4. согласме

     4. СОГЛАСИЕ

     Итак, в марте 1933 г. Берзин в обстоятельной беседе предложил Р. Зорге поехать в Япо-нию, изучить обстановку для легализации иностранцев и при наличии благоприятных об-стоятельств создать там резидентуру. Предложение не было неожиданным, так как еще до отъезда в Китай Берзин посоветовал Зорге наряду с решением главных задач обратить вни-мание и на Японию, как на реального противника советского государства. Возглавляя рези-дентуру в Шанхае, занятый решением сложных проблем, Зорге вместе с тем сумел попол-нить знания о «Стране восходящего солнца». Благоприятное впечатление на него произвели и сами японцы, с которыми он имел контакты.
     Тем не менее, не зная характер Зорге,  может показаться странным, что он, не пробыв в Москве и трех месяцев, не раздумывая, дал согласие на новую командировку. Но в этом сыг-рали роль несколько обстоятельств. Прежде всего, то, что он, как отмечалось ранее, вошёл во вкус разведывательной работы, которая во многом похожа на научно-исследовательскую деятельность, требует таланта, аналитического склада ума, дает широкие возможности для изучения различных сторон жизни незнакомой страны и встреч с интересными людьми. Ко-нечно, сыграло роль и понимание революционного долга, необходимость защиты Советского Союза.  Другим привлекательным аспектом была независимость, свобода от повседневной рутинной  деятельности, подчиненности с  указаниями  и поучениями начальства. Здесь сле-дует кратко отметить, что по характеру Зорге был одиночка, стремился всегда быть незави-симым.
     Прежде чем приступить к подготовке,   Берзин и Зорге вновь рассмотрели результаты ра-боты в  Китае и после тщательного взвешивания всех за и против приняли решение, что Зор-ге поедет в Токио под своей фамилией в качестве немецкого журналиста. Это решение  сразу многое упрощало, так как  истинная биография ложилась в основу легенды и при этом мно

гое без затруднений подтверждалось. Ряд авторов необоснованно ставят в вину  Я. Берзина то, что он направил Рихарда в Японию под своей фамилией и тем самым якобы «безрасудно» поставил его под удар. Действительно определенный риск был, так как это решение имело и ряд отрицательных, если не сказать опасных моментов. Но было ясно одно – или Зорге на-правляется  в Японию под своей фамилией, известной в этом регионе, или не едет туда во-обще. Нам неизвествено до сих пор,  как и чем прикрывались ряд «черных дыр» в биографии Зорге (особенно период его деятельности в ИККИ и проживания в Москве), но совершенно очевидно, что разработанный в Центре под непосредственным руководством Берзина план операции «Рамзай» по созданию в Японии нелегальной резидентуры советской военной раз-ведки  тщательно рассматривался и взвешивался с различных сторон и его осуществление может служить блестящим примером проведения  в жизнь сложной комбинации.
     Но поскольку гарантии успеха Зорге не было, Берзин готовил параллельно и другие вари-анты. Планировалось использовать резидентуру в Шанхае для внедрения с ее помощью аген-туры в Японии, направить Айно Куусинен для проникновения в элитные круги японского общества и  Г. Штайна – для изучения обстановки, возможного использования ранее имев-шейся агентуры и оказания помощи Зорге.   


Рецензии