Я умею летать -3. исправленое
Однажды, моя подруга по детским-юношеским годам, Алиса, рассказала такую историю. Ее муж был участником описанных событий и сам от этого пострадал.
ЧАСТЬ 1. ОДНОКЛАССНИКИ.
Валик и Коля сидели в школе за одной партой. Звезд с неба не хватали, но школу закончили на «4» и «5». Потом дороги разошлись. В советское время 1970-1980гг сложно было поступить в институт без протекции. У Валика мама работала на руководящей должности, поэтому он поехал в Донецк учиться по «звонку». Колина мама таких связей не имела, поэтому он никуда не поехал учиться. У Валика папы не было. Мама жила жизнью свободной дамы. Она выбирала, кто, где, получше. Нашла большого начальника, вышла за него замуж, и переехала, в его 3-комнатную квартиру. Она и сына учила искать себе друзей с выгодой. Он так и делал. Коля пошел работать, а Валик ему приносил задания. Тот их решал, иногда, записывая прямо в тетрадь, почерком Валика. Что не сделаешь ради друга? Валик даже устроил дома банкет по случаю Колиного дня рождения. Так они и жили. Когда пришло время защитить диплом, Колины старания и мамины связи решили эту проблему на «раз-два». Мама нашла очень длинную «руку» и Валентина взяли на работу в хорошее место, на железнодорожный вокзал станции «Донецк». Через год, с небольшим, он поехал в командировку за границу, в Америку, штат Иллинойс. Там он встретил свою судьбу, Маринку, и остался с ней жить. Мама несколько раз к нему съездила, убедилась, что сын хорошо устроился, но не удивилась, что добрый мальчик не позвал ее жить к себе. Она звонила ему, плакала, рассказывала, что уже постарела и нуждается в помощи, на которую надеялась всю жизнь. Но Валику там было хорошо жить, и слезы мамы до него не достучались. Большой начальник вышел на пенсию, и женщине стало катастрофически не хватать денег. Пришлось уволить домработницу Катю и продать дачу. Когда мужа отнесли на кладбище, она с трудом расплатилась за похороны и дала на «лапу», чтобы его пенсия досталась ей. Так она осталась одна – обеспечена, но никому не интересна. Она не видела сына почти 10 лет.
ЧАСТЬ 2. ЗАПРЕТНАЯ КНИГА.
Коля работал в телеателье. Среди рабочих людей он чувствовал себя на своем месте. Видно Боженьке так понравился этот мальчик, что он отвалил ему талант сразу, не надо и учиться. Коля хорошо разбирался в различных марках телевизоров, и заказы сыпались на него, успевай управляться. Женился рано, в 18 лет, и очень скоро заимел в семье двоих деток. Света понравилась ему с первого взгляда – миниатюрная блондиночка, с огромными серыми глазами, певучим голосом и острая на язык. Эта штучка вошла в его сердце, когда ей только исполнилось 13 лет. Преданная, отличная хозяйка и огородница, она успевала везде – и доучивалась экстерном в школе на «отлично» (конечно же, Коля ей помогал с контрольными!), и детей родила, одного за другим. А вообще, она была такая «секси», что встречные мужчины оборачивались, глядя ей вслед. Ну, как мог Коля упустить такое чудо природы, или ждать ее совершеннолетия! Никак не мог. Светику требовались дорогая косметика и заграничные тряпки, аксессуары и золото. Коля искал подработку, где только мог. И вдруг, ему здорово подфартило.
Валик приехал без телеграммы, без звонка. Он просто приехал и позвонил в красивые двери, на третьем этаже, где жила теперь его мама. Она что-то готовила на кухне. Кастрюлька весело булькала. Шипела сковородка. Двери открылись – на него дохнуло знакомыми запахами родного дома. В горле запершило и защипало глаза.
Мама вышла в халате и в тапочках, на макушке смешная косынка, завязанная «ушками»: «Вы к кому, молодой человек? Валентин здесь больше не живет. Он уехал в Америку!» - гордо заявила она обалделому сыну. «Как так?» - уставился он на нее, не понимая, почему она его не узнает. «А так – у него там семья и бизнес» - мама стояла в проеме двери, как танк на войне, и не собиралась его приглашать. Наконец, он решился: «Мама, это я – Валик, твой сын…» В ответ женщина толкнула его и громко захлопнула дверь. Несколько минут он простоял в ступоре. Решение пришло, как молния – Коля! Только друг детства мог подтвердить матери, что это он. Валик выскочил из подъезда и устремился к беседке. Там, на лавочках, сидели пенсионеры и «бахали» в домино. Быстренько расспросил, где живет теперь его друг, Валентин удивился, что ничего не изменилось. Колина квартира окнами, как и много лет назад, выходила в этот же двор. Валик позвонил в старенькие, подертые двери, оббитые когда-то модным дерматином, и прислушался к шарканью ног. Двери открыла молодая, красивая девушка. Она уставилась на него и ответила, что Коля на работе. Пришлось ждать друга с работы. Он сидел на кухне и слушал жалобы на бедность и несправедливость начальства, на болезни детей, на зависть подруг. Наконец Николай пришел. Они обнялись. Валик выложил, в какую глупую историю он попал. Его не узнала мать. Они еще немного посидели – Светик угостила Валика обедом, Коля привел с садика девочек, и только потом, уже стемнело, они, все вместе, пошли к его матери. Двери долго не открывались. Когда все факты были изложены и Коля подтвердил, что перед нею действительно ее сын, ее кровинка, ее Валик, женщина упала в обморок. Вызвали «Скорую».
Валентин вздохнул с облегчением. На следующий день он вызвал нотариуса, и мать написала завещание. Через неделю гостевая виза заканчивалась, и ему надо было уезжать. Валик попросил друга присматривать за его матерью, в случае чего – организовать похороны. Но женщина шла на поправку. Она и не думала умирать. Изнеженный организм дал сбой. Она стала собирать в дорогу чемодан, рассчитывая, что сын приехал за ней, и заберет ее, в ту далекую, прекрасную страну, где нет бедности и старости. Валик не смог сказать матери, что он уже уезжает и без нее. Просто уехал, и все. Коля снова вызвал «Скорую». Теперь врач настаивал на госпитализации.
Поскольку Валик денег оставил достаточно, Коля и Света, по очереди, проведывали больную в палате. Приносили гостинцы, забирали стирку, выводили на прогулку. Вскоре женщина полностью пришла в себя и смеялась, когда рассказывала подругам по несчастью, как она не узнала собственного сына. Ее выписали, и жизнь пошла по накатанной колее. На имя Николая, ежемесячно, приходила некоторая сумма, в которую входило все – оплата по уходу за больной мамой и на лекарства. Молодую семью все устраивало. Им было ее жалко. Никто не знает, как повернет его судьба. Заболеть может каждый.
Однажды Коля принес рано утром стирку и хлеб. У него были свои ключи от квартиры. Открыв дверь, он тихо, на цыпочках, прошел на кухню… и застыл, от удивления. На полу, с закрытыми глазами, в позе «лотоса», сидела мама Валика, совсем без ничего. Коля покраснел и кашлянул. Женщина открыла глаза: «Коля, ты не поверишь! Я умею летать!» Она бросилась к нему, совсем не замечая своей наготы. Николай испугался. Он понял, что надо снова ее ложить в больницу. Коля попытался ее одеть уговорами. Натянул на нее халат. Хотел вызвать «Скорую», но женщина его упросила не делать этого: «Коля, мне нужна книга. Это старинное издание. В нем великая сила. Она такая потрепанная, листики обшиты серебряными уголками. Она даст мне силу. Я тогда смогу все! Я еще хочу летать. Если б ты знал, как это прекрасно! Ты летишь в ночном небе, а вокруг звезды, звезды, звезды…» - она так красиво это рассказывала, что Николай решил оставить все, как есть.
ЧАСТЬ 3. НОЧНОЙ ПОЛЕТ С ТРЕТЬЕГО ЭТАЖА.
Вечером, за ужином, он рассказал жене о том, какой увидел пожилую женщину. Света, казалось, и не удивилась. Они стали вместе решать, как усилить контроль над подопечной и не потерять такие нужные для семьи деньги. Подключили детей. Девочки, с удовольствием, бегали «послушать» квартиру. Сложнее было с прогулками. Но и тут все решилось само собой. Узнав о болезни, пришли подруги, также пожилые, и они все вместе, взяв Изольду Тихоновну под руки, шли в парк. Гуляли недолго – часок, но маме Валика, это было очень необходимо. Коля осторожно расспрашивал, какое состояние у нее, но дамы утверждали, что больная в норме. Вскоре он сам убедился, что все неприятности позади. Предстоял большой ремонт в квартире – поклейка обоев и покраска оконных рам, перестелить линолеум во всех комнатах. Стояла теплая погода – весна, май месяц. Поскольку Валентин выделил хорошую сумму на ремонт, Коля решил делать его собственными силами и поехал на рынок за материалами. Изольду Тихоновну взял с собой. Женщина посидела в машине, а потом попросилась посмотреть книги у букинистов. Коля оставил ее в книжном только на пять минут – заскочил в строительный, купил линолеум и краску. На обратном пути женщина притихла – она рассматривала книги, которые купила.
Ремонт длился до глубокой ночи. Пришла Света. Решили еще перебрать вещи в шкафах и лишнее убрать, чтобы было больше места. В результате освободился старый шифоньер. На семейном совете решили его продать. Только как? Женщине нужен покой, а без присмотра ее выпускать не велел врач. И тогда решено было разрешить, ей самой, впускать покупателей. По- другому никак не получалось. Днем все на работе и девочки в садике.
Света наведывалась по вечерам, вместе с больной готовила обед. Покупатели взяли шифоньер за хорошую цену. Изольда Тихоновна рассказала, как бойко она торговалась и как все-таки покупатели уступили ее настойчивому предложению. Как бы там ни было, но небольшая сумма пригодится, в случае непредвиденных расходов. Через какие-то три дня им позвонила обеспокоенная соседка и сообщила, что из квартиры Изольды Тихоновны выносят пианино и диваны. Коля помчался туда, быстрее ветра.
Пустая квартира встретила тишиной и покоем. В спальне, на кровати, с книгой в руке, отдыхала пожилая женщина. Когда Коля вошел, она очень обрадовалась, резво поднялась и показала книгу: «Это очень редкое издание. Я его нашла! Конечно, стоило немало, и я еще должна осталась, но главное – книга у меня в руках! Ты представляешь, Колечка, я теперь смогу все – я буду иметь все, что захочу и еще – я буду летать. Ле-тать!» Коля повертел в руках книжку: маленькая, как блокнотик, листики чистенькие, но сильно потрепанная, уголки обшиты серебром. Шрифт старославянский, буквы большие, на каждой странице несколько предложений. Непонятно, о чем книжка. А, какая разница! Пусть читает женщина. Теперь надо ночевать у нее – мало ли что может случиться. Печально осмотрел пустые комнаты. Изольда Тихоновна была в закрытой квартире. Кто и когда купил мебель и телевизор? И где деньги от продажи? С этим вопросом он и обратился к ней, на что женщина снова подтвердила свой долг за книгу. Из дома Коля принес раскладушку и остался ночевать у подопечной.
Утром Света высказала мужу свое недовольство. Да, женщину жалко, но ночевать надо дома, с семьей. Голодный желудок урчал. На работу он опоздал, и ему здорово влетело от начальства. Поэтому вечером он летел домой, как на крыльях. По пути занес продукты к Изольде Тихоновне. В квартире снова была тишина. Женщина внимательно читала книгу. Коля про себя порадовался, что такая чепуха ее так занимает. Главное, что все на месте, и с ней – все в порядке. На всякий случай парень поменял замок на входных дверях. Один ключ взял себе, а другой – оставил у соседки. Попросил, чуть что – звонить обязательно, сразу же. Потекли-полетели, одна за другой недели. Все было просто прекрасно.
Веселая, разрумянившаяся от чая с малиной, Изольда Тихоновна, на кухне, за столом, рассказывала Коле о том, где она летала сегодня ночью и что видела, что прочитала в книжке нового и что поняла, и что еще предстоит ей понять, выучить. Коля успокоился, поддакивал, и даже иногда задавал вопросы посуществу. Ну, что же теперь делать? Может, ей так легче жить, в мечтах и фантазиях? Замки были в порядке. Холодильник завален продуктами.
Лето встретило их дождями и жарой. В субботу, рано утром, Коля привез врача. Светило медицинских наук ухудшения, в состоянии здоровья, не увидело, наоборот подметил прекрасный аппетит и сон. А чудачества – это еще как сказать… В ее возрасте это допустимо. Молодец, пусть читает. Он задал женщине пару серьезных вопросов по прочитанному. И с удовлетворением нашел ответы исчерпывающими. Коля посмотрел – на тумбочке лежали юмористические детективы известной писательницы. Одну книжку Коля взял почитать, с разрешения больной. Книжки с серебряными уголками нигде не было. Когда Коля уехал с врачом, Изольда Тихоновна достала заветную книгу, из-под матраса, и снова улеглась на кровать - читать. Через день, рано утром, больная еще спала, Коля забрал книжку из тумбочки и спрятал ее в шифоньере. Женщина проснулась и спросила Колю, почему он так рано. Николай сказал, пришел спросить, может, что нужно привезти. Изольда Тихоновна сказала, что это неправда: «Я знаю, зачем ты пришел! Но она мне больше не нужна. Я знаю теперь ее наизусть. Я умею хорошо летать. Зря ты мне не веришь. И ты можешь этому научиться. Только надо заучить заклинания». Коля спросил: «Но там все так непонятно. Какие ж там заклинания?» - «Ты читал днем, а надо читать целые сутки подряд, и тебе откроется!» - заявила больная. Уходя из квартиры, Коля прихватил с собой и эту книжку. Дома он ее попробовал еще раз прочитать, слова складывались в какую-то белиберду, абракадабру, и он, со смехом (надо же, купился на слова больного человека!), вернул книжку женщине.
Еще одна неделя пролетела, как один день. Ремонт давно был окончен. Порядок и чистота радовали глаз. Раз в месяц Коля и Света отсылали отчет о затраченных деньгах, шли на телеграф звонить Валентину. Иногда брали с собой Изольду Тихоновну. Мама сыну о своих фантазиях не говорила. Наоборот, выразила желание записать ее на гимнастику для пожилых людей. Что поделать! Коля и Света стали ее водить на гимнастику.
И вдруг… Да, это произошло неожиданно. Утром Коля заехал машиной за новоиспеченной спортсменкой, но в комнатах ее не было. Мебель вся отсутствовала. Кто и когда вывез остальную мебель, было непонятно. На Колин крик прибежала соседка. Она слышала каждый шорох в квартире, потому что жила через стенку. В совершенно пустой квартире были открыты окна. Ночная прохлада еще спала по углам, но солнце приветливо светило и обещало очередной, жаркий, солнечный день. Коля обеспокоенно выглянул в окно – где же могла подеваться их подопечная? Утро только начиналось. На улице было пусто. Город еще спал. Тогда они пошли в ЖЭК и попросили ключи от чердака. Замок туго открывался, видно было, что его давно никто не открывал. Соседка осталась внизу, а Коля полез по лестнице на крышу.
Наверху сидели голуби. На крыше тоже никого. Но надо проверить везде. Он обошел, по периметру крыши, и внизу, на крыше следующего дома увидел тело без одежды. Да, это была она. Но как она туда попала? Никто же не видел! Квартира на замке. Коля прикинул, сможет ли он допрыгнуть на тот дом, чтобы узнать, может все же еще жива. Расстояние между домами превышало 20 метров. Это надо уметь летать, чтоб туда попасть. Летать. Не может быть. Коля спустился вниз и вызвал милицию. Внизу стояла Света, с детьми. Обычно он отвозил их всех по местам – жену на работу, детей – в садик. Когда муж не вернулся вовремя, Света забеспокоилась и пришла, с девочками, в квартиру Изольды Тихоновны. Участковому Коля рассказал все обстоятельно, соседка подтвердила каждое его слово, но про книжку в серебряном переплете умолчал. Все события этого дня всплывут в памяти Николая через много лет. Но тогда поздно будет что-то изменить в жизни. Он будет обречен. Обречен, на удачу.
12 декабря 2013г
Свидетельство о публикации №214020402003