8 марта

   Солнце на лето - зима на мороз. Прямо по пословице у нас в этом году. Солнышко такое, уже весеннее, восходит - и  пташки все радуются, чирикают, и душа. Но холодно, застыл, прямо окаменел обильно выпавший недели три назад снег.

   До этого он подолгу не лежал, выпадет - растает, зиму мы нашли только в Сыктывкаре, а возвращались домой - и сюда пришла она вместе с нами. Три недели - не так уж долго лежит снег, не полгода, как на севере, а всё равно надоел.

   Вчера изучала православный календарь и увидела, что 23 февраля - начало сырной седмицы, Масленицы, а 8 марта, как и бывает обычно, уже в Великом посту, да к тому же на первой строгой неделе, правда, в субботу.

   Я однажды участвовала в археологических раскопках, представляю, что такое - культурные слои. Сверху новые, чем глубже - тем старше, в разрезе на слоеный пирог похоже. Со мной что-то похожее, после воцерковления весна с Великим постом и Пасхой связана, а по советскому детству - с 8-м марта и 1-м мая.

   Весной 1998-го года я на коми телевидении записывала программу с о. Андреем Кураевым. Сидели в студии вдвоём и довольно долго, примерно час, разговаривали на разные темы. Мы ровесники, он в МГУ учился, я в ЛГУ, но к 35-и годам он уже профессором стал, а я в аспирантуре ЛГУ не доучилась по личным обстоятельствам, поступила в Свято-Тихоновский институт на заочное отделение и ушла из университета на тв.

   Ну вот, нарядилась я, выставили нам красивую декорацию, сидим, беседуем. Главным образом о христианском просвещении, как оно с университетами связано, как нынче обстоят дела, как приобщать к классической культуре детей и молодёжь...

   Никаких противоречий у нас не возникло, вспомнили мы приснопамятного о. Серафима Роуза с его подходом к классике, что это противоядие против современной "культуры", плюс о. Андрей похвалил советские фильмы и мультики и посоветовал родителям собирать их и детям показывать, потому что там "правильные отношения между людьми".

   Я этот его совет запомнила. После эфира программы отзывы в основном положительные были, только мои знакомые говорили, что я заметно смущалась. Ну так ведь он профессор, а я студентка в том же институте...

   Продолжение у этой истории было такое (почему и вспомнилось): летом 1998-го случился дефолт и на тв меня сократили, осталась я без работы, точнее, преподавать    преподавала, предупреждая работодателей, чтоб не выдавали меня, иначе лишусь пособия по безработице. Но пособие это что-то всё никак реально не платили, лишь рисовали на бумаге, "задерживали", а за нелегальное преподавание платили такие гроши, что к весне совсем я обезденежела.

   В это время в Сыктывкаре стал выходить - и до сих пор выходит - толстый журнал "Арт"(лад - в переводе на русский с коми). И для этого журнала я подготовила полную расшифровку нашей с о. Кураевым беседы.

   И вот утром 8 марта звонит мне редактор этого журнала, родом из семьи ссыльных евреев, крещёный и давний мой знакомый, поздравляет с праздником и объявляет, что прямо сегодня вручит мне гонорар за публикацию! 400 рублей. Я очень обрадовалась и мгновенно нашла применение этому гонорару.

   8 марта чаще всего на Великий пост приходится и заботы о бренном теле отступают, и я не на провизию эти деньги потратила, а купила себе коньки. Рядом с нашим домом был каток, и у дочки коньки были, а у меня не было. Теперь же стало возможно вместе ходить кататься!

   Что мы и делали несколько лет, точнее, зим, а потом дочка выросла, стала на каток ходить со сверстниками, а мне стало не с кем кататься, и отдала я обе наши пары коньков знакомым.

   Но истории ещё не конец. О. Кураев в те годы ежегодно приезжал в Сыктывкар, и я по старой памяти подошла к нему после его лекций. Преподнесла "Арт" с нашей беседой и сказала, что было 400 рублей гонорара, а поскольку в основном он говорил, я только вопросы задавала и расшифровку сделала, то вот они, пожалуйста.

    К тому времени мне уже то ли пособие заплатили, то ли зарплату на обретённой работе, но я была уже при деньгах, и о. Андрей ничтоже сумняшеся и без лишних слов взял и журнал, и гонорар.

    В следующий его приезд я снова подошла к нему, и хотя не уверена была, что он меня вспомнил, пригласила его выступить в школе, где в то время работала. Он тут же согласился, мы поймали такси и поехали.

    В школе в класс народу много набилось - и старшеклассников, и учителей, беседа "о любви" прошла на высшем уровне, и после неё уже на каком-то общегородском мероприятии о. Андрей меня  попросил, как знакомую, поторговать в фойе его книжками, он возил их с собой в большой сумке...

    Вот и воды много утекло, и от коньков остались одни воспоминания, а с приближением весны и 8-го марта вспомнилась эта история. Работу на тв я сама нашла и потеряла, и расшифровку для журнала сама сделала, то есть сама эти коньки заработала, но запомнилось, что получила я их 8 марта за то, что о. Андрею Кураеву вопросы задавала.

    Мораль сей басни такова: на Бога надейся, а сама не плошай, - вот и вся суть женской эмансипации и 8-го марта.

    Раньше выходили девушки на речной бережок, закликали весну. Вот и мне хочется выйти на высокий днепровский берег и позвать её:

  - Весна-красна, приходи поскорей!..

 
    И поскольку в электронной версии журнала старых текстов нет,  придётся мне  ещё раз набрать нашу беседу.

 
     СТЕФАНОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВИЯ

  "Сегодня церковь выполняет ту же роль, что и во времена первичного варварства". Беседа редактора программы "Истоки" Натальи Петренко с диаконом Андреем Кураевым, профессором Православного Свято- Тихоновского Богословского института

Н.П. Отец Андрей, для нас священник в университетской аудитории всё ещё большая редкость. Сегодня Вы читали лекцию в нашем университете, до этого в мае 1996-го года в юбилейном Стефановском конгрессе приняли участие несколько священников, но большинство учёных были светскими лицами. Такая ситуация - норма для России?

О.А. В целом по России сейчас труднее встретить закрытый перед церковью университет, нежели открытый. И это понятно. В России высшее светское образование - дочь церкви. Сначала, в 1685 году, было создано первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия, именно её закончил Ломоносов и по его инициативе эту академию разделили на две части: Императорский, позднее Московский государственный университет и Духовную академию на базе Славяно-греко-латинской.

   Университет - сын церкви, а потом другие вузы стали отпочковываться от МГУ, и в этом смысле большая часть вузов Росии родом из Духовной академии. Не так давно праздновалось пятилетие Свято-Тихоновского института, где я преподаю, и этот институт тесно сотрудничает с МГУ, предоставляющим нам свои помещения. Был торжественный акт в главном актовом зале МГУ - я там студентом-то никогда не был, когда учился в университете, а тут попал. Торжественные речи, а после этого банкет. Сидят рядом ректор МГУ Садовничий и Патриарх, и я набираюсь наглости и поднимаю бокал:

 - Дорогие мои! Когда я вижу рядом двух людей, возглавляющих иерархии, в которые я вхожу (как диакон в иерархию церкви, как преподаватель МГУ - в университетскую) я так рад, что у нас добрые мирные отношения. Ваше святейшество! Вы нередко говорите о том, что у некоторых священников есть непродуманные планы скороспелых церковных реформ, но у меня тоже, простите, есть такой план. Я предлагаю посмотреть правде в глаза и назвать вещи своими именами. Ваше святейшество, объявите открыто и официально, что МГУ является высшим учебным заведением Московской Патриархии!

   Ведь это так: это наш сынишка, который в подростковом возрасте хулиганил, атеистов выпускал, но он исправился, и сейчас, куда ни посмотри все наши лучшие богословы-священники, все из МГУ. В Свято-Тихоновском ректор - о. Владимир Воробьёв, выпускник мехмата МГУ, кадидат физико-математических наук. Декан богословского факультета - о. Валентин Асмус, выпускник исторического факультета МГУ, сын знаменитого профессора, философа Валентина Фердинандовича Асмуса. Я, грешный, заведую кафедрой основ богословия, а вышел из приснопамятной кафедры научного атеизма МГУ. Так что университет исправляется, возвращает свой долг...

   Мне часто приходится входить в новые университеты, в прошлом году я побывал в 52-х городах России, и в каждом из них нынче 3-4 университета, каждый день идёшь в новый университет. И у меня есть свой объективный критерий - университет это или ещё ПТУ, присвоивший себе этот титул: как этот университет реагирует на мои лекции. В Москве я читаю лекции в МГУ и пединституте, в МГУ приходит 150 человек, в пединституте - 20, вывод: в Москве только один университет...
 
Н.П. А Вы сознательно ориентируетесь на аудиторию молодёжную, интеллектуальную? Вы можете работать в простой аудитории, Вам приходится это делать?

О.А. Сегодня я выступал в Усть-Куломе, там была совсем простая аудитория, доцентов с кандидатами там явно не было, однако бабушки со скуки не умерли. Хотя чаще всего мне приходится иметь дело со студентами и вузовскими работниками.

Н.П. Вы ставите перед собой задачу христианского просвещения или обращения к вере сердец своих слушателей?

О.А. Ни то и ни другое. Моя задача чисто разрушительная, я понимаю, что за те 2-3 дня,что я проведу в городе, создать я ничего не успею. Но зато могу своей медной головой что-нибудь протаранить, разбить, фигура у меня для этого подходящая. Я смогу разбить стереотипы! Есть православие, а есть миф о православии, к этим мифам я могу подойти и разобрать. Давай посмотрим, что, ты говоришь, тебе верить не велит? То, что Дарвин сказал - мы от обезьяны произошли? Сам Дарвин никогда этого не говорил и был лично верующим человеком, до конца жизни был церковным старостой. На самом деле его теория говорит то-то и то-то, и вот эти выводы из неё не следуют, и здесь она научно не подтвеждена... Видишь,этот миф не работает, а примешь ли ты евангельскую картину или нет - дело твоё.

   Тебе рассказали, что в православии сплошное мракобесие и угрюмость? Хорошо, давай об этом поговорим, я тебе расскажу церковный анекдот, вместе посмеёмся. А ещё лучше, жаль, что нельзя это показать на лекциях, но, когда я учился в семинарии, я своих друзей из МГУ приглашал приезжать в Троице-Сергиеву лавру, и знаете, что больше всего поражало там людей в те советские годы? Что такого количества радостных, счастливых людей, такой их концентрации, никогда они больше не встречали. Оказывается, монахи совсем не угрюмые, а очень светлые и очень радостные!

   Моя задача - показать, что православие глубже, интереснее того, что, может быть, вам казалось. Я отпираю эту дверь, которая, казалось, заржавела вся, которую, казалось, нельзя от притолоки отодрать, - я на ваших глазах её открыл, оказалось, там есть свет, там можно жить, там живут люди, и, если хотите, можно туда зайти. Но это уже без меня, я дальше уеду...

Н.П. Мне кажется, разница между московской и провинциальной атмосферой в том, что мы остаём на 5-6 лет. У Вас нет такого ощущения?

О.А. Есть. Как у любого москвича у меня был комплекс неполноценности поначалу, когда я стал ездить по России. Москва - такая богатая обжирала, которая всю Россию обдирает и сама жирует и шикует на это... "Могущество России будет прирастать Сибирью, из провинции выходят таланты"... Поездив по России, я пришёл к выводу, что не из провинции, а из Москвы сегодня скорее может быть дан добрый толчок.

    Церковная жизнь в Москве невероятно интересна. Знаете, я очень сочувствую людям, котрые живут в маленьких городах, сёлах, где один храм, один батюшка. А если батюшка подкачал и по сердцу своему или голове - ну не образ Христов! - что делать, все мы люди. К сожалению, для многих это сегодня будет катастрофой, в их понимании православие будет отождествлено с этим батюшкой, с этими прихожанками, которые могут и выгнать человека из храма. Православие для него на этом и закончится - больно, страшно...

    А в Москве это не так, там есть разные священники, монастыри. В этом храме дивно поют, в этом батюшка проповедует, а в этом не проповедует, но у него есть более редкий талант: он умеет молчать, он умеет на исповеди и в беседе слушать человека, его боль в свою принимать, и за этим к нему идут люди.

   Есть очень интересные проекты, скажем, институт Свято-Тихоновский не патриархией создан, а приходом, и сейчас в нём полторы тысячи студентов на семи факультетах, это крупнейшее православное учебное заведение во всём мире.

   Есть церковные больнички, сестричества по уходу за больными, церковные гимназии и дома для престарелых... Очень многообразная жизнь. И я надеюсь, тот опыт, который копится в Москве, потихоньку будет распространяться, и мы с радостью будем перенимать то доброе, что есть в провинции - там тоже есть дивные священники и проекты.

Н.П. Мне приходилось бывать в Москве на Рождественских чтениях, и я убедилась в том, что не глухая провинция, а города вроде Новосибирска или Смоленска - академические или исторические центры - порождают интересные образовательные начинания!

О.А. Господь из камней сих может сотворить детей Аврааму. Но по-человечески говоря - да, правда, православие сегодня слишком сложно, это огромный сложный мир мысли, культуры, истории и духовности, здесь нет примитивных ответов, здесь много неясности, даже творческого противоречия, и поэтому православие - в Москве это хорошо заметно - сегодня скорее элитарная религия, оно не может быть массовым и популярным.

    К сожалению, потому что церковь должна быть сегодня для всех открыта: и для бабушек наших, и для детишек, и для академиков... Но сегодня людям из МГУ проще придти в православие, им понятнее этот мир, они умеют ценить эту сложность. И сегодня наиболее живые епархии в России - те, что базируются на академических университетских центрах.

Н.П. Нет сеятелей. Я пробовала в обычной школе с обычными детьми заниматься по азбуке Ивана Фёдорова (первой русской печатной учебной книге, XVI века), и после двух-трёх уроков дети начинают читать по церковнославянски, запоминают молитвы...

О.А. Дети вообще религиозные гении. У меня вызывает возмущение то, что в советское время в пединститутах преподаватель сначала говорил, что религия - детство человечества, оно её переросло, появилась наука, научный атеизм, понимаете ли, а потом предупреждал: "Вы будете преподавать в советских школах, куда пролезают разные попы и клерикалы, но вы должны сохранить светский характер обучения в школе".

   Я не понимаю, как из того, что религия - детство человечества, делается вывод, что детям нельзя разрешать думать по-детски. Человек не имеет права мыслить нелогично. "Берегите детей от религии!" А ребёнок мыслит религиозно, для него чудо - в порядке вещей. Как загораются глаза детей, когда они видят священника в классе и понимают, о чём пойдёт речь! Они ведь удивлены, что взрослые наложили запрет на эту тему, они-то знают, что есть душа, а если с ними не говорить на эту тему - получается катастрофа!
 
   В конце 20-х годов запретили сказки для детей - вырастали инвалиды. Сегодня, когда с детьми не говорят о Боге, о Евангелии - то же самое происходит. Однажды в школе перед лекцией для учителей я с разрешения учительницы поговорил с детьми в продлёнке: первоклашками, дивной публикой.

   И беседовал я с ними о главном - о смерти! Это намного важнее, чем о сексе с детьми беседовать, а взрослые почему-то с ними об этом не говорят.

 - У нас есть душа, а что происходит с душой, когда тело умирает? - спрашиваю я. -
Представьте себе, что это класс для гусениц и одна взрослая гусеница в очках рассказывает остальным: "Вы уже видели, что иногда с гусеницами такое бывает: гусеница останавливается, замирает, не ползает больше, листики не жуёт, паутину не ткёт, в мячик не играет - ничего не делает... Но это не означает, что она исчезла. Просто в эту минуту у неё начинают расти крылья!" Поверят ли гусеницы, что просто в бабочку она превратилась? Не поверят? Но мы-то с вами знаем, что так оно и есть!

   Так и с человеком. Кажется, что он умер, но душа-то вот она, улетела!.. Один мальчик тянет руку и говорит:

 - Я знаю, это называется - астральное тело.

   Если мы детям не дадим высокий евангельский язык, они начинают питаться теми отбросами, что даёт им пресса, сплетнями о диагностике кармы, оккультным мраком, и начинают говорить на этом жаргоне. Поэтому важно не оставлять детей один на один с улицей, а дать им тысячелетнюю традицию православной религиозной мысли и духовности!

Н.П. Я работала у отца Павла Адельгейма в Пскове в Православной школе регентов, школе с хорошими традициями, и даже там чувствовалось влияние улицы, современной массовой культуры на детей, невозможно было их от этого совершенно оградить!

О.А. Важно прививать детям понимание, что православие - это протестантизм, в смысле - протест! Быть сегодня православным означает бунтовать! Есть такое представление о православии, что это сплошное смиренничество и послушничество, "всё терпи, всё сноси". Нет, православный человек должен уметь восставать: Это недопустимо! Нельзя так думать о человеке! Я не такой! Я не хочу, чтоб меня сосчитали! И когда все вокруг кричат: блуди, колись, копи деньги, воруй!- сказать: - А я не буду! Это значит проявить самостоятельность, это добрый протест!

   Молодёжь приходит в церковь под знаком этого протеста против мира НТВ и МК, всеобщей макдональдизации. Они говорят:

 - Не лгите, что "новое поколение выбирает пепси", мы не выбираем пепси.

   Они ищут бастион против пошлости и находят его в православии, церковной духовности, где всё необычно: и одежда, и запахи, и язык, и образ мысли и речи!

   Детям нужно прививать понимание, что православному человеку нужно уметь говорить "нет", уметь сопротивляться, защищать себя. И детям будет интереснее в церкви, если мы будем прививать им боевой, воинский дух. Нормальный мальчишка мечтает подраться, быть солдатом, подвиг совершить, а ему всё время говорят: православие - это слушаться маму и папу, слушаться учительницу, слушаться батюшку, слушаться, слушаться... И он думает: - Не нужно мне это.

   А можно сказать: - Драться нужно, и крестное знаменье - это оружие, силой креста Твоего защити нас, Господи! Нужно найти соответствующий язык, в православии он есть! На службе возглашают: "Премудрость, прости"! Даже батюшки не знают, что это означает, по-гречески это "София, орфи"! Это как воинская команда: "Равняйсь! Смирно"! Станьте просто, прямо, не кланяйтесь (у нас бабушки сразу кланяться начинают), внимание, Евангелие выносят, смотрите вперёд, стойте прямо, вы цари, потому что Евангелием освобождены!

   Жаль, что мы забываем сегодня этот язык, важно вспомнить его для молодёжи!

Н.П. В провинции заметнее, чем в столице, разрушении культуры. Если посмотреть генеральный каталог нашей центральной республиканской библиотеки, самой большой по своим фондам, то увидешь, что основные поступления заканчиваются 1988-м годом. О чём ещё можно на этом фоне говорить? Культура разрушается так быстро, что рост церкви это разрушение не компенсирует!

О.А. Рост числа заключённых и тюрем тоже отнюдь не сокращается по мере роста числа православных приходов. Сегодня у церкви особенная роль как у самого стабильного и массового поставщика книг в провинцию. Я это хорошо вижу по своим коллегам из МГУ, не менее талантливым, чем я, но для них огромная проблема издать книгу: кто её будет покупать? Люди-то есть, есть огромное число интеллигенции в России, ждущее хороших умных книг по философии, психологии, истории религии. Но нет системы доставки! А у меня, потому, что я в церкви, в системе церковных издательств, монастырей, приходов - у меня за сотни тысяч заходит общий тираж изданий.

   Сегодня церковь выполняет ту же роль, что во времена первичного варварства, как поставщик культуры, как учитель разума, книжности, ума, слова. Люди часто думают, что если уж искать синтез веры и знания, то на таких условиях: вера заботится о сердце, а наука о разуме. Но это неправда, в церкви богословие как раз заботится о разуме, и противостоит сегодня церковь неразумию, безмыслию. Тем, что мы книги распространяем - богословские, философские, исторические - мы тем самым учим людей не только верить, мы учим их думать! Сегодня в условиях крушения великой советской системы научного воспитания важно понять, что одна из опор, которая поддерживает систему научного мышления - это церковь.

Н.П. Но, видимо, это не основная задача церкви, и она не сможет спасти культуру.

О.А. Церковь не ставит перед собой задачу спасти культуру, она обращается к той глубине человеческого сердца, которая глубже любой культуры и любых культурных различий, и зовёт церковь обратиться к Тому, Кто выше любой культуры, Кто над культурой - к Богу. Когда преподобный Сергий Радонежский ушёл в леса, он не собирался создавать "очаг древнерусской культуры". Однако есть слова Христа: "Так да просветится свет ваш пред людьми, что увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, который на небесах".

   Свет, который собирает человек, начинает струится вокруг, и другим становится светлее. У одного грузинского поэта есть дивные строчки:

Благословенная вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и мёдом
За сотворение Богу воздать.
Пусть мне простят, но ни много, ни мало,
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и моё бытие даровало
Мёд человеку и Богу свечу.

   Это выражение православного принципа жизни: и Богу, и людям. Что и создаёт крест, между прочим. Церковь тянет людей ввысь, и мы очень рады, если при этом культуре становится лучше...

Н.П. У нас благодаря протестантским проповедникам, которые бесплатно рапространяли Библию, теперь она есть почти в каждом доме. Как Вы думаете, прочитано Евангелие Россией?

О.А. Нет. Оно не прочитано даже в тех странах, откуда эти проповедники приехали. Если у вас проповедники из Финляндии, то по данным социологов только 9% финнов читают Библию дома, а не в храм ходят послушать, так что прежде пусть свой народ воспитают, чем нашим заниматься. Сегодня Евангелие всерьёз не прочитано, и это очень чувствуется.

   Беда ещё и в том, что  огромное количество людей, не читая Евангелия, думают, что они его переросли, ведь как секты заявляют: А у нас третий завет! Новейший! Агни-йога, валеология, Порфирий Иванов, бог земли и святой дух в одно и то же время...

   Это меня удивляет не как христианского проповедника, а просто как человека из мира науки. Прежде, чем заявлять, что вы это переросли, скажите: - А вы это читали?

   Какой-нибудь Пупкин будет заявлять, что он пишет лучше, чем Иван Бунин и Антон Чехов. Милый мой, да ты их читал или только на обложку смотрел?... Вот это меня поражает в русском интеллигенте: не знать ритуалы племени мумбу-юмбу он считает позором для себя, а то, что он ничего не знает о православии - в порядке вещей.

    В России Евангелие не прочитано и православие - неизвестная религия. Люди сегодня о буддизме и шаманизме знают больше, и это очень обидно. Прежде, чем бросаться в Шамболу какую-нибудь, посмотрите, а нет ли у нас этих дивных сокровищ? Может, то, что вы ищите там, есть здесь, но лучше и добротнее? Возьмите, изучите православное наследие, наследие древних отцов, войдите в него!

Н.П. В своей книге "Школьное богословие" Вы хвалите и пересказываете английских сказочников: Льюиса, Толкиена,Честертона... А в нашей русской традиции можно найти хорошие книги о сути веры?

О.А. На уровне сказок? Была детская назидательная литература, дивные книги Ивана Шмелёва... Но и с запада можно доброе взять, того же Андерсена, только брать его без купюр! "Снежная королева" - пример того, что вообще советская власть сделала с нашей культурой. Приключения Кая начинаются с того, что осколок разбитого стекла попадает ему в глаз. А почему разбилось зеркало? У Андерсена так: когда тролли отразили в этом кривом зеркале всё, что было на земле, надо всем посмеялись, они понеслись на небо, чтоб отразить в нём Бога. И вот этого кощунства Бог не попустил, зеркало упало и разбилось. Идёт Герда во дворец Снежной королевы, а армия королевы не пускает её туда. Что делает Герда? Она стала читать "Отче наш", и снежинки вокруг неё превратились в легион ангелов, который проложил ей дорогу.

    Возвращаются Кай и Герда домой, а бабушка сидит и читает книгу. Она читает Евангелие, и Андерсен прямо говорит, какое место!  "Не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное"! Дети бросаются к ней, целуют, танцуют вокруг зацветшего - в декабре! - куста роз и поют колядку:

 "Розы цветут!
  Красота, красота!
  Скоро мы встретим
  Младенца Христа!"

   Точка, конец сказки. Но изо все религиозной линии этой рождественской сказки советская цензура оставила только один религиозный сюжет, демонический: Снежная королева даёт Каю задание сложить из льдинок слово "вечность". Это холодная, ледяная вечность, а не вечность Божественной любви и огня! И вот этот сатанизм советская цензура оставила, а всё остальное выбросила вон.

    Если брать детские книги, того же Винни-Пуха, то там можно найти дивные сюжеты. Сейчас во многих православных семьях заводят для детей видео, коллекционируют советскую классику, это же христианский кинематограф советской эпохи! "Ирония судьбы или с лёгким паром!" - можно ли представить более христианское кино!

Н.П. Это тоже рождественская сказка?!

О.А. Пусть так, но с какой любовью показан там человек! И сколько таких фильмов было в советскую эпоху! Умные родители собирают советские фильмы и мультфильмы, и чтобы ни в коем случае диснейлендовщина не прикасалась к малышу! Когда малыш видит, что ударить человека сковородкой по голове - очень смешно, шрам в его душе остаётся на всю жизнь. Но ребёнок не может без сказки. Хорошо, тогда вместо того, чтобы эту гадость американскую подсунуть, дайте ему наши фильмы. Про старуху Шапокляк, по-моему, очень милый и православный фильм!

   Зло нельзя изгонять, не заполнив пустоту, нельзя просто запрещать, нужно дать что-то взамен. Не хочешь читать бульварщину? Читай Диккенса, Марка Твена, Жюль Верна, замечательные и полезные книги! Есть христианская литература, христианская традиция богата и полна! Мы не замечали, что многие книги, стоявшие у нас на полках в советскую эпоху - это книги христианские, мы не замечали этих сюжетов ни у Пушкина, ни у Достоевского, а надо замечать! Умный родитель сможет эти книги дать ребёнку так, чтобы он заметил то, что нужно замечать!

Н.П. Отец Серафим Роуз говорил, что классическая культура - это противоядие.

О.А. Есть три вида бунта против засилья пошлости и мещанства. Первый вид - уход в наркотики, в иллюзию. Второй - преступный бунт, разрушение настоящего во имя будущего, ради некой утопии, вариант большевизма: даёшь 500 дней, 13 задач правительства, с лета мы создадим светлое рыночное будущее, а нынешнее в жертве всесожжения сожжём ради этого светлого идеала рынка (большевизма, нужное подчеркнуть). И сжигаются реальные судьбы ради будущих идеалов.

   И есть творческий бунт: когда человек во имя вечного бунтует против настоящего, во имя того, что вечного было в прошлом. Это православие, классика.

Н.П. В этом смысле стоит нам надеяться на нашу молодёжь?

О.А. Не стоит. Спасти мы сможем единицы, а растлят миллионы, это понятно. Здесь надеяться не стоит, нужно просто жить по мудрой французской пословице: Делай, что должно, и будь, что будет. Это не проповедь пофигизма. Делай, что ты должен, а остальное - как Бог даст. В древнем Патерике есть такая притча. Послал отец сына прополоть большое поле. Сын пришёл, увидел, что ему не справиться, прожил неделю на дальнем хуторе. Приходит отец, видит - ничего не сделано. Сын оправдывается: Я бы не смог ничего сделать. А отец говорит:

 - Сын мой, если б каждый день ты возделывал участок земли размером с плащ, на котором ты спал - и то была бы польза...

   Вот так и каждый из нас не должен пугаться того, что всю Россию мы не переделаем, каждую душу не спасём, не защитим. Увы, не сможем. Но что сможем - должны делать помаленьку, а там, глядишь, Господь даст нам свою помощь, мудрость, трезвость, благодать!

   Нужно помнить древнюю мудрую молитву: Господи, дай мне силы изменить то, что я в силах изменить. Дай мне мужество принять то, что изменить я не в силах. И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!...




   Повторюсь, это давно, 16 лет назад мы так беседовали. Времени много прошло, а разве что-то изменилось?.. 


Рецензии
Я, дорогая Наталья, с удовольствием прочитал первую часть. Ибо велеречие о.Андрея, на фоне его деятельности за все эти 16 лет, не вызывает ни грана доверия. Но первая часть вышла поистине уморительной - хоть и посвящена, вроде бы, серьезным вопросам. Но как представил себе отца тогда диакона, забирающего у вас четыреста рублей и вручающего вам сумку с его книжками, так не мог не улыбнуться - весьма саркастично :))))

Франк Де Сауза   07.03.2015 21:31     Заявить о нарушении
Да мне кажется, что каким он был, таким он и остался...
Дети его слушали на ура, лучше чем нас, тёток. Учитывая, какая редкость - мужчина в школе, да ещё в рясе, да ещё такой говорун, как отец Андрей - это совсем неудивительно. Преподавателем, думаю, он был неплохим, то есть попросту хорошим, и что его отовсюду поувольняли - это плохо. Ну пусть в духовной академии или Свято-Тихоновском ему не место, но уж в университете-то он на своём месте был. Сравниваю его с другими университетскими известными мне преподавателями - ничуть он не хуже...

Наталья Чернавская   08.03.2015 20:29   Заявить о нарушении