Джон Гилл. Вера Иова

ВЕРА ИОВА
На смерть м-ра Эдварда Валлина (1733)

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его
Иов 19.25-27

В этой главе содержится ответ Иова Вилдаду Савхеянину, который в предыдущей главе, представлял его как злого человек, который не знал Бога, и сказал много тяжелых вещей о Нем, что показывает, что он смотрел на Иова как на отвергнутого Богом и подвергшегося бедствиям и пагубе; это было тем, что он заключил из его нынешнего страдания и из ответов Иова, который находился под очень многими и лютыми страданиями, конкретно перечисленными им, и следовательно, был вполне достоин жалости и сострадания и не должен был жестоко и бесчеловечно разоблачаться своими друзьями как тот, кто нечестиво и невежественно клевещет на Божественного Творца, ибо он знал Бога и полагался на Искупителя в разгар всех скорбей своих, мог проявлять веру и надеяться на Него, и считать, что он должен будет вечно наслаждаться Им. И хотя Вилдад представлял погибель Иова близкой, ибо она "съест члены тела его" (Иов 18.13), и всю его силу, и привлечет его к царю ужасов, но это не было для Иова страшным опасением, ибо он знал, в Кого он верил и кому доверил и душу и тело, и хотя он увидел себя истребляемым гнилью, сгнившим от кожи до костей, и имел основания сделать вывод, что он должен вскоре лечь в тихую могилу, где останки его тела станут трапезой червей, но тем не менее он знал, что он восстанет из праха, будет снова жить и будет благословлен навечно жизнью своего Искупителя и общением с Ним. Вилдад намекнул ему, что его свет должен быть потушен, и искры от огня его не останется, и настанет тьма в шатре его, когда светильник его потухнет (Иов 18.5-6), но Иов был полностью уверен, что Искупитель его примет его, выведет его к свету и даст познать правду Свою, и хотя через какое-то время он окажется в темной и мрачной могиле, но он восстанет из нее и во плоти своей увидит Бога, и его глаза, а не глаза другого увидят Его. 
Эти слова могут рассматриваться как сама суть того, что было поддержкой Иова в его нынешних бедствиях, среди недобрых слов его друзей и в виду смерти и вечности. Его скорби были многи и велики; он потерял своих детей и имущество, его родные и знакомые стали ему чужими, самые близкие люди подвели его, и его друзья забыли о нем, его слуги сочли его чужим и отказались повиноваться ему, он стал чужим для своей жены, дети презрели его, оставшиеся друзья возненавидели его, его тело было заполнено отвратительной болезнью, он стал похож на скелет, и его кожа и плоть стали отставать от костей, и в этом его печальном состоянии не было никого, кто мог бы пожалеть его и явить к нему хоть какое-то сострадание. Добавьте к этому, что он получил свой смертный приговор и понял, что конец близок: "Лицо мое побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти" (Иов 16.16). "Мое дыхание поврежден, дни мои угасают, и гроб близок". Он ждал и искал смерти и могилы, и старался сделать их легкими и знакомыми ему. "Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою;  гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя" (Иов 17.13-14). И тем, что поддерживало Иова среди всего этого, был его непрестанный интерес к живому Искупителю и восхитительная перспектива Его явления в последний день, воскресения в своем теле и славы и счастья, которое за ним последует. Ничто иное и не может дать твердого облегчения и утешения, когда страдания сжимают нас, смерть смотрит в лицо и ужасающая вечность оказывается совсем рядом. И таковы были радость и мир души, которыми был наполнен этот хороший человек, что для славы благодати Искупителя, и поощрения других, он желает, что слова, которыми он выразил все это, были бы переданы до последних потомков. "О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были!" (Иов 19.23-24). Это относится не к тому, что он говорил раньше, не к защите им себя от несправедливых нареканий от его друзей, но к тому, что следует после этого, к словам моего текста, в который эти слова лишь вводят (1), а именно: "Я знаю, Искупитель мой жив, и т.д.". Он был готов написать эти слова, чтобы они могли соблюдаться, написать не как частное лицо, но публично, и так, чтобы написанное не было потеряно, тронуто тлением и гнилью, съедено молью или поглощено огнем, выгравировано резцом на металле, что было в древности обычным для публичных актов, рассчитанных на самое длительное хранение (2), или даже, не довольствуясь этим, вырезано на камне действительно навечно. Возможно, это может означать также скалу, из которой должна была быть вырублена его могила при предании тела земле, как это было принято у восточных людей готовить себе гробницу заранее, вырубая ее из твердой породы, как, например, у Иосифа Аримафейского. Иов же желал иметь не величественный памятник, чтобы увековечить его память, не пирамиду или мраморную статую у гробницы, вырезанной из скалы, но слова эпитафии, написанные над его гробом: я знаю, Искупитель мой жив - так, чтобы все проходящие могли  читать их, и, если на то есть воля Божия, получить назидание. Желание Иова получило ответ, хотя и не совсем такой, которого он ожидал, но более величественный: эти слова его написаны в самой важной Книге мира  и являются одними из самых подлинных записей Писания истины, где они пребывают и останутся до конца веков как свидетельство его веры во Христа, в поддержку и поощрение других святых.
Эти слова по праву могут быть названы верой Иова, его исповеданием своей веры, которое состоит из нескольких статей, причем некоторые из них касаются жизни Спасителя и интереса к Нему, а другие - нашего состояния по смерти и во веки веков.

I. То, что Иов имел и знал, было интересом к живому Искупителю.
II. Сей Искупитель должен восстановить Иова в последний день.
III. Иов  должен умереть, возвратиться в прах на съедение червям.
IV. Он восстанет из мертвых в истинной плоти и теле.
V. Он получит блаженное видение Бога во веки веков.

I. Первая статья этой веры Иова в том, что он имел и знал интерес к живому Искупителю. "Я знаю, Искупитель мой жив" (3) или, буквально, "пребывает"; мы не согласны с некоторыми еврейскими писателями (4), имеющими в виду некоего простого человека, который был тогда жив, или должен в дальнейшем жить (4), ибо это не было бы основанием для Иова отстаивать свои права , и защищать свою невиновность, ибо, как отмечает один толкователь (5), слава Спасителя по праву принадлежит Богу, и никто другой в Писании не пользуется ею и не может иметь ее в таком смысле. Некоторые лица могут быть названы спасителями, поскольку они были инструментами избавления Богом Своего народа, такие, как Самсон, Гедеон и другие, особенно Моисей, названный начальником и избавителем (Деян.7.35), ибо Бог использовал его для избавления своего народа Израиля из Египта, и он был выдающимся прообразом Спасителя Иисуса. Некоторые (6) считают, что под живым Искупителем следует понимать Бога и Отца, и должно знать, что Его часто называют так в Ветхом Завете, ибо "Он есть скала Израилева, и Бог Всевышний Искупитель его"; но тогда легко убедиться, что всякое временное  избавление народа Божьего в рамках этого устроения легко приложимо и к Мессии и Ангелу присутствия Его, Который в Своей любви и жалости "спасал их, и родил их, взял и носил их во все дни" (Ис.63.9), и мы можем быть уверены, что Тот, о Ком было сказано в пророчестве и Кто был обещан как Искупитель ветхозаветным святым, так что они как таковые ожидали, что Он придет и Своей Кровью приобретет  вечное искупление Своему народу; я делаю вывод поэтому, что именно Он имеется в виду в данном тексте. Есть несколько вещей, которые необходимо учитывать в этом древнем "символе веры".
Во-первых, характер Христа как Искупителя.
Во-вторых, Его красоту и славу.
В-третьих, интерес Иова к Нему: Искупитель мой.
В-четвертых, знание им Его: я знаю, Искупитель мой жив.
Во-первых, я рассмотрю характер Христа как Искупителя, то есть как Он пришел и как уполномочен на спасение.
1. Искупление предполагает лиц, которые будут искуплены. Искупление и Искупитель соотносятся и взаимно предполагают друг друга. Нет необходимости отдельно выяснять, кто эти лица; это не все, кто относится к человеческой природе, которые были, есть или должны быть на земле, ибо если все они искуплены Христом, то они искуплены Им полностью или частично; если только частично, то Христос есть лишь частичный или несовершенный Искупитель, и это бесчестит Его; если же они искуплены полностью,  то они искуплены от всякого греха, и всех его последствий, и в конечном итоге будут спасены навеки, чего нельзя сказать обо всем человечестве. Кроме того, если это так, те, кто искуплены, искуплены из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр.14.4, Тит 2.14), или были собственным Его народом. Те, кого искупил Христос - это те, кого Отец избрал в Нем, и сделал их Его народом и ужелом. Избрание и искупительная благодать точно соразмерны друг другу. Благословен Господь Бог Израиля, Который Сам посетил и искупил Свой народ (Лк.1.68). Но я не собираюсь здесь вступать в полемику об этом.
2. Искупление предполагает, что те, кто искуплены, были в состоянии рабства, так как они по своей природе в грехе, они слуги его, его вассалы, они одолены им и находятся в рабстве у него; "обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побежден, тот тому и в рабстве" (2 Пет.2.19). Кроме того, они под законом и заключены под ним, в темнице и в рабстве у него; они находятся под обвинением и осуждением закона, и как таковые они подвержены проклятию; они также отведены в плен сатане, который иногда сам называется пленом (Пс.68.16 KJV). И поскольку через его искушения они попали в оковы своих похотей, их ужасает страх смерти, и через него они, иногда долгое время, подвержены рабству.
3.  Искупление предполагает избавление от всего этого. Искупление, достигнутое Христом, Который и назван Искупителем, есть избавление от греха, от всякого греха, и от всех страшных последствий его. "Он отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония" (Тит 2.14). Именно благодаря искуплению Христову Его люди избавлены от власти греха, которой они подвергались, избавлены навсегда от его убийственной силы и в дальнейшем будут полностью освобождены от самого существования его.  Это также избавление от закона; это не освобождение от послушания ему как правила нашего хождения и жизни, но от проклятия и осуждения его как завета дел: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" (Гал.3.13). Точно также это избавление от сатаны, ибо в силу этого, "добыча отнята у сильного и плен прекращен"; сильный лишен своей добычи, грешники освободились от власти тьмы и возвращены из власти сатаны к Богу, и это потому, что Христос искупил их от руки того, кто был сильнее, чем они (Иер.31.11). Одним словом, Христос искупил Свой народ от власти ада, "избавил их от смерти, и спас их от врагов, и от руки всех, кто ненавидел их".
4. Это искупление, которое придает Христу характер Искупителя, имеет власть и цену. В нем есть искупительная власть, которой  Бог искупил народ Израиля из Египта, "мышцею простертою и судами великими", и таким образом Христос искупил Свой народ от сатаны и других врагов, ибо силой Своей Он уничтожил того, кто имел державу смерти, который есть диавол, и великим могуществом посрамил начальства и власти,  и спас Свой народ от пожирающей пасти смерти и разрушения. Есть также цена искупления: "вы не свои, вы куплены дорогою ценою" (1 Кор.6.19-20, 1 Пет.1.18-19), "не тленным серебром или золотом , но драгоценной кровью Христа". Это бесценный выкуп,   который является достаточным, ибо Кровь невинного Богочеловека, непорочного Агнца Божия пролита вместо нас, и поскольку это Кровь Сына Божьего, в ней есть бесконечная сила и действенность. Эта цена была уплачена не сатане, у которого мы были в плену, но Богу, нашему суверенному Господину, против Которого мы грешили, и Чья справедливость должна быть удовлетворена. Христос "искупил нас Богу Кровью Своею" (Откр.5.9).
5. Спросим: как пришел Христос, чтобы быть Спасителем своего народа? Ответ на это таков, что Отец призвал Его к этому и назначил Ему эту работу в совете мира, когда Он сказал Ему: Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иакова, и для восстановления остатков Израиля. "Я сделаю Тебя светом народов, и Ты будешь Моим спасением до края земли" (Ис.49.6). Христос согласился на все это, и завет был заключен Ими обоими, завет, который по своему происхождению, сути и цели обычно называется заветом благодати, или, по основной задаче его, заветом искупления, в результате которого Христос был послан в свое время чтобы искупить подзаконных (Гал.4.4), и Своей Кровью Он искупил их и от Бога сделался для нас всеми благословениями благодати.
6. Христос был вполне подходящим для этой работы.  Как Бог, Господь сил, Он является могучим Искупителем, Который может всегда спасать приходящих к Нему, и вполне способен исполнить Свое дело до конца. Как Человек Он имеет право быть Родственником-Искупителем Своего народа, что и есть прямой смысл этого слова (Гоэль (7) в моем тексте, то есть Тем, Кому по закону принадлежало право выкупа.  Как Богочеловек и Посредник он был пригоден для этого, имея необходимое значение для обеих сторон, и справедливую и строгую заботу о вещах, относящихся к Богу, для умилостивления за грехи народа. Искупление, совершенное Христом, является полным и вечным, и оно никогда не могло бы быть осуществлено любым другим лицом, или в любой другой форме. Превосходство этого искупления, и Автор его, не могут быть достаточно восхвалены нами; есть, однако, один своеобразный эпитет, данный ему в моем тексте, который я сейчас рассмотрю.
Во-вторых, Христос есть Искупитель живой. Что это значит?
1. Существование Христа: в этом смысле такая фраза используется в Евр.7.8: Он "имеющий о себе свидетельство, что Он живет", то есть существует вечно. Христос был жив при Иове и существовал тогда как Искупитель. Он был прежде Иова и Авраама, и всех людей. "Прежде нежели был Авраам, Я есмь", говорит Он (Иоан.8.58), Он  был в начале у Бога и был Богом через Которого все существа были вызваны к жизни; Он существовал как Искупитель от сотворения мира, и не только в призвании и назначении, но в действительности, ибо сила Его будущего выкупа достигла всех святых Ветхого Завета, которые все были оправданы, искуплением во Христе Иисусе, все их грехи помилованы через эту кровь, которая была пролита для искупления преступлений, сделанных в первом завете, и они спасены благодатью же Господа Иисуса Христа, как и мы; они тогда верили в Его будущее дело, и мы теперь верим в Него, как живого Искупителя, Который тогда существовал как таковой.
2. Вечность Христа. Сказать, что Христос живживет, значит сказать, что Он вечен: как Бог, Он от века и до века, как Богочеловек и Посредник, Он был создан с самого начала, прежде бытия земли; стези Его в завете благодати, были от начала, от дней вечных, Он есть альфа всех замыслов Божьих, и омега всех Его дел, Он является первым и последний, началом и концом, Он есть, был и будет.
3. Постоянство и неизменность Христа. Оно противостоит изменчивости и непостоянству всего в этом мире, о чем у Иова был большой опыт, в соответствии с которым он и говорит об этом. Все обстоятельства его жизни изменились, у него уже не осталось сил, но Его Искупитель был жив; его дети были мертвы, но его Искупитель жил, его друзья и родственники были непостоянны и изменчивы, но его Иисус был тот же вчера, . сегодня и во веки (8). То, что поддержало Иова, может поддерживать святых в подобных обстоятельствах, ибо все изменения и превратности проходят, а Христос остается тем же самым, и Его лета никогда не иссякают. Хотя друзья и родственники умирают, и сильные уходят, и каждое отношение прекращается, как у мужа и жены, родителей и детей, господина и слуги, пастыря и народа,  но всегда жив Искупитель, и отношение к Нему не может быть потеряно. Хотя как Человек Он пережил смерть, Он не будет больше умирать; смерть не имеет над Ним никакой власти,  он жив, и будет жить во веки веков, и это величайшее благо, утешение и счастье для Его народа, ибо Он всегла жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр.7.25).
4. Жизнь Христа. Он имеет ее в Себе для всех Его людей;  Он имеет полноту жизни, ибо Он есть Источник ее, и вся духовная и вечная жизнь исходит от Него; как Бог Он имеет изначальную жизнь, которая не дана Ему и не получена от другого, но Отец дал ее Ему как Посреднику, чтобы Ему иметь жизнь в Самом Себе, и этот дар дан Ему по Его просьбе: "Он просил у Тебя жизни, и Ты дал ее ему, долготу дней во веки веков" (Пс.21.4 KJV). Он пришел в этот мир, чтобы Его люди имели жизнь, и в изобилии, Он дает им, и она утверждена в них, ибо "жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3.3). Это закладывает прочную основу для веры и надежды, как в отношении окончательной стойкости в благодати и святости, так и в отношении воскресения тела в последний день, ибо Я живу, говорит Христос, и вы будете жить (Иоан.14.19), и это поистине жизнь и духовная и телесная.
В-третьих, Иов выражает свою веру в Христа как своего Спасителя; он утверждает свой интерес к нему, когда он называет его Искупитель мой, что является большим, чем сказать, или поверить, что Он есть Искупитель. Одно дело, когда самаряне могли знать и верить, что Христос есть Спаситель мира, а другое дело, когда Иов с другими верующими мог знать его как нашего Спасителя и Искупителя. Одно без другого имеет мало пользы, и второе абсолютно необходимо для первого. Ученики Христа справедливо упрекались за их медлительность верить, и за их сомнения по поводу Христа как Того, Кто должен был избавить Израиля. Но с другой стороны, если правы те, кто поверил, что Иисус есть Сын Божий, Мессия и Спаситель мира, ибо, не веря, что он является Искупителем, мы не можем верить в Него, как нашего Искупителя, то тогда такая вера не должна быть тщетной, потому что ее не может быть там, где нет истинной благодати, и нет опоры на Христа и Его дело.
Опять же, такой акт веры, какой Иов здесь возлагает на Христа - это больше, чем просто зависимость от Него или надежда на интерес к Нему. Душа, когда она впервые познает свою нажду во Христе и обретает к Нему интерес, не может претендовать на то, что она обретет Его; она говорит: дай мне Христа, или я умру, но она еще не может видеть Его своим достоянием; чувствуя свою погибель, она обретают некую обнадеживающую надежду найти благодать и милость и рискует положиться на Него, решив, что если она погибнет, то она погибнет у Его ног; так она полагает свои уста во прах, не зная, может ли быть надежда,  а иногда поощряет себя, что есть еще надежда для Израиля в этом деле, и тогда она может уповать на Господа и опираться на Сильного Иаковлева.
Очень сильную веру выражают Церковь, когда она говорит: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему" (Песнь 2.16), и Фома, когда он говорит: "Господь мой и Бог мой" (Иоан.20.28), и апостол Павел, который мог сказать: "Кто возлюбил меня и предал Себя за меня" (Гал.2.20). Пусть теперь мы увидим, что не акт веры придает душе интерес ко Христу, потому что никто не может точно сказать, что он заинтересован в Нем, если у него нет уверенности веры, и люди сами не могут приобрести ее никоим образом, потому что человек не может поверить, если он не является живым во Христе, но ни один человек не может быть живым во Христе без интереса к Нему, и, следовательно, интерес ко Христу существует до веры и предшествует ей. "Живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Иоан.11.26). Интерес ко Христу не обретается по вере или любым другим делам творения, но благодаря свободной благодати Божией. Вера видит интерес ко Христу как свободный дар нам, и утверждает это под действием благодати, но она не приобретает этот интересю
Интерес ко Христу есть величайшее из благ. Произнести эти два слова в вере: Искупитель мой, является величайшей милостью в мире. Если человек может сказать, что весь мир принадлежит ему, все богатства Индии, величайшие сокровища вселенной, все царства и владения - то что это значит для него, если он не может сказать, что Христос принадлежит ему? Это главная милость милосердия и то, что дает право собственности на все прочие блага благодати, которые все есть у верующего, потому что Христос есть его достояние, и он Христов. Открытие этого есть то, что поддерживает душу при смерти, когда она уже готова вступить в мир невидимый. "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (Пс.72.25-26). Именно так Иов был заинтересован во Христе.
В-четвертых, он знал, что это значит: "Я знаю, что Искупитель мой жив". Это было не просто спекулятивным знанием о Мессии, который он мог бы иметь в особом откровении, как Валаам, или из первого намека на Него нашим прародителям, как на Семя жены, которое должно поразить змея в голову; это, без сомнения, было известно во времена Иова, но Иов не только знал, что есть обещанный Спаситель, и что Он уже тогда существовал, но он знал Его как своего Искупителя. Это знание было опытным знанием. Те, кто знает Христа спасительно, ставят Его выше всех других людей или вещей на небе, или на земле, Он  для них лучше десяти тысяч других. Они ценят Его личное превосходство и предназначение быть Искупителем, любят Его и желают, чтобы Он принадлежал им, как Иов, когда он сказал: "и это будет моим спасением" (Иов 13.26). Но тогда и это еще не все, ибо он не только одобрил Его как Искупителя, но он знал Его своим. Это было не только знанием о Нем, но знанием Его Имени, Личности, Крови и праведности, упованием на Него, и насколько знание Его возрастает, настолько растет к Нему доверие. И такое доверие было у Иова, который мог сказать: "Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться" (Иов 13.15). Но он на этом не останавливается, он поднимается на высшую ступень по лестнице веры и поднимается до полной уверенности в Нем; он мог сказать, как апостол Павел сказал вскоре после того, как оказался озарен великим светом и открыл Христа: "я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он способен сохранить то, что дано мне, к тому дню" (2 Тим.1.12 KJV). Это заверение веры осуждается папистами, и ы наши дни оно  не рекомендуется многими, кто называет себя протестантами, и очень мало постигается на опыте. Это правда, что для человека, чтобы ему узнать о своем интересе к Христу, и праве на небесное наследие, нужна высшая степень благодати, однако это может быть достигнуто под влиянием Духа Божьего, без особого откровения, как иногда считают. Вы скажете: как нам получить пользу от Христа и узнать, что Он есть наш Искупитель? Я отвечаю, что это может быть известно нам через Духа, обитающего в нас, "по чему узнаем, что мы пребываем в Нем и Он в нас, что Он дал нам от Духа Своего" (1 Иоан.4.13). Это известно также из свидетельства Духа духу нашему, что мы есть дети и наследники Божии, и сонаследники со Христом, и из работы Духа в наших душах, которая является плодом и следствием искупительной благодати, и из благ искупления, приложенных к нам, таких как праведность, прощение грехов и освящение; и если несомненно, что те, к кому применяются благословения искупления, являются заинтересованными в Искупителе, то отсюда можно справедливо заключить, что они получили залог искупительного наследия, и они будут наслаждаться им, ибо связь между благодатью и славой неотделима, и имея одну, можно быть уверенным в другой. Вот первый пункт веры Иова.
II. Во второй "статье" этого исповедания мы читаем, что живой Искупитель восстановит нас в последний день. Слова "день" нет в оригинальном тексте, но оно является дополнением переводчиков, некоторые же оставляют его, относя слово "последний" не ко времени, но к лицу, о природе которого они не могут договориться: одни (9) усваивают его Богу Отцу, Который является первым и последним, вечным Богом, Который существует прежде всей твари, поэтому Он восстановит в конце концов всю Свою тварь и завершит творение мира. Другие (10) имеют в виду Иисуса Христа, Который также есть Альфа и Омега, Первый и Последний, или (11) самого Иова, который, они предполагают, называет себя последним на земле, то есть презреннейшим из людей и отбросом мира и все же, несмотря на это, заявляет о своей вере и уверенности, что он должен восстать, и настаивает на своей правоте против своих друзей, не имеющих интереса к Искупителю. Но что до меня лично, то я склонен думать, что живой Искупитель, упомянутый нами, есть Тот, о Ком мы сказали, и эти слова относятся к Нему, хотя по различным толкованиям они могут подразумевать разные вещи.
1. Если мы прочтем их с нашим переводом, как "Он в последний день на земле и т.д.", то они могут предвещать воплощение Христа и показывают веру Иова в Него. Мы уже сказали, что он верил в Искупителя, Который тогда жил и существовал на небесах, и должен был сойти, чтобы принять человеческую природу и жить с людьми здесь, на этой земле. Таким образом, согласно вере Иова, "Слово стало плотью и обитало с нами" (Иоан.1.14). Бог-Слово  беседовал со смертными на земле свыше тридцати лет, путешествовал по земле Иудейской, прошел много утомительных путешествий, умер за Свой народ, и был похоронен в этой земле. Это было в последние дни, что Бог послал сего Искупителя и сказал: это Сын Его, ибо в конце мира Христос "явился для уничтожения греха жертвою Своею"(Евр.1.2, 9.26). (12)
2. Если мы прочтем эти слова как: "Воскреснет последний из земли или пыли" (13), то они выражают веру Иова в воскресение Христа, ибо когда Он должен будет появиться на земле, Он умрет и будет погребен, и поэтому Он должен воскреснуть, ибо Бог не оставит Его душу в аду или могиле и не даст Святому Своему увидеть тление (Пс.16.10). Когда Христос назван "последним из праха", это не следует понимать, как будто Он должен быть последним человеком, восставшим из мертвых, ибо Он есть Первый, Кто воскрес из мертвых к жизни бессмертия: Бог впервые показал Ему путь бессмертной жизни, и поэтому Он назван Начатком из умерших и Первенцем из мертвых (1 Кор.15.10, Кол.1.18), но когда Он назван "последним", это, как некоторые хорошо замечают (14), должно быть понято так, что Он есть Последний Адам, в противоположность первому человеку, как и написано:  "первый человек, Адам, был душою живою, а последний Адам есть дух животворящий" (1 Кор.15.45). Воскресение Христа является важнейшим для нашей веры, ибо оно имеет важнейшее влияние на наше оправдание и возрождение. Вся система христианской религии есть ничто без него, а если это не соответствует действительности, наша вера и надежда напрасны, и у нас нет никакого основания ожидать воскресения наших тел, или искать блаженного упования. Таким образом, воскресение Иисуса было главным предметом изначальной проповеди, и мы не должны пренебречь им сейчас.
3. Если перевести эти слова, как они могут быть переведены, таким образом: "Он должен в последний день выше" или "над землей" (15), они могут относиться ко Второму пришествию Христа на суд, когда Он сойдет с неба на облаках, и вернется в выжившим святым, и будет судить вселенную по правде. Это был очень ранний символ веры; евреи говорят (16), что спор и ссора между Каином и Авелем были об этом, и первый отрицал, что будет грядущий суд. Тем не менее, Енох, седьмой от Адама (Иуд.14-15) пророчествовал о нем, и о "пришествии Господа с десятью тысячами святых Своих", которое должно совершиться. Очевидно, и во время Иова верили, как понимали и его друзья: дабы вы знали, говорит он, что есть суд (Иов 19.29). Была и есть истина, что по смерти есть суд. Нет ничего более определенного, чем пришествие Христа для суда, и что "нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить за содеянное в его теле, будь оно хорошо или худо" (2 Кор.5.10).
4. Если перевести эти слова, как они могут быть переведены, таким образом: он "должен в последний день противостать земле" (17), они могут означать общее воскресение мертвых Христом. Тела людей заключены в темницу праха, и никакой твари не под силу освободить их, но Христос явится и противостанет земле в последний день; Он вызовет прах на бой и одержит победу над ним, и смерть и могила должны будут отдать своих мертвых Тому, Кто имеет ключи ада и смерти, и может по своему усмотрению открыть врата преисподней, и освободить заключенных уничтожить державу смерти, и оживотворить прах людской. Для нас это та же вера, что была у Иова и у всех ветхозаветных святых и древнего Израиля  в целом, и Христа и его апостолов, а именно, что будет воскресение из мертвых, праведных и неправедных (Деян.24.16).
3. Третья "статья" веры Иова есть его смертность и разрушение; он знал и верил, что он должен умереть, вернуться в прах и быть истребленным червями. Если он спрашивал: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (Иов 14.14) - для него не было и речи о том, умрет он или нет, потому что в той же главе он говорит: "Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается... человек умирает и распадается; отошел, и где он?" (Иов 14.1-2,10). Он также не сомневается в его собственной смертности и смерти; он знал, что Бог приведет его к смерти и в дом собрания всех живущих (Иов 30.23). Иов ждал, что через короткое время, возможно, через несколько лет ему придет конец, и он говорит:  "я должен пойти по пути, откуда я не вернусь" (Иов 16.22). Смерть есть плод греха; Бог угрожает ею в случае неповиновения Его воле; она вощла в мир грехом и есть плата за грех, и поскольку все согрешили, ни один не освобожден от нее. Людям положено  однажды умереть, никто не может обезопасить себя от этого и не властен удержать свой дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого, если он прибегнет к нему (Еккл.8.8). Есть те, кто ожесточены в грехе и храбрятся перед смертью и адом "которые говорят: мы заключили союз со смертью и с адом сделали договор, но их союз со смертью рушится, и их согласие с адом не устоит" (Ис.28.15-18). И праведные также повинны смерти, как и грешники:  "Ваши отцы, где они? И пророки, будут ли они вечно жить?" (Зах.1.5). Может, пожалуй, показаться странным, что они должны умереть, так как Христос умер за них, и разрушил смерть и тьму, что притязала на них. И в самом деле, хотя они умирают, они не могут не умереть, как и другие люди. Но есть разница между смертью праведников и нечестивых. Смерть Христа забрала жало смерти, удалила ее проклятие и превратила ее в привилегию и благословение. "И смерть ваша" (1 Кор.3.22). Смерть не есть для святых наказующее зло или кара за грех, но ею они могут полностью избавиться от него, и когда их тела будут подняты бессмертными, нетленными и славными, они, как и их души, обретут вечное блаженство. Смерть разрушает тело, которое истребляют черви, они   "уничтожат это тело, и внутренности мои будут потребляться внутри меня" (18). Смерть есть разделение души и тела; тело, пролежав некоторое время, подвергнется тлению и гниению и разрушится во всех его частях, внутренних и внешних, что и является плодом и следствием смерти и могилы. Разрушение тела мы не должны понимать как уничтожение его, ибо, хотя тело возвращается в прах, но не все сводится к этому. На самом деле смерти нет, ибо мертвые не находятся в земле живых и не общаются с нами, как прежде, но их бытие продолжается. Бог уничтожает не только плоть, но и жизнь, но не как субстанцию, а как ее нынешнее проявление, ибо она больше не действует так, как сейчас. Если бы тело было полностью уничтожено смертью, Христос потерял бы часть Своего достояния, часть Своей мистической сущности. Дух Его обитает в телах святых и в их душах, которые искуплены ценой Его крови, и являются членами его, и храмом Святого Духа. Именно поэтому воскресение есть не просто восстановление, но новое творение (19).
4. Четвертая "статья" исповедания веры Иова - вера в воскресение того же тела. В  это он твердо верил, и хотя он знал, что его тело будет уничтожено и истреблено червями, в противном случае он не мог бы сказать или верить и надеяться, что он должен видеть Бога в его плоти, и для себя; и, что его глаза должны видеть его, а не глаза другого. Когда он говорит, в другом месте: если кто умрет, то будет ли он опять жить? - и оставляет вопрос без ответа, то это следует понимать не так, что человек он не должен жить снова, но смысл в том, что он не будет снова жить в этом мире, он не должен жить естественной жизнью в том порядке, как она есть сейчас. И когда он говорит о себе, что через короткое время он должен пойти в страну тьмы и сени смертной, откуда он не вернется (Иов 10.21), он имеет в виду, что он "не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его" (Иов 7.10), он не вернется к состоянию, делам и занятиям этой жизни, ибо, сойдя однажды в преисподнюю, он не воскреснет до тех пор, "пока небес не будет больше" (Иов 14.32),  то есть, до конца мира, когда будет всеобщее воскресение добрых и злых. Но Иов ни на йоту не сомневался в своем воскресении, и эти отрывки никак не отрицают того, во что он верил как никто твердо и утверждал как никто четко. Две вещи должны быть замечены отсюда.
1. Иов считал, что он должен воскреснуть в истинной плоти: в плоти моей я увижу Бога. Тела людей в воскресении не будут воздушными, эфирными или небесными, лишенными плоти, крови и костей, они не преобразятся в духов, но будут, как тело Христа после Его воскресения, когда Он обратился к Своим ученикам, испугавшимся, полагая, что они видят духа: "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, что это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк.24.39-40). Это правда, что тела святых будут возвышены до состояния духовных; они будут подчинены душе или духу, заняты духовным служением и будут пребывать в восторге от духовных вещей, и смогут жить подобно духам; но тогда они не будут изменены в духов, и не потеряют свою истинную природу и сущность. Апостол говорит, что действительно, плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор.15.50-53), но он имеет в виду плоть и кровь именно как греховные и смертные, ибо "надлежит смертному сему облечься в бессмертие, и тленному сему  надлежит облечься в нетление".
2. Он был убежден, что воскреснет то же тело, в противном случае, он должен видеть Бога,  не в своей плоти, но в чужой, не для себя, а для другого, не своими глазами, но глазами другого или, дословно, чужими глазами (20), то есть в чужом теле, с которым он не был единым, в котором он никогда не жил, и которого никогда не знал прежде. Если тело не будет восстановлено как собственное, то это не будет должным образом воскресения, и тогда останутся лишь иносказаниями такие фразы, как семя, сеемое в землю, пробуждение от сна и тому подобное. Кроме того, там, откуда будут подняты мертвые, сеется тело уничиженное и смертное, но это лишь подтверждает, что воскресшие тела будут личностными, но не прежними, ибо несовместимо со справедливостью и благостью Божией наказывать или прославлять другие тела, чем те, в которых мы найдены здесь (21). 
5. Пятая и последняя "статья" этого исповедания есть блаженное видение Бога,  которое, как твердо верил Иов, он обретет в будущем, и в  отношении этого можно сказать следующее.
1. Это видение Бога, в Которого Он верил и ожидал увидеть Его, когда воскреснет из мертвых, будет телесным, поэтому он говорит: "в моей плоти я увижу Бога, и глаза мои увидят Его". Таким образом, мы должны понять, что Бог, Которого мы увидим, есть не Бог по существу, но Бог, явленный нам в Сыне, или Бог, что явился во плоти. Бог видим нам через Посредника; на небе великая слава Божества явлена в  человечестве Христа, и человеческая природа Христа будет славным видением святых. Увидеть Мессию на земле было желанием царей и пророков. Августин хотел увидеть Христа во плоти, Павла на кафедре и Рим во славе.  На небесах святые будут видеть Христа, как Он есть, как Он увенчан славою и честью, возведенный в высшее достоинство человеческой природы и сияющий самым блистательным величием, которое для нее возможно. И когда они будут благословлены этим восхитительным, желанным и вечным видением, они поймут, что всем их желанием был ответ Бога на молитву Христа: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира" (Иоан.17.24). Я не понимаю это так, что все святые телесными очами увидят Бога как Он есть, но  интеллектуальное видение Его, очами ума, будет поднято до высшей степени, на которую оно способно, и их разум будет вечно погружен в такое созерцание бытия, совершенства и славы Бога, какое в настоящее время немыслимо для нас, и не выразимо нами.
2. Это видение будет различительным, ибо многие не будут благословлены им. "Мои глаза, не глаза другого, увидят Его": те, кто будет чужд Богу и Христу, не знаком с новым рождением, ничего не знает об истинной благодати Божией, никогда не увидят Его. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мтф.5.8), и никто кроме них. Как чужой сейчас не примет радость святых, так этого не произойдет и в будущем; лицемер, как Валаам, может сказать: "увижу Его, но пока не вижу; зрю Его, но не близко"; он может увидеть Христа в Его человеческой природе, но не настолько, чтобы насладиться Его присутствием, и быть в восторге от Его славы. Видение Его наведет ужас на такие умы, смутит их лица, и когда увидит Его всякое око, и все племена земные "рыдать о Нем, о Том, Которого пронзили". Но видение Христа святыми будет иного рода и произведет иной эффект.
3. Это видение будет личным: я увижу Его, говорит Иов, и ясно пойму свой интерес к Нему, ибо он даст высшую радость, восторг и преимущества. В утро воскресения, когда святые увидят Христа на небе, они сами, а не кто-то другой,   они будут иметь возможность сделать Его своим достоянием и сказать: Господь мой и Бог мой. Сейчас, очень часто они могут увидеть его как Спасителя и Искупителя для других, но не для себя, они могут верить для других, но не для своей души, но на небесах они будут видеть Его для себя, и это будет навсегда, ибо уже не солнце и луна будут сиять им, но  Господь будет их вечным светом, и дни их сетования прекратятся (Ис.60.20).
4. Это видение есть преображение. Если мы видим образ Христа в зеркале нашего Евангелия, как и обетование и замысел изменить святых в тот же образ, в какой-то мере, в этой жизни, то тем более будет прекрасным видение Его в будущем. Истинная причина, почему святые должны быть так же прекрасны, как Христос в будущем мире, в том, что они увидят Его, как Он есть.
5. И наконец, это видение, столь восхитительное, превышающее все наши желания и доставляющее чудесное удовлетворение, будет длиться вечно. Это причина, почему святые так хотят уйти из этого мира и быть со Христом, чтобы они видели славу Его и могли наслаждаться Его присутствием, следствием чего является полнота радости, ибо, если видение Христа верой вера сейчас, наполняет душу радостью неизреченной и полной славы, то что должно произойти в мире высшем? Здесь не насытится око зрением, но тогда будет так, как говорит псалмопевец: "я буду взирать на лице Твое по правде, я буду удовлетворен, когда проснусь с Тобой" (Пс.17.15 KJV). И наконец, это видение будет вечным и свободным от всех облаков и тьмы, мрака и несовершенства, и в нем не будет каких-либо перерывов. Ибо святые пребудут вовек с Господом и во славе Его.
Я рассмотрел несколько пунктов этого исповедания по данной части Писания,  в соответствии с просьбой моего покойного брата и соработника в Евангелии, чье тело мы только что предали земле в надежде воскресения. Позже я сколь могу кратко расскажу о нем как о святом и служителе. Пусть же мы уразумеем пути Провидения: не должно ли удаление от нас  таких способных и верных слуг Христовых отправить нас к престолу благодати, чтобы молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на Свой урожай, на насаждение Своих церквей и интереса к Нему.

 [1] Vid. Noldii Concordant. Particular. Ebraeo Chald. p. 287. n. 1208. где приведены несколько примеров использования этого. (Concordantiae particularum Ebraeo-Chaldaicarum. Hafniae,1679 - Пер.*)
[2] Postea publica monumenta plumbeis voluminibus, mox & privata linteis confici coepta, aut ceris, Plin. Nat. Hist. 50:13. 100:11. Fuit que antiquissimi moris, publica monumenta plumbeis voluminibus; privata autem linteis describi: in quibua nonnunquam publica, Alex. ab Alex. 50:2. 100:30.
[3] yj ylag yt[dy ygaw Et ego novi Redemptorem meum vivum. Ar. Montan.
[4] Rejected by Ramban** in Mercer in loc.
[5] Vox Redemptoris proprie Dei est, and vix in scriptura reperitur de alio dicta, quam de Deo, quocunque modo sumatur. Bolducius in loc. (Jacobus Bolducius ... commentaria in librum Job 1637. - Пер. Данных разыскать не удалось)
[6] So Mercer*** in loc.
[7] ylag a radice lag Redemit, vendicavit, vindicavit. Particip. lag propinquus, cognatus, qui jus indiciaram habebat. Luxtorf. Sic vocat Christum. Job 19:25. qui carnem nostram assumens factus est noster frater, consanguineus, ut non ex potestate diaboli redimendi jus ad ipsum pertineret. Schindler. lex Pentaglott. Col. 267.
[8] Арамейский парафраз толкует слово µyq как постоянный, устойчивый, длительный (firm, stable, durable; the Septuagint by ajenna>ov, perpetual, constant, which always continues).
[9] Vid. Mercerum in loc.
[10] Vid. Caryl**** in loc.
[11] Vid. Bolducium in loc.
[12] Ультимус упоминает в этой связи нищего фригийца, жившего в презрении и поношении.Quid porro in Graeco sermone tam tritum atque celebratum est, quam, siquis despicatui ducitur, ut Myforum ultimus dicatur, Ciceron. Orat. 24. pro L. Flacco, p. 785. Ed, Gothofred
[13] Nempe ego novi Redemptorem meum vivum, qui postremus ex pulvere (terra) surget. So Noldius in his Concordant. Ebraeo. Chald. particular, 27 p. 676. n. 1750, where he gives many instances of the particle l[ being so used.
[14] Caryl in loc. Lightfoot*****, vol. 11. p. 279. See also Junias in loc.
[15] So the particle l[ is rendered in Genesis 1:20. Ezekiel 1:25, and in other places.
[16] In Targum Jon. & Jerus. in Genesis 4:8.
[17] So l[ is often rendered, as in Isaiah 29:8, Jeremiah 11:19, Ezekiel 29:2, and in many other places.
[18] So Noldius, p. 12. N. 80.
[19] See my second sermon on the Resurrection, in the second volume of the Lime-street sermons, p. 451-453.
[20] rz Alienus, extraneus a radice rwz Alienari. Abalienare. Buxtorf******.
[21] См. эти аргументы в целом в моей второй проповеди о воскресении: in the second volume of the Lime street sermons, from p. 457 to 468, and in my first sermon, p. 398, 399. etc. Я показал, что эти слова Иова не следует понимать, как понимают их многие евреи   и некоторые христианские писатели, ибо это не метафорическое, а реальное воскресение. Это причина того, почему я не поднимаю этот вопрос в данном рассуждении. 
[22] Он опубликовал два рассуждения, одно на смерть м-ра Джона Нобла, другое - г-жи Мэри Уэр. Reverend Mr. John Noble, the other on the death of Mrs. Mary Weare.

* Кристиан Нолдиус (1626-1683) - датский лютеранский богослов и гебраист. Родился в Хойбии в Шконе, первоначально обучался классическим языкам в Лунде, откуда в 1644 г. был переведен в университет Копенгагена, в котором учился до 1650 г. и получил степень магистра свободных искусств. В 1654-1657 гг. посетил Германию, Нидерланды, Англию и Францию. Завершил образование в университетах Лейдена и Франекера. В 1660 г. стал домашним наставником управляющего королевским двором и вскоре получил сан служителя и кафедру профессора богословия в Копенгагене, где жил и трудился до конца жизни. Автор лучшего в свое время справочника по арамейскому языку, переизданного в Йене в 1734 г., книг по истории Иудеи и Европы, а также работ по логике для теологов и юристов.
** Рамбан (р. Моше бен Нахман, 1194-1270) - один из крупнейших иудейских богословов и юристов Средневековья, жил в Каталонии, затем после изгнания в 1267 г. в Святой земле. Широко известны комментарии на Тору, а также материалы Барселонского диспута 1263 г., где Рамбан подверг критике попытки обращенных в католицизм евреев использовать талмудическую литературу в миссионерских целях (что было расценено иудейской общиной как моральная победа). Ряд комментариев содержат следы антихристианской апологии. Поддерживал еще не признанные синагогой религиозно-философские идеи Маймонида, однако с мистическими выводами (например, допуская перевоплощение).
*** Жан Мерсье (1510-1570) - французский гебраист, гуманист, симпатизировал кальвинизму. Ученик Ф.Ватабля, преподавал иврит в Коллеж-Руаяле. Ученики - Ф.Дюплесси-Морнэ, П.Мартиниус. Бежал в Венецию из-за гонений на гугенотов, но вернулся на родину и вскоре умер от чумы. В 1555 г. исследовал обнаруженную в бумагах епископа Жана дю Тие еврейскую рукопись Евангелия от Матфея. Автор арамейской грамматики (1560), посмертно опубликованных руководства по ивриту (1582) и  комментария на Бытие (1598, под редакцией Т.де Беза). Перевел на латынь комментарий комментарии Радака на Иону и Авраама Ибн Эзры на Декалог (1567), Таргум Ионафана на пророков, арамейские парафразы Екклесиаста и других книг, фрагменты Вавилонского Талмуда. Гилл, видимо, пользовался книгой:  Chaldaea interpretatio Ecclesiastae per Joan Mercerum. P.,1562
****Джозеф Кэрил (1602-1673), выдающийся английский пуританский богослов, конгрегационалист, член Вестминстерской ассамблеи. Родился в Лондоне, окончил Эксетер-колледж в Оксфорде, после чего стал проповедником в Линкольне. Часто проповедовал перед Долгим парламентом, участвовал в работе парламентской комиссии по гражданскому примирению и попытках добиться покаяния от короля, позже сопровождал Кромвеля в Шотландии. В начале Реставрации 1662 г. изгнан из лондонского прихода св. Магнуса, однако продолжал тайно служить в независимой общине столицы до конца жизни. Автор монументального многотомного комментария на Книгу Иова (1651-1666). Есть также сокращенное издание: Caryl J. Seed thoughts, or, Selections from Caryl's exposition of Job. Philadelphia, 1869
*****Джон Лайтфут (1602-1675) - англиканский богослов, сблизившийся с пуританами, выдающийся библеист и гебраист, вице-канцлер Кембриджа, автор комментария на Исход (1643), "Согласия евангелистов" (1644). Труд "Согласие, хронология и порядок Нового Завета" посвящен Кромвелю. Сочинения собраны в 13 томах. Значительную известность получили выпущенное в Германии латинское издание фрагментов Талмуда (на английском появилось лишь в 1859 г.) и книга "Храм в дни нашего Спасителя" (1650)
****** Иоганн Буксторф-cтарший (1564-1629) - немецко-швейцарский богослов и востоковед, одна из наиболее спорных фигур в истории протестантской науки. Профессор иврита в Базеле, автор книги "Synagoga Judaica" (1603), написанной как разъяснение для служителей и верующих Швейцарии, но с определенной неприязнью к иудаизму и непониманием ряда заповедей и обрядов. Состоял в переписке и полемике с некоторыми иудейскими мыслителями своей эпохи и добился обращения отдельных евреев в умеренный кальвинизм. Сын - Иоганн Буксторф-младший (1599-1664), швейцарский востоковед, наследовал занятия и кафедру отца, составил латинско-арамейский словарь, перевел на латынь "Наставник колеблющихся" Рамбама и "Кузари" Иегуды Галеви.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии