Анатолий Васильевич Митяев как главный редактор

12 мая 2014 года исполняется 90 лет со дня рождения Анатолия Васильевича Митяева. К юбилею выдающегося писателя и журналиста предполагается выпустить документальный фильм о его жизни. Меня попросили рассказать для фильма об Анатолии Васильевиче — главном редакторе периодического издания для детей. Бесспорно, это одна из многих граней общественной деятельности этого человека, но важнейшая грань, поскольку именно в мире журналистики для детей он сделал очень многое, оказавшее гигантское влияние на поколения советских людей 1960-х — 1980-х годов и важное для будущих поколений. Многие из нас, чье детство пришлось на указанную эпоху, даже не подозревают, что росли и воспитывались во многом под неприметным влиянием Анатолия Васильевича Митяева.
Так получилось, что я даже не заметил, как рассказ об этом замечательном человеке вылился скорее в теоретические рассуждения о вопросах, которые сегодня становится все более актуальным предметом обсуждения в СМИ. Полагаю, что обсуждать здесь нечего, все давно было и сказано, и сделано. Надеюсь, рассказ мой доказывает это.

Анатолий Васильевич Митяев как главный редактор журнала для детей

С Анатолием Васильевичем Митяевым мы познакомились осенью 1989 года. Случилось это в усадьбе Талицы близ подмосковного поселка Софрино. В тот раз собралась небольшая группа советских писателей и художников, задумавших учредить новый журнал для детей. Главным редактором был приглашён Анатолий Васильевич, человек глубоко уважаемый и в писательской среде, и в обществе столичных художников-иллюстраторов. Профессионал огромного опыта, в своё время он работал в должности ответственного секретаря газеты «Пионерская правда», затем много лет трудился на посту главного редактора журнала «Мурзилка». Митяев был кладезем знаний и умений в уникальной по тем временам профессии — руководитель периодического печатного издания для детей. Таковых на всю огромную страну и ста человек тогда не набралось бы. Я уж не говорю о профессионализме того, кто самой судьбой был предназначен для столь сложного дела.
На момент нашей встречи сам я был абсолютным профаном в таких делах, не имел даже малейшего представления ни об издательской работе, ни тем паче о работе в литературе для детей. О редактировании вообще говорить не приходилось. Так что представлял я собою тогда чистейший лист ученичества и науку творческого создания журнала постигал под умелым руководством Анатолия Васильевича без комплексов неофита — искренне и с полнейшим доверием.
Здесь надо сделать маленькое, но существенное отступление. Дело в том, что с развитием интернета и особенно электронной техники (смартфонов, планшетов, ридеров и т.д.) ускоряющимися темпами стало отмирать чтение по бумажным носителям, а вместе с ним отмирает целый ряд профессий, без которых ранее было немыслимо издательское дело. Поскольку удар прежде всего нанесен по вытесняемой электронными носителями газетно-журнальной периодике (особенно по периодике для детей), может сложиться впечатление, будто кропотливый производственно-журналистский опыт корифеев прошлых лет нынче не востребован и вряд ли когда и кому пригодится — в частности, с уходом в прошлое литературных журналов уходит и профессия их главного редактора. Но эта точка зрения явно ошибочная, поскольку основополагающие принципы создания полнокровного периодического издания незыблемы на все времена и присущи электронным версиям периодики не меньше, чем бумажным. Потому рассказ мой посвящен Анатолию Васильевича Митяеву — руководителю и редактору журнала для детей, тем урокам, которые я усвоил в годы нашего тесного творческого сотрудничества.
Пожалуй, первым из них стал урок того, что в теории называется демократическим централизмом. В былые времена об этом принципе говорили очень много, но применяли в жизни единицы, сейчас же вообще стараются замалчивать. Предполагает этот принцип единое неоспоримое управление делом со стороны ответственного руководителя при полной творческой свободе и свободе самовыражения каждого члена коллектива. Любому начальнику придерживаться демократического централизма всегда сложно, мало у кого хватает терпения, чувства меры и такта достойно оперировать им. Митяеву это искусство было дано в совершенстве. Выражалось оно и в умении собрать коллектив единомышленников, и в таланте никого не ущемляя поставить дело так, что каждый член редколлегии или сторонний автор безоговорочно и осмысленно видел в главном редакторе арбитра, за которым всегда остается решающее слово. Безусловно, такой авторитет был приобретен Анатолием Васильевичем великим дружелюбием, многолетним трудом и созданными им произведениями, но не только и не столько этим. Прежде всего здесь проявился талант труженика-созидателя, всегда готового и умеющего поддержать человека в лучшем и остановить его в слабом, бездарном — чтобы не срамился перед миллионами, ведь, как известно, что написано пером — то не вырубишь топором. А еще Митяеву был присущ талант критиковать так мягко и столь аргументировано, что разумный человек неизбежно признавал свое поражение, если таковое имело место. Но и похвалить за удачную работу, за толковую идею, за инициативу главный редактор никогда не забывал и всегда делал это радостно, вдохновляя на новые поиски и стимулируя желание создавать.
Анатолий Васильевич тонко уловил диалектику журнального дела — каждый номер издания есть коллективное произведение, выражающее индивидуальность и самобытность его главного редактора. Журнал в целом и каждая его часть прежде всего представляет собой творческое лицо его руководителя, отчего на последнего всегда лежит львиная доля ответственности за каждое слово и за каждую допущенную ошибку на страницах его коллективного произведения. Речь, конечно, идет не о грамматике, пунктуации или стилистике, но прежде всего и в основном — об идеологии.
И это важнейшая установка в творчестве Анатолия Васильевича в течение всей жизни и особенно последних десятилетий. В 1990-х годах в России была развернута шумная политическая кампания против любой идеологии, восхвалялась исключительная безыдейность, как новаторство приветствовались пошлость и откровенное хамство, на худой конец — бессмысленное подражание иностранным коммерческим образцам. Объясняется это просто — в журналистику ломанул (именно ломанул, а не пришел) не желающий чему-либо учиться дилетант, имея неведомо откуда явившиеся деньги, полагающий себя в праве навязывать обществу «свое мнение». В таких условиях великий без преувеличения профессионал Митяев провозгласил нашу «Новую Игрушечку. Русский журнал для детей» (выходил в свет в 1994—1998 годах) изданием идеологическим — патриотическим, интернациональным и национальным.
Это сегодня с такими идеями носятся если не каждый первый, то точно каждый второй любитель покрасоваться на публике. А в те времена подобное заявление, тем паче слово «русский» означало одно — жертвенность, если не открытые преследования со стороны властей, то нищету — непременно и неизбежно. В любом случае, потенциальные спонсоры шарахались от представителей нашей редакции как от чумных, за все пять лет никто не помог, перебивались на подписные деньги читателей в условиях ежедневной огромной инфляции, в вечном банкротстве. При этом названная установка на приоритет идеологии в нашем издании для детей была принята всеми сотрудниками журнала изначально, и мы ни разу от нее не отступили.
Еще один важнейший митяевский урок. Каждый номер журнала есть не набор разрозненных, пусть и интересных материалов. Это всегда цельный живой организм, несущий в себе родимые гены — черты и свойства всего издания. Скелетом журнала становятся его постоянные обязательные рубрики, именно они держат главенствующую идеологическую нагрузку. Подвижными хрящами его можно назвать необязательные, но желательные рубрики. И наконец, основную массу чтения, плоть издания составляют вольные публикации, создающие полный облик издания во всех его красках, впечатлениях и мыслях.
Анатолий Васильевич часто повторял: «Взяв наш журнал в руки, читатель получит возможность насладиться чтением!» Литературное издание такого типа прежде всего служит делу приучения и обучения ребенка получать удовольствие от чтения. Поэтому произведения всегда подбирались тематически и жанрово разнообразные, непременно талантливые, в единении с до-революционной и советской классикой отечественной детской литературы. Этот принцип проповедовался Митяевым как важнейший. По канонам журналистики сложилось шаблонное утверждение: периодика обязана отражать текущий литературный процесс. Для взрослого читателя — безусловно. Литературный журнал для детей качественно отличен от взрослого издания — для читателя-ребенка вся мировая литература нова и составляет современный ему литературный процесс. По этой причине выверенная временем классика должна занимать на страницах периодического издания если не главенствующее, то важнейшее место. Непременно! Новизна же может быть компенсирована новым оригинальным иллюстрированием.
Рисованные иллюстрации являются важнейшей составляющей частью журнала для детей. Главным здесь должно стать разумное сочетание реалистического изображения с игровым моментом. Анатолий Васильевич категорически отрицал современную европейскую тенденцию рисовать для детей «как рисуют дети». Такое «творчество» никогда и ничему ребенка не научит, в то время как достойное признания издание для детей прежде всего учит и обучает и в последнюю очередь развлекает. Любой предмет и любое животное в рисунке для ребенка должны быть узнаваемыми и нести в себе красоту и обаяние. Уродливые кляксы, зачастую именуемые ныне современным стилем иллюстрирования, на деле уродуют понятия и представления детей о прекрасном и естественном, калечат их фантазию и творческие задатки.
И последнее, для нашего времени, пожалуй, самое актуальное. Анатолий Васильевич, единожды сформулировав для себя, в дальнейшем жестко проводил политику «в журнале для детей нет места злому и омерзительному». Мир устроен так, что человек в жизни своей неизбежно столкнется и с тем, и с другим, всегда найдутся доброхоты окунуть его в помойку низменных страстей. Но это вовсе не повод для нравственных экспериментов над детьми — детский журнал не имеет права становиться помойкой гнусностей только потому, что скверна есть на свете и кто-то жаждет копаться в грязном белье человечества, чтобы блистать своими талантами реалиста. Реализм, как и все в этом мире, имеет множество граней. Детская периодика обязана нести в мир только знание о светлых гранях человеческого бытия. И тяжкое горе, и беда тоже имеют свои светлые стороны. Митяев утверждал, что если ребенку суждено рано познать гнусную сторону бытия, избавить его от этого никто не сможет, но пусть он узнает ее не из нашего журнала и не от наших авторов — пусть в памяти маленького человека созданное нами останется островком незамутненной чистоты, тепла и доброты.


Рецензии
Как Вам повезло работать с таким руководителем! Такое раз в жизни случается и оставляет след на всю жизнь: стараешься взять все хорошее, что он пытался в тебя вложить, и передать это дальше, следующему поколению. Так было раньше, нам было у кого учиться. А когда всех разогнали, все порушили, на пенсию отправили, а новых-то нет! И работать некому, и учиться не у кого! Вот только сейчас изредка на кого-нибудь случайно наткнешься - и рада-радешенька, что хоть кто-то еще остался из "тех", у которых есть чему поучиться! Они выжили в этой мясорубке и потихоньку начинают возрождать утраченное. Спасибо им и Вам, Виктор Николаевич!

Лана Невская   09.03.2014 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо большое, уважаемая Лана, за теплый отзыв.
Митяев, бесспорно, был выдающимся человеком и остался в истории как неповторимый, жизненно необходимый каждому из нас автор.
В современной России книги Митяева должны быть в каждой школьной библиотеке, поскольку лучшего учителя-патриота для детей наше общество еще не породило.
Думаю и не сомневаюсь, что его время еще впереди.

Виктор Еремин   09.03.2014 19:39   Заявить о нарушении