Вожди. Найче

Найче-Nahche (1856–1919) (Нa-ай-Че, «озорной» «назойливый»). Вождь апачей чирикахуа-чоконен. Младший сын знаменитого вождя Кочиза, ставший вождем чирикахуа-чоконен после смерти своего старшего брата Таза. Его матерью была одна из дочерей (Досдехсен) прославленного вождя чирикахуа Мангаса Колорадоса.
В детстве Найче слыл весьма шустрым и проворным мальчишкой, отсюда и получил свое имя.
Воспитанный в воинственном апачском духе Найче в шестнадцать лет встал на тропу войны, возглавляя боевые группы своих сверстников в набегах и рейдах на поселения белых в Аризоне и Нью-Мексико, а также смерчем пролетая по территории северных мексиканских штатов Сонора и Чиуауа в период 1872–1886 годы.
Современник, описывая внешность Найче, указывал: «Ростом он был свыше 5 футов, грациозная фигура с длинными гибкими, как ветви, руками и привлекательное лицо».
В 1880 году Найче присоединяется к группам апачей чирикахуа под предводительством Джеронимо и Юха и уводит вместе с ними группы чирикахуа из резервации Сан-Карлос в Мексику – горы Сьерра-Мадре. Под давлением генерала Д. Крука группы Джеронимо, Найче и Юх снова возвращаются в Аризону. В 1885 году Найче и Джеронимо вновь уходят из резервации. Группа чирикахуа под руководством Найче до сдачи в 1886 году Нельсону Майлзу проживала в горах Сьерра-Мадре. С 1897 года, Найче, долгое время служил скаутом в 7- кавалерийском полку в роте капитана Хью Скотта. Зарекомендовал себя как надежный и волевой солдат, добросовестно выполняющий свои обязанности. Считался общепризнанным лидером апачей в Форте-Силл. После расформирования подразделений скаутов-апачей, поселился в резервации мескалеро в Нью-Мексико, где и скончался 16 марта 1919 года в полном забвении утратившим свой былой авторитет у соплеменников. (авт. историческая справка)

Как это было: В 1874 г. после смерти Кочиза его старший сын Таза стал вождем чирикахуа, а Таглито (Том Джеффордс) все еще был агентом резервации в Ущелье Апачей. В отличие от своего отца Таза оказался не в состоянии заслужить постоянной преданности всех индейцев чирикахуа. За несколько месяцев племя апачей раскололось на отдельные группы, и, несмотря на искренние усилия и Тазы, и Джеффордса, набеги, которые Кочиз строго запрещал, возобновились.
 Из-за близости резервации чирикахуа к Мексике она превратилась в перевалочный пункт и убежище для совершавших набеги отрядов апачей, двигавшихся из Аризоны в Мексику и обратно. Стремящиеся к захвату земли поселенцы, старатели и политиканы времени зря не теряли, требуя переселения всех чирикахуа в какое-нибудь другое место.
К 1875 г. политика правительства США по отношению к индейцам была направлена на концентрацию племен либо на Индейской территории, либо в обширных областных резервациях. Резервация Уайт-Маунтинс с ее 2,5 млн. акров земли в восточной Аризоне была больше всех остальных юго-западных резерваций апачей, вместе взятых. Ее агентство Сан-Карлос стало уже административным центром для семи групп апачей, и когда чиновники в Вашингтоне стали получать отчеты о непорядках в резервации чирикахуа, они увидели в этих событиях прекрасный предлог для перевода индейцев чирикахуа в Сан-Карлос.
Агент Клам сомневался в том, что свободолюбивые чирикахуа смогут приспособиться к упорядоченной жизни в резервации Уайт-Маунтинс. Настояв на том, чтобы кавалерийские части не подходили близко к резервации, Клам вместе со своей индейской полицией отправился в Ущелье Апачей, чтобы сообщить чирикахуа о насильственном переселении. Таза, как и его отец Кочиз, хотел сохранить мир. Если индейцы чирикахуа для сохранения мира должны покинуть родные места и отправиться в резервацию Уайт-Маунтинс, они так и поступят.
Однако только около половины индейцев чирикахуа отправились в Сан-Карлос. Когда в покинутую резервацию вошли войска, чтобы окружить непокорных индейцев, большинство из них бежало через границу в Мексику.
В 1876 году, когда Клам получил в Бюро по делам индейцев разрешение отправиться с 22 апачами в путешествие на восток, он пригласил с собой и Тазу. К сожалению, когда группа была в Вашингтоне, Таза неожиданно умер от воспаления легких и был похоронен на кладбище конгресса. Сразу по возвращении в Сан-Карлос Кламу пришлось столкнуться с Найче, младшим братом Тазы. «Ты увел моего брата, – сказал Найче. – Он был здоров и силен, а ты вернулся без него и говоришь, что он мертв. Как знать, может быть, ты плохо о нем заботился. Может ты позволил злым духам бледнолицых убить его? В моем сердце великая боль».
 Однажды ночью в конце месяца Джеронимо, Юх, Найче и около 70 индейцев чирикахуа ускользнули из Уайт-Маунтинс и помчались на юг, в Мексику, где в Сьерра-Мадре находился их прежний опорный пункт.
Через шесть месяцев (в апреле 1882 г.) хорошо вооруженные индейцы чирикахуа с запасом снаряжения вернулись к Уайт-Маунтинс. Они были полны решимости освободить своих людей и всех прочих апачей, желавших вернуться в Мексику. Это было отчаянное предприятие. Они поскакали в лагерь вождя Локо и убедили почти всех оставшихся индейцев чирикахуа и уорм-спрингских апачей отправиться в Мексику.
В спешную погоню отправились шесть рот кавалерии под командой полковника Джорджа Форсайта (он пережил бой, в котором был убит шайен Римский Нос.). В каньоне Хос-Шу Форсайт нагнал убегавших апачей, но благодаря блестящим действиям арьергарда индейцы удерживали солдат достаточно долго, и основная часть отряда переправилась в Мексику. Здесь беда грянула с неожиданной стороны. Некий полк мексиканской пехоты случайно наткнулся на колонну апачей. Большинство женщин и детей, ехавших впереди, были убиты.
Среди вождей и воинов, которым удалось бежать, были Локо, Найче, Чато и Джеронимо. Ожесточенные, убавившиеся численно, они вскоре присоединились к старому другу Нана и его партизанам. Эта война теперь была войной за выживание.
Каждый бунт из тех, что произошли недавно в Уайт-Маунтинс, приводил к увеличению числа солдат. Они кишели повсюду: в фортах Томас, Апач, Боуи, – и каждое увеличение числа солдат увеличивало число беспорядков в резервации апачей, число побегов в Мексику с неизбежными набегами на владельцев ранчо, встречавшихся на пути бегущих.
 25 марта 1886 г. вожди «враждебных» апачей встретились с Круком в нескольких милях к югу от границы возле каньона Де-лос-Эмбудос. После того как три дня произносились волнующие речи, индейцы чирикахуа стали соглашаться на сдачу.
 Уверенный в том, что чирикахуа благополучно попадут в Форт- Боуи с отрядом его разведчиков, Крук поспешил туда, чтобы телеграфировать военному министерству в Вашингтоне о тех условиях, которые он поставил вождям чирикахуа. Ответ обескуражил его: «Никаких соглашений с неприятелем по поводу двухгодичного заключения на востоке с последующим возвращением в резервацию». Серый Волк (генерал Крук) дал еще одно обещание, которое не мог сдержать.
 Последним ударом для него было известие, полученное на следующий день, о том, что Джеронимо и Найче оторвались от колонны в нескольких милях от Форта-Боуи и бегут обратно в Мексику. Некий оптовый торговец из «ринга Таксона» накачал их виски и ложью о том, как белые граждане Аризоны непременно повесят их, когда они вернутся. Как рассказывал Йасон Бецинез, Найче напился и стал стрелять в воздух. «Джеронимо решил, что начался бой с солдатами. Он и Найче в панике бежали, прихватив с собой около тридцати сторонников».
 Возможно, это была не единственная причина их бегства. «Я боялся измены, – рассказывал впоследствии Джеронимо. - И когда мы почувствовали неладное, мы повернули назад». Найче впоследствии рассказывал Круку: «Я боялся, что меня собираются увести куда-то в незнакомое место, которое мне не подходит. Я думал, что все, кого уводят, умрут. Я дошел до этого своим умом. Мы говорили между собой об этом. Мы напились. потому что там было много виски, а нам очень хотелось выпить, и мы выпили».
 В конце концов, Большеносый Капитан (лейтенант Чарльз Гейтвуд) и два разведчика-апача Мартин и Кейта обнаружили Джеронимо и Найче, скрывающихся в каньоне Сьерра-Мадре, и принудил их к сдаче генералу Нельсону Майлзу, полугода преследовавшего их.
Найче и Джеронимо сдались в 1886 году. Найче не считался ретивым предводителем вроде Джеронимо, и его слову поверили. Найче пообещал, что никогда не встанет на тропу войны с белыми людьми, поэтому был прощен и отправлен вместо Флориды в Форт-Силл.


Рецензии