Вожди. Вовока
Доктрина учения Вовоки заключалась в объединении живущих на Земле индейцев с восставшими из мертвых их предками. К моменту распространения религии на Равнинах (1888 г.) шаману племени паюта Вовоке исполнилось три-дцать лет.
После смерти отца, шамана Тавибо (Белый человек), Вовока воспитывался белым фермером, от которого получил имя Джека Уилсона. Серьезно заболев лихорадкой, Вовока в бреду вообразил, что его взяли в страну Великого Духа и там сам Бог индейцев поручил ему миссию.
В соответствии с его пророчествами на Землю должен был спуститься мессия, который возродит прежний индейский мир. Вовока запрещал сражаться, взывал к ведению мирной жизни. К эпохальной перемене индейцам следовало готовиться, исполняя указанные пророком песни и танцуя обрядовую «Пляску Духов». Во время плясок некоторые танцоры впадали в состояние гипнотического транса и у них появлялись видения. В новой религии языческие элементы переплетались с элементами христианства.
Провозглашаемое Вовокой учение распространилось на Великих Равнинах, чему способствовало крайне тяжелое положение племен в резервациях, а также появление облегчающих передвижение железных дорог. «Пляску Духов» переняли дакоты, арапахо, шайены и кайова, но только тетон-сиу ввели в новую религию военные акценты.
Вовока утверждал, что произойдёт нечто вроде великого землетрясения. Все достижения белых людей (дома, товары и т.д.) останутся, но сами белые исчезнут. Индейцы же уцелеют и смогут пользоваться землёй и всеми богатствами, в том числе и теми, которые останутся после ненавистных бледнолицых. Кроме того, воскреснут все умершие индейцы и соединятся в одной дружной семье. Но те индейцы, которые не верили в пророчество, должны были сгинуть вместе с бледнолицыми.
Первые слухи о новом мессии достигли лакота зимой 1888–89 года. Первая делегация, направленная индейцами лакота к Вовоке, вернулась в резервацию весной 1890 года. После подробного рассказа паломников о беседе с Вовокой «Пляска» тут же была начата и распространилась с такой скоростью, что за пару месяцев эту религию приняло подавляющее большинство племени.
Джеймс Маклафлин, агент по делам индейцев в резервации Стоящая Скала, сообщал в своём отчёте, что лакота были чрезвычайно взволнованы известием о скором исчезновении белых. «По предсказанию шаманов это должно произойти весной, с появлением первой травы. Индейцев учат, что Великий Дух наслал на них более сильную расу, дабы наказать за грехи и что теперь грехи будут искуплены. Их поредевшие ряды будут восстановлены, ибо на землю вернутся все лакота, которые когда-либо жили, и эти духи уже находятся в пути, чтобы снова заселить землю».
Как и другие племена, лакота полагали, что в момент катаклизма произойдёт землетрясение. Согласно одной из версий, оползню будет сопутствовать потоп, в результате чего белые захлебнутся водой и грязью. Когда подойдёт срок, лакота следует собраться в определённых местах и приготовиться к отказу от всех земных вещей, скинув с себя одежду. В отличие от других племён, лакота не желали оставлять себе вещи белого человека. Для «Пляски» они старались сшить традиционные рубахи из кожи, что в те годы было очень непросто сделать, ибо охота была под запретом.
За неимением кожи, они соглашались на рубашки из ткани, но кроили их на старинный манер и украшали их традиционным образом.
Эти рубахи были самой примечательной деталью «Пляски Духов». Их надевали во время танцев (как верхнюю одежду), но многие носили их постоянно, надевая под повседневный костюм. Среди лакота утвердилось мнение, что эти рубахи были неуязвимы для пуль.
После подавления восстания сиу в 1890 году о судьбе Вовоки мало что известно, т.к. правительство арестовало пророка накануне подавления мятежей в резервациях сиу-лакота.
Как это было:
«Вовока узнал об Иисусе, его распятии и воскрешении, читая Библию и слушая семейную молитву дома Вилсонов. Объединил это с туземными представлениями, которыми он научился у своего отца, пайютского пророка.
В 1888 году во время затмения солнца Вовока «на время умер». В своем сне или видении он говорил с Богом, который сказал ему, что он должен вернуться и проповедывать доктрину любви и мира. Сущностью этой теории было счастье. Он учил простым истинам: «Не причиняй никому вреда. Поступай всегда правильно. Не лги. Когда умирают твои друзья, не плачь. Ты не должен воевать». Вовока утверждал, что Бог дал ему новые слова к старым песням Наройя или «Пляски Духов». Индейцы должны были петь, танцуя пять ночей подряд. Если они будут следовать его учениям, пользоваться указанной им краской, а в перерывах повторять «Пляску Духов», белый человек исчезнет, а мертвые индейцы возвратятся к жизни.
Банноки и шошоны Форт-Холла, которые приняли эту религию, были посредниками между пророком и равнинными племенами на Востоке. Когда мессианское безумие цвело пышным цветом в 1889 г., один баннок, который побывал у пайюта и получил указания Вовоки, отправился в резервацию Винд-Ривер, чтобы распространить весть о том, что умершие возвращаются к жизни – мессия придет еще раз.
Однако даже в 1892 году Вашаки скептически относился к новой вере. 25 февраля того же года он продиктовал письмо «дорогому старому другу Хенку Браунсону» из Вашаки-Меншн, (Форт-Вашаки, Вайоминг), в котором говорилось: «Мне есть, что спросить у тебя, и я хочу, чтобы ты написал мне и сказал мне, что тебе известно об этом новом пророке, о котором слышно на западе, и если это действительно великий шаман, мы слышали о нем очень многое. Сиу верят ему, но мы не знаем, что думать».
Шайен по имени Дикобраз и два лидера сиу Короткий Бык и Пинающий Медведь приехали в Форт-Холл, пытаясь разузнать о новой религии. После того как агент выписал пропуска баннокским переводчикам, которые сопровождали их, они отправились на поезде в Неваду, чтобы получить указания от Вовоки. Его доктрина смирения, распространяемая среди равнинных племен, приняла угрожающие, экстремистские формы. Любовь и терпение по мере распространения религии, уступали место ненависти и мщению. Воины исполняли «Пляску Духов» теперь с оружием в «пуленепробиваемых» рубахах из толстых слоев кожи, все больше погружаясь в неистовое состояние на протяжении 5 ночей подряд, до полного изнеможения. А потом передавали свои ощущения, рассказывая сны и видения об идеальном мире с охотничьими угодьями, изобилующими стадами бизонов. Вдохновленные новой надеждой, они видели мир, в котором индеец становился властелином Равнин. Новое безумие приняло вид военного танца, наполняя ужасом белого человека. Полагая, что радикальное учение и его последователи могут выйти из-под контроля системы резерваций, правительство США бросило свою военную мощь против сиу, среди которых религия Вовоки нашла наибольшее количество сторонников.
Сидящий Бык, Большая Нога и их последователи были уничтожены на реке Гранд-Ривер и в Вундед-Ни.
После смерти двух ведущих представителей радикального крыла этой доктрины – Короткого Быка и Пинающего Медведя, сиу постепенно теряли иллюзии. Второе пришествие не произошло тогда, когда его предсказывал Вовока. Мессия не пришел, чтобы исправить ошибки, допущенные туземцами. Кроме того, оказалось, что рубахи «Пляски Духов» не могут отражать пули. Разочарованные индейцы Равнин, потеряв надежду, постепенно вернулись к своему безрадостному существованию.
Религия Вовоки ушла в прошлое везде, кроме Невады, где задержалась в своей первоначальной безобидной форме».
;
Свидетельство о публикации №214020401411