Вожди. Викторио

Викторио (около 1825–1880) – военный вождь апачи-чирикахуа. Родился, близ Черных Гор в Нью-Мексико и принадлежал к восточным чирикахуа, называемым также мимбреньо, или «апачи Теплого Источника». О ранних годах его жизни почти ничего не известно. До конца XIX в. в Северной Мексике ходили слухи, что Викторио был наполовину мексиканцем, однако большинство историков считают это чистой выдумкой.
 В 1850–60–х гг. будучи молодым воином, Викторио разделил тропу войны с такими вождями чирикахуа как Кочиз и Мангас Колорадос. Вместе они совершали набеги в северную Мексику. После убийства Мангаса в 1862 г. Викторио под своим руководством собрал группу апачей мимбреньо и мескалеро примерно в 300 человек. Офицеры армии США, встречавшие Викторио в бою, высоко оценивали его талант тактика и военачальника.
  В 1869 г. группа апачи Викторио поселилась у форта Крэйг (Нью-Мексико), чтобы дождаться переселения в новую резервацию в Ойо-Калиенте. Все это время Викторио вел сравнительно тихую и размеренную жизнь. Однако 20 апреля 1877 г. правительство распорядилось отправить мимбреньо-апачей в Аризону, в резервацию Сан-Карлос. Викторио пытался получить отсрочку в связи со сбором урожая, но получил отказ и подчинился приказу. В условиях резервации Викторио и его апачи проживать отказались, т.к. болезни и недоедание сказывались на моральном духе этой родовой группы. Под влиянием вождя Пойнсене свободно кочевавшем на границе с Мексикой, Викторио и его сподвижник вождь Локо покинули резервацию и увели племя в Мексику.
 Три года Викторио проводил рейды по северной Мексике, Техасу и Нью-Мексико, убивая белых поселенцев, ранчеро и промышленников. В Техасе для его поимки брошены отряды негритянских кавалеристов 9-го кавалерийского полка под командованием полковника Э. Хэтча и 10-го кавалерийского полка под началом подполковника Б. Грирсона. 10-й полк базировался в Форте-Кончо недалеко от современного Сан-Анжело, но для борьбы с воинами Викторио переведен в Форт-Дэвис. Первый поход Грирсона против мятежного вождя окончился неудачей. Его солдаты проделали марш в полторы тысячи миль и 20 мая 1880 г. вернулись в Форт-Кончо. В июле полк Грирсона был оттянут к Форту-Дэвис. Операция проходила в тесном взаимодействии с гарнизоном Форта-Квитмен из Нью-Мексико.
 Почти все лето 1880 г. Викторио кочевал по западному Техасу, останавливаясь в горах Гуадалупе, Квитмен и Каррисо. Когда в начале августа Грирсон узнал, что Викторио идет от Рио-Гранде на север, в горы Гуадалупе, он повел туда свое подразделение, двигаясь по ту сторону гор. Он рассчитывал устроить засаду у источника, известного как Рэттлснейк-Спрингс (Гремучая Змея). План удался; в трехчасовом бою кавалеристы разбили апачей, и те бежали на запад, в горы Каррисо и в Мексику. Весь остаток осени Грирсон пытался разыскать их, но безуспешно, и вернулся в Форт-Кончо.
В охоте на Викторио принимали участие и техасские рейнджеры. С этой целью они пересекали мексиканскую границу в сентябре 1880 г. Экспедиция имела в своем составе 12 рейнджеров и около 100 ополченцев в сентябре 1880 г. Однако, по словам ее участника Дж. Гиллета, мексиканцы не захотели делиться славой «победителей Викторио», и власти пограничного штата Чиуауа распорядились выслать рейнджеров на родину. Инициатива исходила от полковника Х. Террасаса – ветерана войн с индейцами и командира ополчения штата. Его люди сами вели тщательные поиски мятежного апача, которые в октябре 1880 г. увенчались успехом. Отряд мексиканских ополченцев под командованием Террасаса и его заместителя Х. Ортиса обнаружил лагерь Викторио в горах Трес-Кастильяс, в 60 милях от границы. 15 октября мексиканцы окружили и атаковали лагерь. Викторио и большая часть его воинов пали в бою. Женщин и детей победители захватили в плен и несколько лет держали в заключении в столице штата. (авт. историческая справка)

Как это было:
«К концу лета 1877 г. в делах индейского агентства Сан-Карлос наступил хаос. Хотя число индейцев увеличилось на несколько сот человек, дополнительное продовольствие подвозилось медленно. Вместо того чтобы распределять пайки непосредственно в различных лагерях, новый агент потребовал, чтобы индейцы всех общин приходили к помещению главного агентства. Некоторые апачи должны были ходить за 20 миль, а если старики и дети не могли пройти такое расстояние, они не получали никаких пайков. К тому же в северо-западную часть этой резервации проникли старатели, которые отказывались уходить с территории, отведенной под резервацию апачи. Система полицейского самообеспечения, созданная бывшим агентом резервации апачи Кламом, стала распадаться.
 2 сентября, ночью, Викторио увел свою группу уорм-спрингских апачей из резервации и пошел обратно в Ойо-Калиенте. Полицейские-апачи бросились за ними в погоню, отбили большую часть лошадей и мулов, которых апачи Викторио угнали из кораля в Уайт-Маунтинс, но людям дали уйти.
После нескольких стычек с владельцами ранчо и солдатами, Викторио достиг Ойо-Калиенте. В течение года армейское начальство позволяло ему и его людям оставаться там под охраной солдат из Форта-Уингейт, а в конце 1878 г. пришел приказ отправить их назад, в Сан-Карлос. Викторио просил армейских офицеров дать возможность его людям жить в той стране, где они родились, но когда он понял, что этому не бывать, он крикнул: «Вы можете взять наших женщин и детей в свои фургоны, но мужчины не пойдут!» Викторио и около восьмидесяти его воинов, бежали в горы Мимбреньо-Маунтинс и там, вдали от своих семей, пережили суровую зиму.
 В феврале 1878 г. Викторио и несколько мужчин пришли на гарнизонный пост у Ойо-Калиенте и сказали, что сдадутся, если армейское начальство вернет из Сан-Карлоса их семьи. Несколько недель военные оттягивали решение, объявив, в конце концов, что они идут на компромисс. Уорм-спрингские апачи могут поселиться в Нью-Мексико, в Туларозе, но им придется жить с индейцами мескалеро. Викторио согласился, и в третий раз за два года ему и его людям пришлось начинать жить сначала.
Летом 1879 г. против Викторио выдвинуто старое обвинение в краже лошадей и убийстве. Судебные исполнители вступили в резервацию, чтобы арестовать его. Викторио бежал, и на этот раз решил, что никогда более не сдастся на милость белых людей, согласившись жить в резервации. Он был убежден, что смерть его неизбежна и что все апачи обречены, если они не будут сопротивляться с оружием в руках, как они сопротивлялись со времен прихода испанцев.
 Устроив в Мексике опорный пункт, Викторио начал собирать партизан-скую армию, чтобы «вечно воевать» против Соединенных Штатов.
 К концу 1879 г. у него был отряд из двухсот апачей-мескалеро и чирикахуа.
 Чтобы достать лошадей и продовольствие, они совершали набеги на мексиканские ранчо, на поселения американцев в Нью-Мексико и Техас, убивая поселенцев, которых удавалось найти, заманивая в ловушки преследующую кавалерию, а затем прорывались обратно через границу.
 По мере того как продолжались постоянные бои, ненависть Викторио становилась сильнее. Он сделался жестоким убийцей, пытал и увечил тех, кто стал его жертвой. Некоторые из его сторонников, считая его безумцем, покинули его. Его голова была оценена в 3 тыс. долларов. В конце концов, войска США и Мексики решили объединиться, чтобы, сосредоточив усилия, выследить и поймать Викторио.
14 октября 1880 г. мексиканские солдаты окружили его группу в Трес-Кастильонс-Хилс между Чиуауа и Эль-Пасо. Они убили 78 апачей, включая Викторио, и захватили в плен 68 индейских женщин и детей. Около 30 воинов бежали.


Рецензии