Маленькие ножки

     Однажды я прочла рассказ, название и автор которого, к сожалению, оказались позабыты мной за давностью времени. Но суть осталась у меня в памяти. Теперь этот рассказ пришел мне на ум снова. Автор от лица своего героя восторгался ногами незнакомой молодой женщины, сидевшей на скамейке в парке. С большим чувством, с удивлением, с благоговением и восхищением он писал, что ее ножка, туго обтянутая чулком и обутая в элегантный башмачок, была подобна живому одухотворенному существу, живущему, казалось, своей, отдельной жизнью. Дальше шли рассуждения о том, как многого лишают себя люди, не давая себе из привитых им ложных представлений восторгаться притягивающим их объектом, с обвинениями в ханжестве в адрес общественной морали современного ему общества… но это уже к делу  не относится.

     Итак, речь пойдет о женских ножках.
     Если не побояться двинуться избитым путем, самое время обратиться к классикам за соответствующей цитатой. Конечно, можно обойтись и без этого, тем более что классика отчасти приелась… куда ни глянь – всюду классика… но я предпочту отдать дань традиции. Конечно же, А.С.Пушкин:

                «...Искусной рукою
                Коса убрана,
                И ножка собою
                Прельщать создана...»

        И так далее.
        Впрочем, Пушкин писал преимущественно о женщинах своего круга, то есть принадлежащих к привилегированному классу.
        Но можно вспомнить другого классика, Н.В. Гоголя, и его чудесную «Ночь под рождество». Героиня повести Оксана – не дворянка, девушка из народа. Но она заявляет своему поклоннику, что будет к нему благосклонна только в том случае, если он добудет для нее «такие черевики», которые она «могла бы надеть на свою ногу». И добавляет безапелляционно: «те самые, которые носит царица». Самое главное тут, как высоко Оксана оценивает не только себя в целом, но и красоту своих ног в частности. Потому что красивые женские ноги – это основа основ, и юная простолюдинка из какого-то захолустного хутора знает это также хорошо, как и особы благородных кровей, проживающие в столицах.               

       Женская ножка – предел мечтаний всех мужчин и в Европе, и в Азии, и во всем мире однозначно. Однако дело заключается не только в обожании ножки как таковой – дело упирается также в ее размер и в ее форму. А какая ножка самая красивая? Ответ – маленькая. Так что тема будет сужена, речь пойдет не просто о ножках, а о маленьких ножках. Как вырабатывается стандарт красоты, и почему он порой один на всех – на все народы, страны, времена? Почему женщине предпочтительнее иметь маленькую ножку? С чего повелось, что это наиболее красиво, соблазнительно, эротично?

     Вот еще одна цитата:
«Род же, к которому принадлежит эта девушка, отличается маленькой ногой. Мокасины лишь сделали ее ступню чуть пошире… глядя на изящную ступню с высоким подъемом…» - и так далее.
   Джек Лондон, рассказ «Жена короля». В суровом отдаленном северном краю, среди жизни, полной лишений и опасностей, мужчины, в основном имевшие дело с женщинами, способными прокладывать на лыжах тропу для собачьей упряжки в глубоком снегу на жутком морозе, продолжали грезить о маленькой ножке с высоким подъемом (если соотнести вместе морозную снежную зиму, лыжи, собачью упряжку, маленькую женскую ногу и основательно одичавшего охотника, то уже как-то гротескно получается, когда-то мне это показалось забавным).    

   Помните фильм «Трое в лодке, не считая собаки» по мотивам повести Джерома К. Джерома, в котором играют Андрей Миронов и Александр Ширвиндт? Один из путешественников, осведомляясь о своей знакомой, уточняет, что у нее «сороковой размер ноги» (в повести Джерома, кстати, ничего подобного нет, но в комедийном фильме это находка). Его спутники хихикают, он с досадой обрезает их словами: «Да, она крупная». Резюме: женщина не должна иметь крупную ногу, это смешно. И все в самом деле смеются. С другой стороны, он все равно ее любит. Но это ведь мужчина, воспитанный европейской цивилизацией. В Китае, например, такое совсем недавно было исключено в принципе.   

   Бинтование женских ног в Китае для создания эстетически-эротического настроения у мужчин применялось на протяжении многих веков. Никто не знает, скольких именно. Китайские девочки живут без колодок и бинтов всего только одно столетие, а до этого – страшно представить.
   Предположительно, все началось в 10-ом веке. Есть сведения о том, что придворная плясунья Яо Нян (ее имя иногда переводят как «Прекрасная девушка») представила танскому императору Ли Хоучжу по его желанию особенный танец, перед выступлением забинтовав свои ножки шелковыми лентами так, что свод стопы принял вид дуги (форму молодого месяца). Яо Нян танцевала на площадке в виде золотого лотоса, устланного нефритом, поэтому ее ножки удостоились называться «золотыми лотосами». Так возникла новая мода, приобретшая особенное значение для китайцев и на протяжении веков расценивавшаяся ими как важнейший культурный элемент. Стало быть, начало этой моде положили танцовщицы императорского гарема.
    Профессиональное занятие балетом имеет свои негативные стороны, балетные танцовщицы несут определенные тяготы и должны научиться терпению и упорству. Все знают, что балерины стирают в кровь ноги, что суставы их пальцев деформируются от нагрузки. Их искусством восхищаются, но никто им не подражает – это ведь их выбор, крест и звезда. А вот китайцы захотели, чтобы балеринами стали все китаянки поголовно. И китаянки сами этого тоже захотели. Красота – сильнейшее оружие женщины. Ее любят красивой, она сама себя любит красивой. Если мужчинам позарез нужны маленькие ножки, – она их им предоставит.
   Так что плачевный удел довольствоваться ногами, дарованными природой, которые – какой позор – просто служили для того, чтобы ходить, остался только китайским простолюдинкам. Женщина с ножками-лотосами признавалась эстетичной и соблазнительной, но не могла толком передвигаться и тем более не могла работать, так что для того, чтобы в раннем детстве познать пытки бинтования стопы (которые иногда, кстати, не миновав стадий сдавливания плоти и переломов костей, заканчивались гангреной и смертью), - для того, чтобы вытерпев все это, стать совершенством, ей нужно было родиться принцессой – знатной дамой – состоятельной особой, и не иначе. По крайней мере, изначально было так.   

   Во всех странах и народах, не только в Китае, женщины ради красоты готовы были жертвовать многим. Хотя китайцы с лотосовой ножкой все же явно переборщили. И если  пришлось бы выбирать, то лучше, наверное, было быть там крестьянкой, работать на рисовом поле, стоя по колено в болотной воде, но на своих двоих, не превращаясь в домашнюю затворницу, в некое подобие игрушки... 
   Впрочем, тут я излагаю собственное мнение и впечатление, поскольку мне повезло родиться не в давние века и не в далеком Срединном царстве, а в наше время и в благословенной Восточной Европе, где мужчины не имели обыкновения развлекаться охотой на ведьм и охотно соглашались восхищаться естественной формой женской ноги (в конце концов Анетта Оленина, который посвящал стихи Александр Пушкин, имела маленькую ножку от природы). Появись я на свет несколько столетий назад в образе китайской крестьянки, может быть, я мечтала бы о том, чтобы в следующем перерождении стать зажиточной дамой и пройти через все муки ада, усердно бинтуя себе ноги и наваливая сверху на подогнутые пальцы тяжелый камень, чтобы они наконец сплющились так, как положено, но видя в этом куда меньшее зло, чем жизнь впроголодь на уровне рабочей скотины, которую и жизнью не назовешь. Хотя положение женщины в этой стране всегда было не из легких во всех классах – покорность, покорность и еще раз покорность. С другой стороны, в какой стране мира женщинам жилось легко? Ах ты доля женская...   

   Теоретически особое отношение китайских мужчин к женским ножкам могло породить желание усовершенствовать их вплоть до максимального приближения к идеалу в еще более ранние времена, чем те, когда звезда гарема Яо Нян демонстрировала свое искусство и свою красоту. Как явствует из старинной китайской прозы, фаворитка китайского императора Чэн-ди по имени Чжао Фэйянь (Летящая Ласточка) научила его во время интимных ласк держать ее за ножку. Дело происходило за 30-20 лет до наступления нашей эры, в эпоху Хань, и за десять веков до танца на лотосе Яо Нян. Была ли ножка у нее перебинтована или еще нет, неизвестно. Известно, что со временем китайцы изобрели 11 способов ласк для «золотых лотосов» (они же «золотые лилии») и во время сватовства мало интересовались лицом невесты – лишь ее ножками. Невесте, привезенной в дом жениха, предлагалось встать ножками на перевернутую чайную чашку, чтобы оценить миниатюрность ее стопы по достоинству.
   Хотя в 7-8-х веках китайские девушки еще вроде бы осмеливались не только ходить, но и танцевать на не забинтованных ногах. Если постараться повнимательнее разглядеть терракотовую статуэтку танцовщицы из одного древнего захоронения этого времени, то по носкам башмаков, выглядывающим из-под платья, можно подумать, что они на платформе, однако при этом не похоже, чтобы у девушки были уже ножки-лотосы.      

   Китай веками был закрытой страной, варился за своей Китайской стеной в собственном котле.
   Европа жила своим. Но о маленьких ножках и обо всем, что с ними связано, здесь знали тоже, и не понаслышке. Если сравнивать, возникают аналогии. Откуда бы им взяться?..

   Ханс Кристиан Андерсен, сказка «Русалочка». Любовь к принцу заставляет русалочку отдать ведьме свой серебряный голосок и согласиться на мучительную операцию раздвоения хвоста на две хорошенькие маленькие ножки. Она будет ходить на них, испытывая страдания, будто по лезвиям ножей, но танцевать при этом сможет с такой легкостью, что вызовет восхищение у всех окружающих. Китаянки в процессе формирования своих крохотных ножек (стопу сначала сворачивали вдоль словно лист, подгибая пальцы, а затем перегибали пополам, пяткой к носку) и в последующем процессе ходьбы на этих ножках испытывали ужасные муки. Наверное, китайской танцовщице Яо Нян было больно танцевать на выгнутых наподобие молодого месяца ступнях, хотя бы и в золотом лотосе, выложенном нефритом – но она танцевала безупречно. И она не жаловалась, она терпела, будто бы у нее и голоса слова вымолвить не имелось. Правда, параллель с русалочкой датского сказочника даже не требует пояснений? Хочешь заслужить признание, восхищение и любовь – терпи. 

   Еще один красноречивый пример: Золушка, сказка Шарля Перро, которая была им только записана в его 19-том веке, а создана бог знает когда, где и кем – гораздо раньше и другими сказочниками. Примечательно, что сюжет Золушки зародился в народной среде, когда случайная поздняя выдумка относительно материала, из которого была изготовлена туфелька, то есть хрусталя, еще не стала привычной, - но главное и тогда уже было сказано, речь шла о маленькой изящной ножке в маленьком изящном башмачке, и никак иначе. Ведь именно маленькая ножка спасает Золушку от происков ее врагинь. С трудом надетый на ножищу подставной невесты хрустальный башмачок легко соскакивает с нее, и справедливость торжествует.  Будь у Золушки размер обуви побольше, не видать бы ей принца, контрольная примерка не помогла бы выявить настоящую героиню. Кстати, в Китае, чтобы отобрать самых достойных девиц в императорский гарем, устраивались настоящие конкурсы на самую маленькую ножку,  длина которой (и это с учетом заостренного носочка) колебалась от 5 до 10 сантиметров, и не более, - поскольку такая ножка являлась достижением культуры, усовершенствованием примитивной первобытной материи – то есть произведением искусства. Надо сказать, что, поскольку в этом деле, как и во всяком производстве, поставленном на поток, случались и браки, то порой ножки получались не такими, как следовало, и все страдания девочки оказывались напрасными, – с «неправильными» ножками она была никому не нужна, отбраковывалась, и ее жизнь оказывалась сломанной понапрасну, также, как ее пальчики.   

   Когда в Китае утвердилась маньчжурская династия завоевателей, а это произошло в середине 17 века, у новых властей не  получилось уничтожить старый обычай, отстоять удалось только одно – свой собственный обычай, то есть когда женщины ходят нормально, не калеча ног в угоду утонченной до максимума красоте. Но время шло, условия жизни в огромной стране с многомиллионным населением, среди которого наблюдалась маниакальная приверженность традициям, накладывала на жизнь маньчжурской знати свой отпечаток. Маньчжуркам было завидно, что у китаянок такие крохотные ножки, которые, даже будучи скрыты под длиннющими юбками или полами халата, оставляют на песке и снегу такой трогательно-изысканно-волнующе-крохотный след… и они придумали – изобрели очень странного вида платформу под башмачок, намеренно маленькое и узкое основание которой имитировало стопу ножки-лотоса. Теперь, усвоив балансирующую неустойчивую походку китаянок (словно «ива на ветру»), их 20-ти-сантиметровый семенящий «лотосовый» шажок и позу с наклоном вперед, для удержания равновесия (что позволяло выставить на показ еще одну соблазнительную часть тела), маньчжурки могли практически торжествовать. И не искалечились, и в целом выглядят не хуже. Правда, высокая суженная книзу платформа не производила впечатления надежности, с нее можно было так грохнуться… но тут уж все зависело от собственной ловкости и осторожности. Позже по тому же пути имитации пошли европейские женщины. И платформы они тоже оценили.   

   Вообще каблуки стали приделывать к подошвам сапог, чтобы нога крепче держалась в стремени при верховой езде. Однако это показалось также красивым, а все красивое немедленно переадресовывалось женщинам и (или) присваивалось женщинами. 
   В Европе туфли на высокой платформе, создающей эффект высокого каблука, носили еще в начале 16-того века, в основном итальянки, в частности венецианки, поэтому  треугольное сооружение под башмачком называлось «венецианским каблуком», но большого распространения «венецианский каблук» не получил, хотя и был известен. Шекспировский принц Гамлет во второй картине второго действия пьесы говорит актеру, играющему женские роли: «Вас ли я вижу, барышня моя? Царица небесная, вы на целый венецианский каблук залетели в небо с нашей последней встречи!»

  В оригинале стоит: «... by the altitude of a chopine». Chopine (англ), zoccolo (итал) – чопинсы, котурны, туфли на высокой платформе (танкетке) с высоким подъемом пятки. На самом деле, как видим, венецианский каблук – он еще только «так называемый каблук», не настоящий, одним словом. 

  Считается, что повальная мода на настоящий высокий тонкий каблук у европейских дам появилась во Франции 18-века с легкой руки маркизы де Помпадур, которая не вышла росточком и желала казаться повыше (сообразно своему высокому общественному положению). Однако есть другие мнения.
   Первое – каблук был призван сделать женскую фигуру более совершенной, поскольку в отношении гармоничности мужчина сложен более пропорционально, а женщине как раз недостает нескольких сантиметров, вот почему каблук особенно кстати. То есть общество достигло уже таких высот культуры, что приступило к освоению золотого сечения на практике. Более-менее высокий каблук на женской обуви появился во Франции в 1660-х годах, то есть ранее, чем появилась маркиза де Помпадур.
   Мнение второе -  восточные диковинки, именно в это время все в большем количестве доставлявшиеся в Европу, познакомили европейцев с ухищрениями восточных красавиц в отношении усовершенствования своего внешнего облика. С одной стороны, при ближайшем рассмотрении обычай бинтования ног, болезненный, вредный для здоровья, калечащий, вызывал отвращение и возмущение, но с другой стороны маленькая ножка возбуждала зависть. Две главные составляющие этого эстетического и эротического чуда – маленькая ступня и высокий подъем стопы (при этом носок желателен заостренный). Европейские дамы (и обслуживающие их кутюрье) догадались, что имитации «золотого лотоса» можно добиться с помощью более высокого каблука. Пятка поднимается, свод стопы выгибается вперед. Если еще подкорректировать конструкцию, сделав туфлю остроносой, и украсить ее бантом (красные вышитые башмачки китаянок имели отворачивающиеся краешки, которые образовывали бантик над узеньким мыском), - то как раз и получится то, что надо, – ножка уменьшается в длину, приобретает зауженную форму и высокий подъем стопы в китайском стиле. Ходить, опираясь на кончики пальцев, правда, не очень удобно, - спина устает, пальцы могут деформироваться, шаг становится мелким, бегать почти невозможно, легко подвернуть ногу, растянуть или сломать лодыжку. Но по сравнению со страданиями китаянок это не более чем пустяки. Высота каблука французских дам 18 века достигала 12 см, наблюдатели говорили, что они передвигаются еле-еле, а мелкий шажок изменившейся походки напоминал подпрыгивание. Зато, если дама чуть-чуть приподнимала юбку, то становилась видна маленькая ножка в белом шелковом чулке и изящном башмачке – чудо красоты!            

   Классический стиль эпохи, следующей за великой Французской революцией, временно вернул дам к более удобной одежде – корсеты на китовом усе с железными планками спереди, мешающие дышать и даже ломающие ребра (кстати, китаянки тоже носили своего рода корсеты, и тоже с целью уменьшить объем – только не талии, а груди – китайская мода предписывала плоскую фигуру), - тугие корсеты были не актуальны при фасоне прямых платьев с завышенной линией талии, а походка подразумевалась плавная, благодаря чему высокие каблуки временно оказались позабыты. Бальные туфли шили из шелка на плоской подошве. Чтобы выглядеть в них грациозно, женщины во время фигур танцев приподнимались на носки.
   Но маленькая ножка, выглядывающая из-под подола платья, и при новой моде продолжала цениться очень высоко.

    Без классиков все-таки не обойтись. Снова Пушкин – оказывается, среди поэтов и писателей он был самым большим обожателем маленьких женских ножек. В Евгении Онегине насчитывают 10 отступлений, то есть 10 строф по 14 строк каждая – и все о ножках. «Держу я счастливое стремя и ножку чувствую в руках…» Его Дон Гуан из «Каменного гостя» влюбился в Дону Анну, успев во время первой встречи разглядеть только ее маленькую ножку.

-Ее совсем не видно
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.

-Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное.

   На одной обладательнице маленькой ножки поэт даже чуть было не женился. Все, что связано с Пушкиным и его кругом, известно широко, тут никто ничего нового уже сказать не сможет, но я только осмелюсь парой фраз напомнить, как было дело (поскольку для пользы моего дела, то есть для написания данного очерка, это немаловажно).
     Одна великосветская девица, знакомая Пушкина, имела маленькую ножку, сводившую его с ума настолько, что он все время писал о ней стихи. Не надеясь освободиться от этого наваждения и боясь упустить такое чудо, он посватался. Речь об Анне Олениной, которая в самом деле могла бы оказаться на месте Натальи Гончаровой. Когда Оленина, отвергнув вместе со своими родителями Пушкина, наконец, сделав блестящую партию, вышла замуж, то ее ревнивый не в меру муж потребовал уничтожить весь ее девичий архив. Она этого, конечно, не сделала, всё сложила в сундук и спрятала на чердаке, а позднее раздарила уцелевшие таким образом со всеми прочими записками автографы Пушкина своим внучкам. Среди них есть некоторые, украшенные рисунками - «все больше ножки гирляндою». Хотя ревнивого мужа давно не было в живых, старушка попросила свою наследницу не публиковать нескромный автограф.

     «Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте. Аннета соединяла с посредственной внешностью две вещи: у нее были глаза, которые порой бывали хороши, порой глупы. Но ее нога действительно была очень мала…» Дневник Annette (она писала о себе в третьем лице, намереваясь использовать дневник как материал для будущего романа).

   Когда я первый раз увидела модель китайской «лотосовой ножки», изготовленную в натуральную величину из дерева, в музейной витрине, я не смогла поверить, что у взрослой женщины могут быть такие ножки и что на них можно даже ходить. Это как-то плохо укладывалось в голове. Кстати сказать, странная высокая платформа под расшитый башмачок маньчжурской принцессы тоже вызывала недоумение, - очень уж она казалась неудобной, хотя сам башмачок соответствовал нормальному 35-тому размеру. Только после того, как я нашла и хорошенько разглядела фотографии нескольких пар «лотосовых ножек» и предназначавшихся для них башмачков (фотографы начала 20-того века успели запечатлеть китаянок с забинтованными ножками, а по прошествии примерно пятидесяти лет другие фотографы запечатлели тех же китаянок уже старыми, но все с теми же ножками), - когда я ознакомилась с этим фотоматериалом, я поняла, что все так и было – крошечные ножки взрослых женщин в самом деле не превышали размера ножек пятилетних девочек, только подъем стопы они имели гораздо выше и круче, наподобие сильно выгнутой вперед дуги. Одна из найденных мною в Интернете фотографий особенно поражала воображение. Объектив запечатлел две мужские ладони, на одной из которых лежали туфельки- лотосы, а на другой – коробка сигарет. И то, и другое свободно умещалось на ладони.    
   Попытки запретов сделали моду на крошечную ножку среди китайцев еще более популярной, практика превращения обычных ног, этих жутких «лап ворона», в «золотые лотосы» так распространилась, что народ принялся калечить ноги девочек не только в знатных семьях, но и в достаточно простых, не только в городах, но и в деревнях, не только во дворцах, но и в хижинах. Обитательницы хижин даже с забинтованными ножками не могли быть полностью освобождены от домашней работы. Кадры старой черно-белой кинохроники одного путешественника начала 20-того века показывают  молодую китаянку с забинтованными ножками, которая двигается на них достаточно свободно, к тому же держа на руках ребенка. При этом женщина из кинохроники не похожа на знатную даму, это обычная сельская жительница. Как сказано было в какой-то юмореске: «И они (то есть женщины) на этих каблуках живут». Китаянки жили на забинтованных вдоль и поперек ножках веками, – колодки во время процедуры бинтования и кирпич для надавливания сверху в детстве, а потом пять метров туго намотанных бинтов всю жизнь, днем и ночью. А что поделать, если таковы правила? Мужчины восхищались «золотыми лотосами», пили из бокальчиков в форме крошечных башмачков вино и без устали ласкали прелестные ножки во время любовных свиданий, и только одного они не делали – никогда их не разбинтовывали, – вид перегнутой пополам, преющей в бинтах стопы мог сильно шокировать впечатлительный сильный пол. Знать, что женщины идут ради их удовольствия на жертвы, им нравилось, но разбираться по существу, что это были за жертвы, они не желали.   

   Тут есть еще один нюанс, на котором, может быть, и стоит остановиться. Девочкам бинтовали ноги их матери, причиняя малышкам ужасные страдания, но твердо веря, что это к их же благу, - то есть они желали своим дочерям добра. И это последнее обстоятельство невольно наводит на мысль, что, если продолжать развивать данную тему (то есть желание добра своим детям), то можно вспомнить браки по расчету, когда  родители выдавали дочек замуж за старых, но богатых – и это уже не только в Китае, но и в любой другой азиатской, европейской и прочей стране. Хотя издевательство над ребенком не равнозначно вмешательству в судьбу взрослой девушки, искренняя любовь родителей применительно к условиям жизни в окружающей их среде может далеко завести. Очень малое количество людей может похвастаться тем, что имеет собственный взгляд на происходящее, - кстати, таким людям это, как правило, дорого обходится. Одна китаянка воспротивилась тому, чтобы калечить ножки своим дочерям, и в конце концов была убита родственниками. Теперь в Китае ей поставили памятник, но ведь это только теперь.    

   В одной из повестей популярного китайского писателя 17-того века Пу Сунлина, выбиравшего для своего творчества занимательные и волшебные сюжеты, чем он в частности и до сих пор интересен, девушка дарит главному герою башмачок со своей крошечной ножки: «Сан взял и стал рассматривать: башмачок востренький, тоненький, словно шило для разматывания узлов… И душа его была полна любовной радости. … Студент усиленно мечтал о ней и думал, вынимая башмачок, и все время теребил его вместе с Лян, которая ахала и твердила:
- Какая глубокая обворожительная красота!»
   Примечательно, что особый восторг вызывает не красота девушки как таковая, а только красота ее крошечной ножки, о которой можно судить по ее башмачку, «имевшему вид тонкого крючочка».
   В еще одном рассказе еще одного китайского автора говорится о молодой женщине, которой помогла вернуть любовь мужа опытная соседка, - в частности она посоветовала подруге сшить самые модные новые башмачки. Совет был несомненно хорош, не даром дававшая его была лисой –оборотнем, знавшей толк в хитростях и обольщениях, - муж против такого сильнодействующего средства, как новые прелестные башмачки-крошки, не устоял. 

   Есть предположение, кажущееся вполне правдоподобным, что стандарты мужской и женской красоты соответствовали в первую очередь практическим целям и сформировались в глубокой древности исходя их них. Женщина выбирала себе крупного, мускулистого мужчину, сила которого была залогом ее безопасности и благоденствия в том суровом мире, где она жила, а мужчина выбирал женщину с высокой грудью и длинными густыми волосами, потому что своей косой она могла укутать ребенка, которого уже накормила досыта своим молоком, ведь молока в пышной груди должно было на это вполне хватить. Тонкая женская талия, которой отдавали предпочтение мужчины по всему миру (и этому есть подтверждение даже в древнеегипетских текстах, не говоря уж о красноречивой моде на утягивающие стан корсеты недавних веков), - так вот, тонкая талия, да еще в сочетании с округлыми бедрами, которые тоже  предпочтительны, оказывается, свидетельствует о физическом здоровье женщины, что в старину явствовало из накопившихся наблюдений, подкрепляемых интуицией, а в наши дни – из авторитетных заявлений ученых. Большие глаза говорят о зоркости, что также может пригодиться. На старинных картинах часто изображаются женщины «в интересном положении», и это тоже близко к жизненным реалиям, плодовитость – черта, достойная уважения, нужное качество. На рисунке Альбрехта Дюрера рыцарь подает руку даме, которая явно благополучно беременна. На картине Сандро Боттичелли «Весна» беременны все нимфы (что не мешает им оставаться воздушными и прелестными). Пристрастие к стройным ногам с практических, жизненных позиций тоже нетрудно объяснить, на кривулях-то не очень побегаешь, а быстрый бег в некоторых случаях может сыграть решающую роль в схватке за свою жизнь (и жизнь будущего потомства).
     Но почему все-таки стройная женская нога должна иметь маленькую ступню? Это скорее иррациональный подход. Может быть, мужчины уже в древности подсознательно как раз и не хотели, чтобы их подруги бегали слишком быстро? Неужели вопрос стоит именно так? Во всяком случае, китайцы заявили об этом прямо и без обиняков: крошечная ножка свидетельствует о добропорядочности женщины, - она просто не сможет выйти из дома лишний раз, чтобы стать жертвой низменных страстей, присущих ее полу (поскольку женское начало – инь – это ведь темное начало). Получается, что забинтованные ноги китаянок были аналогом европейских средневековых поясов целомудрия. Женщина с незабинтованными ногами выглядит неподобающе, ее нога – это нога обезьяны, лапа ворона, и при этом она, конечно, развратна не только в душе, но и на деле. Некий китайский эстет прошлого (кажется, его звали Фан Сюнь) отнес обычай бинтования женских ног к столпам национальной культуры (для сравнения - один из современных европейских публицистов, напротив, обозвал данный обычай фетишизмом и сексуальным психозом).

    Длинные юбки женщин на протяжении веков скрывали их прелестные ножки - этот источающий соблазн предмет самых пылких мужских вожделений (хотя соблазна от этого было едва ли меньше – тайна будоражит воображение). Китайские красавицы волочили за собой полы длинных юбок, которые затем сменили длинные широкие штаны, исправно выполнявшие ту же функцию защиты сокровенного; все европейские средневековые статуэтки «прекрасных мадонн» непременно выполнены так, что пышные складки платьев закрывают ступни ног моделей; испанские грандессы 18-того века, позволяя посетителям присутствовать при их одевании, из почтения к старым традициям никогда не обнажали ног, хотя запросто могли обнажить все остальное; картина французского художника Фрагонара «Счастливые случайности качания на качелях» была, конечно, пикантной, но также и фривольной. И даже в 19-том веке еще нельзя было выставить ножку на всеобщее обозрение на театральной сцене, в связи с чем в опере-буфф Россини туфельку заменили браслетом («Золушка, или победа кротости», 1817 год).
     Есть занятный анекдот из королевской жизни старых лет, - принцесса Марианна Австрийская в 1649 году должны была выйти замуж за испанского короля Филиппа IV. По пути следования в королевство жениха принцесса миновала Францию и в частности город Лион, центр текстильной промышленности, где во время церемонии встречи и приветствия городской мэр преподнес ей сундучок с чулками в количестве 12 штук. Чулки были шелковыми, то есть самыми лучшими, дорогими, изысканными. Принцесса хотела взять подарок, но сопровождавший ее испанский мажордом не позволил ей этого, оттолкнул шкатулку и произнес следующее: «Запомните, господин мэр, что у испанской королевы нет ног». Говорят, принцесса, которой в то время было 15 лет и которая еще не очень много знала о своей будущей стране, упала в обморок – от страха. Она всерьез испугалась, что в соответствии с традициями испанского двора ей отрубят ноги. Потом все выяснилось, ноги остались при ней, но показывать их категорически возбранялось, поэтому молодая королева вынуждена была носить очень длинные юбки, волочившиеся по земле и мешавшие ходить. Однако ноги-то все же остались при ней, и она научилась отшвыривать подол платья при ходьбе ногой.    

     Теперь нравы другие. В Китае лотосовые туфельки стали таким же музейным экспонатом, как и в других странах, а юбки и брюки могут иметь разную длину и ширину. И ножки, и туфли выставлены на показ. Красота вышла в мир, так сказать. Но ее критерии едва ли изменились. И поэтому «китайские туфли», то есть остроносые, узкие и на высоком каблуке входили в моду снова и снова и больше из нее уже не выходят. Они донельзя эстетичны и эротичны. Ходить в них не совсем легко, но можно. А если их к тому же дополнить еще и платформой, то картина получится вообще неотразимой. Кстати, разработан целый свод правил, позволяющий без ошибок выбрать такие туфли, научиться в них правильно ходить,  с помощью некоторых ухищрений сгладить дискомфорт во время их носки, - а затем реанимировать уставшие ноги специальными процедурами. Другое дело, что заниматься всем этим со всей скрупулезностью занятые современные женщины не очень-то любят, поскольку им некогда, а не занятые часто просто ленятся, пренебрегая призванными помочь им приемами в надежде на природную выносливость.      

   Одна моя знакомая, женщина современная, умная, юрист по образованию, очень любила обувь на высоком каблуке, но ее манера играть туфельками даже в положении стоя, привлекая к ногам внимание, обошлась ей довольно дорого, - однажды она все-таки оступилась, почти вывихнула левую лодыжку и сильно растянула связки. Несмотря на примененные лечебные меры подвывих лодыжки остался с ней навсегда, - она ведь не перестала носить обувь на высоком каблуке и по привычке иной раз опять принималась нарочито выкаблучивать, так что травма несколько раз повторялась, - что, разумеется,  весьма болезненно и не может не мешать при ходьбе.
- Вы так вообще обезножите, - уныло сообщил доктор этой даме, когда она в очередной раз подвернула ногу и приковыляла к нему делать рентген при подозрении на трещину или даже перелом.
    Однако несмотря на все эти неприятные обстоятельства, чреватые неудобствами и вполне реальной перспективой вообще обезножить, она продолжала упорствовать в употреблении неудобной обуви. Надо сказать, что муж любил ее и в модельных туфлях, и в войлочных валенках «прощай молодость», которые ей скрепя сердце приходилось одевать в периоды реабилитации, совершенно одинаково, но ей самой, видно, нужно было носить броскую, изящную, пусть и неустойчивую обувь для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Женщина, чем бы она ни занималась в жизни, домашним хозяйством или юриспруденцией, должна быть красивой, и она будет прикладывать в этом направлении усилия, - материал, дарованный природой, для достижения вожделенной цели следует подвергнуть обработке, облагородить, хотя бы и таким образом, который идет с природой вразрез. Эти постулаты въелись в нас так сильно, что стали частью натуры.      

   Еще одна моя знакомая в юности отличалась замечательной красотой, обожала кружить головы мужчинам и очень серьезно относилась к заботе о своей внешности. В связи с последним обстоятельством никто никогда не мог похвастаться тем, что видел ее без высокого каблука. Однажды она умудрилась принять участие в туристическом походе в красивых туфлях на шпильках, а уж о том, чтобы менять обувь на более удобную, но менее красивую не на природе, а в городских условиях, - например, хотя бы всего на несколько зимних месяцев, - и речи быть не могло. Ходить при минусовой температуре по асфальтовым покрытиям тротуаров и площадей, конечно, можно почти точно также, как и летом, но зимой случаются гололеды. И я никогда не забуду, как моя знакомая, которая к тому же вечно куда-то торопилась, летела по льду на своих высоченных шпильках со скользкими железными набойками, ловким балансированием сохраняя равновесие, но не будучи в силах затормозить даже перед проезжей частью дорог, даже когда на светофоре уже загорелся красный свет. Ей случалось выноситься вперед, когда поток автомобилей уже двинулся со своего места, собственно, прямо под колеса. Я думаю, у нее был очень хороший ангел-хранитель, – она ни разу не попала под машину. У высших сил свое понятие о справедливости. Говорят, самых сильных, надежных, неусыпных ангелов-хранителей дают детям, дуракам – и вот, вероятно, бесшабашным красавицам в обуви на высоченном каблуке, со скользкими железными набойками и с зауженным, «китайским» носком. У красавицы, упомянутой мною в этом рассказе, имелся один тайный изъян, который она изо всех сил старалась не сделать явным, - размер ноги у нее был довольно большой для ее роста. Чтобы скрыть данное обстоятельство, она упорствовала в носке высоких каблуков, помогающих зрительно уменьшить ножку, пусть и с риском для жизни.  Я давно ее не видела, но почти не сомневаюсь, что она до сих пор гордо цокает на своих каблуках в любую погоду.   

   В юности я гордилась высоким от природы подъемом своей стопы и покупала обувь на очень высоком каблуке. Помню, были у меня одни светло-коричневые блестящие сапожки, узкие, на тонком каблучке высотой не менее 12 см. Они прекрасно выглядели, и я в них выглядела тоже прекрасно, в чем окончательно уверилась после того, как моя завистливая подружка обратилась ко мне с замысловатым критическим замечанием, любезно сообщив мне, что у моих сапожек «носок тупой, а линия плывет». При этом она извращала очевидное, - ничего там не плыло, а носок был острый, как и положено настоящей «китайской туфле» (словно росток бамбука). Использовать сапожки, которые после процитированной реплики моей критиканши стали мне, понятное дело, еще дороже, - использовать их по прямому назначению было, положа руку на сердце, не самым приятным занятием на свете, очень уж они сжимали пальцы, на которые приходился основной упор при ходьбе, практически останавливая в них кровоток, но, тем не менее, желая быть красивой, я продолжала упорствовать в их носке и однажды прошла в них всю Тверскую улицу (тогда еще улицу Горького) от Исторического музея до Белорусского вокзала. Я совершила этот путь не одна - у меня было свидание. И в смысле красоты я была на высоте. Правда, ноги потом, кажется, ныли, пальцы не разгибались, икры отекли… но это пустяки, сами понимаете, а в молодости можно вынести многое – ради любви и красоты. Сомнение и осознание (вместе с болью в искалеченных пальцах, которая начинает ощущаться в более зрелые годы) - приходят потом.   
2014г.
               ***

      Использованные материалы:

«История костюма» Джоан Нанн, Астрель, 2008 г.

«Китай» Серия «Очевидец - Обо всем на свете» Автор текста Артур Коттерелл Фотографии Алана Хиллза. Дорлинг Киндерсли. Лондон 1994.

«Искусство Китая» Государственный музей искусства народов востока Москва 1990г.

Сайт Людмилы и Александра Исаевых. В стиле ветра и потока.
Виртуальный музей. Культура Китая.

Реферат Александра Дурова 2011г.
http://www.coolreferat.com/Положение женщины в традиционном Китае

Андреа Дворкин «ГИноцид, или китайское бинтование ног» Перевод И. Караичевой, 2000г.



   


Рецензии