151. В. Агошков. Тросна. Князь Трубецкой и потомки

151. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Князь Юрий Петрович Трубецкой
и его потомки
 

 
В 1657г вдова князя В.А. Голицына, Татьяна, отдала село Богородское-Красково (церковь Владимирской иконы Божией Матери, Мо-сковская область), в приданое за дочерью Ириной боярину, князю Юрию Петровичу Трубецкому, родоначальнику всех князей Трубецких. По его смерти в 1679г село перешло к его детям Ивану и Юрию. В 1697г после раздела селом Богородским владел боярин, а с 1730г се-натор, действительный тайный советник князь Юрий Юрьевич Трубец-кой (1668-1739).

 Он начинал службу комнатным стольником царя Фё-дора Алексеевича, потом выполнял дипломатические поручения Петра I. В 1720г он, бригадир и лейб-гвардии капитан, стал обер-президентом Главного городского магистрата. В 1727г был упразднён, городские магистраты названы ратушами и подчинены воеводам. Тогда же Ю.Ю. Трубецкой был назначен Белгородским губернатором, а в 1730г сена-тором и получил чин действительного тайного советника.

В 1755г селом владел его сын от брака с княжной Еленой Гри-горьевной Черкасской, князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699-1767). Он обучался за границей, свободно говорил по-немецки, был умён, деятелен, трудолюбив, хорошо знал литературу. По возвращении в Россию в 1719г включён в число денщиков Петра I.

Никита Юрьевич начал службу в 1722г сержантом в Преображенском полку, в 1727г - прапорщик. В 1726г - камер-юнкер. Он способствовал восстановле-нию императрицей Анной Иоанновной самодержавия (ограниченного при избрании её на Российский престол Верховным тайным советом), после её победы над верховниками получил чин генерал-майора и по-чётный чин поручика кавалергардов. Генерал-лейтенант с 1737г.
Назначение генерал-прокурором Сената (с 1740 по 1760г) и орден Святого Александра Невского Никита Юрьевич получил в разгар суда над кабинет-министром А.П. Волынским, в «изобличении преступ-лений» которого проявил немало рвения.

Волынского, противника Би-рона, ложно обвиняли в желании занять российский престол.
После переворота, совершённого императрицей Елизаветой Петровной, Никита Юрьевич вошёл в состав «Кабинета Её Величества» – личной канцелярии, через которую императрица управляла страной, в 1744г получил высший орден - Святого Апостола Андрея Первозван-ного, возглавил следствие и суд над канцлером А.И. Остерманом и фельдмаршалом Б.Х. Минихом, сторонником свергнутой регентши Ан-ны Леопольдовны. Следствие велось пристрастно, обвинения были бездоказательны, и во время допроса Миних, которого необоснованно донимал Трубецкой, в сердцах сказал:
«Я в одном только себя упрекаю, зачем не повесил тебя, когда ты занимал должность генерал-кригс-комиссара во время Турецкой войны и был обличён в похищении казённых денег».

Никита Юрьевич - участник всех войн, которые вела в то время Россия (до 1740г), генерал-фельдмаршал (1756), президент Военной коллегии (1760). Пётр III приблизил его к себе, назначил членом сове-та, собиравшегося ежедневно в комнатах государя для «рассуждения о делах государственных», и пожаловал чином полковника Преображен-ского полка. После переворота, совершённого Екатериной II, Трубец-кой был понижен в должности, императрица сама захотела стать пол-ковником этого полка, Никита Юрьевич стал подполковником, а с 1763г был в отставке. По-разному отзывались о князе современники.

В молодости он был другом поэта Антиоха Кантемира, который писал о князе Никите, что «он с нравом честным, тихим, соединил со-весть чистую». На склоне жизни и на верху карьеры современник от-мечал умение Трубецкого «необыкновенно искусно льстить государы-не и лестью привлекать на свою сторону её любимца графа А.Г. Разу-мовского», называли его  «пронырливым», «злым и мстительным».

Счи-тали, что он был «обширного ума», но вместе с тем «грубый, жестокий, с полным отсутствием нравственных принципов», «видел падение мно-гих своих милостивцев и благодетелей, сам нередко участвовал в их гибели и, ловко соображаясь с переменой обстановки, всегда умел своевременно оставить ослабевшую и перейти на сторону усилившей-ся партии». У него было 13 сыновей и 3 дочери от двух браков: первого (1722) с Анастасией Гавриловной Головкиной (ум. 1735), которая ро-дила четырёх сыновей.
 
Младший современник князя Трубецкого, князь М.М. Щербатов писал, что князь Иван Алексеевич Долгоруков, всесильный при Петре II временщик, «взял на блудодеяние себе жену князя Никиты Юрьевича, рождённую Головкину, и не токмо без всякой скрытости с нею жил, но при частых съездах у князя Трубецкого... с другими своими младыми сообщниками пивал до крайности, бивал и ругивал мужа... с терпени-ем стыд свой от прелюбодеяния жены своей сносящего... по исполне-нии многих над ним ругательств, хотел наконец выкинуть его в окош-ко, и если бы С.В. Лопухин... сему не воспрепятствовал, то бы сие ис-полнено было».

После смерти жены, в тот же год, князь Никита заключил второй брак (1735) с Анной Даниловной Херасковой, урождённой княжной Друцкой-Соколинской. В первом браке она была за майором Матвеем Андреевичем Херасковым (ум. 1734). От этого брака у неё было трое сыновей, младший из которых, Михаил, прославился как автор «Рос-сиады». В Турецкой войне 1736-1739г Никита Юрьевич выполнял обя-занности генерал-кригс-комиссара. Он отвечал за снабжение армии, в Крыму русская армия голодала, потеряла почти половину личного со-става, и только благодаря заступничеству Миниха, который объяснял потери «жарким климатом и дурной степной водой», князь избежал суда.

В 1781г Богородским владел сын от второго брака, князь Васи-лий Никитич Трубецкой. В 1779г село перешло по закладной к его дя-де, гвардии капитан-поручику, князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому (ум. 1792), двоюродному дяде отца великого поэта А.С. Пушкина и прадеду великого писателя, графа Л.Н. Толстого. Затем селом владел его сын, камер-юнкер, князь Иван Дмитриевич Трубецкой (ум. 1827).
 
Усадьба перешла к его заимодавцам, и в 1795г была куплена И.М. Олонкиным, который в 1798г продал Красково Ивану Дмитрие-вичу Орлову.

Источник. Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии