Автобус

Автобус

Этот случай был очень давно, я училась в начальной и средней Безреченской школе номер 9, Читинской области, Оловяннинского района, Россия.

Была я тогда маленькая девочка, школьница. Ходила после школьных занятий в кружки математики, гимнастики, фортепьяно после школы, учавствовала в выступлениях, мы ездили выступать, показывали гимнастические выступления - сценки со сцены. Эра телевизоров только начиналась, и телевизоры только-только появились, с чёрно-белым экраном.

Нас со школы повезли на автобусе в другой посёлок, в Оловянную. Или на математическую Олимпиаду по математике, или ещё по другой какой-то причине. Была зима, холодно и снег.

В Оловянной водитель автобуса вышел покурить. Мотор не стал выключать, или выключил, но ключи оставил втыркнутыми.

В автобусе были дети разных возрастных групп, самая младшая - моя. Мы у себя в Безречной не очень то часто видели машины, это была экзотика для нас, как и покататься на машине или автобусе.

Увидев, что водитель ушёл, я решила поиграть в водителя автобуса. Подошла, села на его место. Что-там сделала - скорее всего, повернула ключ, мотор зажжужал и я резко перепугалась шума и изменения обстановки.

Пытаясь выключить мотор, стала нажимать на педали и повернула рычаг. Вместо того, чтобы перестать жужжать и шуметь, автобус вдруг медленно поехал. (Как понимаю сейчас, на 1-2 передаче, или, скорее, на 1ой передаче).

Я перепугалась ещё больше. Чтобы никуда не врезаться, мне пришлось поневоле рулить рулём. Первый раз в жизни.

Автобус ехал, ехал, по кругу. Я крутила руль. Но там дальше была или стена или обрыв, и рулить дальше уже было некуда. И что ещё нажать в автобусе, чтобы его остановить, я не знала.

Тут дверь открылась, на подножку запрыгнул водитель автобуса, он повернул ключ, выключил зажигание и этим спас нас всех.

Если это была математическая Олимпиада, то я потом заняла на ней 2ое место по району в своей возрастной группе.

Сколько мне там было тогда лет? Класс 4-5-6. 10-11-12 лет. 1971-1972-1973 года.


Потом, через десятилетия, в Великобритании, я училась водить машину, сидела на месте водителя. В нашу машину через полосу ехала на скорости другая машина (на передаче 5). А мы стояли перед светофором в веренице машин. Я резко скрутила руль, поставив машину из положения "прямо по дороге", в положение "косо по дороге по направлению к середине дороги".  Таким образом, перед моей машиной и машиной передо мной образовалось свободное пространство и туда на скорости (передача 5 где-то) влетела та несущаяся на нас машина, проехав это свободное пространство насквозь.

Я не смогла бы удрать вперёд - там впереди сбоку стояли машины - столкнись с ними, был бы локальный взывчик. Только мой вариант действий спас и нас, и того водителя, и тех, кто ехал впереди от столкновения.

Я довела машину до дома, и больше потом не училась уже водить машину. Ездила на автобусах или шла пешком.


И вот ехала я так раз на автобусе, в Великобритании, в английском двухэтажном автобусе, наверху. И вдруг водитель вместо маршрута свернул куда-то не туда. Там был пустырь и антикварный магазин-склад. Я его спросила - он ответил, что поедет по маршруту опять через час. Я подождала этот час. Потом доехала до Ретфорда, сделала там свои дела и покупки, поехала назад.

Какие то незнакомые мне люди в автобусе вдруг спросили меня - странные слова:
- А где Ваша собачка?

Я ответила:
- Дома.

Приехала домой, похоже так, кто-то в наш дом заходил и дрался с моей собачкой. Повредил её до крови. Не знаю, кому и что понадобилось в моём доме. Ничто вроде бы не пропало.

Я потом пыталась из дома не выходить и в Ретфорд больше не ездила.


Вспоминаю Безречную. Водитель автобуса спас нас тогда, детей, успев добежать и выключить мотор. Как понимаю, он не был привычен к тому, что в автобусе дети и что и как дети порой играют. И оставил ключ невытащенным. Сам ещё молодой был. И мне и ему повезло тогда, что обошлось всё. И тем, кто был в автобусе, тоже.


А мне за 1972 год за 4ой класс от Безреченской средней школы номер 9 осталась на память грамота "за отличные успехи в учёбе, труде и примерное поведение".

Моя учительница в начальной школе была Тамара Ильинична Третьякова. Очень доброй души человек и очень хорошая учительница. Спасибо ей огромное за мою детскую память о школе. Она подарила что-то, как кусочек доброты и солнышка на память.

Когда по жизни потом порой бывало всякое и трудное, я вспоминала моё детство, Безречную, и меня это ни раз потом выручало.


Инна Тигги
Eanna Inna Balzina-Balzin / Инна Бальзина-Бальзин


Рецензии