Вожди. Маленькая Гора

Маленькая Гора – Дохасан (ок. 1805–1866) Известен также, как Доха, Тохаусен или Тохоса от dohasan (Маленький Утес) или dohate (Утес). Это имя носило несколько вождей кайова – отец, сын и племянник. После разгрома осейджами в 1833 году группы кайова верховного вождя Человека-Острова Дохасан-сын на совете племени избран верховным вождем и оставался им более 30 лет.
 Первым делом он установил мир между обоими враждующими племенами – кайова и осейджами. В короткий срок он усилил позиции своего племени на южных Равнинах и прославился среди своего народа прежде всего как мудрый и практичный лидер.
 Начиная с 1840 года, Дохасан руководит набегами на поселения белых переселенцев. В 1853 году он подписал договор в Форте-Аткинсон, по которому за ежегодную ренту в 18000 долларов кайова обязались прекратить набеги на мексиканцев и американцев. Но, как и продвижение белых, набеги все-таки продолжались. В 1865 году подписал договор на Литл-Арканзас. Умер в резервации в 1866 году. (авт. историческая справка)

Как это было:
«На лицах мужчин читалась вполне определенная мысль: Человек-Остров не заслуживает оставаться их верховным вождем. По этому по-воду был созван совет. Все мужчины племени, будь то охотник, оратор, воин или целитель, собрались вместе вокруг огня. Созванные глашатаем, они в полном молчании раскурили трубку, приготовившись обсудить отстранение вождя Человека-Острова и необходимость избрания преемника. Один из старейшин, пользуясь своим правом, заговорил первым: «Человек-Остров,– сказал он,– допустил ошибки. Не только в том, что он опрометчиво решил разделить лагерь на ручье Дождливой Горы, не только в том, что не принял никаких мер предосторожности, когда осейджи находились рядом, но и в том, что он не стал защищать лагерь и своим недостойным примером бегства погубил остальных. Это была его обязанность – организовать защиту лагеря от всех нападений, даже ценой собственной жизни, а не спасаться бегством от врага».
Все согласились с тем старейшиной. Участники совета ничего больше не сказали Человеку-Острову и не отправили его в изгнание. Он просто становился обыкновенным членом племени – мужчиной, который навсегда потерял свое влияние. Но наиболее важным вопросом, чем смещение Человека-Острова, стал вопрос о его замене.
Первыми высказались старики, а затем заслуженные воины – мужчины средних лет. Сколь бы долго ни говорил оратор, все слушали его очень внимательно. Никто, даже члены совета, не могли перебивать оратора или вмешиваться в его речь до тех пор, пока он не закончит сам. Этот закон был одинаков для всех. Совет кайова продолжался долго, ведь решался вопрос об избрании верховного вождя. Вождь должен выделяться личными заслугами и отвечать многим требованиям – храбрый охотник и лучший наездник, бесстрашный воин и защитник племени, умен и красноречив, добр и щедр ко всем. Воины произносили много речей, и все чаще на совете звучало имя Маленькой Горы (Дохасан), человека, который отличался не только влиянием, но и пользовался общественным признанием как талантливый оратор. Совет решил, что Маленькая Гора обладает всеми способностями и данными, чтобы управлять племенем. Племя разделилось на шесть групп. Каждая группа была сама по себе и возглавлялась вождем, который выбирался за свои различные заслуги, так же как и Маленькая Гора. Некоторые из этих групп объединялись и жили вместе в течение всего года. Они добывали для себя мясо, собирали в прерии дикий турнепс и сливы и выпасали полудиких пони на принадлежавшей им территории. Каждая из групп имела собственного вождя, которым становился заслуженный и храбрый воин из самой зажиточной семьи рода.
Во времена, когда Маленькая Гора приступил к руководству племенем, контакты его людей с белыми были редкими и не всегда дружественными. Не ранее 1821 года повозки с людьми и грузами начали двигаться по 800-мильному пути из Франклина (Миссури) в Санта-Фе (Мексика), и военные отряды кайова периодически нападали на эти фургоны, получая от этого добычу. За год до описываемых, в 1832 году, был совершен удачный налет на отряд американцев и захвачена хорошая добыча. Среди трофеев находилось большое количество серебряных долларов. Не имея понятия о том, что их можно применять в качестве денег, кайова использовали их для украшения волос. Вместе с белыми людьми в земли индейцев пришли болезни. Приблизительно в 1816 году оспа, занесенная в результате набегов в Мексику, впервые распространилась среди равнинных племен. Кайова и команчи, заключившие между собой мир в 1790 году, испытали на себе всю трагичность этого заболевания, поскольку у них не было никаких природных лекарственных средств от оспы.
Во время этой встречи, опасаясь дальнейших осложнений, он спешно заверил кайова в том, что правительство устанавливает мир между ними. Маленькая Гора выразил удивление, но сделал это с вежливостью и достоинством. Несмотря на то, что раньше он никогда не сталкивался с американскими войсками, Маленькая Гора рассматривал их как неизбежных противников в будущем. Но все же, он заключил соглашение о дружбе с ними и мирными делегациями из других племен.
На этом совете полковник предложил кайова большие торговые привилегии в обмен на безопасность граждан США, проезжающих по тракту в Санта-Фе. В подтверждение своих дружественных намерений он преподнес неожиданный подарок – девочку кайова, захваченную осейджами в прошлом году. Солдаты выкупили ее для того, чтобы представить на совете и добиться, таким образом, расположения лидеров кайова. Маленькая Гора остался чрезвычайно доволен. Он сказал: «Белые люди – наши братья. Этот день мы запомним на всю жизнь. Великий Дух будет благотворить нам всякий раз, как мы будем встречать друг друга. Великий Дух помог нам посмотреть на этих белых людей как на братьев. Кайова, протяните им руки и относитесь к ним хорошо. Они – наши друзья». В такой дружелюбной атмосфере Доджу было нетрудно уговорить Маленькую Гору и 14 других вождей кайова сопроводить отряд драгун в Форт-Гибсон, расположенный в 200-х милях на восток. Им пообещали выдать там подарки, еду и одежду за то, что они обязались оставить в покое дорогу на Санта-Фе. Кроме того, им должны были оказать помощь в проведении мирных переговоров с представителями чероки, криков, чокто и осейджей, чьи земли лежали на востоке в непосредственной близости с фронтиром (пограничная зона освоения новых земель - от английского "frontier", буквально означающего «рубеж, граница». Фронтир–, территория, социальные и экономические условия которой определяются идущим на ней процессом освоения. Американский историк Ф. Тернер, введший в науку само понятие фронтира, называл его "точкой встречи дикости и цивилизации"– авт.), где более чем в каком-либо другом месте были нежелательны межпле-менные беспорядки. Маленькая Гора был особенно заинтересован во встрече с вождем осейджей для того, чтобы предложить ему одну прекрасную лошадь в обмен на бесценный для кайова тайме. Захват осейджами священного тайме был для кайова огромной утратой. Без этого фетиша, сделанного из камня и украшенного пухом орла и оленьей кожей, они не могли проводить свой ежегодный Танец Солнца.
Кайова выполняли свои обязательства по отношению к тракту на Санта-Фе, но они не стеснялись совершать военные рейды в Техас против белых людей, которые настойчиво старались проложить дорогу через территории кайова и команчей. Жизнь очень изменилась после того, как в Калифорнии открыли месторождения золота. С этого времени сквозь земли кайова хлынули сотни повозок и фургонов. Их пути пролегали через охотничьи участки и пастбища. Переселенцы принесли с собой болезни, в частности эпидемию холеры. С этого момента заселение равнин приняло катастрофический характер. В течение одного года около ста тысяч белых искателей приключений пересекли границы страны кайова, уничтожая все на своем пути. Они вырубали и бросали драгоценные для прерий деревья вдоль своего пути. Их мулы, лошади и скот вытаптывали лучшие пастбища. Бизонов и антилоп охотники убивали ради одного лишь языка или печени, а то и просто расстреливали для забавы. Многие из них, не найдя золота, основывали ранчо, фермы, форты, используя для этого лучшие земли. Кайова, приведенные в бешенство нашествием белых и разграблением их территорий, были настроены агрессивно по отношению к поселенцам и путешественникам. Увеличилось количество их набегов на поселения в Техасе. Власти США предупредили Маленькую Гору, что если кайова не прекратят военные действия, то правительство направит против них регулярные войска. Позже Маленькая Гора впервые произнес враждебные слова, обращаясь к официальному представителю. Он сказал с презрением: «Белые вожди – глупцы. Они трусы. Когда мои молодые люди, пытаясь накормить своих голодающих женщин и детей, просили немного сахара или кофе у белых людей, проезжающих через нашу страну, убивающих и разгоняющих наших бизонов, белые вожди рассердились и обещали прислать своих солдат. Я долго ждал их, но они не пришли Хау».
Кайова продолжили свои нападения. Возмездие не приходило, так как войска участвовали в гражданской войне. Торговые караваны, наводнявшие равнины до лета 1864 года, теперь были напуганы, и район Денвера испытывал острую нехватку продовольствия. Почтовое обслуживание тракта на Санта-Фе прекратилось из-за постоянных нападений кайова на станции и почтовые экипажи. Если нападавшие полагали, что не будут наказаны, то они ошибались. Возмездие пришло в лице полковника Кита Карсона, знаменитого траппера и разведчика, который обслуживал поселенцев Нью-Мексико, объединявшихся в отряды волонтеров для защиты от индейцев.
 В конце 1864 года он получил приказ от своего командира Джеймса Карлтона начать приготовления для нападения на мародеров. После ноября большинство индей-цев находились в своих зимних лагерях. Они не могли далеко передвигаться, так как их лошади были слабы из-за отсутствия хорошего корма. В начале ноября Карсон двинул-ся на восток из Нью-Мексико к Симмарону с только что сформированным полком, со-стоящим из 14 офицеров, 321 кавалериста и 72 разведчиков-индейцев из племен юта и хикарилья-апачи, которые враждовали с кайова и были знакомы с их языком и тактикой. Ничего не подозревая об их приближении, Маленькая Гора уехал из лагеря вместе с несколькими команчами на Кэнэйдиан-Ривер в Техас.
Когда в одно морозное утро на них наткнулся отряд Карсона, Маленькая Гора, в отличие от Человека-Острова, в подобной ситуации быстро организовал заслон из воинов, прикрывая отступление женщин и детей, и направил гонцов в другие лагеря кайова и команчей. Но так как лагеря находились далеко, помощь не успела подойти. Бой продолжался в течение всего дня по берегам реки и на склонах близлежащих холмов. Белые солдаты периодически сигнализировали друг другу рожками, и воины кайова были захвачены врасплох подобными действиями. Силы Карсона успешно использовали две 12 дюймовые гаубицы, огнем из которых они эффективно разгоняли скопления воинов. Чтобы не попасть в окружение, кайова покинули свой лагерь и рассыпались. Они пытались спасти лошадей от смертоносного огня солдатских гаубиц. После отступления индейцев Карсон перенес огонь на деревню. Он приказал поджечь 176 палаток и уничтожить все зимние запасы мяса, шкуры бизонов и одежду. Сделав это, солдаты почувствовали себя удовлетворенными.
В 1865 году Маленькая Гора предложил на совете, что было бы хорошо устроить еще одну мирную встречу с представителями США. В октябре кайова и команчи встретились с делегацией Соединенных Штатов, возглавляемой полковником Джесси Ливенвортом, на Блафф-Крик около реки Литл-Арканзас. Маленькая Гора и другие лидеры племени скептически отнеслись к предложению правительственных чиновников, которые пытались убедить их, что в их же интересах будет, если все группы кайова ограничат пределы своих передвижений от Кэнэйдиан-Ривер на юге до Ред-Ривер на севере.
Маленькая Гора протестовал. До каких пор белые будут разделять земли, не принадлежащие им? Однако в интересах сохранения мира с более сильным противником он и шесть других лидеров кайова подписали договор на условиях, предложенных правительством. Они добровольно лишались западного Техаса, юго-западного Канзаса, восточной части Нью-Мексико и южного Колорадо. В соответствии с договором им оставалась юго-западная часть Оклахомы – Индейской территории и большая часть территории Техаса между Нью-Мексико и Оклахомой, где находились традиционные места охоты племени. В дополнение к уже принятым условиям по ограничению их передвижений и будущему послушанию им пообещали ежегодно выделять подарки в виде охотничьих ружей, продовольствия, кухонных принадлежностей, утвари и т.д.
Они покинули совет без особой уверенности в жизнеспособности обещаний, которые им были даны. После него они оставили за собой лучшие пастбища бизонов и получили подарки, которые должны были помочь им в трудные времена. Намеки белых представителей на то, что если они осядут на месте, станут фермерами и начнут учиться жизненному пути белых, остались только намеками. В итоге они обрекали себя на проживание в резервации по условиям договора, так до конца им и не понятным.
На деле все получалось не так. Вряд ли бы племена равнин добровольно осели и стали заниматься фермерством. Подобная монотонная работа была равносильна проклятию для кочевого народа. Земля рассматривалась индейцами прерий как их всеобщая Мать, и делить ее, тем более пахать, было для них немыслимо.
В эту систему Маленькая Гора и поддерживающие его вожди невольно толкали народ кайова. Возможно, смерть верховного вождя Маленькой Горы в 1866 году на некоторое время остановила указанные процессы.
 Маленькая Гора бескорыстно и храбро руководил своим народом в течение более трех десятилетий. Белый Медведь сказал о Маленькой Горе: «Он делал все для сохранения мира и часто говорил об этом, но белые люди отблагодарили ему злом. Он не пережил этого и умер».


Рецензии