII-XIX-начала XX вв. имели прямой длинный широкий однолезвийный клинок. «Для усиления действия прямого клинка удар наносится не в перпендикулярном, а в косвенном направлении к лезвию клинка. Это косвенное движение при рубке достигается оттяжкой руки на себя в момент удара».
          И, наконец,  обоюдоострый кинжал – непременный атрибут украшения костюма кавказца, который ведет свое происхождение со времен неолита. Традиционное кавказское оружие с коротким клинком, кинжал, использовался не только как оружие, но и как предмет домашнего обихода.
        В Адыгее, Дагестане, Кабарде, Осетии и Чечне кинжалы носили с подросткового возраста (14-15 лет).
  Кавказские кинжалы прекрасно рубят даже с первого непрофессионального удара. Прямая рукоять, имеющая в разрезе форму квадрата или прямоугольника. Поверхность клинка разделена долами, число которых колеблется от одного до четырех. Основание рукояти, которая делалась из кости, рога, железа, серебра,  имеет такую же ширину, что и клинок. Головка рукояти имеет форму колпака или арки. Именно форма колпака и указывает на место и время изготовления кинжала. Две высокие заклепки больше характерны для Северного Кавказа и Дагестана, три – средняя из которых более плоская – для Закавказья. Грузинский кинжал имеет более широкий и короткий клинок, а рукоять - полуовальную головку. Хевсурские кинжалы приближены к грузинской форме. Детали рукояти и ножен, изготовленные  из латуни или железа, украшают простейшим орнаментом.
          Армянские кинжалы отличаются  лишь в деталях. Удлиненные головки рукоятей  видоизменятся путем вытягивания вверх их вершины, напоминающей восточную арку, а с боков головки - несколько углубленных вырезов в виде  перехватов. Конусообразные шляпки загвоздок слегка выпуклые с боков; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями,  наподобие восточной арки. Вершины  выступов  заканчиваются  фестонами в форме тюльпанов.
        Азербайджанские кинжалы отличаются своим орнаментом,  как на  клинках, так и на приборе. Это растительные, несколько геометризированные элементы, а также  арки, извивающиеся ветки с редкими стилизованными листками.
  Несмотря на социальные изменения в жизни чеченцев, когда в невозвратное прошлое ушло утилитарное значение кинжала, нам стоит задуматься о возрождении  традиционных народных промыслов, которые тесно связаны с духовным возрождением и развитием нации.  В период, когда, несмотря на мировой экономический кризис, формируется национальное самосознание, идет процесс духовно-нравственного подъема, актуален вопрос возрождения традиционных народных промыслов (обработка дерева и металла, ковроткачество, производство народных музыкальных инструментом, гончарное дело, ювелирное и декоративно-прикладное искусство). Так, братья Юсуповы, Мовлади и Мовсар, из г. Шали изготавливают не только деревянные музыкальные инструменты по старинным и абсолютно новым технологиям, но и занимаются оружейным делом (сувенирным). А ведь можно  организовать школу не только в Шали, но и в с. Гойское  Урус-Мартановского района, где работает на дому с металлом известный мастер М.Ильясов. Бутафорская и сувенирная продукция пользовалась бы большим спросом не только среди жителей нашего региона, но и приезжих туристов.


Рецензии
Оч интересно Читал что царизм запрещал иметь даже кузницу в Татарии и тем более оружие изготавливать...

Мутуш Танов   22.06.2014 16:26     Заявить о нарушении
Спасибо за проявленный интерес

Зура Итсмиолорд   22.06.2014 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.