Поэтика Гоголя - владея тайной прозревать в зерне

                Пророческая Поэтика и Мудрость Н.В.Гоголя -
                СЛОВО, воплощенное в Вечность, -
                или
                "...владея тайной прозревать в зерне...".

                "Тайна твоей музы тебе открывается...
                Стряхни же сон с очей своих и
                порази сон других...
                владея тайной прозревать в зерне..."
                (Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

                «…Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно,
                падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет,
                то принесет много плода...» (от Иоанна 12: 24).
                (Эпиграф к «Братьям Карамазовым»;
                слова, высеченные на могиле Достоевского)

                «Искусство всегда дело всей личности.
                Поэтому оно в основе своей трагично».
                (Франц Кафка)

                «Затем, что мудрость нам единая дана:
                Всему живущему идти путём зерна».
                (Вл.Ходасевич)

                "Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
                Им нужен дождь.
                Разрешь мою грудь, посмотри мне внутрь:
                Ты увидишь - там всё горит огнем..."
                "Тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"
                (В.Р.Цой)

«Всякая философия, достойная этого имени, стремится быть философией творчества. Творчество – наивысшее понятие. В основе всех категорий лежит категория творческой мощи, создающей всё существующее в виде сочетаний единства и множественности. И жизнь человека, и всякое его действие могут быть сведены к творчеству. Основная проблема есть проблема вечности. Ни в чём нет смысла, если в мире нет никакой вечной сущности» (В.Н. Муравьёв).

                1.
Открывая вновь и вновь книгу Н.В.Гоголя "Выбранные места...", поражаешься тому, чтО тебе открывается, как слово Откровения, в сердце потаенном; поражаешься пророческой мудрости и Поэтики Гоголя, поражаешься и удивляешься чудному слову Гоголя, воплощенному и обращенному в Вечность, как и обращенному к человеку сокровеннаго.

Открывая "Выбранные места..." Гоголя, мне открылось нечто Вечное в слове Гоголя, и я увИдел возможно то, про чтО еще никто и никогда не говорил вслух, как во всеуслышание (возможно, что многие про тО - "существо и смысл поэтики Гоголя" - задумывались, размышляли, постигали, но не выразили).
 
Вопрос: нужно ли молчать, скрывать и держать в себе тО, чтО уже созрело в душе и содержится в порыве устремления к свету, если зерна уже прозрели в душе?..
 
Я говорю о Поэтике Гоголя, как не о поэтике вообще в художественном творчестве писателя, а именно говорю про Поэтику Гоголя, что запечатлена в удивительной книге "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847). Книгу Гоголя "Выбранные места..." рассматривали с различных углов зрения, усматривали в ней жанр исповедальный и своеобразную стилистику проповеди. Здесь же и сейчас, хочу поделиться с читателем тем, что мне открылось в виде как "Поэтика Гоголя" в книге "Выбранные места...". Но разве "поэтика" чужда исповедального слова и далека ли от того, что называется как "проповедь" слова сокровеннаго?..
По-моему, как раз Поэтика Гоголя и содержит в себе стороны исповедальной и проповеднической стилистики и не только, но и еще нечто как профетическое, как прозрение, выходящее за пределы горизонта видения автора.

Эпиграфы к данному очерку возможно рассматривать как ступени к постижению и к раскрытию "тайны поэтики Гоголя" и, одновременно, прозревать в них духовное сочетание и Связь сквозь времена, как слово, брошенное в глубины почвы и вод, и как обратное эхо (эпохЭ), отражающее волновую рябь и улавливающее поток волн слова.

Кто бы мог подумать, что загадочное слово Гоголя - "...владея тайной ПРОЗРЕВАТЬ В ЗЕРНЕ..." - чрез почти столетие отзовётся словом поэта Владислава Ходасевича. Здесь некий Диалог Поэтов сквозь времена, если проникнуться словом и далее продолжить в вопрошании, как:
   
                "...владея тайной ПРОЗРЕВАТЬ В ЗЕРНЕ..."

Здесь, само собою напрашивается вопрошание: зачем и для чего тАк "ПРОЗРЕВАТЬ В ЗЕРНЕ"? И чрез времена слышим отзыв-отклик от волн сердца другого Поэта:

                «Затем, что мудрость нам единая дана:
                Всему живущему идти путём зерна».
                (Вл. Ходасевич)

Но если есть это сочетание и Связь потаенных волн в сердцах Поэтов, то значит, ведь, Гоголь угадал, предвосхитил самую тайну существа и Путь русской поэзии, как Путь - "...владея тайной прозревать в зерне...".
И здесь можно перефразировать мысли Гоголя, как "ПРОЗРЕВАТЬ В СЛОВЕ..." сквозь времена и пространства, вникая в тайник сокровенного сердца человека-поэта.
И иногда меня берет в дрожь от чувства трепетного, что подглядел некую тайну человека за завеской бытия. Так чувства трепета и радости предвосхищения открывается в сердце моем, когда прозреваешь в Слове другого и тебе открываются чудные образы и смыслы Возможности картины за обратной завеской бытия.
Как таковое возможно, кАк возможна Возможность предвосхищения и предвИдения сквозь пласты и слои таинственной Реальности?

Именно, КАК Гоголь мог ТАК предвосхитить, предчувствовать и увИдеть цельность Образа Пути русской поэтики, чтО после это предчувствие, предвисхищение и вИдение самораскрывается потаенно в слове русской поэзии, там и так, где и кАк это Слово и не ожидали вовсе услышать. Про чтО идет речь?.. Речь идет про профетическое слово Гоголя и про тО, кАк на это воплощенное слово Гоголя сквозь времена отзываются Поэты иных времен и миров?..
Например:

"...Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское просвещение было огниво, которым следовало ударить по всей начинавшей дремать нашей массе. Огниво не сообщает огня кремню, но покамест им не ударишь, не издаст кремень огня. Огонь излетел вдруг из народа. Огонь этот был восторг, восторг от пробужденья, восторг вначале безотчетный: никто еще не услышал, что он пробудился затем, чтобы с помощью европейского света рассмотреть поглубже самого себя, а не копировать Европу; все только услышало, что он пробудился... С этих пор стремленье к свету стало нашим элементом, шестым чувством русского человека, и оно-то дало ход нашей нынешней поэзии, внеся новое, светоносное начало, которого не видно было ни в одном из тех трех источников её, о которых упомянуто вначале...
Дело странное: предметом нашей поэзии всё же были мы, но мы в ней не узнаем себя. Когда поэт показывает нам наши лучшие стороны, нам это кажется преувеличенным, и мы почти готовы не верить тому, что говорит нам о нас же Державин. Когда же выставляет писатель наши низкие стороны, мы опять не верим, и нам это кажется карикатурою. Есть, точно, в том и другом как бы какая-то преувеличенная сила, хотя в самом деле преувеличенья нет. Причиною первого то, что наши лирические поэты, ВЛАДЕЯ ТАЙНОЙ ПРОЗРЕВАТЬ В ЗЕРНЕ, почти неприметном для простых глаз, будущий великолепный плод его, выставляли очищенней всякое свойство наше... Поэзия наша звучала не для современного ей времени, но чтобы, - если настанет наконец то благодатное время, когда мысль о внутреннем построении человека в таком образе, в каком повелел ему состроиться Бог из самородных начал земли своей, сделается наконец у нас общею по всей России и равно желанною всем, - то чтобы увидели мы, что есть действительно в нас лучшего, собственно нашего, и не позабыли бы его вместить в свое построение. Наши собственные сокровища станут нам открываться больше и больше по мере того, как мы станем внимательней вчитываться в наших поэтов. По мере большего и лучшего их узнанья нам откроются и другие их высшие стороны, доселе почти никем не замечаемые: увидим, что они были не одними казначеями сокровищ наших, но отчасти даже и строителями нашими, или действительно имея о том мысль, или ее не имея, но показавши своей высшей от нас природой которое-нибудь из наших народных качеств, которое в них развилось видней затем именно, чтобы блеснуть пред нами во всей красе своей. Это стремление Державина начертать образ непреклонного, твердого мужа в каком-то библейско-исполинском величии не было стремленьем произвольным: начала ему он услышал в нашем народе... христианским, высшим воспитаньем должен воспитаться теперь поэт. Другие дела наступают для поэзии. Как во время младенчества народов служила она к тому, чтобы вызывать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так придется ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека - на битву уже не за временную нашу свободу, права и привилегии наши, но за нашу душу, которую сам небесный Творец наш считает перлом своих созданий. Много предстоит теперь для поэзии - возвращать в общество того, что есть истинно прекрасного и что изгнано из него нынешней бессмысленной жизнью. Нет, не напомнят они уже никого из наших прежних поэтов. Самая речь их будет другая; она будет ближе и родственней нашей русской душе. Еще в ней слышней выступят наши народные начала. Еще не бьет всей силой кверху тот самородный ключ нашей поэзии, который уже кипел и бил в груди нашей природы тогда, как и самое слово поэзия не было ни на чьих устах... Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм - рожденье верховной трезвости ума... Наконец, сам необыкновенный язык наш есть еще тайна... Все это еще орудия, еще материалы, еще глыбы, еще в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильнейшая речь. Пройдет эта речь уже насквозь всю душу и не упадет на бесплодную землю. Скорбью ангела загорится наша поэзия и, ударивши по всем струнам, какие ни есть в русском человеке, внесет в самые огрубелые души святыню... того, чего никакие силы и орудия не могут утвердить в человеке; вызовет нам нашу Россию - нашу русскую Россию..."
          (Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями").

И к последним словам Гоголя напрашивается центральное вИдение: "владея тайной ПРОЗРЕВАТЬ В ЗЕРНЕ...".

И разве не поразительны, не удивительны, не загадочны и не профетичны ли поэтические мысли Гоголя?.. Если мы еще сопоставим мысли Гоголя о существе русской поэзии со словом Поэта, которое прозвучало на всю Россию, спустя полтора века после предвосхищения в профетической мысли Гоголя.

Поразительно и потрясающе, ибо испытываешь священный трепет пред самораскрытием Тайны, что открывается в слове Поэта!..

И читаешь символы: ПРОЗРЕВАТЬ в зерне-огне-слове-душе..., вникая в образы Поэта:

                "Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
                Им нужен дождь.
                Разрешь мою грудь, посмотри мне внутрь:
                Ты увидишь - там всё горит огнем..."
                "Тем, кто ложится спать, -
                Спокойного сна.
                Спокойная ночь"
                (В.Р.Цой)

                «Наши реки бедны водой.
                В наши окна не видно дня.
                Наше утро похоже на ночь.
                Ну, а Ночь – для меня.
                Глядя в жидкое зеркало луж,
                На часы, что полвека стоят,
                На до дыр зацелованный флаг,
                Я полцарства отдам за коня…
                Командиры Армии Лет,
                Мы теряли в бою день за днём,
                А когда мы разжигали огонь,
                Наш Огонь тушили дождём.
                Мы сидим у разбитых корыт
                И гадаем на Розе Ветров,
                А когда приходит время вставать,
                Мы сидим, мы ждём…
                Играй, невесёлая песня моя, - играй, играй!»
                (В.Р.Цой).

               «Где же ты теперь, воля вольная,
                С кем же ты, сейчас, ласковый рассвет встречаешь?
                Ответь!
                Хорошо с Тобой, да плохо без Тебя.
                Голову, да плечи терпеливые под плеть.
                Под плеть…
                Солнце моё, взгляни на меня?!
                Моя ладонь превратилась в кулак.
                И если есть порох, дай и огня.
                Вот так!» 
                (В.Р.Цой).

                «Если есть стадо, есть Пастух.
                Если есть тело, должен быть Дух.
                Если есть шаг, должен быть след.
                Если есть тьма, должен быть Свет...
                Снова за окнами белый день.
                День вызывает меня на бой.
                Я чувствую, закрывая глаза:
                Весь мир идёт на меня войной»      
                (В.Р.Цой).

Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" выразил нечто парадоксальное, как подтверждение профетического вИдения Н.В.Гоголя, касательно существа и Пути русской поэзии:

"...В том-то и дело, что тут важна личность, характер – фантастическое предложение? Но хоть с чего-нибудь надо же начинать. А что до фантастичности, так в России у нас истина почти всегда имеет характер вполне фантастический… По сто лет лежит порой истина перед тобой, прямо на столе лежит, а ты гоняешься за ней, придуманной, по всему белому свету, именно потому, что истинную-то истину и почитаешь фантастической и утопической…" (Ф.М. Достоевский).

И в завершении первой части важно поставить вопрос для размышления.

Парадоксально предвосхищение Гоголя?..
Безусловно, если принимать во внимание пушкинское образное слово:
"И гений - парадоксов друг...". Безусловно, Гоголь, как друг парадоксов, - гений и его предвосхищение гениально...

С другой стороны Вопроса,
парадоксально ли предвосхищение Гоголя?

Нет, очевидно!
Ибо мы вновь и вновь обращаемся к вечной премудрости сокровенного Слова Поэтов, к вечной премудрости русской поэзии, существо которой предвосхитил Гоголь, ВОПРОШАЯ ОЧЕВИДНОЕ...


                (5 февраля 2014г.)

              (Продолжение следует...)   


 
               


Рецензии