Корреспонденция. Без цели хищения

Так и подмывало начать с погони, чтобы тормоза визжали и машина заскакивала на тротуар; с завывания ветра, раскачивающего фонарь в ночи, и чтобы свет его непременно выхватывал насторожённую фигуру у дверей гаража, орудующую отмычкой; с окрика "стой" и яростной борьбы.
Хотелось так начать потому, что уж больно бы выигрышно это прозвучало. Хотелось и потому отчасти, что в нашей истории всё это действительно было. Но об этом речь после. А начнём мы с того, что раскроем "Уголовный кодекс РСФСР" и процитируем одну из статей: "Угон автомототранспортных средств или других самоходных машин без цели их хищения - наказывается лишением свободы на срок до одного года... Те же действия, совершённые повторно, - наказываются лишением свободы на срок до трёх лет...".
И ещё одна цитата: "Для признания угона оконченным преступлением не требуется наступления каких-либо иных, кроме самого факта завладения и незаконной поездки, вредных последствий. Угон транспортных средств или других самоходных машин без цели их хищения является оконченным преступлением с момента отъезда транспортного средства от места, на котором оно находилось".
Теперь можно перейти к подробностям этого дела.
В ночь с 24 на 25 мая по пустынному Вологодскому шоссе мчался грузовик ГАЗ-51. За рулём сидел молодой человек в куртке. Машина виляла по полотну дороги, порой нависая над бровкой. В пляшущем кузове стоял парень и доской от сиденья бил по лобовому стеклу... В кузове трудно было устоять. Доску относило встречным потоком, но человек, рискуя вывалиться из бешено мчавшегося автомобиля, бил и бил по стеклу кабины...
А пятнадцать минут назад Николай Соловьёв, который всего два месяца назад отметил своё совершеннолетие, покачиваясь, шёл по посёлку. Перед воротами он остановился. Гулко стучало в висках. Вздрогнул - на станции загудел паровоз и щёлкнул буферами товарник. Усмехнулся. Быстро подошёл к гаражу и резким ударом выбил окно. Боком пролез внутрь. Под ногами хрустнуло стекло. Отбросил пинком раму и подошёл к автомобилю. Дверцы были не заперты. Нашёл проволочку. согнул её и включил зажигание. Двигатель, мягко рокотнув, заработал.
Теперь - ворота. Э, да тут всё просто. Сбросил засов, и путь свободен.
Вскочил в машину и стал выезжать. Первый раз не получилось...
В это же время во двор этой же школы №77 вошёл Владимир Ручьёв - шофёр четвёртого лесозавода. Проводив свою девушку на работу, он возвращался домой. Вдруг Владимир услышал шум работающего автомобиля - из ворот школьного гаража выезжала машина. Круто развернулась, и Ручьёв увидел, что за рулём - Соловьёв, с которым когда-то работал.
- Пьяный... Опять угоняет... - подумал он, бросаясь наперерез машине. - Стой!..
Соловьёв, переключая скорости, торопливо крутил баранку. "Ворота узкие, - мелькнуло у него. - Этот-то откуда взялся? Может, не узнал". Резко поднял воротник куртки и пригнул голову. Рванул машину, чуть не сбив подбежавшего и что-то кричавшего Ручьёва. Выезжая из ворот, оглянулся - Ручьёв переваливался через задний борт.
Сразу "врубил" третью и погнал.
Что-то дёрнуло за воротник. Повернулся - Владимир держал его за куртку и кричал: "Стой! Разобьёшься! Останови машину!"
Ударил по руке и быстро  поднял стекло.
"Что делать? Ведь одна встречная - и, точно, влепится. Убьёт кого-нибудь". На повороте упал, больно обо что-то ударившись. "Сиденье! Надо разбить стекло". Схватил тяжёлую доску и неловко ударил по лобовому стеклу. Ударил снова и снова. Так началось противоборство двух людей, закончившееся в километре от развилки на Северодвинск тем, что Ручьёв разбил боковое стекло и доской заклинил рулевое управление. Машина завалилась в кювет, и похождения Соловьёва закончились скамьёй подсудимых.
Казалось бы, осталось добавить, что Соловьёв осуждён и отбывает срок заключения. Казалось бы, вот и конец нашей истории. Но в том-то и дело, что это лишь «конец». А сама история началась ещё в марте прошлого года. Тогда Соловьёв впервые угнал автомашину из гаража четвёртого лесозавода, где тогда работал автослесарем. Вот что писали об этом в характеристике, затребованной следователем, на Соловьёва:
«…8.3.1971 года т. Соловьёв Н. Б. угнал автомашину ГАЗ-51 из гаража через производственную территорию в посёлок завода. Угон автомашины в 20.30, возвращение в гараж в 23.00. Автомашина технически исправна, повреждений не имела».
Лаконично, как в путёвке. Машина «повреждений не имела» и отсутствовала только два с половиной часа. А то, что Соловьёв вёл её без прав в пьяном виде, что ездил по улицам посёлка и мог задавить человека, - это остаётся за полями «производственной характеристики».
После совершения преступления на Соловьёва материалы в следственные органы не поступили. Но с четвёртого лесозавода его уволили… «по собственному желанию».
Время подвести итог. Дважды совершалось преступление. Дважды пьяный человек вёл машину по улицам, опасаясь погони, готовый в любую минуту «врубить третью» и гнать. Дважды из-за халатности, недосмотра, ротозейства шоферов и начальников гаражей Соловьёв угонял автомобили. Угонял без цели хищения, но с преступной целью. А если бы не Ручьёв? Это его мужеству, смелости, самоотверженности обязаны те, кто не стал жертвами последнего разгула пьяного хулигана за рулём.
И многого из описанного могло не быть, не отнесись на четвёртом лесозаводе формально к угону их автомашины Соловьёвым и не рассчитай его «по собственному желанию», когда вместо этого надо было возбуждать против него судебное дело.
Многого может не быть, если все шофёры и пешеходы (ведь мы делимся на эти две категории) задумаются над этой историей. Ведь Соловьёв не одинок – за прошлый год только в Октябрьском районе были осуждены за угон автомобилей без цели хищения, а чтобы «покататься» - восемнадцать человек. Значит, восемнадцать соловьёвых. Причём, большинство из них угоняли машины в нетрезвом состоянии. Вот несколько примеров:
- Третьего марта А. А. Сараев угнал машину из гаража школы №1 – осуждён.
- И. Д. Богомаз угнал машину, оставленную на время ужина шофёром Р. Я. Илларионовой перед общежитием. Пьяным разъезжал по городу и был задержан Г. П. Колесовым и Ю. В. Евграфовым. Машина принадлежала горремстройтресту. Преступник осуждён.
- Основательно «накачавшись» винно-водочными изделиями днём, Б. Н. Лебедев и В. А. Бурыгин ночью угнали «Запорожец», принадлежавший частному лицу. Были задержаны и осуждены.
Так уж получалось, что на пути очередного Соловьёва вставал очередной Ручьёв. А ведь может случиться, что в тот самый, в нужный момент этого Ручьёва не окажется?.. Так что нечего уповать на случай. Просто надо запомнить, что угонщик – это потенциальный убийца, и его надо обезвредить. А сделать это можно в том случае, если руководители автохозяйств, транспортных предприятий, гаражей, шофёры и те, кто имеют собственные машины, перекроют все лазейки, которыми могли бы воспользоваться угонщики всех категорий. 


Газета «Правда Севера», 19 января 1972 г.


Рецензии