Поэзия-как зеркало своего Творца

- Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозы оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах,
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Поэма «Мцыри».

Поэзия – зеркало своего творца.
Творчество каждого поэта напрямую отражает его внутренний мир, мировоззрение и тот опыт, который его душа прошла и в цепи земных воплощений, и в жизни, которую мы не Земле называем инобытием. В поэзии любое переживание, страдание отражается особо сильно – это один из основных законов этого вида искусства. Чем чище жизнь и мысль поэта, тем чище его творения. В душе у каждого творца есть некая зеркальная сущность – проекция на творчество, другими словами, творчества – зеркало поэта.
Ибо поэзия может охватывать и не только личные мотивы, это очень точный выразитель эпох и констатация фактов: истории, быта, национальных особенностей.
Поэт может заглянуть и в будущее, у него может проявиться дар пророчества. Предчувствия у утонченных людей обостряются.
У Лермонтова это и предвидение собственной участи:
Любимой девушке в 1830 году он пишет
« Не знала ты невинною душой,
Что смерть его позорная зовет,
Что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет».
Это может быть и предвидение судеб страны.
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.
«Предсказание», 1830.
И важнейшее назначение поэта – быть выразителем своего времени. Таким образом, творческий облик поэта складывается из нескольких составляющих: накопления из предыдущих воплощений, условия текущего воплощения и, самое главное, импульса собственной души – куда идти, что воспевать.

История жизни
Попробуем пройти по его жизни его стихами, и этот творческий автопортрет многое расскажет нам.
Лермонтов прожил всего 27 лет (1814-1841).  Рос он в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, ему не было и 3 лет, когда умерла его мать. Его отца властная бабашка не любила и постаралась избавиться от него.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя,
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом.
Стансы, 1831.
Бабушка определила его в 1828 году в Благородный пансион при Московском университете, откуда Лермонтов был изгнан за дерзость слабо подготовленному профессору. Он переехал в Петербург, определился в Школу гвардейских подпрапорщиков, получил чин офицера.
Но…
Увы! Как скучен этот город,
С своим туманом и водой!
Куда ни глянешь, красный ворот,
Как шип, торчит перед тобой.
1832 год, письма.
За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов получил первую ссылку на Кавказ. Это был 1837 год.
- Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет.
(Любимой девушке), 1837.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
1838.
Бабушка хлопотала, и Лермонтову разрешили вернуться в столицу. На одном из великосветских балов И.С. Тургенев, встретясь с Лермонтовым, описал его:
Описание очень показательное для наших будущих рассуждений.
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной атмосфере, куда его втолкнула судьба».
За дуэль с французом де Барантом Лермонтов получил вторую ссылку, в полк, который готовился на Кавказе к военным действиям.
Лермонтов предчувствует свою гибель.
- Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! Всегда везде с тобой
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.
«Любовь мертвеца», 1841.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
«Сон», 1841.
Все случилось точно по предсказанному. Лермонтов даже не доехал до своего полка. В Пятигорске 27 июля 1841 года он был убит на дуэли.

Мотивы и образы поэта
У Лермонтова был очень резкий характер. Он был молод, горяч, он был офицером из высшего света, он был состоятелен. Но в его творчестве непрерывно звучат мотивы страдания, одиночества, какой-то непонятной душевной муки. Что его угнетало и мучило?
В 1931 году он пишет, в 17-летнем возрасте
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
«Мой демон», 1831 год – 17 лет!
Есть время – леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.
1831, июня 11 дня.
Это пишет человек, которому 18 лет! Перед мастерством слова – испытываешь полный восторг, но смысл сказанного!
Давайте посмотрим знаменитого пророка.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
1841.
За 10 лет ничего не изменилось. Очернение людей кричит с этих строк всей своей полнотой.
Этого просто не может быть, чтобы все окружающие поэта люди источали злобу. Что ему мешало заглянуть выше, ведь в людях есть и добро, и его больше, гораздо больше, чем зла.
Мысль человеческая есть магнит тех сфер, куда устремляется душа, или, наоборот, душа, пришедшая из низших, адских миров, будет притягивать факты, обстоятельства, инспирацию этих миров. Такая душа не будет видеть света!

Опыт зеркала
Можно проделать эксперимент: подойдите к зеркалу и состройте злую гримасу: подозрения, недоверия, Мстительности. Зеркало ответит тем же. Зеркало – глаза души. Излейте злобу, а потом опишите это на бумаге – получится творческое видение мира Лермонтова.
Разочарование, одиночество, никчемность жизни, неверие в любовь, холодное обличение – знакомые мотивы его творчества, правда ведь?
А теперь улыбнитесь зеркалу, заискритесь счастьем – и зеркало ответит этим же. Такую радость и жизнеутверждение излучает Пушкин.
Я провел жесткий и суровый эксперимент, длился он целый год. Выбирается одно состояние – в один недоверие, в другой – отвращение, и иду в этой маске к людям. Я не радуюсь встрече с кем-то, меня угнетает его еда, одежда и т.д. А потом нужно записать, как мир снаружи ответил на каждое внутреннее состояние.
В третий день пойдите в мир с раздражением, и посмотрите, что придет в ответ.
А потом – с явной, открытой злобой!
Главное – описывать ощущение от таких встреч. Если кому-то это покажется тяжело, не нужно этого делать.
Я делал это, чтобы понять Лермонтова.
После этого тяжкого эксперимента вы увидите, что ваши внутренние состояния возвращаются к вам от внешнего мира бумерангом. На раздражение – раздражение, злобу – злоба. И появится труп в комнате, как у Ахматовой, скелет в сарае и т.д. Этим грешна русская поэзия 18-20 века.
Потом проведите противоположный эксперимент. Пошлите людям любовь, свет, нежность.
И это тоже будет возвращаться!

Прошлые жизни. Накопления.
В 18 лет Лермонтов писал стихи, полные ненависти к жизни, украшенные образами демона!
Он еще не мог набрать такого опыта в текущей жизни. Явно работают накопления из прошлых жизней! Где-то там, в своих воплощениях, он погрешил, свернул с пути Света и полностью закрыл себе виденье светлого.
Давайте предположим, а, может быть, поверим слову ясновидящего, что он был в прошлой своей жизни Сальери, отравитель Моцарта. Талантливый музыкант, который не смог  вместить славы и света Моцарта, находился в его тени. И загорелся факел ненависти, зависти. И это шло откуда-то из предыдущих воплощений.
Когда Моцарта не стало, его слава проявилась, он стал известным.
Предположим теперь, что Пушкин – это воплощение Моцарта. Совпадение: после ухода Пушкина из тени появился Лермонтов и на некоторое время затмил Пушкина, как Сальери ушедшего Моцарта.
Сальери закончил свою жизнь в сумасшедшем доме с раздвоением личности…
Сальери вел демон! Эта и только эта сила помогает во всем низком, преступном и безобразном. Это творчество демона! Сальери сопротивлялся и колебался, но демон победил. Предательство, преступление совершено, яд подсыпан. Сальери приходит к умирающему Моцарту и не может понять, почему тот даже в переходе, таком трудном времени, остается гением, пишет «Реквием».
Почему Пушкину понадобилось написать «Моцарта и Сальери» перед уходом? Все наши накопления, действия никуда не исчезают. Они остаются в космическом банке данных, в Акаше, и когда приходит время нового воплощения, начинают работать причинно-следственные связи, или, другими словами, карма.
Проведем параллель Моцарт – Сальери, Пушкин – Лермонтов. Магнит воплощения притянул их, но они не знают друг друга (Пушкин и Лермонтов ни разу не встречались при жизни). Пушкин, как и Моцарт, сияет своим гармоничным, светлым творчеством,  музыкальностью.  Пушкин уходит, как и Моцарт, в 37 лет (Моцарт – чуть не дожил до 36). Перед уходом пишет «Моцарта и Сальери» - ему показывают факты схожего ухода – от убийства. У Пушкина в это время шел цикл Черной Луны, он ясно увидел свои черные сроки, потому что был пророком: старые накопления сработали. А Лермонтов получает обратный удар, как и Сальери, сошедший с ума.
Лермонтова убивает содеянное им в предыдущем воплощении убийство.
В современных боевиках часто можно видеть, как убийце поручают кого-то убрать, а потом убирают и самого исполнителя. Демон воплощается в Мартынова, и эта связь тоже из прошлых жизней, и вот уже пуля в момент поэтической славы. Это происходит в цикле Черной Луны, в 27 лет. В 28 демон уже не смог бы этого сделать, это цикл Белой Луны, когда возвращаются  светлые накопления. Мартынов потом сошел с ума.

Расплата
Сальери за убийство Моцарта попал в низшие, демонические миры. А при жизни Сальери демон, сделав свое дело, покинул его, оставив мучиться от содеянного.
«Смерть поэта» - раскаяние Сальери перед Моцартом, выстраданное, мучительное.
Это стихотворение было ясным видением собственноручного его убийства:
«Один, как прежде, и убит»
«Угас, как светоч, дивный гений»
«Его убийца хладнокровно»
«И он убит, и взят могилой,
Добыча ревности глухой»
Стихотворение «Узник» - это прямое изображение демонических миров возмездия. Душа помнит то состояние посмертия, страшнее которого быть ничего не может.
«Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой».
Там нет света, радости, там мучительно переживается одиночество. «Приют певца угрюм и тесен».

Встреча с Гоголем. «Демон».
Лермонтов пришел искупить свою вину.
Он мог подняться, пройти рубеж 27 лет, дать что-то светлое, если бы не создал своего «Демона». Вдобавок, Лермонтов встретился с Гоголем, и тот поделился своим демонизмом.
Гоголь прекрасно чувствовал низший астрал, видел его, и сотрудничал с этими силами.  Есть ли хоть один человек, прочитавший «Вия» без отвращения и страха?
Гоголь стал еще одним шагом к падению дальше вниз. Лермонтов воспел Противобога! Это было полное перекрытие доступа к себе всех светлых сил, животворящего начала.
«Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно»
«И жизнь уж нас томит» - везде полное погашение огней.
Лермонтов писал «Демона» 3 года, с 1838 по 1841 год. 3 года – это ступень утверждения осознанности чего-либо. Начал в год смерти Пушкина, а закончил в год собственной смерти. Три года демон сосал его силы – пиши обо мне, пиши, воспевай. А Лермонтов создавал ему памятник в вечность.
За 3 года психические силы испиты, а демона нужно кормить. Ему нужна кровь. Жгучие эманации пролитой крови. Тьма убирает из этой жизни. Свет не убирает, никогда и не вмешивается в кармы. В Мартынова вселяется демон и убивает Лермонтова. А это произведение стало бы вершиной творчества.
1. Фатальный рок по нервам
Распял поэту грудь.
И вырвал сердце верно
Из прошлых жизней путь.
2. Он яд по каплям смерил
И Моцарту их влил,
В ложь демона поверил,
Ум смертью отравил.
3. Мертвящий свет подземный
Запомнил дух его,
И холодностью кремня
Сквозило мастерство.
4. Подземный мир воспетый
Земное зло создал.
Он демона приветил,
Поднял на пьедестал.

Ответственность поэта
В творчестве нельзя допускать угашения огней, магнита разочарований и безысходности. Нельзя уходить от Бога, опускаться вниз.
Нельзя воспевать демонические миры, они очень притягательны какой-то сладкой жутью, как, например, наркотики.
Талантливый поэт – это пророк, это учитель, ясновидящий. Тысячи людей читали и читают Лермонтова, называют его гением. Да, стих его – гениален, ум – остер, а воздействие его духовного падения – разрушительно и гибельно.
Когда человек, даже в хорошем настроении, читает что-либо из процитированного сегодня, например, этот яд откладывается в подсознании, настраивает камертон души на демона.
А в жизни бывает много состояний, когда свой огонь не горит. Такие строчки в это время прекрасно ложатся на душу, и человек попадает в ловушку своего собственного древнего дракона – «царя тьмы». Только откройся – и дракон, змей-искуситель начинает высасывать из человека все силы, отравляя его жизнь. Демон теперь станет одержателем. Демон питается кровью, он жаждет ее пролития, жаждет растления.
Вот источник, один из источников убийства, мучительства, войн и революций.
Поэт может вознести своего читателя к самому чистому свету, а может опустить глубоко вниз.
Поэт, да и любой творец, ответственен за каждое свое слово, каждый образ.
Возьмем Ахматову.
«Умирая, томлюсь о бессмертье,
Низко облако пыльной мглы,
Пусть хоть голые красные черти,
Пусть хоть чан зловонной смолы».
Далее следует описание собственных похорон. Кто-то прочитал – и готова петля, таблетки и т.д.
Но у нее же можно найти и прекрасное просветление.
«Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу».
Можно взять для сравнения «Пророка» Пушкина и Лермонтова.
У Пушкина – импульс огня, жизни, поток из светлых, чистых миров, душа горит в поиске, в познании:
«И Бога глас ко мне воззвал:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»
Сравним: Отче наш, иже еси на небесах! Да святится имя твое, да придет Царствие твое!
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока».
Лермонтов начинается там, где кончается Пушкин. Как затмение солнца. Светлые пророки, как Пушкин, делают все сознательно, а темные – под одержанием, влиянием тьмы, бессознательно.
Поэт должен направлять душу человеческую к свету. Найти выход, направить.
Не можешь найти выхода вверх – лучше ничего не пиши.
Мне понадобилось много труда, чтобы прозреть на это, с 23 лет.
Благодарю Бога, что встретил импульсы сильнейших учителей, увидел темную сторону Лермонтова, и не закончил как он.
Я вовремя все сжег. Это был кризис моей жизни: или петля с томом Лермонтова в руке, или поиск другого пути. Мне встретилось «Евангелие от Иоанна», Пушкин. Эти книги меня воскресили. Демон тянул вниз, как Врубеля, Гоголя, Блока. Христос поднимал вверх.

Поэзия нового времени
Все наши поэты так или иначе прикоснулись к демону. Это плоды Кали Юги, веков господства тьмы, когда завеса от духовного была так плотна, что люди перестали чувствовать Бога.
Творчество Князя мира сего – океан страдания, мучительства, гибели. Мы все прошли через Кали Югу, и Лермонтов – только один из мириадов.
А теперь Кали Юге пришел конец.
Земля вступает в новое время – Сатия Югу, светлую. Поэтам пришло время создавать новую поэзию – светлую, одухотворенную, ведущую каждую душу к личному счастью, радости бытия, к свету Вышнему. Это и будет вкладом каждого поэта в эволюцию.


Рецензии