Однажды в Амстердаме

В Потеряево я не был с позапрошлого года. Меня никогда не тянуло обратно, да и причин возвращаться после смерти матери я особых не находил. А здесь как-то нахлынуло, мол, нужно к матери на могилку съездить, прибраться, цветочков принести да помянуть. К тому же, дела на работе в последнее время не клеились, а женщина моя, до мозга кости суеверная, увидела во всем это причинно-следственную связь.
И вот я снова там, где родился, где когда-то впервые поцеловался, познал силу дружбы, горечи расставаний. Я шел по заснеженным пустынным улицам старой деревеньки и вспоминал о прошлом: о Светке в детском саду и наших клятвах в вечной любви; о Юрке и коллекции редких виниловых пластинок его отца, которые мы плавили в костре; о Валерке.… Возле продуктового показался силуэт человека, которого я мог бы узнать и через пятьдесят лет. Я подошел поближе, и сомнения развеялись окончательно:
- Валерка! Ты что ль? Как ты, дружище? Давай рассказывай всё! – Я сгорал от любопытства. Еще бы, семь лет уже не виделись.
- Здорово, Серега… - осипшим голосом произнес он, переведя глаза с моего лица на венок, что я держал в правой руке. И с трудом пытаясь выдавить улыбку, продолжил. – Так ты не пишешь, не звонишь. Знаешь что, заходи ко мне часика через два, если будешь здесь еще, поговорим. Столько не виделись все же.


Весь недолгий пеший путь до кладбища, во время моего нахождения там и по дороге обратно я вспоминал о нашей дружбе с Валеркой. Познакомились мы с ним в пятом классе, когда он  перевелся в нашу школу. Сам Валерка был из неблагополучной семьи, и отношение к нему как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников было, мягко говоря, презрительным. Мне же почему- то сразу понравился этот парень, немного замкнутый, немного угрюмый, но ни капли не язвительный и не циничный, как большинство одноклассников. Нам достаточно быстро удалось подружиться и чего мы только ни делали вместе: бегали наперегонки вокруг деревни, ловили в лесу ящериц, собирали грибы, подсматривали за девчонками в общественной бане, лазали по чужим огородам в поисках чего-нибудь съестного. В девятом классе оба влюбились в Зинку, а после того, как узнали о единящем нас чувстве по отношению к ней – оба плюнули на все это. Да, всего и не вспомнишь. После выпускного я поступил на бюджетное отделение в один из государственных ВУЗов, чтобы стать инженером, а Валерка так и остался в Потеряево. Мы переписывались в первое время, но потом волна новых знакомств и отчужденность от малой Родины взяла свое. Мы с Валеркой не виделись уже целых семь лет. Все та же Зинка, встретившаяся мне уже после окончания университета, говорила о том, что Валерка пьянствует беспробудно уже который год, жену схоронил. А я даже не ответил на приглашение на его свадьбу. Сам хотел написать, позвонить, но не знал наверняка, что сказать, как поддержать его.

- Проходи, Серега, разувайся, тапки – в прихожей. – Послышался голос Валерки с кухни. Он что-то готовил у печной плиты. – Хавать будешь?
- Не откажусь. – Ответил я, и желудок это подтвердил раскатистым урчанием. Я, раздевшись, прошел на кухню. Валерка поставил сковородку с жареной картошкой на стол и достал из холодильника четушку. Молча покушав, мы не единожды вспомнили прошлое между поднятыми стопками. За первой четушкой пошла вторая, за второй - третья:
- Знаешь что, Серега. Я вот все-таки очень рад, что у тебя все в жизни сложилось. Хоть у кого-то из нас.
- Валер…
- Да нет, я не завидую. Я действительно рад. Вот у меня что в жизни было: любовь была, без работы не останусь. Мастер я незаменимый, что уж душой кривить. – И он не врал. Резчика по дереву лучше в области найти было сложно. - Но не хочется ничего больше. Мне двадцать пять всего, а соков внутри нет уже. Чувствую себя на все восемьдесят. Не пил бы вообще, да смысла в этой трезвости нет для меня.  Я ж как Ленку свою схоронил, Царствие ей Небесное, так и пропал интерес ко всему. Денег завались, времени свободного уйма: бабу заведи да детишек расти. Ан нет, не хочется! Я вот что подумываю: город есть такой в Голландии – Амстердам, город свободы истинной. У нас в России такого нет, сколько не интересовался. Вот подкоплю еще чуть деньжат  - рвану туда, а там и помереть можно с чистой совестью. А ты, Серый, будешь помнить меня и гордиться: мол, братка жизнь не зря прожил и умер счастливым. А я, такой же счастливый, буду с амстердамских облаков наблюдать за тобой. – На его лице появилась улыбка.
- Да перестань ты, Валер! Куда тебе помирать-то! Приезжай лучше к нам в гости, с Лариской своей познакомлю, погостишь у нас, а?
С тех пор, как семь лет назад мы распрощались с Валеркой, у меня и друзей-то не было: одногруппники, коллеги, родственники жены. А друзья где? Я очень хотел, чтобы Валерка приехал к нам в гости, понянчился с сынишкой моим. Мы бы с ним играли в шашки, шахматы,  пересматривали фильмы нашей общей юности. Эх!
Следующим утром я уехал обратно, взяв с Валерки слово, что приедет к нам на выходные. Он не приехал. Не отвечал на телефонные звонки, письма. А через месяц я вновь встретил Зинку, которая сказала, что он умер.
- Займи мне место рядом. И мы встретимся однажды на амстердамских облаках.


Рецензии