2. подготовительные мероприятия

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  Беседуя с Зорге еще перед его первой командировкой в Китай, Берзин обратил внимание на целесообразность параллельного изучения Японии, ее истории, культуры, языка и нала-живание отношений с японцами, работающими в Китае, хотя  прямого разговора о возмож-ной работе Зорге в Японии после его возвращения не было. И это естественно, так как никто не знал, как себя проявит Зорге в Китае в совершенно новом для него качестве, сумеет ли приобрести необходимый опыт и вообще захочет ли после первой командировки продолжать работу в Разведывательном управлении. Загадывать наперед  не было смысла, так как были одни вопросы без ответов. Но ясно одно, что советы Берзина не пропали даром и не случай-но, Зорге практически с самого начала работы в Китае занялся поиском полезных для раз-ведки японцев, интересовался культурой, обычаями, начал знакомиться с японским языком, побывал в Японии.
     В 1932  году Берзин  активизировал работу Разведуправления по поиску кандидата, пригодного для возможного создания нелегальной резидентуры в Японии.
     Пока Зорге работал в Китае, в Центре по указанию Берзина уже велась подготовка к соз-данию основы резидентуры в Токио. При этом использовались не только собственные воз-можности Разведывательного управления в различных странах, но и связи с аппаратом Ко-минтерна. Поиск кандидатов велся целенаправленно как  в европейских странах, так  и в США, где была большая колония выходцев из Японии. С самого начала была поставлена за-дача найти людей с профессиями, которые помогли бы вписаться в жизнь японского общест-ва. Эта работа была  важной, велась по нескольким направлениям  и не зависела от того бу-дет ли Зорге резидентом или нет. Предстояло решить много сложных задач, так как надо бы-ло внедрить людей на длительный срок в страну со своим особым жизненным укладом и менталитетом. Предусматривались условия радио и курьерской связи токийской резиденту-ры с Центром через различные города (Шанхай, Мукден, Пекин, Гонконг и другие места). Надо было найти и подготовить радиста, обеспечить его легендирование и вывод в Японию, подобрать и подготовить двух-трех помощников, которые смогли бы вписаться в самобыт-ную жизнь японского общества. Кроме того, необходимо было обеспечить всех «железны-ми» документами,  предусмотреть убедительное легендирование, разработку и обеспечение связи с Центром,  вступления в контакт по условиям явки, обеспечить условия соблюдения конспирации и безопасности всех участников операции, снабдить деньгами, соответственно проинструктировать. Одновременно, подбиралась кандидатура на должность резидента в Шанхае для поиска путей для параллельного выхода на Японию. Вся эта деятельность тре-бовала не только времени, но и огромного напряжения сил и особой ответственности, так как ошибка или неправильное решение могли изначально привести к провалу.
     Несмотря на большие возможности Разведывательного управления  эта работа шла с большим трудом, хотя вербовочная база, состоящая из коммунистов и им сочувствующих, была огромной. Однако Берзин сразу же предъявил очень жесткие требования и ограничил круг лиц по национальности, месту проживания и профессии. Особые требования он предъ-являл к  поиску кандидата на должность резидента. Обстановка была необычной и она тре-бовала подбора неординарных, талантливых людей. Поэтому Берзин даже сознательно по-шел на нарушение, разрешив вести поиск среди коммунистов и их привлечение. В дальней-шем мы сможем убедиться, что только беззаветно преданные коммунистической идее люди особенно такие,  как  Зорге, Клаузен,  Вукелич, Мияги и Одзаки, работавшие в обстановке
постоянного стресса в течение многих лет,  смогли выдержать такую дикую нагрузку и ус-пешно решить поставленные задачи.
     Сегодня можно брюзжять,  находить те или иные недостатки, искать упущения, не про-думанности и так далее, но при всем при том задача внедрения и создания в Японии неле-гальной резидентуры советской военной разведки была Берзиным блестяще решена. После него были другие руководители, которые тоже внесли свой положительный вклад в деятель-ность резидентуры, созданной и возглавляемой Зорге, но приоритет навсегда остался за Яном Карловичем Берзиным.
     К моменту возвращения  Зорге в Москву в январе 1933 г. работа по поиску и направ-лению в Токио будущих членов резидентуры шла полным ходом. В частности, уделяя боль-шое внимание докуметальной фотосъемке  и ее качеству,  в декабре 1932 года в Японию был направлен специалист  в фотоделе агент Бранко Вукелич с женой Эдит. Был также подобран радист Бруно Виндт в паре с женой Эммой.
     К этому надо добавить, что Берзин не останавливался на одном варианте для создания не-легальной резидентуры, а постоянно искал возможности для использования различных путей с целью расширения разведывательных возможностей в Японии. В этих целях будут прове-ряться возможности шанхайской резидентуры Бронина, использоваться поездки Айно Куу-синен,  Гюнтера Штайна. Из книги М.Алексеева «Ваш Рамзай». Рихард Зорге и советская военная разведка в Китае. 1930-1933 гг.»  следует, что агент «Марианна» с января по сен-тябрь 1934 года обучалась радиоделу в Москве (в Химках). Затем с февраля  по май 1935 го-да вела самостоятельную работу в Йокогаме (Япония). Возможно, ее хотели включить в ре-зидентуру Зорге в Токио. Центр санкционировал посылку агента «Ганса» (Ли – по Запискам Зорге) в 1934 году на работу в Японию. Из Шанхая в Японию был послан «Эрнст», который благополучно там работал. Но из-за шанхайского провала  в мае 1935 года Бронина «Мари-анна» и «Эрнст» были срочно отозваны.


Рецензии