Возможности использования интернет-ресурсов Введен
От Автора. Русскоязычный сегмент Интернета (иначе Рунет), так уж сложилось, медленнее развивался чем европейские сегменты (особенно это касается англоязычных интернет-ресурсов), и по нашему мнению долгое время исследователи его обделяли вниманием, не предпринимая попытки по возможности полного систематического обзора и возможности использования интернет-ресурсов в исторических исследованиях.
Работа писалась в 2011-2012г., текст оставлен прежний.
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха знаменательна такими процессами и явлениями, как компьютеризация и информатизация общества. При активном использовании информационно-коммуникационных технологий создается больше электронных ресурсов в сети Интернет, потенциально доступных большинству человечества. В этих условиях хранение и использование информации с помощью сетевых ресурсов приобретает особое значение, в том числе в архивной практике ведущих стран мира[1]. Появляется так же возможность использовать интернет-ресурсы в исторических исследованиях.
В последние годы количество отсканированных исторических источников возрастает. В то же время, в Интернете появляются электронные версии редких на сегодняшний день библиографических изданий, таких, например, как труд Григория Каташихина «О России в царствование Алексея Михайловича», не издававшийся с 1906 г. и выставленный на сайте исторического факультета МГУ[2].
Между тем, существует проблема в работе с рукописными текстами, поскольку знакомства с ними посредством электронных версий недостаточно. Например, для работы с древнерусскими летописями требуется работа с оригиналами, так как материал, на котором написан текст, сам по себе является историческим источником.
Так же, для того, чтобы грамотно использовать интернет-ресурсы в исторических исследованиях, не следует забывать о качестве оцифрованных источников (материалов), о проблеме верификации источника, так как информация в Интернете может быть изначально опубликована с искажениями, либо изменения могут быть внесены после публикации.
Одним из ключевых моментов, на наш взгляд, российского сегмента Интернета, является разработка информационного пространства как самими историками (в области сотрудничества и практики использования интернет-ресурсов в исторических исследованиях), так частными и государственными структурами (в области создания и пополнения баз данных, посредством финансирования и обеспечения необходимым кадровым составом специалистов информационных технологий), особенно в архивном деле.
[1]Афиани В.Ю. Новости и события 20-24 августа 2012 // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.arran.ru/?q=en/node/339 (дата обращения: 31.10.2012).
[2]Историк, источник и интернет [материалы круглого стола] // Новая и Новейшая история. 2001. №2. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BONTONE/HISTORY.HTM (дата обращения: 31.10.2012).
Вместе с появлением ЭВМ, созданием специального искусственного машинного языка появилась возможность использования первых компьютеров в исторических исследованиях. И.Д. Ковальченко внес значительный вклад в обоснование проблемы применения математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях [1].
С 1990 г. в Советском Союзе стал выходить «Информационный бюллетень Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР». Издание несколько раз переименовывалось, и приобрело с 1994 г. современное название: «Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» [2]. Первые выпуски посвящались вопросам применения компьютера в исторических исследованиях: приводились сведения по семинарам, конференциям, защитам диссертаций и опубликованным статьям, рассматривались вопросы, связанные с пополнением базы данных (сканированием документов).
В середине 1990-х гг. повысился интерес специалистов по исторической информатике к возможностям глобальной сети Интернет. В.Н.Владимиров в небольшой статье попытался если не поставить, то приблизиться к постановке проблемы значения использования сети Интернет историками [3]. В другой публикации автор сокрушается по поводу более длительного пребывания в сети Интернет зарубежных историков, по сравнению с отечественными, которым постановка вопросов «просто немыслима»[4].
И.Е. Сафонов отмечает, что компьютер – это по-прежнему печатная машинка для историка, но определяя возможности использования Интернета, его функции, больше чем «средства общения» он не видит[5].
Начиная с 1997 г. в информационном бюллетене всё чаще публикуются материалы, посвященные проблемам развития сети Интернет и его использования в исторических исследованиях. А с 1998 г. теме «Историк и Интернет» отводится целый раздел [6]. Количество публикаций отечественных историков резко увеличивается. Если в двадцать втором номере (январь 1998) содержалось всего три статьи по интернет-тематике, в которых много говорилось о неподготовленности российских историков в сфере сетевых технологий, то в следующем, двадцать третьем номере (март 1998) уже содержалось десять публикаций [7]. Некоторые доклады относились к практическому применению Интернета в исторических исследованиях, в частности: «INTERNET как источник информации для изучения военных проблем новейшей российской истории» (Злобин Е.В.) [8], «Источниковедческие аспекты использования электронных документов, размещенных в глобальных сетях» (Силин Н.Н.) [9].
Более основательной работой в постановке проблемы использования Интернета в исторических исследованиях видится доклад М.И. Петрова «Интернет для исследователя или исследователь для Интернета?» [10], в котором он определяет цели исторических ресурсов и видит в Интернете не только предоставление материалов в on-line режиме, но и координацию дальнейших исследований.
1Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,1987. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/kovalchuk_metodi/ (дата обращения 31.10.2012).
2Ассоциация История и компьютер [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.aik-sng.ru/node/78 (дата обращения: 31.10.2012).
3Владимиров В.Н.Internet для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер».Март 1996. №17. С. 139-141.
4Владимиров В.Н. Internet-сессия // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». Ноябрь, 1996. №19. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/19/5.shtml (дата обращения: 31.10.2012.
5Сафонов И.Е. INTERNET - сегодня и в перспективе // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер" . Февраль 1997. №17. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/20/13.shtml (дата обращения: 31.10.2012)
6Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». Январь 1998. №22. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/22/rindex.html (дата обращения: 31.10.2012).
7Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». Март 1998. №23.[Электронный ресурс] – режим доступа: ttp://www.aik-sng.ru/text/bullet/23/bullet23.html (дата обращения: 31.10.2012).
8Злобин Е.В. Internet как источник информации для изучения военных проблем новейшей российской истории // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №23. Март 1998. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/23/78.html (дата обращения: 31.10.2012).
9Силин Н.Н. Источниковедческие аспекты использования электронных документов, размещенных в глобальных сетях //Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №23. Март 1998. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/23/83.html (дата обращения:31.102012).
10 Петров М.И. Интернет для исследователя или исследователь для Интернет? Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер". Июль 1999. №24. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/24/23.html (дата обращения: 31.10.2012).
В 1996 г. в Барнауле вышла коллективная работа под названием «Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение» (под ред. С.В. Цыб и В.Н. Владимиров)[1]. Первая часть работы посвящена традиционному источниковедению, вторая - компьютерному. Во второй части преимущественно рассматривались вопросы, связанные с количественными данными и использованием компьютера. Одна из статей посвящалась компьютерному картографированию.
В 1998 г. под грифом АИК выходит издание «Интернет – новая информационная среда исторической науки. Тезисы международной конференции». В издании произведена попытка утверждения Интернета как новой парадигмы для историка, в частности, эта мысль содержится в докладах В.Н.Владимирова «Internet для историка: утверждение новой парадигмы», Ю.П. Холюшкина и В.Т. Воронина «Интернет – новая информационная среда и технология в археологии и этнографии»[2].
Таким образом, к началу 2000-х гг. доклады на конференциях по сетевым ресурсам перестали быть чем-то «экзотическим». Проблема использования сетевых технологий в исторических исследованиях вышла на научный уровень.
На современном этапе развития Интернета и исторической информатики Л.П.Афанасьева определяет следующие основные направления использования Интернета в науке и образовании: как «средство научной коммуникации сообщества историков»; как «справочник» (поиск информации посредством поисковых систем); как «библиотека» (публикация научных трудов по истории); как «архив и музей» (удаленный доступ к историческим источникам); как «лаборатория историка» (работа с электронными версиями исторических источников); как образовательная система историка[3]
В учебном пособии «Ресурсы интернет в исторических исследованиях и образовании»[4], изданном в Томске в 2003 г., в общих чертах отобразились достижения исторической информатики за прежние годы своего существования (применительно к сетевым технологиям). Иначе можно сказать, Интернет – неотъемлемая часть учебно-образовательного процесса, средство общения и банк данных, которые можно использовать в исторических исследованиях.
Проблемам организации электронных ресурсов по истории посвятил свой доклад В.Я. Валетов, указав на приоритетные направления представления материалов. Первое – это организация электронных текстов исторических источников, являющихся базовыми для изучения истории, которые востребованы как исследователями, так и преподавателями и студентами. Второе – это те источники, которые давно не переиздавались [5].
1Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/imk/index.shtml (дата обращения 21.11.2012).
2Интернет – новая информационная среда исторической науки. Тезисы международных конференций [Электронный ресурс] – режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/internet/index.shtml (дата обращения: 31.10. 2012).
3Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nivestnik.ru/2003_1/14.shtml (дата обращения: 31.10.2012).
4Рожнева Ж.А. Ресурсы интернет в исторических исследованиях и образовании (учебное пособие). Томск, 2003. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://edu2.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/rojneva/ (дата обращения 31.10.2012).
5Валетов Т.Я. Проблемы организации электронных ресурсов по истории // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №30. Июнь 2002. С. 78-80. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/bullet/30/49.html (дата обращения 31.10.2012).
С развитием сетевых и компьютерных технологий в поле зрения исследователей по исторической информатике помимо создания электронных баз данных, библиотек, каталогов и полнотекстовых видов исторических источников, стали попадать новые ресурсы и источники для историков – блог (Е.В. Боброва «Блог как исторический источник и повседневный инструмент историка»[1]) и интернет-конференции (В.П. Мохов «Специфика интернет-конференций как формы научной коммуникации»[2]). Новые технологии позволили заговорить о применении трехмерного сканирования в музееведении (К.В. Воробьев «Трехмерное сканирование: возможности и преимущества использования в музее»[3]).
Попытка классификации, обобщения всех ресурсов, которые возможно использовать в исторических исследованиях, была предпринята в коллективной работе «Исторические информационные ресурсы: понятие, описание, классификация»[4]. На наш взгляд, в предложенной авторами классификации не хватает определенной доли конкретизации, доработки.
Развитие сетевых технологий приводит к тому, что любая работа, основанная на изучении Интернета, довольно быстро устаревает, перестает быть актуальной и требует новых исследований. Как заметил Норберт Больц в своей книге «Азбука медиа» в обращении к русскому читателю, эпоха осетевления ознаменована «столь мощным технологическим ускорением, что каждая книга о «новых медиа» устаревает уже в момент ее выхода в свет»[5]. Прежде всего это касается Социальных сетей и видеохостингов. За неполное десятилетие социальные сети превратились в неотъемлемую часть жизни многих людей, способ заработка, место самореализации, средство общения и даже место публикации предварительных результатов научных изысканий.
Поэтому, на наш взгляд, для более полной систематизации и раскрытия возможностей применения интернет-ресурсов в исторических исследованиях, требуется произвести их новый обзор, выявить новые возможности, которые не были учтены исследователями ранее.
[1]Боброва Е.В. Блог, как исторический источник и повседневный инструмент историка. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №34. Май 2006. С. 135.
[2]Мохов В.П. Специфика интернет-конференций как формы научной коммуникации // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер».Май 2007. №35.
[3]Воробьев К.В. Трехмерное сканирование: возможности и преимущества использования в музее // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». Май 2007. №35.С. 5.
[4]Корниенко С., Власова О, Гагарина Д., исторические информационные ресурсы: понятие, описание, классификация // Информационные ресурсы России. 2012. № 12. [Электронный ресурс] – режим доступа: (дата обращения: 31.10.2012).
[5]Норберт Больц. Азбука медиа. М., 2011. С. 4.
Источниковую базу составили интернет-ресурсы. Весь комплекс источников можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя следующие виды интернет-ресурсов:
- архивы;
- музеи;
- библиотеки;
- медиа-ресурсы;
- научные издания, сайты исторических факультетов высших учебных заведений и исследовательских учреждений.
- видеохостинги;
- персональные, профильные и тематические сайты.
Вторая группа включает следующие виды интернет-ресурсов:
- социальные сети, блоги и микроблоги;
- форумы;
- чаты;
- интернет-конференции.
В первую группу вошли интернет-ресурсы, которые условно можно обозначить как «хранилище» информации для исторических исследований, а во вторую - те ресурсы, которые преимущественно подходят для общения историков, обмена информацией, в то же время, сами по себе могут использоваться в исторических исследованиях по современной истории. К первой группе отнесены официальные сайты – государственных архивов, музеев, библиотек; официальные сайты медиа-ресурсов - виртуальные средства массовой информации; сайты и ресурсы научных, образовательных и исследовательских центров, где публикуются научные работы сотрудников, публикуются оцифрованные книги и исторические источники; видеохостинги с размещенными на них видеоматериалами; персональные, профильные и тематические сайты – сайты профессиональных историков, исторические сайты.
Ко второй группе относятся Социальные сети, конкретно – блоги и микроблоги, социальные сообщества; форумы, предназначенные для ведения дискуссий, обмена информацией; чаты – ресурсы, исключительно предназначенные для быстрого обмена информацией, преимущественно в режиме он-лайн общения; интернет-конференции – ресурсы, где могут храниться итоги проведенных конференций, публиковаться материалы проводимых интернет-конференций.
Свидетельство о публикации №214020501073