Редкий Гоголь. Рукопись Мёртвых душ. Глава 5

- Что творится! Что творится!!! – с этими словами, с треском распахнув двери, в комнату, как вихрь…Нет, как смерч, даже более, как Богдан Хмельницкий, ворвался сам хозяин квартиры, Гоголь. Обе головы, и голова профессора Дохуэля, и голова профессора Пиндаля, вздрогнули. Таким они Гоголя ещё не видели. Волосы Гоголя были всклокочены. Лицо перемазано сажей, а разорванные шаровары были расписаны сажей, кетчупом, фломастерами и пеной из огнетушителей.
- Нет, вы посмотрите, что творится!!! – продолжал кричать Гоголь.
- А что? – удивлённо спросил Дохуэль.
- А то!!! – кричал Гоголь. И стал вытряхивать из мешка что-то увесистое – смотрите сами!
На пол с глухим стуком упала довольно ужасно выглядевшая, разбитая и с огромным кровоподтёком под глазом, голова профессора Крынки. Если бы не серьга в левом ухе головы, то профессора можно было и не узнать.
- Вот так!!! – Гоголь опрокинул в себя стопку горилки и занюхал полуоторванным рукавом – С чем и поздравляю!
- С чем это? – не понял Пиндаль.
- С демократией! – Гоголь опрокинул в себя вторую стопку горилки. Как истинный патриот, в последние две недели, он пил исключительно одну горилку.
- У тебя кровь на щеке – заметил Гоголю Дохуэль.
- В меня стреляли – Гоголь уже наливал третью стопку.
- Чем !? – всколыхнулись обе головы разом, и Дохуэля и Пиндаля. Валявшаяся на полу голова профессора Крынки, не проявляла признаков жизни.
- Чем !? Вот этой головой и стреляли! – Гоголь зло глянул на лежащую под ногами голову Крынки.
- Но как !? – воскликнул Пиндаль.
- Не знаю. Кажется из катапульты, или из Мега-рогатки.
- Но, позвольте, - продолжил Пиндаль – насколько я знаю, Мега-рогатки относятся  к секретным военным разработкам Российского МИФИ. И согласно Европейской Конвенции о Нераспространении…
- Какое нераспространение – дико захохотал Гоголь – какая там Европа! Профессор Крынка двадцать лет нас призывал к Рынку, а теперь, вместо Рынка, над нами летают головы этого самого Крынки.
- Ты бы лучше меньше пил – заметил Дохуэль – а оформлял бы профессора Крынку на свой столик. Не ровен час жмуриком станет. А нам жмурики не нужны.
- Да, да – будто очнулся Гоголь, алкоголь его несколько успокоил и привёл в чувство для выражения трезвых мыслей – Идеи Рынка не умрут вместе с головой профессора Крынки! К слову, как правильно пишется: Крынка или Кринка ?
Гоголь отпил очередную большую порцию горилочной влаги из бутылки, занюхал собственной жменькой, и взялся за спасение головы профессора. Медленно опустившись на пол и встав на четвереньки, он укатил голову в ванную комнату. И включил воду.
- И сэр и хер, пишется через «ер» - крикнул вслед Пиндаль.
- Нет, тут по правилу «Жы – Ши» надо вспоминать – возразил Дохуэль.
- Причём здесь «Жы – Ши» ? Здесь надо искать проверочное слово, у крынки проверочное слово: крышки. Пиши через «Ы».
- Ага! А у кринки, проверочное слово: инки. Пиши через «И».
Из ванной комнаты доносился плеск воды и фырканье. Но, чьё это было фырканье было непонятно. То ли фырканье самого Гоголя, то ли фырканье головы профессора Крынки.
С улицы доносились взрывы и всполохи.
- Колядки играют – с завистью вздохнул Пиндаль.
- Майдан гуляет – возразил Дохуэль.
День клонился к закату. Но вот, звуки дождя из ванной комнаты прекратились, а вскоре из ванной и выехал новый полированный, на резиновых колёсиках, медицинский столик с установленной на нём, и частично перебинтованной, головой профессора Крынки. Или Кринки.
От Крынки несло горилкой, один глаз был заплывший, а второй изумлённо осоловевший. Крынка явно ещё не понимал своего нового положения. Вслед за головой профессора, из ванной, не выехал, но выпал сам Гоголь.
- Такого Гоголя мы ещё не видели – сказал Пиндаль.
- Редкий Гоголь – подтвердил Дохуэль.
- Редкий Гоголь долетит до середины Днепра – вздохнула голова профессора Пиндаля.
- Да что тут говорить? Всё верно – подытожила голова профессора  Дохуэля – Редкий Гоголь долетит до середины Майдана.

3.2. 2014 г.


Рецензии
Эпиграф:
"Никто из читателей моих не знал того, что,
смеясь над моими героями, он смеялся надо мной"
(Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

Здравствуйте, Юрий Алексеевич!
Примите мою рецензию, как точку зрения простого читателя. Ибо я не литературный критик и не литературовед, но обычный читатель. Но и у обычного читателя есть свойство видеть реальность сквозь фантазии-воображения авторов, что отражаются в литературных произведениях.

Прочитал все части Вашей повести. По стилю, несомненно, у Вас талант по подражанию классики, говорю про подражание творческому стилю Михаила Булгакова. (Но подражание - не обязательно плохо, подражанию тоже нужно умение, и у Вас это здорово получается, если исходить из произведений Михаила Булгакова "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита").
Но здесь меня больше интересует и волнует содержание текста, а не стиль.
Понимаете, по содержанию тема Вами выбрата чрезвычайно актуальная, как, своего рода, фантастическое описание "редкого Гоголя" или "иного Гоголя", исходя из опыта жизни самого писателя. Но, по-моему, жанр сатиры над опытом жизни Гоголя не очень-то уместен с разных точек-углов зрения, ибо опыт жизни Гоголя глубоко трагичен и личностен. А потому высмеивать Гоголя, пусть даже и фантастически, по-моему, не совсем корректно.
У меня такое ощущение, что Вами специально выбрат такой стиль и жанр, что как будто эту повесть пишет сам Михаил Булгаков о Гоголе. Но представьте только, что если б Михаил Булгаков прочел Вашу повесть, исходя из его отношения и почитания таланта творчества Гоголя? Чтобы Вам сказал Михаил Булгаков, касательно содержания Вашей повести?..
Именно, некая чрезмерная пошлость и развязанность по отношению к опыту жизни и творчества Гоголя, особенно что выражено Вами в части 4-й. Я понимаю, что "сегодня" в начале 21-го века такой способ и манера преподнести публики произведение есть модное направление. "Сегодня" и в театрах, и в кино, и в литературе без пошлости как-то скучновато для уже искушенных и ко всему привыкших зрителей и нужно подать нечто экстранеординарное, такое, чтоб зрители вздрогнули, взъёжились или взбесились от отвращенья, или злорадно смеялись, потешаясь над извращениями "редких людей"... Я все понимаю, но не до такой же степени измываться в пошлости и показывать пошлость. Я понимаю, что если бы Вы писали о вымышленном герое, но Вы пишете про опыт жизни реального человека Гоголя, хотя и фантазируете на этим опытом по-своему. Для меня лично это неприемлимо, особенно четвертая часть Вашей повести, в которой по отношению Гоголя показана низость и пошлость. У меня такое ощущение, что Вы в четвертой части решили переплюнуть психоаналитика Фрейда и разного рода любителей по извращениям. Конечно, Гоголь как гений - странный человек, но не до такой же степени измываться и глумиться над Гоголем. И вот таковое уже, отнюдь, не смешно и не весело, а вызывает отвращение от пошлятины.

Но особо хочу сказать о пятой части Вашей повести. Ибо здесь, по-моему, в своем подражании творчеству М.Булгакову, как произведениям "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", Вы попали экзистенциально и событийно сквозь фантастические образы в точку. Но здесь (в пятой части) фантастический смех (оранжевый смех) превращается в страшую очевидность реальных событий действительности. Впрочем, как это и описано в произведениях М.Булгакова, когда нечто фантастическое превращается образы страшной действительности. И после такого прозрения выступает озноб и мурашки по коже, страх продирает кожу, когда ужасы искусства фантастического превращаются в обыденность серой действительности. Или ужасы искусства фантастического как кривое изломанное зеркало отражают обыденность серой действительности, которая для обывателей становится привычкой и нормой жизни. И здесь Вы попали в точку, как в Вашем фантастическом описании Вы раскрываете метафизическую суть реальных событий в обыденной действительности как в Киеве на Майдане. Если Михаил Буулгаков действия романа "Мастер и Маргарита" перенес в Москву, то Вами синхронично это перенесено в Киев 2014 года. И по-моему это синхронизация событий и фантастических реалий показана и попадает в точку как сквозь иное измерение-искривление чрез искусство пространств и времен.

Но необходимо также заметить, что:
О, публика это любит, любит гадости, пошлости и извращенья, впрочем, про чтО уже писал в начале 20-го века Василий Розанов в книге "Уединенное":

"Малую травку родить - труднее, чем разрушить каменный дом.
Из "сердца горестных замет": за много лет литературной деятельности я замечал, видел, наблюдал из приходо-расходной книжки (по изданиям), по "отзывам печати", что едва напишешь что-нибудь насмешливое, злое, разрушающее, убивающее, - как все люди жадно хватаются за книгу, статью.
- "И пошлО, и пошлО"... Но с какою бы любовью, от какого бы чистого сердца вы ни написали книгу или статью с положительным содержанием, - это лежит мертво, и никто не даст себе труда даже развернуть статью, разрезать брошюру, книгу.
- "Не хочется" - здесь; "скучно, надоело".
- Да чтО "надоело"-то? Ведь вы не читали?
- "Все равно - надоело. Заранее знаем"...
- "Бежим. Ловим. Благодарим" - там.
- Да за чтО "благодарите"-то? Ведь пало и задавило, или падет и задавит?
- "Все равно... Весело. Веселее жить". Любят люди пожар. - Любят цирк. Охоту. Даже когда кто-нибудь тонет - в сущности, любят смотреть: сбегаются.
Вот в чем дело.
И литература сделалась мне противна"...
(В.В. Розанов "Уединенное").

Другими словами, я хочу сказать, что смеяться над Гоголем, над опытом жизни Гоголя, мягко говоря, грешно. По-моему, человечнее и честнее будет, если мы будем сочувствовать и сопереживать трагическому опыту жизни Гоголя, а что опыт жизни Гоголя был трагический, то для людей совестливых, думаю, не вызывает никаких сомнений...

И сам Гоголь говорит за себя:
"...Это свойство выступило с большей силою в "Мертвых душах". "Мертвые души" не потому так испугали Россию и произвели такой шум внутри её, чтобы они раскрыли какие-нибудь ее раны или внутренние болезни, и не потому также, чтобы представили потрясающие картины торжествующего зла и страждущей невинности. Ничуть не бывало... Но пошлость всего вместе испугало читателя. Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления... Мне бы скорей простили, если бы я выставил картинных извергов; но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явление замечательное! Испуг прекрасный! В ком такое сильное отвращенье от ничтожного, в том, верно, заключено все то, что противоположно ничтожному. Итак, вот в чем мое главное достоинство... желанье быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств... Если бы кто увидал те чудовища, которые выходили из-под пера моего вначале для меня самого, он бы, точно, содрогнулся..."
(Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

И здесь, по-моему, Достоевский мог бы сказать и повторить последние слова Гоголя про чудовища, что выходят из-под пера первично для самого автора, если исходить из романа "Бесы"...

Однако, страшная фантастика, которая оборачивается обыденностью серой действительности...

Бармин Виктор   01.03.2014 11:44     Заявить о нарушении
Спасибо, за обстоятельный разбор данного произведения. В своём творчестве, я часто "иду от противного". Клин клином выбивают. Поэтому, видя Неприглядности нашей жизни, эти Неприглядности я начинаю "воспевать" для того, чтобы читатель смог ужаснуться этим Неприглядностям. Ведь, последние 25 лет, все СМИ только и занимаются воспеванием всяких мерзостей, выставляя эти Мерзости, чуть ли не за Эталон Правды. Что ж, вы ужаснулись, значит моя Цель достигнута. Я восхищаюсь творчеством Н.В. Гоголя. Думаю, что он бы на эту мою работу не обиделся. Сочинив Статью просто "О Величии Н.В.Гоголя",её и читать бы не стали. Тут ты прав: "СКУЧНО". Хотя, опять же согласен с тобой, лучше бы такого чёрного юмора не было вообще. Я коммунистических взглядов. Именно поэтому, в 1995 году написал "Был ли Ленин гомосексуалистом?" Прочитал в Области на лит.заседании. Все 100% "культурных",с "высшими образованиями" людей ВОСХИТИЛИСЬ этим произведением, единственно спрашивая меня, где я смог ознакомиться с Данными Архивами из КГБ. Они даже не поняли, что в самом начале рассказа, всю эту Историю рассказывает "ГЛУХОНЕМАЯ со дня рождения". Они даже не поняли, что статью написал не Я, а ВОЛКОГОНОВ 666. Впрочем, этого генерала и Врага Советской Власти, ты должен помнить как дмитрия волкогонова, который вещал на Центральном Телевидении. "Редкий Гоголь" был написан, когда Майдан был ещё вполне Миролюбивый, но я уже в то время понимал, какие ужасные последствия может иметь Майдан. И всё это, не без помощи Российского МИДа. Поразиться ИДИОТИЗМУ российской ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ, возможно станет темой следующего моего произведения.Буду заглядывать в гости. Дай Бог нам всем Мира! Этоя, уже как Атеист, говорю.

Юрий Алексеевич Бармин   01.03.2014 16:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за обстоятельный ответ и объяснение своей позиции.
Теперь мне все ясно: что и к чему, касательно мотивации Вашего творчества.
Впрочем, Ваша мотивация не так далека и от мотивации Гоголя, что сам Гоголь выразил-объяснил в книге "Выбранные места...".

С уважением,

Бармин Виктор   01.03.2014 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.