Бедные отличники

       Не знаю, как другие преступления в России, но расстрелы, устроенные московским школьником, никакого отношения к «американскому синдрому» не имеют.  «Там»  никогда не ставили перед собой непосильную задачу по воспитанию «гармонически развитой личности» из всех!  Даже при своей «тупости», как выразился ушедший в вечность и очень уважаемый мною Михаил Задорнов,  американцы в вопросах педагогики и образования ограничились не такой уж сложной, но рациональной целью – найти каждому «молокососику» его нишу приложения  имеющихся способностей, сил и желаний. Термина «отличник» не существует в странах, не пытавшихся когда-либо кого-то «догнать и перегнать». В истории были, конечно,  люди, обладающие уникальным набором знаний и способностей: Леонардо, Ломоносов…  Но, полагаю, и они сами, и их современники были очень далеки от нынешнего  толкования данного феномена. Благодарили Бога, не могли насытиться полезной деятельностью своих рук и мозгов, но изначально были свободны от принудительного первенства. Они так жили! Они по-другому не могли! И были свободны в своей избранности!
       Другое дело, «всезнайки» многострадальной Родины моей.  Люди  «гибнут за медаль». По-моему, где-то я это недавно услышала: вероятно, в связи с Олимпиадой, не помню. Суть не в том. Просто это абсолютная правда, когда дело касается проблем отличников, «производство» которых поставлено у нас на поток.
        Хорошо, если отличник просто «липовый», то есть сын кого-то «высокопоставленного» или «крутого», перед которыми, не стесняясь «простых» школьников, прогибаются представители  педагогики любого масштаба  (кто – из страха, кто – из корысти). Замечательно при этом, если  сам «избранный» ребёнок настолько лишён нравственной чистоты, что не мучается по ночам угрызениями совести по поводу несправедливости завышаемых ему оценок. Для окружающих – хорошо: его уверенность в правильности занимаемой позиции является гарантией внутреннего комфорта, что исключает агрессию.
       Гораздо хуже, когда отличник  «половинчатый» (возможны варианты – на одну треть настоящий и так далее). То есть по «главным» предметам (к ним изначально относились русский и математика; сейчас, вероятно, прибавились английский и информатика) у него «пятёрки» не натянуты.  На них хватает у него и эмоциональных, и физических сил. Он бы и с другими предметами справился. Но ведь это невозможно! Подростковый организм нуждается в отдыхе больше, чем мой – пенсионный и инвалидный.  И нервная система даёт первый сбой, абсолютно не заметный для окружающих взрослых (а тем более – ровесников). Мозг робко намекает своему носителю – «не могу, устал». А остановиться нельзя – слишком многие «поставили» на него. Нет, не многие, а значимые для ученика люди…
       В первую очередь, конечно, родители, бабушки и дедушки.  Навряд ли они все были отличниками в прошлом.  Но, привыкшие к похвалам в адрес своего наследника на собраниях в начальной школе, пропитались этим сладким ядом навсегда. Ведь как это здорово на работе мимоходом (и даже с кокетливым вздохом)  заметить: «А наш (наша) снова «круглый» («круглая») отличник (отличница)». И ловушка захлопнулась.  И для самих взрослых хвастунов, и для несчастного их ребёнка, обречённого теперь оправдать родительские запросы.
       А ведь отличников не любят. И не любили…
- Пойдём, обхохочем Светку! – так предлагали мне школьные подруги «наказать» новенькую, пришедшую к нам из другой школы.
        «Процесс» состоял из того, что на перемене, когда та шла по коридору, надо было дружно (нас было шестеро) смеяться, показывая на неё пальцами. Понятно, как это травмирует жертву.
Собственно, вся её вина состояла в том, что она была та самая «круглая отличница». А мы – «хорошистки» (то есть пять – четыре), которые особо не напрягались в тяге к знаниям, но имели неплохой набор способностей. Я не ходила на эти «хохотушки» не из жалости к однокласснице, а из ощущения глупости планируемой акции. Мне казалось, что смешно выглядеть будем мы, обидчицы.  Вероятно, так и было, поскольку «экзекуции» быстро закончились – думаю, мои приятельницы тоже поняли нелепость своих позиций. Цель-то была современная – привлечь внимание мальчишек на переменах. А пацаны, как и мужчины, добрее представительниц «слабого» пола. Казуистику женских взаимоотношений им не понять. Отличница нравилась учителям, была приветлива со всеми. Мы, слава Богу, не изобретали больше никаких гадостей в её адрес.  Но однажды мне стало по-настоящему жалко Светку.
       Учителя ведь тоже разные люди. Есть три категории,  не любящие отличников:
- те, кто считает (и справедливо), что всё нельзя знать на «пять», а поэтому делает пыткой для ученика, претендующего на «круглость» каждый его выход к доске;
- «враги» администрации, которая борется за «дутые показатели»;
- сами являющиеся родителями старшеклассников, которых, в силу объективных причин (например, явной неспособности к точным наукам), не стали «делать» отличниками, хотя обычно у педагогов в этом вопросе, конечно, своя «круговая порука» имеется.
       Светку мучила представительница первой группы. Я не сомневаюсь, что она уже ответила на поставленный вопрос и три дополнительных. Но учительница ждала, когда девочка собьётся. И дождалась! Ученица покраснела (хорошо, что я тогда ничего о гипертонии  и её приступах не знала), начала заикаться (хотя речь её всегда была правильной и спокойной) и – заплакала…
А «добрая» наставница тогда сменила свои металлические интонации на подобие журчанью ручейка:
- Что же, девочка, всякое бывает. Четыре…
       Уверена, что большинство моих одноклассников пожалели отличницу.  Уверена и в том, что не все…
       Если проанализировать события  в Москве, думаю, там найдутся зацепки, объясняющие  поведение подростка  полной безысходностью в пустяковой для других ситуации. Нужно вернуться к Фучеку – «Бойтесь равнодушных…»  И ответить на односложные вопросы:
- мог ли этот школьник спокойно вернуться домой, получив «четыре»?
- не слишком ли бурно радовались некоторые из одноклассников его неудачам?
- все ли учителя радовались его успехам?
- не было ли среди представительниц «прекрасного пола» той, для которой он был готов «на всё», а она это игнорировала?
- чем, кроме компьютера, увлекался школьный психолог?
Последний вопрос меня как бывшего сотрудника МВД волнует больше всего:
- были ли на сотрудниках, выехавших на задержание школьника,  бронежилеты?
       И выводы. Никакое превращение школьных зданий в бастионы не решит проблемы. Имеющий целью пронести оружие пронесёт его. А стрелять можно и за школьной оградой.  Разве это изменит смысл самой готовности к такому действию подростков? Только чуткость со стороны собственных родителей и взрослых, отвечающих  формально за воспитание наших детей,  хоть немного поможет профилактике трагедий. Есть рациональное предложение, которое я озвучивала неоднократно в прошлом в своих статьях на заданную тему: введение освобождённых от поурочных планов классных руководителей, конкретно отвечающих за соблюдение цепочки школа-ученик-семья. А не увеличение списка завучей за счёт отставников, у которых и так неплохая пенсия. Регионы – нет  (обворованы), а вот столицы вполне могут себе позволить не экономить на классных руководителях – психологах, которые являются таковыми не  не на основании «корочек» об «верхнем» образовании, а по призванию. Тогда нам не придётся кивать на «дикий запад» в поисках «тлетворного влияния». Мусор в доме  «хозяина»  – вина и забота самого «хозяина». Неужели эта аксиома требует каких-то разбирательств ,  доказательств и тягомотного обсуждения?
       Царство Небесное – убитым. Искреннего раскаяния – мальчику-убийце. Любви и внимания нам всем к тем, кого ещё можно спасти.
5.02.2014. 11.10.


Рецензии
Впитала каждое слово, дорогая моему сердцу Елена Ивановна, истину глаголите. Впрочем, как всегда.
с теплом
Оля

Ольга Езерская   08.02.2014 21:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.