Чавин, сечин и чанкильо. глава 12

ГЛАВА 12. УАКАС HIGHLIGHTS. АВТОПРОБЕГ

Обратив взор к вышеобозначенному периоду, мы увидим, что, по мнению Quilter (1991), он характеризуется, среди прочего, рядом интересных особенностей.

Большими архитектурными комплексами – это первое. Второе – появлением неэгалитарных обществ. Ростом, по сравнению с предыдущим периодом, площадей, на которых возделывались одомашненные растения – это третье. И четвертое – увеличением обмена между различными природными зонами.

Вышенаписанный абзац лучше читать медленно и вдумчиво – каждое из этих четырех событий само по себе уже было эпохальным. А также хорошо при этом отметить для себя, что из их взаимодействия возникала несомненная синергия.

Другой важный для археологии Перу ученый, имя которого мы пока еще не упоминали, Moseley (1985), к этому списку добавляет еще одно событие — тоже важное, но уже из области геологии – стабилизацию уровня моря, что произошло примерно в тот же период, что и другие четыре – то есть, около 3 000 до н.э.

Из этих пяти событий древнего Перу нас сейчас, понятное дело, больше всего интересуют построенные в то время уаки и особенно те, что имели форму U.
Чем? Тем, что они самобытны, относительно единообразны и устойчивы во времени – и особенно тем, что послужили прототипом для всех последующих уак этой серии.

И при этом, как отмечают исследователи, местных прецедентов у монументальных U комплексов не было. Выглядят они поэтому прямо как новообразования – без роду и без племени, и от этого еще более удивительно, что вдруг, то есть относительно неожиданно – как говорится по-испански, de buenas a primeras – жители косты приступают к их возведению.

К этому замечанию насчет отсутствия у U уак местных прецедентов Moseley, добавляет, что даже по поводу истоков этих комплексов единства мнений у археологов нет.

Также, как мы знаем, нет единого мнения, например, относительно возможных истоков и Гебекли Тепе, и городов Хараппской цивилизации, и Карала Супе. Что им предшествовало? Ничего из нам известного не проливает сейчас свет на этот вопрос. Вместо этого мы видим, что откуда-то сразу появляются большие и хорошо спланированные города, высокие здания и красиво украшенные площади. И видим, что реконструировать генеалогию таких построек мы пока не можем.

Во времена Гобекли Тепе ничего, из там найденного, вообще не должно было находиться. Мы же хорошо знаем из наших учебников по истории, что тогда по этим территориям бродили только неприкаянные охотники-собиратели, одетые кто в звериные шкуры, кто в травяные юбочки – откуда у таких могли взяться адекватные строительные инструменты и – что еще сложнее – соответстующие инжереные планы?

И вот тоже интересно в нашем частном случае насчет перуанских U уак — единства мнения насчет их происхождения нет, и в свете общепринятой парадигмы его не будет никогда? Именно потому, что все в эту самую парадигму и упирается? Или же единства мнения нет только временно? А вот если таких U комплексов раскопано будет побольше, то количество трансмутирует в качество – и это позволит, наконец, пролить свет на истоки строительной серии U?

История, в частности, с этими U комплексами – но также и с перуанской цивилизацией, в целом, интересна тем, что, в отличие от Индии, Китая, Месопотамии, Египта и Крита, где с самых древних времен между этими цивилизациями существовали контакты, которые неизбежно выливались в разного рода обмены и заимствования – перуанская цивилизация, похоже, родилась и развивалась в изоляции.

Конечно, эта изоляция была неполной, но, тем не менее, контакты древнего Перу были ограниченными. Они сводились только к связям с непосредственными соседями — с Эквадором на севере, с высокогорной Боливией на юге и с жаркой Амазонкой на востоке.

.. и как тут опять не вспомнить мифические истории про сказочные и золотые города, затерявшиеся в темных глубинах непроходимой сельвы. Которые, справедливости ради, надо отметить, постепенно из мифов превращаются в реальность. Пока, правда, не по части сказок и золота – но мы узнаем, что люди там жили издавна – и жили, судя по археологическим находкам, совсем даже неплохо.

Один из примеров тому – Культура Майо-Чинчипе-Мараньон, обнаруженная относительно недавно – в начале 21 века в эквадорианской сельве, в провинции Самора Чинчипе. Там уже более 10 лет ведутся раскопки, и предполагается, что территория этой культуры доходила до реки Мараньон в Перу. А сделаные там находки свидетельствует о налаженном товарообмене между этой культурой и жителями Анд, а также жителями тихоокеанского побережья. Cчитают, что эта культура сельвы, которая насчитывает от 2 500 до 5 500 лет своей истории, наряду с прибрежной культурой Вальдивия – одна из самых древних цивилизаций Южной Америки.

После этого дальше вспоминаешь боливийское высокогорье и культуру Тиауанако – и изыскания Артура Познанского, который посвятил ее изучению многие годы своей жизни.

Кстати, насчет Познанского — он обладатель, что называется, mixed reputation – но вот некоторые из его credentials. В нескольких странах он был членом учёных обществ. Основал и возглавил Археологическое общество Боливии. То же самое проделал в Боливии и с Институтом фольклора. Национальный музей Боливии не основывал, но, тем не менее, возглавил. Читал лекции в учебных заведениях Европы и США.

И всплывает в памяти выдвигаемая им гипотеза, что и ворота Солнца, и Пума Пунку, и скульптуры-монолиты, стоящие сейчас под открытым небом в археологическом комплексе Тиауанако, принадлежат совсем не той культуре, к которой их относит сегодня академическая археология.

Сейчас принято считать, что они выполнены мастерами культуры Тиуанако, расцвет которой пришелся на 3-10 века н.э. Познанский в противовес этому теоретизирует, что принадлежат они ко временам намного более ранним — а именно, к 12-15 тысячелетию до н.э. Что тиауанакские каменные статуи были вытесаны из камня и украшены замысловатой резьбой не проживающим там племенем аймару, у которых и металлических-то орудий не было – что в третьем, что в десятом веке, а давними скульпторами, вышедшими совсем из другой, очень древней и неизвестной нам цивилизации.
Например, одна из этих удивительных статуй – стела Беннетт – весит около семнадцати тонн и в высоту достигает около восьми метров.

То есть, если довериться хронологии Познанского, относятся эти скульптуры и строения примерно к тому же периоду, к которому, по одной из версий, принадлежит и обнаруженный в Турции Гебекли Тепе. Однако Познанский выдвигал свои теории за много десятилетий до того, как большому миру стало известно про Гебекли Тепе.

Правда, для баланса на чашу весов следует следует поместить тот факт, что другие его коллеги по цеху эту его теорию отвергают напрочь — как абсурдную, ненаучную и как «печальный пример неверного использования археоастрономических данных». Цивилизация? - говорят они. - В 12 тысячелетии до нашей эры? No way.

Ну ладно. Сельва Амазонки и альтиплано Боливии – это уже совсем другие истории, а у нас ведь есть и своя — и мы сейчас к ней незамедлительно вернемся.

И для общего ознакомления с уаками-предшественниками и уаками-современниками комплекса, разместившегося в Чавине, предлагаю совершить обзорный мини-тур уак и начать с осмотра тех, что расположены на тихоокеанском побережье. Какие выберем?

Выбор можно сделать, исходя из трех критериев. Уака или самая древняя. Или самая большая. Или та, которую я посетила лично. Но поскольку мне больше по душе подход комплексный, то мы включим в программу три уаки – по одной для иллюстрации каждого из критериев выбора.

Итак – в автопробег.

Но перед этим хочу отметить, что первая часть слова “авто” в слове “автопробег” в данном случае к автомобилям никакого отношения не имеет, а связана она с греческим словом “авто” - “оно само”. Это личное местоимение, которое в греческом склоняется по родам и числам.

В данном случае “автопробег” значит, что я – то есть, вы – увидите в рамках тура “U Нuacas and their Highlights”. Даже не тура – это громко сказано, здесь более подходит слово “пробег”: уаки в него вошли в ограниченном количестве, и их хайлайты охвачены тоже далеко не все.

Почему считается, что это были уаки – священные места – а не города? Ведь U сайты, относящиеся к Докерамическому и Начальному периодам, могли занимать громадные территории, и архитектура в них была монументальная — поэтому почему бы не подумать, что так могли выглядеть древние города. И, тем не менее, считают, что городами они не были — потому что в них нет строений, которые обычно ассоциируются у нас с городами, и планировка в этих древних центрах не соответствует нашей концепции городов. И в то же время они не были жильем, предназначенным для простых людей.

Построенные в те времена здания мы разделяем на корпоративные и бытовые. На разницу между ними самым очевидным образом указывают и размеры этих двух типов, и их планировка. Размеры у общественных конструкций были монументальные, а к их планировке мы вернемся в следующей главе.

Еще разница проявлялась в элементах декора. Дома обычных жителей на перуанской косте не украшались нишами и фризами; не было на стенах обычных домов и настенной росписи — а в уаках все эти декоративные элементы присутствовали. Вообще бытовым жилищам на побережье — и не только на побережье, в сьерре тоже — в целом им и по сегодняшний день присуща предельная невыразительность. Это если выразить свое впечатление относительно их внешнего вида предельно тактично.

Уаки украшались фризами — те, что дошли до нас, были выполнены из адобе. Из адобе делались и большие по размеру объемные изображения — они уникальны своим предельно рельефным художественным стилем — их отдельные элементы выступают над основанием на 50 см. Несмотря на вроде бы скромный материал, из которого они выполнены — глина с разными примесями – выглядят эти изображения вполне монументально — как раз под стать мощной архитектуре уак. Выглядят не только монументально, но еще и тщательно проработаны.

В 2005 году в Huaca Rajada японский археолог Koichiro Shibata нашел одно из таких изображений — для наглядности я поместила фотографию в ФБ в моей группе, посвященой Чавину. Оно представляет felino, но не просто фелино, а антропоморфного фелино — высотой в 1.6 метра. И представьте себе, что это только его голова. Правда, дальше дело не пошло — ей и ограничились — туловище в художественной концепции не предусматривалось.

Выглядят они вполне загадочно и, очевидно, выражают определенную идею. Предполагается, что эти фелинообразные головы были образцами религиозного искусства, хотя не то что полной, а вообще никакой уверенности у археологов в этом нет — поэтому на самом деле об их семантике говорить сложно.

Другое различие по части отделки между этими двумя типами зданий — то есть, корпоративными и бытовыми — было в том, что поверхность стен уак, сложенных из камней или из адобе, покрывалась штукатуркой и окрашивалась в живые желтые и красные цвета.

Представьте себе, как ярко в свое время смотрелись на центральном побережье эти уаки со стенами, выделенными цветной штукатуркой. Краски на стенах казались яркими - их цвета были насыщенными сами по себе, но еще их восприятием обострялось тем, что они являли собой бодрящий контраст буро-бежевому цвету монотонного пейзажа, в который были вписаны.

Если попутно сказать два слова про цвета. Мы не знаем, несли ли они в данном случае смысловую нагрузку, как это происходило, например, в культуре Майя — где красный цвет был связан с востоком, а желтый — с югом, а дальше четыре стороны света связывались с четырьми Бакабами, которые поддерживают небо, которое, в свою очередь, представляет бога неба по имени Итцамна — он же отец Бакабов. Вот такая цепочка выстраивается, если мы обратимся к цветам.

Но есть и другой — и более существенный вопрос: чем в этих уаках занимались? Если они были посвящены религиозному культу, то находок, которые бы указывали на то, что представлял собой этот культ и его религиозные ритуалы, мало и интерпретировать их сложно. В частности, это относится к итогам раскопок уак, относящихся к Начальному периоду и расположенных в долинах Римак и Лурин.

Но в целом, проводимые в этих комплексах мероприятия, если оставаться в русле официальной трактовки, можно рассматривать в таком вот ключе.

Мероприятия могли иметь или религиозную направленность, или политическую, или социальную — а также возможна их комбинация.

С религиозными мероприятиями кажется, что да, понятно — именно они там наверняка и проходили — а что же еще? Но такая мысль возникает беспрепятственно только потому, что скользит по накатанной колее — а вот на самом деле, эта догадка была бы более уместна, если бы мы хотя бы в общих чертах представляли, что это там за религия такая была. Но вот это как раз и неизвестно. Если вы обратили внимание — в предыдущем предложении одни сплошные «бы» вылезают из условно-сослагательного наклонения.

Да и насчет двух других функций — тоже не очень понятно. Если поблизости не было городов и люди в уаки приходили из разных мест и если эти места паломничества не были частью одного государства, то о каких полит- и соцмероприятиях могла идти речь? И вообще — существовало ли в период строительства первых U уак государство, хотя бы теократическое — это тоже еще большой вопрос.


Рецензии