Академик

В театрах любят давать прозвища. В Театре Образцова, например, в разные времена работали «Рак», «Маркс», «Сугроб», «Доктор», «Внучка», «Фрёкен Бок», «Дядюшкин Сон» и многие другие. Когда же в 1999 году сюда пришел главный художник Сергей Александрович Алимов, он практически сразу стал «Академиком», хотя  в то время был только членом–корреспондентом Академии Художеств и профессором ВГИКа. Действительным же членом Академии Художеств, Лауреатом Государственной премии он стал только в 2002 году. Тем не менее, его принадлежность к художественной элите театр признал сразу же и зафиксировал в коротком и емком - «Академик».
Высокий, стройный, всегда старомодно-элегантный, с азартной чертовщинкой в глазах, он человек легкий в общении, но удивительно глубокий, любящий удивлять и удивляться. Его приход в Театр кукол Образцова был, судя по всему, предопределен судьбой. И не только потому, что он художник, творческое направление которого условно можно определить как «фантастический реализм»; Но и потому, что очень давно, почти сотню лет назад, «Аннушка уже разлила подсолнечное масло»;
Дело в том, что в далекое послереволюционное время, молодой студент Высших художественных мастерских Сережа Образцов и его сокурсница Маша Артюхова, чтобы немного заработать на кисти и краски, решили сделать на продажу кукол. «Игрушек в то время было мало, - вспоминал в книге «Моя профессия» С.В. Образцов, - Детям очень они нужны, и наверняка у нас их купят. Сделать головки в конце концов не так уж трудно, а платьица можно сшить из тряпок. Материала на них идет немного, разноцветные остатки в каждой семье найдутся. Артюхова сделала двух маленьких старушек, а я – негритенка. Кукол наших мы так никому и не продали. То ли покупателей не нашли, то ли мы торговать не умели. А скорее всего, потому, что с такими веселыми куклами было жалко расставаться».
Впоследствии Сергей Образцов стал выдающимся актером и режиссером театра кукол, Мария Артюхова – известным художником Ленинградского театра марионеток и… двоюродной бабушкой Сергея Алимова. До сих пор у него в мастерской на почетном месте хранятся уникальные куклы Марии Яковлевны Артюховой, которая когда-то зачаровывала его своим «кукольным» творчеством.   
Появление С. Алимова в Театре Образцова связано и с первой работой в ГАЦТК внучки С.В. Образцова - режиссера Екатерины Образцовой. Это был спектакль «Пиковая дама». Сам Алимов вспоминал: «Сначала "Пиковая дама»  вызвала у меня удивление: «Пиковая дама» и в кукольном театре? Все-таки это опера, что-то большое... И неожиданно, перечитав в этот вечер Пушкина, я подумал: это, наверное, здорово можно сделать в кукольном театре».
И действительно, он это фантастически здорово сделал!
По Невскому проспекту прогуливались «алимовские» герои пушкинских произведений, а в конце каждой из сцен появлялось огромное, во все зеркало сцены Колесо Судьбы, которое сметало персонажей, стирало очередную картину и создавало новую… «Пиковая дама» была построена, как ряд коллажных сцен, и исключительно с помощью средств театра кукол. Единственным не кукольным персонажем здесь был писатель Андрей Битов, читавший пушкинские и свои тексты, сопровождаемые джазовым квартетом. Авторы спектакля «не жертвовали необходимым в надежде приобрести излишнее», а показывали зрителям путь, по которому шел Поэт, работая над своей мистической повестью.
Мистика и фантасмагории близки творчеству Алимова. В них художник всегда находил  кладезь солнечных, светлых и ироничных метафор. Недаром же лучшие его театральные, книжные, кинематографические работы связаны с именами Гоголя, Булгакова, Салтыкова-Щедрина, Гофмана, Распе, Свифта…
С. Алимов автор иллюстраций более сотни книг, среди которых «Мёртвые души», «Нос», «История одного города», «Господа Головлёвы», «Мастер и Маргарита», «Крошка Цахес», «Приключения барона Мюнхгаузена». Его почетное звание «Народный художник России» – не пьедестал, а констатация факта - заслуженный творческий Олимп, на который художник не «взбирался», а уверенно пришел, благодаря своему великому таланту. Этот путь начался еще в молодости, когда режиссер Федор Хитрук заметил двадцатичетырехлетнего студента ВГИКа, стажировавшегося в Загребе,  и пригласил его на «Историю одного преступления», которая стала и дипломной работой самого студента, и кинохитом эпохи «оттепели» 1960-х годов. Дальше были «Человек в рамке», «Органчик», «Премудрый пескарь», в которых Сергей Александрович кратко, емко - навсегда высказался о бюрократии. Причем, в его отношении к невежественным функционерам нет слепой ненависти. Скорее – брезгливая, ироничная жалость.
Невероятную популярность среди детей и взрослых принес Алимову и мультфильм «Каникулы Бонифация» (режиссер Ф. Хитрук), с которого началась и его работа в книгах и журналах. Причем, в иллюстрациях Алимова меньше всего «иллюстрации». Это скорее размышления Художника, выраженные самым простым и естественным для него способом. «Размышляя над книгами, - говорит С.Алимов, - я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в них, и в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая литература, порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и радость, и едкая ирония, и сатира».
Размышления Мастера, даже когда они сформулированы, как иллюстрации к книгам, всегда театральны и сценичны. Это очевидно для каждого, кто видит его работы. В них пульсирует яркая, сиюминутная энергия Его Величества Театра, подданство которого Алимов принял около полувека назад. Тогда, в 1966 году вместе с другом - художником Михаилом Ромадиным, он создал в Московском театре сатиры спектакль «Теркин на том свете» (режиссер - В. Плучек). Жизнь этого «Теркина» была коротка – почти сразу же после премьеры спектакль был запрещен, но все равно остался легендой, которую театралы помнят и чтут. Среди других работ Алимова - «Путешествие Гулливера» в московском Театре-студии киноактера (1967), «С легким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре (1971), «Черный, как канарейка» Л. Николаи в академическом театре им. Моссовета (1972).
И все же возможность максимально реализовать свой театральный талант Алимов смог именно в Театре кукол имени С. Образцова. Здесь совпало все – его человеческая театральность, любовь к метафорам и гротеску, ироничность, опыт и авторитет классика отечественной анимации, безупречный вкус художника, умение работать в театральной «команде», недюжинный талант, наконец… И началось, – «Пиковая дама» Пушкина, «Братец Кролик» Харриса, «Винни по прозвищу Пух» Милна, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Путешествия Гулливера» Свифта… Целая россыпь роскошных турбореалистичных спектаклей.
Алимов человек верный. Он начал работать с режиссером Е. Образцовой, и все свои кукольные спектакли создает только с ней. Может быть потому, что они чем-то очень похожи: и отношением к жизни и театру, которые не разделяются, а как бы переливаются одно в другое, и общим направлением потоков фантазии, и умением во что бы то ни стало добиваться необходимого результата. Кроме того, оба они пришли в театр кукол из анимационного кино.
В кукольных спектаклях художник С. Алимов умеет добиться строгой графической четкости мастерски отточенных театральных форм. Его сценографические решения, всегда сочны, изящны и узнаваемы. Сюда он перенес годами выработанные стилистические принципы  художественного  построения пространства. Это не только  индивидуальный  почерк художника, но и его собственное художественное направление - «сцено-графика».
В театральных работах Алимова сказывается и его кинематографический опыт: владение приемами «монтажа аттракционов», цветовая выверенность, лаконичность. Всегда впечатляет и типичная для этого художника  ракурсность создаваемых им пространств, отсылающая нас к идеям сюрреализма.
И все же самое привлекательное здесь для художника – свободная возможность создания даже не персонажей, а самих актеров-кукол - ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. Такая привилегия есть только у художника театра кукол, так как это искусство, в первую очередь, визуально-пластическое. Почти всё здесь, включая действующих лиц — результат замысла и исполнения художника.
Помню, с каким детским восторгом и возгласами: «Ноги пошли!», он следил на монтировочной репетиции спектакля «Путешествия Гулливера» за тем, чтобы огромные, на всю сцену ноги Гулливера в стране лилипутов казались настоящими. Или придумывал, сколько и в каких ракурсах сделать «живых» гигантских гулливеровых голов.
Настойчиво, всегда преодолевая утверждения специалистов, что «это технически невозможно», он увлеченно творит тела и пластику своих обаятельных героев, которые через некоторое время выходят на сцену, чтобы  удивить, очаровать и заставить сопереживать публику.
  Среди созданных им действующих лиц спектаклей -  обаятельные ковбои Братец Лис и Братец Кролик из спектакля по мотивам американского писателя Джона Харриса, Винни Пух, Поросенок и Ослик из спектакля по произведениям А. Милна, сошедший с ума Германн, повторяющий «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..», величественная царица Екатерина, ведьма Солоха из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя и десятки других – неповторимых, чудом оживших, каждый со своим неповторимым характером персонажей.   
В своем театре кукол Алимов создает множество «параллельных кукольных миров». Это и зимняя Диканька, с ее инфернальной ночью перед Рождеством, где в черном звездном небе носится нечистая сила, а внизу – по ослепительно белому снегу влюбленный Вакула идет к своей Оксане. А затем - образ «старой доброй Англии» с её безукоризненно подстриженными зелёными газонами и чопорной детской комнатой, где живут и мечтают Кристофер Робин и его Винни по прозвищу Пух. И тут же – разновеликие миры Джонатана Свифта: тонущий в океане «Адвенчер», корабельный врач Гулливер, мечтающий вернуться в свой родной Дублин и размышляющий о том, что же все-таки делает человека человеком, и так ли важно, с тупого или с острого конца он разбивает яйцо?
Энергия и работоспособность Сергея Александровича Алимова поражает: спектакли, книги, выставки, кино, преподавательская деятельность во ВГИКе и Академии Натальи Нестеровой, мастер-классы в детских домах, деловые поездки по всему миру на конференции, книжные выставки и театральные фестивали… Как будто нет и уже почтенного семидесятипятилетнего возраста, и статуса классика русского изобразительного искусства. Казалось бы, можно уже почивать на лаврах? Но недаром его далекие семейные предки прославились при Бородинской битве; Сергей Александрович полон сил и замыслов. Работает над новым спектаклем о Дон Кихоте, выступает на художественных советах, встречается со студентами, а потом едет в свою мастерскую, что у Киевского вокзала, и рисует, рисует, рисует… 
Это и есть С.А. Алимов. Настоящий художник. Одно слово – «Академик».


Рецензии
Очень хороший очерк! Я читал мемуары Сергея Образцова, бывал на спектаклях, слышал про Алимова. Но поражён, как много ценных знаний дал мне этот небольшой рассказ. Мастерски написано; да и грамотно, что немаловажно на proza.ru. Гран мерси автору.

Владимир Бородин 4   14.09.2018 07:24     Заявить о нарушении