Маленькая торговка спичками из Кабула

Когда читаешь подобные истории, просыпается острое желание жить, начинаешь ценить то, что имеешь и благодаришь Бога за свою судьбу!!!

Тяжёлая жизнь главной героини, Дианы Мохаммади, не может оставить читателя совершенно равнодушным и безучастным. Вот и у меня эта история вызвала жалость и сопереживание, несмотря на то, что она «зацепила» меня намного меньше предыдущего произведения из этой серии, повести Марии Мартиросовой "Фотографии на память" .

С самых первых страниц книги, «Маленькая торговка спичками из Кабула», становится понятно, что перед нами дневниковые записи тринадцатилетней девочки-подростка из многодетной и очень бедной кабульской семьи, которая еле-еле сводит концы с концами. Наша героиня Диана, вместе со своими братьями и сёстрами, вынуждена жертвовать учёбой в школе, чтобы заработать хоть немного денег и не дать своим родным умереть с голоду.

    «Я дитя улицы. Я ничему другому, кроме этой улицы, не принадлежу. Я выросла на ней, как случайно упавшее зерно. Я не люблю возвращаться к своему прошлому и понимать, что у меня не было детства. У меня никогда не было возможности побыть маленькой девочкой».


Больше всего меня поразила взрослость этой девочки, её собранность, расторопность, ответственность и оптимизм, который довольно робко, но поразительно часто пробивается из вязкого омута бесперспективности и неизвестности будущего…
Диана родилась и выросла в деспотичных реалиях военного времени, но это её нисколько не ожесточило. Красота её внутреннего мира очень точно отражается в одном из любимейших ею двустиший Руми:


    «Если вы думаете о розе — вы розовый сад, но если вы думаете о шипах, то вы растопка для печки».


Диана, безусловно, розовый сад! Она мечтает стать врачом или учителем, чтобы изменить этот мир к лучшему. Впрочем, мне кажется, что эти мечты так и останутся просто мечтами, поскольку гнетущие нормы социума, в котором она живёт, диктуют свои правила поведения и она склоняет перед ними голову, заранее отрекаясь от желаемого.


    «В тринадцать лет ещё трудно понять, кем ты хочешь стать. Моя трагедия в том, что у меня нет выбора. Я знаю, кем я должна стать. Даже если я совсем не хочу этого. Никому не пожелаю жить с таким вот гнетущим чувством».


    «Как я хочу проснуться однажды утром и понять, что это был просто страшный сон и что и у меня есть право на счастье! А вместо этого с каждым днём становится всё тяжелее и тяжелее, будущее кажется всё более и более мрачным и я ничего не могу с этим поделать. Сегодня я чувствую себя беспомощной и почти смирившейся».



У неё душа поэта, она стремится хоть на мгновение оставить все свои невзгоды и с головой окунуться в ласкающую слух музыку слов.


    «Я хорошо чувствую красоту языка, особенно ритм слов. Я люблю слова однородные, круглые. Люблю, когда они щёлкают и разбиваются вдребезги».


Для девочки, впрочем, как и для мальчика, очень важно, на непредсказуемом пути взросления, иметь достойного спутника для подражания. У нашей маленькой героини, к сожалению, такой Проводник в лице матери или сестёр отсутствует. Эта пустота отчасти заполняется светлым образом учительницы религии. Мадмуазель Фарида «нежная, как мед, и красивая, как жасмин», возможно сама того не осознавая, одним своим присутствием наполняет нашу героиню жизненными силами, радостными эмоциями и вдохновением. Ведь, именно благодаря её урокам, Диана начала писать стихи, которые являются её отдушиной. Мне кажется, что поэзия помогает этой «маленькой женщине» жить, потому что, прикрываясь иносказательностью своих маленьких творений, она может робко, но, всё же, МОЖЕТ высказывать свои мысли относительно окружающего её мира. В её стихах есть скрытый смысл, и тот, кто его поймёт, сумеет заглянуть в сердце многих таких вот «маленьких женщин» из Кабула, которые в лице Дианы Мохаммади предстают перед нами в этом произведении.

    «Я ничего плохого не сделала в этом мире. Я только попросила у Бога прощения. Я посмотрела на Него, вот и все, что я сделала плохого».


Рецензии