История из детства

      У нашей собаки Пальмы, серой симпатичной и верной дворняжки, родились щенки. Мама хотела сразу же их утопить, но Пальма была всё время настороже и грозно рычала, когда кто-то из домашних пытался забраться под крыльцо. Где-то в дальнем углу Пальма по-своему устроила себе жилье со своим потомством.

      Спустя месяц щенки стали выползать на свет на своих коротких ножках, радостно повизгивая и чуть покачиваясь из стороны в сторону. Они были настолько милые и забавные, что не улыбнуться было нельзя, глядя на них. Щенков было четверо. Я была рада с ними возиться с утра до позднего вечера, а щенячий запах этих забавных малышей мне был приятнее любых ароматов. Всё это очень не нравилось моей маме. Отец же только улыбался, глядя на мои заботы о щенках. Бабушка тоже улыбалась и качала головой. Так прошло две недели.

      Однажды мама пришла с работы не в настроении, а тут из-под крыльца ей под ноги вылезли сразу все четыре щенка. И она, рассердившись ещё больше, велела мне взять лопату и щенков, чтобы их закопать в ольховой рощице за нашими сараями.

      Я упрашивала маму со слезами на глазах пожалеть этих забавных и беспомощных малышей. Но все мои просьбы остались без ответа. Она всунула в мои руки лопату и сумку со щенками. Пальма, чувствуя непоправимое, рвалась с цепи и громко лаяла. Её материнское сердце чувствовало беду, и щенки тоже стали жалобно повизгивать в сумке, пытаясь выбраться.

      Моё сердечко разрывалось от боли за судьбу щенят и от страха, что именно я должна была совершить убийство, ни в чём не повинных, этих милых и таких добрых маленьких животных. Мне тогда было двенадцать лет. На душе у меня было так тяжело, что не передать словами...

      Я вышла со двора и пошла по тропинке к рощице. Слёзы бежали ручьём по моему лицу. Бабушка и отец не стали спорить с мамой и только молча смотрели мне вслед. Ситуация казалась такой безвыходной, раз я была не в силах уговорить маму изменить её решение. Для меня она тогда впервые предстала жестокой и безжалостной, что я просто не узнавала свою любимую мамочку. Ведь раньше она всегда доброй.

      В рощице выпустила щенков из сумки, которые стали бегать вокруг меня, словно прося защиты и ласки. И тогда я решила, что не стану выполнять мамино требование. Я отошла подальше от тропинки в большим деревьям, выбрала небольшую горочку и стала копать лопатой ямку.

      Ямку я старалась выкопать пошире и поглубже. Затем сбегала на луг и нарвала там большую охапку травы, которой устелила дно ямки. Потом, походив вокруг деревьев, нашла нужные мне палки и ветки. Сумку, в которой я несла щенков, тоже положила туда же, чтобы малышам было тепло ночью. Затем, выбрав длинные палки, стала укладывать их, чтобы соорудить подобие настила вместо крыши, прикрыв сверху зелёными ветками и оставшейся травой. Наломав ещё веток, я воткнула их, чтобы обозначить место, где собиралась спрятать щенков.

      Удостоверившись, что всё сделано, как надо, стала опускать их по одному в новое жилище. Проверив, что щенкам поступает туда воздух и немного света, и удостоверившись в надёжности их нового убежища, я вздохнула с облегчением. Важно было, чтобы щенки не вылезли сами оттуда. Вновь огляделась и убедилась, что вокруг никого нет, кроме птиц, которые распевали песни на ветвях ближних деревьев. И лишь тогда поспешила домой.

      С мамой в этот день я больше не стала общаться. Мне действительно было нелегко осознать её слова и отношения ко мне в этот день. Почему она так поступила со мной? Я пошла помогать бабушке управляться по хозяйству.  С ней мне всегда было легко в общении. Бабушка поглядела на меня мельком и едва заметно усмехнулась. Она была очень мудрая и наблюдательная, и не стала ни о чём меня расспрашивать. Конечно, она обо всём догадалась. Отец был где-то в саду. Он, как всегда, проводил всё своё свободное время около молодых яблонь, на которых было много прививок.

       Пальма, словно поняла, что я не выполнила требование мамы, а спрятала щенков и забочусь о них, стала ко мне ещё более ласкаться и принюхиваться каждый раз, когда я возвращалась с травой для поросёнка из рощицы. Я не только навещала своих любимцев, но и подкармливала их супом или молоком с хлебом, а иначе бы они просто умерли от голода.

       Со следующего дня я старалась сделать грустный вид и то, что кушаю теперь на улице, или за столом, но только позже всех, чтобы у меня была возможность тайком отлить супа и молока для щенков, а после отнести им еду.

       Я бы обязательно попалась со своими прогулками в рощицу, но раз в мои обязанности входило приносить траву для поросёнка, которая росла как раз там, где я спрятала щенков, то разоблачить меня маме было на то время непросто. Хорошо, что ещё никто из взрослых соседей и их детей туда не ходил. И ещё, что не было дождей, иначе плавали бы мои маленькие друзья в своей "землянке", как лягушата, или головастики.

       Зато с поливкой огорода мне в то время очень досталось. Дождей почти не было, а которые были, то кратковременные. И потому приходилось приносить до двадцати вёдер воды каждый вечер, чтобы полить грядки с зеленью и прочими овощами. Так прошло больше месяца.

       Всё тайное когда-то становится явным. Однажды мама велела мне идти в магазин за хлебом, а трава для поросёнка закончилась. Я надеялась, что успею быстро выполнить поручение и вернуться, чтобы сходить за травой. Но в магазине была большая очередь за хлебом. Мне пришлось простоять там около часа...

       Когда я пришла домой, мама была вне себя от гнева... Она велела мне объяснить, почему я не послушалась её и не выполнила требование закопать щенков. И тут она потребовала, чтобы на этот раз я утопила щенков в речке, куда я ходила полоскать бельё и дорожки. Для меня это стало просто потрясением...

       Её слова казались мне страшнее молнии и грома в грозу. И я расплакалась навзрыд и сквозь слёзы сказала, что она просто бессердечная. И если у неё нет сердца, то пусть она сама совершит это страшное зло...

       Я отказалась подчиниться ей и пообещала, что уеду жить к тёте Тане, её сестре, в деревню, если она не изменит своего решения и пошла собирать вещи. Дорогу я знала и на билет у меня была мелочь. Тут уже и бабушка решила заступиться за меня и за щенков и сказала маме, чтобы она одумалась, прежде чем давать ребёнку такое поручение...

       Я бросилась к бабушке, обняла её и стала просить уговорить маму пощадить ни в чём не повинных малышей. В эту минуту отец вошёл в дом. Он услышал мои рыдания и решил узнать в чём дело. Бабушка и отец поддержали меня, что маме не очень-то понравилось. Щенков отдали Пальме, которая обнюхав и облизав всех щенков, утащила по очереди под крыльцо. Я была просто счастлива, что ничего страшного больше не случится с малышами Пальмы. Вскоре отец нашёл для всех щенков добрых хозяев, потому что наша Пальма была очень хорошей сторожевой собакой.
   
    Спустя много лет я поняла, что мамин внутренний мир в своё время был разрушен ужасами войны, когда на неё, ребёнка десяти лет во время оккупации, однажды один немец натравил овчарку*. И она тогда испытала не просто стресс, а ещё и ужас быть растерзанной немецкой овчаркой... Было ещё много сложных ситуаций для её детского сердечка и в то время, и в трудные годы послевоенного детства и юности.

     Но главное тогда было то, что щенки остались живы и мне не пришлось переступить через своё сердце.

* - http://proza.ru/2020/05/27/2079 - здесь описан случай с немецкой овчаркой

 


Рецензии
Лариса,понятно Ваше желание найти оправдание маме. Но стороннему человеку такую жестокость по отношению к собственной дочери понять сложно.
Хорошо,что все благополучно разрешилось.

С уважением,

Марта Лазовская   21.11.2020 00:13     Заявить о нарушении
Война прошла по людским судьбам и душам танком, когда фашисты убивали и жгли взрослых и детей. Потому маминой жестокости и равнодушию в отношении щенков есть оправдание. Просто сейчас я смотрю уже иначе, как бы со стороны, так как стала давно взрослой.
Благодарю Вас, Марта, за прочтение и рецензию!
С уважением,

Лариса Потапова   21.11.2020 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.