Олег Степурко - Беседа о музыке, жизни и душе

Олег Степурко – христианский джазовый музыкант,известный джазовый композитор, трубач и педагог. Лауреат международных джазовых фестивалей. Заслуженный артист России и член Союза композиторов. Олег Михайлович – человек невероятной жизненной силы и неиссякаемого вдохновения. Он умеет развеять любую грусть своей добродушной улыбкой и веселыми шутками, которые он бесконечно дарит окружающим. Но откуда берется столько оптимизма, столько кипучей энергии? Эта тайна  кроется в самой личности нашего героя. В этом интервью  была предпринята попытка приблизиться к ее разгадке...
- Вы отводите в своем творчестве много места христианской идеологии. Так, Вами написаны многочисленные работы на библейские сюжеты – «Рождественская мистерия», мистерии «Пою Богу моему» и «Белый ангел», сборники «Антология христианского рока», «Музыка к детским спектаклям А.Меня»,«Антология нетрадиционной духовной музыки» и другие. Скажите, каким образом удается сочетать в некотором роде бунтарскую и чувственную, вполне мирскую джазовую музыку с религиозными сюжетами?
- Я не разделяю духовную музыку и не духовную, для меня этих границ не существует. Есть только талантливая музыка и бездарная, а какую она имеет бирку – церковную или светскую не имеет значения. Например, я джазовый человек и говорю джазовым языком. Почему я должен употреблять другой язык? Мотив может быть одним и тем же, а содержание разное – мирское или духовное. Я считаю, что все духовное происходит из церкви, при этом совершенно неважно какой сюжет. Сюжет может быть церковный, но при этом музыка будет антихристианская. Например, музыка Борнянского, в которой присутствуют сентиментализм и напыщенность, не имеющие никакого отношения к Богу. «Pink Floyd» больше духовная музыка, чем Бортнянский и Кастальский, хотя они писали исключительно для церкви, а «Pink Floyd» никогда и двух слов про Бога не сказали. Это все очень сложно, потому что дело не в сюжете, а во внутренней наполненности. Как говорил Платон, вся великая музыка – антологическая, она находится в идеальных мирах в свернутом состоянии вне времени, а человек способен ее развернуть. Если музыка транслирована из этих миров, она входит с нами в резонанс, а если музыка хорошо записана, сведена, но она не антологическая, а клон - ее по частям собрали из ничего, тогда ее не хочется слушать больше одного раза. Антологическую же музыку хочется слушать еще и еще, потому что она задевает в нас струны души, нашего микрокосма. И, конечно же, и джазовая музыка, и рок могут быть антологическими, вне зависимости от того верующий человек или не верующий, это Божий дар. Моцарт мог часовую симфонию услышать в один миг. Чарли Паркер мог за одну минуту услышать 12 минут импровизации. Говорили, что Паркер сумасшедший, но он просто попадал в эти миры, где нет времени.
- А как на счет того, что одних цепляет эта музыка, а другие говорят: «Я в этом ничего не слышу». Как это объяснить?
- Смысл жизни в том, чтобы максимально реализовать себя творчески. Жизнь человека, который реализован на 90% и который на 1%, это совершенно разные жизни. Многие люди развиваются технически, но не развиваются духовно, они инвалиды, которые ходят на одной ноге. Если человек духовно не развит, ему нечем слышать, он просто не развил диапазон восприятия. Как можно говорить с человеком на китайском, если он не знает этого языка? Для музыкантов это очень важно, потому что они чаще всего виртуозы, но не личности. Для того чтобы развить в себе личность, необходимо заниматься какой-то духовной практикой.
- Однако согласитесь, что зачастую рок-музыка имеет темную энергетику. Многие христиане утверждают, что рок воспламеняет в душе бунтарское начало.
- Ничего подобного! Рок - христианская музыка, это экстатическая молитва. Есть старушечья православная церковь, которая поет заунывные песнопения типа «Сухой бы корочкой питалась». Я не шучу! В свое время это была известная песня - «Сухой бы корочкой питалась, Куда ж мой миленький ушел», позже ее переделали в песнопение, которое сейчас очень популярно в православной церкви: «Царица моя, преблагая, надежда моя богородица». Об этом пишет литургист Сергий Желудков. По моему мнению, церковная музыка – это чистой воды рок! Ибо существовала традиция свободной молитвы, во время которой человек входил в экстаз и начинал говорить утерянными языками, типа древне-вавилонского, древне-шумерского. На основе свободной молитвы возник спиричуэлс, т.е. ритмический лютеранский хорал, который потом перешел в блюз, джаз и рок.
Кроме того, нельзя переносить сакральные идеологемы на музыкальные. Этим занимался Скрябин, и он выхолостил свое искусство. Когда у него септима стала не септима, как музыкальный интервал, а вхождение духа в материю, его музыка кончилась.  Эта схоластика,  в которой живая музыка принесена в жертву идейности, напоминает одну сцену из Пушкина «Руслан и Людмила» - «О поле, кто тебя усеял костями»… Огромная голова и больше нет ничего – ни груди, ни живота, ни ног, только одна голова. Ксинакис, Булез и Веберн, все они замечательные композиторы, но в их музыке нет сердца, там одна голова. Голое рацио. Такую музыку называют музыкой газовых камер, когда идеей убивают жизнь. Это фашизм и коммунизм, мы это уже проходили. Христианам нужно остерегаться переносить духовные идеологемы на музыку. Дело в том, что сексуальная энергия рок-музыки – это творческая энергия, просто одни ее используют для гулянки, а другие сублимируют в творческое действие.
- Но многие художники ищут вдохновение именно в сексуальных приключениях…
- Им нужно себя стимулировать грехом, но когда человек совершает сексуальный акт - по библии это брак, тогда у двух людей становится единое биополе, единая плоть. Человек, у которого несколько сексуальных партнеров похож на химеру - лицо женщины, крылья птицы и хвост рыбы. Вы меня понимаете? Где оно может существовать? В небе? На земле? В море? Что оно там будет делать с крыльями? У таких людей нет целостности, целомудрие от слова «целый». Если у вас нет целостности, это непримиримо ведет к гибели. Творчество наполняется смятением и душевной болью. Примеров тому много - Маяковский, Мандельштам и другие. Потому что человек, экспериментирующий с нравственностью, установленной веками, будит в себе невероятные бездны. Вы спросите меня, почему же бывает так, что благочестивому Господь не дает талант, а дает праздному гуляке? Это тайна, тайна любви. Мне кажется в нашем мире больше вопросов, чем ответов. Очень многие вещи нельзя объяснить, нельзя вербализировать. У каждого свой путь.
- Олег Михайлович, помимо того, что Вы композитор и концертирующий исполнитель, Вы еще и ведете активную педагогическую практику. Как по-Вашему – должна ли музыка обладать воспитательными качествами? Должно ли вообще произведение искусства быть нравоучительным?
- Конечно, в отличие от морального кодекса коммуниста и десяти заповедей у музыки другая цель. Однако музыка очень сильно раскрывает душу. Бердяев говорил, что мир заколдован грехом и наша цель в том, чтобы с помощью творчества расколдовать его.
- В преподавательской деятельности есть ли какая-то авторская формула или разработанная Вами система, по которой Вы занимаетесь с учениками?
- Занятия получаются, когда есть учебник. Я написал несколько учебников – «Блюз, джаз, рок», «Скэт-импровизация», «Труба в джазе» и «Джаз на трубе» и другие. Сейчас выходит – «Рок теория», учебник композиции. Есть открытая группа в контакте по композиции, там имеются нотные и звуковые примеры. Вот таким образом - трудишься, делаешь педагогические разработки, тогда и уроки получаются. Кроме того, я всегда заставляю студентов самим написать самим музыку. Например, проходим спиричуэлс, потом  все пишут свой собственный спиричуэлс и поют, делаем простейшую оркестровку, а потом вывешиваем в контакте на стене. Вы не представляете, какие красивые спиричуэлсы получаются! Когда человек попробует сделать сам, просыпаются его творческие силы, это настоящий атомный взрыв, порой это рождает такие шедевры!!!
- Вы и исполнитель, и композитор, и педагог, и аранжировщик. Есть ли в этом всем многообразии какие-то приоритеты?
- Мясковский говорил так: «Я могу сочинять только во время каникул». Я пишу в основном летом, а зимой только аранжирую, потому что когда отчитал четыре пары, какое там творчество?
- Бытует мнение, что хорошо прочувствовать и сыграть джаз может только музыкант, который вырос в американской среде. Как бы Вы определили, что такое российский джаз?
- Покойный Герасимов Толя говорил: «Здесь в моде только  секонд-хэнд». Вы читали 12 стульев? Помните, как Элочка Людоедка красила кошку? Весь российский джаз – это «крашеная кошка». Важно найти что-то свое. Я использую импровизационную форму, но сами композиции у меня уходят корнями в другую культуру. На Руси музыкальные фразы формировались по три такта, пять и семь, я пишу сейчас таким образом. Но я так отравлен саксонской культурой, что одно время все время промахивался на четыре, потом научился на три. Когда я играю на три, у меня такое счастье наступает внутри, как будто вернулся домой! Это необъяснимо, потому что кроется в духовной сущности народа.
- Получается, Вы не чисто джазовый музыкант?
- Я вообще не люблю это определение. Я считаю, что очень хорошее определение для моего творчества - ритмическая музыка. В это определение входит блюз, джаз, латина, рок, поп, в общем, всё, что связано с граун-битом. А граунд-бит может быть и на основе фольклора.
-Если бы Вы были музыкальным инструментом, то каким?
- Инструмент – это судьба, поэтому только труба!
- Это уже стихи! Что бы Вы хотели пожелать читателям «Музона»?
- Чтобы они раскрыли свой талант, чтобы они искали свой путь в музыке, и свою индивидуальность. Древние греки говорили – познай самого себя, и ты познаешь весь мир. Надо идти и не сдаваться!


Рецензии
Замечательная статья, Нина! Успехов в творчестве. С уважением Серж.

Серж Якименко   18.02.2014 18:44     Заявить о нарушении