Кабинетная история
На первый взгляд, ничего особенного. Жёлтые обои, голубые занавески, книжный шкаф, кожаный диван, письменный стол, кресло, стул. На полу – синий пушистый ковёр. На стенах – пара рериховских пейзажей и портрет великого философа… Кроме того, совсем недавно национально озабоченный коллега притащил на мой день рождения и сразу же прибил к стене ещё один портрет, тем самым намекая, что наш поэт не менее, а может быть, и более гениален, чем какой-то там малопонятный и безнадёжно далёкий немец. Стыдно признаться, но у меня не хватает храбрости снять этого пышноусого божка, эту общенациональную икону, этот невнятный символ государственности. Так и висит, укоризненно пронзая своим суровым взглядом и вызывая внутри меня тревожное волнение и нравственные колебания.
Впрочем, пусть пока повисит, ведь дело не в нём: я быстро научился не замечать и ловко уворачиваться от его свинцового взора. Дело в том, что лет десять назад я ощутил признаки присутствия в кабинете некой неведомой нематериальной субстанции, незримой силы, заблудившегося привидения… Нет, это не какой-то жалкий полтергейст с предсказуемыми повадками злобного человечка и стандартным набором пакостей… Мой сожитель – несущество более утончённое, сидящее на несколько ступеней выше всяких домовых, барабашек, леших и прочих мелких демонов.
Что же такого подлого творит это несущество? Каким образом оскверняет мой любимый кабинет?
В том то и загадка, что ничего не творит и никак не оскверняет… Его деяния прозрачны, как воздух, как только что вымытое моей женой оконное стекло. Они строжайше законспирированы и вынесены в удалённые сферы глубокого подсознания и высокого абстрактного мышления, что делает их безобидными для простого обывателя. А поэтому, и второй, более пристальный взгляд не увидит ничего подозрительного в клочьях пыли под стеной у дивана или в беспорядке на письменном столе… И это – на другой день после тщательной уборки с пылесосом и влажной тряпкой.
Но даже если к утренней подозрительной неразберихе отнестись как к следствию, то его причиной, скорее всего, окажется моё ночное литературное творчество, а не бессонница какой-то бестелесной нечисти, заставляющая её ползать под диваном и непристойно выплясывать на светло-коричневой столешнице.
Да, порой случается так, что я засиживаюсь чуть ли не до утра, составляя свои замысловатые тексты. Кстати, об этой моей забаве знает только жена, которая по утрам великодушно позволяет мне озвучивать всё сочинённое за ночь. Она – мой единственный слушатель и советчик, моя муза и критик. Помню мелькнувшую в её глазах тревогу, когда делился с ней своими подозрениями, когда сбивчиво и неубедительно рассказывал о поселившемся в кабинете таинственном посланце инобытия.
Тогда, недолго посовещавшись, мы решили перекрасить обои в какой-нибудь весёлый цвет. Чтобы вечный праздник и вечная весна… Остановились на оранжевом, который колдуны считают наиболее могущественным, способным восстанавливать силы, приносить радость и наполнять жизненной энергией. Как раз то, что нужно.
Перекрасили.
Удивительно, но в первые два-три месяца я был уверен, что горячий апельсиновый цвет на стенах вытеснил-таки незваного пришельца, изгнал его в потусторонние миры. Даже пыли и беспорядка стало меньше, не говоря уже об установившейся гармонии и чистоте мыслей. Каждый раз, когда я открывал дубовую дверь, кабинет встречал меня многообещающей пустотой, ленивым покоем и созидательной неподвижностью.
Неужели победа?
Увы… Апельсин оказался отравленным. Тогда, читая его характеристику, мы с женой не обратили внимания на коварную сноску, где мелким шрифтом было написано следующее:
- Создаёт ощущение благополучия и веселья. Но при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение.
Так и произошло. В какой-то момент я почувствовал, что неподвижность сменилась разрушительным хороводом, покой – неуверенностью, пустота наполнилась угрожающим абсурдом…, а в воздухе вдруг запахло миндалём.
Эта адская смесь не могла не сказаться на состоянии моей нервной системы. Я стал пуглив, раздражителен и чрезмерно сентиментален. Мой взор всё чаще устремлялся в прошлое, всякий раз возвращаясь оттуда печальным и увлажнённым. При этом поводом для слёз служили те малозначительные неприятности и преодолённые трудности, которые ещё совсем недавно радовали своей прожитостью, вызывая удовлетворение и мудрую иронию. Так в моих мыслях о далёких смутных временах, наступивших после распада огромного государства, откуда-то появился неведомый ранее драматизм, заставлявший сокрушаться о потерянных лучших годах молодости, о потраченных напрасно силах, об упущенных возможностях… Я вспоминал о трёхмесячных задержках зарплаты, о пустом холодильнике, о страхе перед арендодателем квартиры, о малолетних сыновьях, усилиями детской воли отводивших глаза от сладких витрин магазинов и киосков, о несчастной жене…, вспоминал всё это, и «тонизирующий» оранжевый цвет не только не спасал от меланхолии, но и, как мне казалось, ещё больше усиливал её.
Кроме того, я чувствовал, что Оно вернулось. Покрывшись апельсиновой коркой, прикинувшись отречённым и смиренным, отгородившись горячим пламенем, Оно стало гораздо опаснее и коварнее, а его бездействие – угрожающим.
Необходимо было что-то предпринять.
И тогда мы с женой вновь решили слегка обновить декорации. За вечерним чаем обсудили необходимость грядущих перемен, суть которых сводилась уже не к перекраске обоев, а к их переклейке. Выбирая цвет, положились на авторитет Кандинского и на нашу общую любовь к солнечным зайчикам.
Две деревенские девушки, нанятые мной по объявлению в газете, быстро и качественно выполнили работу.
Кабинет пафосно и в то же время скромно заиграл цветами знамени, обещая солнечную перспективу.
Как и в первый раз, вначале всё шло хорошо. В обновлённом пожелтевшем пространстве вновь воцарился покой, позволивший мне некоторое время безмятежно размышлять, писать рассказики, слушать музыку, отдыхать…
И опять покой оказался мнимым. Через пару недель Оно адаптировалось, мутировало, хамелеонно преобразилось и решительно взялось за старое.
Зная о том, что я догадываюсь о его незримом присутствии, Оно обнаглело и активизировалось. Не в состоянии манипулировать материальными предметами это подлое несущество вытворяло с моей памятью грязные фокусы, в результате которых я тут же забывал о своих действиях или бездействиях… Поэтому, когда, проснувшись утром, замечал какие-либо изменения в кабинете, мне сперва казалось, что это его каверзы… И лишь , спустя час или два, сосредоточившись, припоминал, что сам не выключил настольную лампу, сам положил на пол у кресла том Гегеля, сам открыл дверь на лоджию, сам в сердцах разорвал исписанный лист…
Однако все эти трюки с памятью – сущие пустяки, безобидные шутки по сравнению с теми чудовищными и безжалостными экспериментами, которые эта тварь проводила с моим доверчивым, любопытным, склонным к рефлексии сознанием. Подобно ловкому напёрсточнику, она заставила меня сомневаться в очевидном, расшатывая тем самым основы моего мировоззрения и пытаясь навязать своё, где бывший герой постепенно превращался в труса, а мерзавец и предатель – в мученика и патриота; где глубокомысленное и умное представлялось поверхностным и глупым, а примитивное и убогое – высоким и благородным…
Где восхвалялась ложь и уничтожалась правда…
Весьма интересны и способы его воздействия. К примеру, хочется мне почитать Ницше. Открываю «Заратустру» и наслаждаюсь. Недолго. Через пять-десять минут откуда-то из подсознания выпрыгивает сомнение, будто я не на то трачу драгоценное время, будто было бы полезней для души послушать Шопена. Откладываю книгу и слушаю музыку. Через пять-десять минут новое сомнение заставляет меня взяться за гантели… Затем посмотреть начало «Сталкера», открыть-закрыть набоковские «Другие берега», пойти-и-тут-же-вернуться-с-прогулки, полежать на диване, выпить чаю, написать две-три бессмысленные фразы и, наконец, растерянным и опустошённым выскочить из кабинета и на сорок минут погрузиться в горячую ванну…
Только там, в тепле и душистой пене удавалось собраться и последовательно поразмышлять. Там же однажды понял, что моё сознание упорно заталкивается в тёмный лабиринт абсурда, где действуют иные закономерности пространства и времени, где привычная диалектика и логика не проясняют, а, напротив, запутывают и ведут в тупик.
Тогда я всерьёз испугался… Но не вечно же лежать в ванне… Хотя… Кое-кто в ней даже творил…, великую вещь написал, между прочим…
Почему бы и мне не попробовать перебраться? Нет, не в ванную, конечно же…
Взял любимые книги, перенёс их в гостиную, а двери кабинета закрыл на ключ.
Чудовище успокоилось и затихло, а квартира из трёхкомнатной преобразовалась в двухкомнатную, что заставило нас задуматься о её продаже и покупке новой.
Ну почему мы должны жить в двух комнатах, а платить за три?
Стоит ли подвергать свою психику опасности, находясь под одной крышей с нечистью?
Разве заслужили мы эти мучения?
Вполне резонные вопросы, на которые мы дружно ответили: не должны, не стоит, не заслужили!
Спокойно и счастливо прожили два месяца, после чего обратились в агентство недвижимости.
Испытывал ли я угрызения совести от того, что подсовывал покупателю пакость?
Конечно, испытывал. Но освобождённый и очищенный мозг нашёл-таки выход и восстановил моё нравственное равновесие. Умозаключения оказались на удивление простыми. Согласно вышеупомянутой версии, деяния нечисти не распространяются на рядового обывателя. А раз так, то именно он – обыватель – и должен купить квартиру. Поэтому я и попросил риелтора – интеллигентного, женоподобного парня лет двадцати пяти – подыскать покупателя попроще, без внешних признаков развитого интеллекта, желательно из бандитов или нуворишей…, чем вызвал его мимолётное недоумение.
Точно не помню, на шестой или седьмой просмотр явился реальный покупатель. Я понял это сразу по его азартно загоревшимся маленьким глазкам. Он явно клюнул, и готов был (я чувствовал это) платить мою цену, но стал вдруг торговаться. Сам не знаю, почему я уступил тысячу долларов… Наверное, страстно хотел отомстить демону: пусть теперь попробует пробиться свозь эту неприступную черепную кость, пусть увязнет в непролазном болоте подсознания этого угрюмого свиноподобного увальня, напомнившего мне немецких братьев Густава и Антона из гениального набоковского рассказа… Пусть помучается!
Договор задатка решили подписать через три дня, во вторник, пожали друг другу руки и разошлись довольные.
Честно говоря, мне жаль было расставаться с квартирой, в которой прожита самая счастливая часть жизни…, из которой в большой мир ушли сыновья…, которая много лет служила нам надёжной крепостью… Мне грустно было покидать кабинет, где…
А поэтому я даже обрадовался, когда в понедельник утром, за чашкой кофе вдруг почувствовал холодный потусторонний сквознячок, прилетевший на кухню из кабинета, увидел знакомый хоровод окружающих предметов, уловил внезапно обострившуюся противоречивость бытия… И тогда я окончательно понял то, о чём всегда лишь смутно догадывался: от Него нельзя убежать, Оно всегда будет рядом, Оно всегда будет во мне!
Потому что, Оно – это я!
Оно – это придуманный нами и ставший реальным собственный ад со всеми его атрибутами… С серо-зелёными рогатыми чертями, с пыточными камерами, с кипящими котлами и раскалёнными канцерогенными сковородками, на которых мы поджариваем собственные почки, печень, желудки… и прочие органы. Это колючий и противоречивый клубок наших комплексов, страхов, мыслей…, распутать который не сможет никто, кроме нас самих. Это медленное варварское самоуничтожение. И прекратить его можно не заменой обоев и перестановкой мебели, а освобождением от самих себя…
Долой мистику! Хватит сваливать свои грехи на несуществующих бедных демонов. Пора заглянуть в себя и попытаться победить.
Я понял это.
Не объясняя причины, сообщил риелтору и густаву-антону о нежелании продавать квартиру, чем вызвал шквал негодований и даже угроз со стороны последнего.
Но это не важно. Главное, что я снова в своём кабинете, и первое, что сделал – вместо портрета Тараса повесил портрет Александра.
Свидетельство о публикации №214020400731
ЗАЧЕМ НАМ ЛЁГКАЯ ТРОПИНКА? Не дай боже такое "русской литературе". Это же - смерть России... БЕЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!
Евгений Жироухов 06.02.2016 21:35 Заявить о нарушении
Я бы не сказал, что ищу в своей прозе стихотворную ритмику... Нет... Просто в качестве эксперимента пытаюсь её немного разбавить рифмой... Смягчить, что ли...
Ну а привлекать читателя - и вовсе не моё. Скажу честно, - пишу для собственного удовольствия... Что совсем не исключает внимательного и неравнодушного с моей стороны отношения к читателям... К своим читателям... Которых, увы, не так уж и много... Точнее, очень мало)))... Что, как говорил один умный и талантливый автор Проза ру, неплохо, но лучше, когда их (читателей) число приблизится к нулю))) С улыбкой соглашаюсь с ним и особо не расстраиваюсь, ибо удовольствие от творческого процесса никуда не исчезает.
Спасибо, Евгений, за отзыв, он меня порадовал.
Валерий Хорошун Ник 06.02.2016 22:57 Заявить о нарушении