Издатель одной книги. Как издать и продать

Фотографии, которые Вы видите, сделаны в «Библио-Глобусе» и «Московском Доме книги», они заряжены на избавление от зависимости (водка, издатели, курение).

Здравствуйте, читатели.
Привет, издающие и издаваемые.
Хаюшки, авторы!

- Что значит чечако? — спросил Кит.
- Вы, например, чечако, я — чечако, — был ответ.
- Быть может, это и так, но все же мне не ясно. Что значит слово чечако?
- Новичок.
Джек Лондон «Смок Беллью».

Вообще-то я чечако в книжном сообществе, много чего не знаю, но наверняка и сейчас по нему бродят немало жаждущих издания писателей и некоторое количество желающих получить работу иллюстраторов. Собственно, я к тому, что ведь можно не ждать милости от издательств, а издать тираж самому и даже наладить продажу собственных книг совсем не хуже заправского издателя. Поскольку я так и сделал, то поделюсь некоторыми соображениями, вы уж извините, на примере нашей, с художником Натальей Худяковой, книги «Иллюстрированная Конституция России», соавтором и издателем которой я и являюсь.

1. Маркетинг

На мой взгляд новичка книжного дела, заранее следует грамотно определиться с направлением издания, даже если подобная расчетливость и кажется неинтеллигентной, короче, если о теме постоянно говорят, то уже следует задуматься, как применить свои писательские или художественные навыки в популярном направлении. Поскольку я сам обучался в художественном училище, соответственно, не писатель, то иллюстрирование книги каким-то образом следовало связать с интересным, но не обладающим авторской защитой текстом, к примеру, Конституцией России. Немаловажное значение играл и тот факт, что в тот момент на рынке было пятьдесят иллюстрированных Библий, которые не проходят в школах, и ни одной иллюстрированной Конституции, которую мало-мальски изучают в учебной программе, т.е. почти не было конкуренции.

К счастью, ситуация складывалась буквально по книге «Основы маркетинга» Филиппа Котлера: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Однако предостерегу от некоторых нелепостей. Я за маркетинг в том смысле, что нужно, в общих чертах, понимать творческое направление, а не бездумно копировать уже продающиеся вполне конкретные книги или обложки. Кстати, чрезмерно коммерциализированным художникам, да и писателям, следует перечитать повесть Гоголя «Портрет». Коммерция не должна доходить до абсурда, например, вспоминая небезынтересные практические советы руководителей издательства «Манн, Иванов и Фербер», профессиональных маркетологов, не стоит забывать, что, возможно, в отдаленном будущем, опираясь на данные маркетинговых исследований, основанных на изучении массового спроса, Иванову придется выстругать виселицу для Манна и Фербера.

2. Юридическое оформление

Для желающих наладить торговлю своими книгами самостоятельно совершенно необходимое дело – юридическое оформление. Для того, чтобы выйти на рынок, даже и книжный, нужно стать индивидуальным предпринимателем (ИП), либо зарегистрировать фирму. Я предпочел ИП, но, по ряду причин, скажу, что лучше бы я сразу зарегистрировал юридическое лицо, впрочем, для начала не суть важно, особенно, если автор, он же издатель, один. Отмечу, что мало какой серьезный магазин возьмет книги от частного лица, будь он трижды гениальный писатель или иллюстратор. Например, московская «Молодая гвардия» и «Библио-глобус» берут книги напрямую от авторов, но только от ИП или юридических лиц, да и то не все и не от всех, а прибыль переводят безналичными деньгами на расчетный счет. Есть исключения, пара-тройка альтернативных магазинов принимает книжки у авторов невзирая на лица и паспорт, платят наличными, но подобный hardcore еще надо поискать.

3. Печать

Для начала следует получить в Книжной палате ISBN (штрих-код) на книгу, он недорогой, быстро делается, а с недавнего времени выдается любому гражданину. Я упускаю тему верстки книги и ее художественного оформления, потому что подобным навыком мы обладали сами, так же как писатели, желающие издавать свои книги, должны уметь эти книги писать.

Очевидно, напечатать книгу сможет любая типография, даже если Вы не являетесь ни частным предпринимателем, ни юридическим лицом, но есть одна особенность, - даже, казалось бы, небольшая разница в цене печати книги может стать фатальной. Дело в том, что пройдя цепочку от Вас, через дистрибьюторов (о них я скажу позже) и магазины, до потребителя, книга прибавит в цене в несколько раз, в результате «лишний» доллар превратится в несколько лишних долларов, что почти наверняка снизит количество покупателей. Следует выбирать как можно дешевле, я, например, работаю с типографией из Можайска, так как типографии в Москве незначительно, но дороже региональных, надо сказать, пришлось разослать десяток электронных писем с просьбой рассчитать тираж, что бы найти наилучший вариант.

4. Самостоятельные продажи VS Книжные дистрибьюторы

Когда я, уже издав книгу, явился с ней в «Московский Дом книги» на Арбате, то товароведы мне в достаточно категоричной форме отказали в работе напрямую, вручив визитку, по их мнению, надежного книжного посредника – дистрибьютора «У Сытина», одно время осуществлявшего логистику. Кстати, это мировая практика книжных сетей – не работать напрямую с издателем, с похожей проблемой столкнулся в Европе издатель Мещеряков. Вот тут я понял, что допустил ошибку, надо было заранее знакомиться с дистрибьюторами, возможно, ехать лично к ним в офис, но я лишь смутно знал про существование подобных структур и зачем они нужны. Короче, я написал электронные письма нескольким дистрибьюторам и не получив ответа, решил продать самостоятельно, ведь у меня лежала груда этой самой «Иллюстрированной Конституции», кроме того, я был страшно горд изданием, однако, намучавшись с мелкими магазинами, исчезающими торговыми точками, книжными выставками и ярмарками я пришел к выводу, что мне форменный конец. По всему было видать, что никакая «Иллюстрированная Конституция» в России не нужна, я, впав в полное отчаяние, взял раздвижной столик и отправился продавать тираж на стихийной книжной тусовке у магазина «Библио-Глобус» с целью больше никогда, в дальнейшем, не связываться с книжным делом.

4.1. Уличная торговля
- Ваша книга – дерьмо! Дайте две.

Рассчитывая продавать самостоятельно, я встал на улице, на пятачке недалеко у музея Маяковского, надо сказать, я был вежлив с торгующей там публикой, не бычил, а спросил разрешения присоединиться. Примерно, каждый час у меня покупали по книге, и очень быстро я понял, что, похоже, все не так и хреново, как казалось. Проторговав на улице, к ужасу моих родителей и друзей, два с небольшим месяца (октябрь-ноябрь) я распродал около половины первого тиража, а он составлял чуть более тысячи экземпляров, и написал еще одно письмо дистрибьютору «Книжный клуб 36,6» с результатами продаж и они решили попробовать. Кроме того, подтвердился сам факт того, что я действительно активно продавал книги, книжку купил кто-то из их сотрудников или партнеров. Конечно, в уличной торговле книгами есть свои недостатки, она незаконна, иногда даже опасна, но есть и свои преимущества. Главное из преимуществ это продажа книги по цене в два, а то и три раза превышающей ее стоимость в типографии, кроме того, общение с покупателями дает возможность более четко представить целевую аудиторию продукта, в данном случае книги.

4.2. Целевая аудитория.
«Все эти конституции с картинками и кодексы есть чистой воды сувенирка, к издательскому бизнесу отношения не имеющая».
— Юрий Гаврюченков, редактор и издатель книги про собаку-телепата по кличке Грозный.

Изначально, мы не могли рассчитать целевую аудиторию, понимали лишь общее направление, потому решили сыграть в своеобразное книжное казино. Если сравнить с рулеткой, то мы поставили и на сувенирную продукцию, и на школьную программу, и на любопытного читателя, и на студента, и на гражданские настроения. Выпало на школьную программу, из дести покупателей, вернее покупательниц, восемь берут «Иллюстрированную Конституцию России» детям в школу.

4.3. Награды, выставки и журналисты.
«Московский Комсомолец» № 26185 от 14 марта 2013, журналист Александр Набоков: «Издатели этого «шедевра» пытались преподнести конституцию подростающему поколению в забавно-игровой форме. Мягко говоря, у них это не очень получилось...»

Выставки и награды штука приятная, но непрактичная. Народ не интересует членство в творческих союзах, дипломы издания нужны покупателю, как медали на банке сметаны или упаковке сухарей, то есть очень слабо. Люди не читают хвалебные отзывы депутатов всевозможных дум, даже и размещенные на форзацах. Все участие в различных книжных выставках, общение с государственными деятелями ничего не стоит по сравнению с массовыми продажами, большую часть которых, по крайней мере, в данный момент, можно произвести без дружбы с чиновником. Хороший магазин важнее всей Государственной Думы, хороший продавец лучше депутата. Не советую тратить время на поиск лобби, лучше сделать нужный товар – продаваемую книгу.

Впрочем, на выставке можно познакомиться с кем-то полезным, хотя лично я все полезное видел по интернету, разве что на выставке можно познакомиться лично. На мой взгляд, в целом, книжные выставки это такая же пустая трата времени, как и поиск спонсора для издания книги, иногда везет, большей частью нет. Если у кого-то из издателей окупилась книжная выставка я за него рад.

По поводу журналистов. Надежды на то, что журналист захочет помочь Вам неожиданно впечатлившись книгой должны развеяться, возможно, Вам предложат выступить в рамках издания или программы, но так, чтобы было хорошо СМИ, а не Вам. Единственное, что возможно бесплатно, так это критика, я не поленился выставить сам себя на антипремию «Абзац», признаюсь в этом сейчас Набокову, редактору «Книжного обозрения» - номинирующий «Иллюстрированную Конституцию России» Абрам Семизадов это был я, но я все же благодарен за «Почётную безграмоту», без нее не было бы статьи о нас в Википедии.

4.4. Торговые точки

Старайтесь не связываться с мелкими торговыми точками, палатками, и, особенно, лоточниками, сюда же можно отнести книжные ярмарки типа «Олимпийский», в принципе, это блошиный рынок. Если Вам не жалко несколько книг, конечно, можете попробовать ради эксперимента. И уж точно никогда не давайте продавать свои книги бродягам торгующим книгами в развал у магазинов, половина из них живут лишь тем, что разыскивают на помойках старые книги и продают их, как из «своей домашней библиотеки». Впрочем, работа с бездомным в некотором смысле менее затратна, чем с газетным киоском или лотком, книжный бродяга, скорее всего, исчезнет с книжкой сразу, а лоточник только после Ваших настойчивых звонков.

4.5. Магазины
«Публика, дама приятная во всех отношениях; кушает всё, что подают».
Чехов

У меня нет большого опыта работы с магазинами напрямую, однако, магазин «Фаланстер» в Москве и аналогичный питерский магазин «Все свободны», произвели на меня хорошее впечатление, кстати, эти магазины тоже работают с частными лицами. Не думаю, что большой магазин «Молодая гвардия» продавал наших книг больше, чем, к примеру, указанный мной альтернативный «Все свободны». На месте автора, готовящегося стать издателем, я бы попытался заранее выяснить у авторитетного в Фаланстере человека Бориса Куприянова, возможны ли продажи книги через их магазин, если да, то прекрасно, это неплохой выход для автора накопившего денег на издание своей книги. Наверняка есть еще какие-то магазины в стиле андеграунд, есть даже «Берроунз», дистрибьютор «медленных книг». В общем, начинающим стоит присмотреться к такому содружеству, как «Альянс независимых издателей и книгораспространителей».

4.6. Дистрибьюторы
«Пипл хавает!»
Титомир

Итак, дистрибьюторы. Если Вы хотите широкого распространения книги, то без книжного дистрибьютора не обойтись. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что в нашем случае самостоятельные продажи проигрывают книжным дистрибьюторам, я вижу причину этого в том, что с момента изобретения печатного станка книга стала продуктом массового спроса, соответственно, распространения, и потому должна была иметь некоторые признаки товара широкого потребления. Разумеется, я не говорю о книгах намеренно издающихся малыми тиражами, всяческих «книгах художника», либо антикварных или уникальных изданиях.

Кстати, Вы знаете, что означают цифры в названии «Национальный книжный дистрибьютор «Книжный клуб 36,6»? Их наценку. Когда коммерческий директор этого дистрибьютора спрашивал меня, чем я руководствовался, когда делал «Иллюстрированную Конституцию» я ответил, что батончиками Mars, Snickers и Кока-Колой, в том смысле, что мы могли и имели силы изготовить только один качественный продукт. Что бы продавать через мощного дистрибьютора, без которого не обойтись, надо иметь качественный, с точки зрения рынка, товар, способный окупить наценку как дистрибьютора, так и магазина, да еще и принести прибыль.

Что же нужно сделать, чтобы распространиться через книжного посредника по всем магазинам? Интересный потребителю, продаваемый товар, вот и все.

5. Автор VS Издательство
— Заплатил бы мне «Эксмо» пять тысяч баксов за пять тысяч Конституций? Думаю, что хренушки.
— Хренушки, конечно. Тысячу, максимум, полторы.
Беседы с Аркадием Рухом.

Так зачем же нужно издательство? Небезызвестный интеллектуал Аркадий Рух убеждал меня в том, что издательства нужны авторам для экономии времени, и он прав. Кроме того, немногие авторы имеют удачное «геополитическое положение», к примеру, в Москве проще наладить книжное издание и сбыт, чем в Торжке, не все из авторов имеют и здоровье, хотя бы необходимое для разгрузки машины с книгами и еще есть куча обоснованных причин, по которым авторы необходимо обратиться к издателю, но… следует помнить, что в случае работы автора через издателя он получит лишь гонорар, чаще всего составляющий небольшую часть прибыли с реализации тиража.

С другой стороны, издательство берет на себя все риски, ведь типография может напечатать не всегда сразу видимый брак, любой дистрибьютор имеет шанс обанкротиться, как, к примеру, «надежный дистрибьютер «У Сытина», магазин разориться, торговая точка исчезнуть с продавцом и книжками.

6. Авторское и имущественное право.

Читайте, что подписываете, даже если Вы автор и издатель в одном флаконе. Я подписываю только два договора, один с типографией, а другой с дистрибьютором о поставке или реализации печатной продукции, но все равно читаю.

7. Samizdat forever!

В общем, за год, а вся эта эпопея длилась год, вышло два тиража «Иллюстрированной Конституции», причем второй тираж финансировал сам дистрибьютор, по нашим с ними подсчетам, есть ежегодный устойчивый спрос на пять тысяч экземпляров, что и подтвердили итоги года. Готовлю третий тираж сам, причем традиционно себе являясь издателем. А по поводу прибыли, так лишний доллар, а то и полтора с книги не помешает, тем более с пяти тысяч книг, верно? Да и приятно, что книга издается и переиздается.

P.S. Надеюсь, что безутешным писателям и отчаявшимся иллюстраторам мой небольшой опыт поможет, иногда лучше рискнуть самим, добавлю, что «Иллюстрированную Конституцию» отвергали не только книжные дистрибьюторы, но и издательства, она подергалась разрушительной критике и, тем не менее, книга издалась, жива и набирает обороты.

Больше фото на ru.wikipedia.org/wiki/Иллюстрированная_Конституция_России


Рецензии
Здравствуйте!
Интересные размышления и полезные советы для других.
У меня тоже есть кое-какой опыт издания и продажи своих книг. Набила много шишек.
Перерыв, который я себе дала, длится уже достаточно долго. Вы не затронули эмоциональную составляющую, то есть, что чувствует автор, предлагающий свои книги магазинам.
Книжные магазины в Москве просто завалены книгами; даже на лестницах лежат. А книга - не хлеб. Без хлеба нельзя обойтись, а без книги можно. И многие, увы, наши граждане спокойно себя чувствуют без книги. К тому же, можно что-то прочитать в Интернете.
Так вот, автор чувствует себя несчастным, когда оказывается со своим шедевром в магазине. С руками в магазине оторвут те книги, где будет "пятьдесят оттенков серого" (бр-р-р!) или что-то про плинтус.
О посреднике "У Сытина" знаю. Знаю, что эта фирма быстро исчезла. Да, с книгами и деньгами некоторых авторов, включая мою знакомую.
Но Вы правы, сделав вывод: надо шевелись лапками, изучать книжный рынок, не лениться и не бояться, что тебе откажут.
Спасибо за полезную информацию. Удач!

Лариса Прошина   10.12.2017 19:46     Заявить о нарушении
Погодите-ка прощаться. Эмоциональная составляющая во всем мире, примерно, одинакова, автора, а то и издателя посылают куда подальше, а он пробивается, либо не пробивается. Ну, например, издатель Вадим Мещеряков, зарегистрировав в Австрии издательство, говорил о труднопреодолимом предубеждении местных книжных дистрибьюторов к выходцам из России и нежелании работать с новыми издательствами, тем более русскими, схожая ситуация наблюдалась в Германии:

«Там всего семь дистрибуторов, в Германии, и с ними надо… они не каждого берут, не с каждым работают, а кроме них никак нельзя попасть напрямую в магазины. Поэтому с ними надо было просто не то, что договориться (как это вот слово такое у нас за последние годы, не в этом плане «договориться»), договориться — показать, что ты что-то можешь, что книги твои продаются и интересны.
— «Издательский дом Мещерякова»

Чисто по человечески жалко и автора, и издателя. Понимаю, что на книгу потрачены несколько лет, но такова ситуация во всем мире.

Горелов   10.12.2017 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.