Вожди. Отверстие В Дне

 Его звали Богонекижиг, что означает Отверстие В Дне – верховный вождь оджибве Миннесоты. На языке оджибве слово «ки-жиг» имеет несколько значений «дно» и «небо», и возможно правильнее было бы переводить его имя как «Отверстие В Небе» или «Дыра В Небе», но оставим это для специалистов лингвистов.
Он родился в 1825 году. Его отец был одним из военных вождей оджибве позже став верховным лидером племени и носил имя Отверстие В Дне. В соответствии с традициями многих племен североамериканских индейцев имя могло передаваться по наследству от родителей к детям. Младший Отверстие В Дне не был исключением, унаследовав имя от отца – храбрейшего из воинов племени.
В детстве соплеменники называли младшего Отверстие В Дне – «Мальчик», по той простой причине, что он имел смазливую внешность и не отличался природной храбростью в отличие от своих сверстников. Он не был достаточно проворен, решителен и смел. Мужчиной оджибве считали  того, кто в полной мере помимо качеств воина, проявлял зрелость суждений и обладал житейской мудростью. Каких-либо подобных признаков младший Отверстие В Дне в детстве не демонстрировал и по отношению к  тому, что сможет добиться известности и признания у своего народа наблюдал постоянный скепсис соплеменников.
Однажды, когда ему не было и десяти лет он ловил рыбу на озере Гала Лейк. За днище каноэ зацепилась большая рыбы,  запутавшись в снастях, и начала таскать лодку по озеру. Мальчик испугался и начал неистово орать. Услышав его вопли, на помощь бросился отец, находившийся неподалеку. Ему показалось, что на сына напали сиу (извечные враги оджибве). Разобравшись в ситуации, старший Отверстие в Дне воскликнул: «Ух, если простая рыба напугала тебя, то я боюсь, что ты никогда не станешь воином».
Стараясь привить сыну качества храбреца старший Отверстие В Дне постоянно придумывал что-нибудь, чтобы научить мальчика преодолевать свои страхи. Как-то раз старший Отверстие В Дне поймал на охоте двух медвежат и подарил их сыну. Звери, будучи в игривом настроении напали на ребенка и испугали его до такой степени, что мальчик, удирая от медвежат, словно кошка быстро взгромоздился на верхушку дерева. Медвежата не рискнули лезть за мальчиком, а лишь кружили вокруг дерева. Мать прогнала зверей, а отец долго смеялся, отметив, что его сын «все же лучше медведей лазает по деревьям».
Каковы были подвиги младшего Отверстия В Дне до того момента как он стал верховным вождем оджибве не известно. Скорее всего, избирая его племенным лидером, соплеменники отдавали предпочтение другим его качествам, не связанным с тропой войны. А именно? Этот одаренный человек унаследовал не только имя, но и многие способности своего отца. Это, прежде всего, рассудительность, врожденная дипломатичность и обаяние. Благодаря этим качествам, он на протяжении всей жизни ограждал народ оджибве от конфликта с американцами.
Руководство племенем Отверстие В Дне принял после смерти отца.
Поначалу соплеменники сомневались в мудрости молодого вождя. Но вскоре он показал себя достойным и последовательным проводником политики, которую разделяло большинство его народа. Он предвидел неизбежность столкновения с ценностями европейской цивилизации и приветствовал приобщение своего народа к ним.
Будучи довольно-таки практичным человеком, с ясным коммерческим умом он добился от правительства пожизненной компенсации в виде выплат  себе и вождям каланов оджибве за «сдерживание оджибве от вступления на тропу войны». В этом он постоянно убеждал Вашингтон не забывая подчеркивать свою «организующую и направляющую роль» в процессе сдерживания. Не все соплеменники разделяли такой подход Отверстия В Дне в решении проблем и чаяний народа, который постепенно вытеснялся с исконно занимаемых территорий. Правительство шло на уступки вождю оджибве, прекрасно понимая то, что если не платить, то в этом регионе может возникнуть еще одна проблема, подобная проблеме с непримиримыми сиу-дакота, которую разрешать придется силой оружия.
 Но прежде, чем приступить к политике «высасывания денег» с правительства,  Отверстие В Дне, как прагматичный, дальновидный человек должен был заручиться поддержкой клановых вождей, многие из которых высказывались за вступление оджибве на тропу войны против бледнолицых. В этой связи, он, в политических целях использовал племенную полигамию, женившись на дочерях вождей почти каждого из кланов оджибве, и тем самым вошел в историю как обладатель «индейского гарема». Эти браки помогли ему распространить свое влияние на весь народ оджибве.
Подписывая договора с правительством о продаже племенных территорий, Отверстие В Дне никогда не забывал о личном обогащении за счет взяток в качестве компенсации «за тяжелый управленческий труд своими народом». На протяжении всего периода правления народом оджибве, у Отверстия В Дне постоянно возникали конфликты с клановыми вождями, которые глядя на растущее благосостояние верховного вождя требовали  увеличения своих долей в коррупционном процессе.
Вожди кланов добивались От Отверстия В Дне отдельной платы сверх той, что выделялась им правительством за каждого члена клана, которым руководил тот или иной вождь. Оплата зависела от количества людей в клане. Клан Отверстия В Дне был гораздо больше по численности, чем другие кланы оджибве. Соответственно и  выплаты  ему как вождю клана  полагались больше чем остальным. Более того, Отверстие В Дне, к тому же являлся еще и верховным вождем, и за верховенство также получал отдельную плату. Вот этот-то и раздражало  остальных вождей, усматривавших в таком распределении средств явную дискриминацию.

Следуя своей политике «высасывания денег» Отверстие В Дне добился ежегодной выплаты для себя 1000 долларов США (по тем временам колоссальная сумма) в течении двадцати лет, а кроме этого и участка земли под ранчо недалеко от деревни Кроу Винг. Правительство вынужденно было построить ему ранчо на этой земле. В доме он держал множество слуг и различного рода советников. О нем говорили, что он живет подобно английскому лорду. Он любил устраивать приемы и  посещать вечеринки .Он был весьма почитаем в армейских и светских кругах. Особенно его любили светские львицы, мечтавшие при любом удобном случае побывать в его объятиях.
Священник Клод Болу писал о нем: «Отверстие В Дне был человеком привлекательной внешности и врожденной изысканности манер. Его голос был музыкален и магнетичен, и наряду с этими качествами он обладал острым умом и логикой, а также замечательным даром красноречия. В речи он не был страстным, но ясным и убедительным и быстро захватывал внимание слушателей. Особенно женщин. Будучи влиятельным человеком, он заслужил авторитет у простых поселенцев, проживавших по соседству с селениями оджибве, которые приходили к нему с просьбами и о разрешении территориальных вопросов. Политические речи он произносил пользуясь услугами переводчика: «Чинтимен (джентльмены) вы пемикан  (республиканцы) выходите и пейте».
 Между 1855 и 1864 годами Отверстие в Дне был хорошо известной фигурой в Миннесоте и едва ли менее известной в Вашингтоне, так как он посещал столицу  довольно часто по вопросам проблем племени.
Его популярность в светских салонах была сродни популярности Казановы. Где бы он не появлялся, его мгновенно окружали женщины, зачастую безрассудно игнорировавшие, присутствие своих мужей.  Обмениваясь как правило парой-тройкой дежурных, заученных фраз, Отверстие В Дне, не упускал возможности уединиться с наиболее настойчивой дамочкой, и проделывал это весьма искусно, с фантазией. Поговаривали, что куртизанки выстраивались в очередь, чтобы переспать с индейским красавцем.
 Однажды, на одном из приемов у губернатора, Отверстие В Дне удостоился внимания жены одного из высокопоставленных армейских чинов. Как всегда, полюбезничав несколько минут, очарованная обаянием индейца мадам, пригласила его продолжить беседу в бильярдном зале, на что спросила разрешения супруга. Ничего не подозревавший полковник любезно согласился оставить свою прелестную женушку в обществе краснокожего соблазнителя. Спустя некоторое время, удрученный затянувшейся беседой вояка, решил вторгнуться в бильярдную, и… Его взору предстала откровенная сцена с участием его жены и индейца. Запрокинувшись на спину на бильярдном столе, широко раскинув ноги, лежала его «благоверная», а сверху между ее ног порхал словно бабочка верховный вождь оджибве.
– Что вы себе позволяете! – грубо вскрикнул полковник и потянулся за револьвером.
–Не мешай ,белый брат, – хладнокровно ответил Отверстие В Дне, и как  ни в чем не бывало продолжил начатое дело.
Ревностные поклонники отверстия В Дне из числа офицеров подоспели к полковнику, и не позволили тому начать пальбу, виновато прикрыв распахнутую в бильярдной дверь.
Закончив амурный флирт, парочка поодиночке вышла из бильярдной и разошлась по разным углам зала. Отверстие В Дне отыскал рогоносца полковника и по джентельменски обратился к нему.
–Твой жена такой запах как не мой жена, – начал вождь. – Твой жена лучше мой жена. Будь гости мой дом, я подарю тебе мои жена, сколько захочешь, – и панибратски похлопал полковника по плечу.
Видавший вида вояка так оторопел, что ничего не мог сказать в ответ беспардонному наглецу.
Друзья вождя вспоминали, что в это вечер Отверстие в Дне оприходовал еще двух светских львиц, жаждавших сексуального знакомства с ним, а потом удовлетворенный запрыгнул в свою бричку и отправился домой.
С женщинами он обходился как истинный джентльмен, с уважением, о чем сохранились некоторые свидетельства.
На переговорах между оджибве и сиу, при посредничестве США Отверстие В Дне появился в сопровождении клановых вождей, войдя с большой помпой и важностью. Жены государственных чиновников также должны были присутствовать на этом собрании из чистого любопытства, о чем заранее видимо попросили своих влиятельных мужей.  Больше всего их привлекала персона вождя оджибве, о котором тогда уже ходило много разных небылиц. Более всего о нем говорили как о великолепном любовнике, который одним только взглядом заставляет отдаться ему. Но когда женщины прибыли в зал, где собрались индейцы, то  там не было уже свободных мест, кроме как рядом с вождями сиу. Один из вождей сиу заметил: «Я думал, что это собрание вождей и храбрых воинов, но я вижу среди нас множество женщин». У сиу, да и у оджибве, женщины на племенных советах не присутствовали, и их появление в данном случае являлась нонсенсом, и считалось весьма оскорбительным для многих вождей. Однако Отверстие В Дне так не считал, не от того, что он не придерживался традиций, а от того что в этот момент решил придержаться конъюнктуры момента. «Вожди оджибве почтут за честь, – сказал он, – если дамы согласятся сесть на нашу сторону».
 Дамы любезно согласились принять его предложение, и даже между ними произошел легкий конфликт за место рядом с вождем. Известно, что Отверстие В Дне был необычайно красивым мужчиной и был восприимчив к лести и вниманию женщин. К моменту  этого события ему было вероятно, лет  тридцать  пять.
В ходе переговоров Отверстие В Дне то и дело бросал косой взгляд на молодую женщину, и на протяжении собрания не сводил с нее  глаз. Она заметила это. По окончании мероприятия вожди разъезжались, а Отверстие В Дне не выказав почтение ни вождям сиу ни своим клановым, незаметно сел в свою бричку и уехал.  Мало кто догадывался, что по ходу движения экипажа, под окрики кучера, вождь уже занимался любовью с предметом своего нового  обольщения.
Как то раз  Отверстие В Дне  посетил Вашингтон, и после аудиенции с президентом США, возвращался в гостиницу, проходя мимо здания федерального Казначейства, где его из любопытства окружила толпа, видимо давно забывшая как выглядят настоящие индейцы. Отверстие В Дне привлекал внимание своим экзотическим нарядом в традиционном аборигенном стиле – элегантная дубленая куртка отделанная бахромой, прекрасные из оленьей кожи мокасины, суконные гамаши, льняная рубашка с воротников и поверх всего этого стеганое одеяло, обернутое вокруг талии.
Из толпы к нему подошла миловидная молодая женщина, спросившая через переводчика.
– Не согласиться ли вождь дать интервью о народе оджибве для газеты?
– Если прекрасный дама желает рисковать, то должна посетить мой гостиница. И ее просьба будет удовлетворить.
 Дама рискнула, и результатом было такое сильное и внезапное влечение, что оба забыли все расовые предрассудки, царившие в то время на Востоке США и различия в языке. Казалось, их обоюдному наслаждению друг другом не было конца. Отверстие В Дне предложил ей проводить его до Миннеаполиса, и всю дорогу они занимались сексом. В Миннеаполисе вождь убедил  ее в том, что им необходимо расстаться, и он не может взять ее к себе в дом, так как там ожидают ревнивые жены. Эта женщина родила впоследствии ему сына, но вскоре после рождения умерла, и мальчика отдали на воспитание в семью Вудбери. Отверстие В Дне, до конца дней своих материально поддерживал ребенка и семью Вудбери.
Примечательна история,  повествующая о том, как Отверстие В Дне, за то чтобы обладать вскружившей ему голову женщиной, продал очередной кусок племенной территории.
 Земельные дельцы никак не могли уговорить вождя оджибве продать им необходимую территорию для организации пастбищного хозяйства. Учитывая его слабость к женскому полу, они ненавязчиво познакомили его с некой Кларой Друбич-Уилкинсон – веснущатой дамой двадцати пяти лет, с пышными формами и огненно-рыжими волосами. Однажды прогуливаясь с Кларой, Отверстие В Дне предложил ей уединиться, но Клара, любезно отказала ему. Непривыкший к отказам такого рода вождь, вскипел.
– Мое сердце любить Клара Огненная Грива (так он ее называл на индейский манер за ражие волосы), а она отказать.
Выдержав паузу, ловкая Клара, достала из кармашка блузы сложенный листок, и, развернув его, показала рисованную карту, где кружком были обведены те земли, на которые претендовали земельные дельцы.
– Вождь должен продать эту землю мистеру «Х» ( имя не сохранилось), тогда Клара полюбит его.
Сделку оформили в течение недели. После Отверстие В Дне, как говориться, все ноги истоптал разыскивая предмет своего воздыхания. Но таинственная Клара Огненная Грива, как появилась внезапно в его жизни, так и исчезла, ни оставив и следа.
 Отверстия В Дне не понимал того, что его власть и влияние среди народа оджибве, а также популярность в определенных  кругах американского общества, в большей степени всегда поддерживалась правительством, которое преследовало, как правило, сугубо политические цели. Правительство сдерживало недовольство клановых вождей  персоной верховного, когда тот путем взяток обирал свой народ, правительство урегулировала недовольство рогоносцев мужей, в то время как Отверстие  В Дне соблазнял их «верных» жен. Как только ресурс был исчерпан и цели достигнуты, все в одночасье изменилось, к власти в стране пришли республиканцы.
Их правительство существенно сократило денежные выплаты оджибве по ранее заключенным договорам. Лично верховный вождь лишился тех почестей и денежных вознаграждений, которые он получал при демократах. Его права, как верховного вождя ущемлялись, что, несомненно, задевало его избалованное самолюбие. Возмущенный таким отношением к себе, Отверстии В Дне начал выступать против коррупции в правительстве обвиняя государственных чиновников во всех бедах индейцев, становясь, таким образом, поборником интересов своего народа. Возможно, он и не понимал до конца природу взяточничества, и им, скорее всего, двигало желание поддержать величественность своего статуса и авторитета. Некогда оскорбив идеалы своего народа, он стал жертвой этих же обстоятельств, поставив во главу угла личное обогащение и власть.
Когда в Миннесоте в 1862 году произошло восстание санти-сиу  вошедшее в историю под названием «Война Вороненка» правительство решило упредить ситуацию, на случай если к восстанию присоединяться и оджибве. В это связи была развернута компания по дискредитации верховного оджибве. Но Отверстие В Дне даже и не думал поддерживать сиу Миннесоты. Но в среде его противников, подогреваемых теневыми правительственными кругами, часто возникали заговоры, которые не раз ставили под угрозу его жизнь.
 Как-то он ехал в своей бричке, и на пути к агентству его остановил гонец, отправленный его сторонниками, который предупредил вождя об аресте  по прибытию в агентство. Вождь покинул экипаж и приказал кучеру продолжать путь.  Экипаж прибыл в агентство без вождя. Отверстие В Дне  тем временем, успел мобилизовать воинов оджибве забрал семью и двинулся за Миссисипи, скрывшись, таким образом, от преследования.
Власти пересмотрели вопрос об аресте, так как настораживала обстановка – мятежные санти провели ряд локальных набегов на поселения поселенцев, и поэтому боязнь, что к ним могут присоединиться оджибве, подтолкнула правительство к данному решению.
С Отверстием В Дне вновь договорились, и он используя свой авторитет призвал народ оджибве не вступать на тропу войны против белых и запретил воинам совершать набеги  на их селения.
Вождь оджибве понимал, что веяния нового времени несут за собой горести и печали для всех коренных американцев.
  Договоры 1864, 1867 и 1868 годов окончательно определили судьбу оджибве Миннесоты. Их отправляли в резервацию. Отверстие В Дне был против  переселения племени в резервацию Уайт Эрс. Он заявлял, что никогда не пойдет в резервацию. И сдержал свое слово. Ему разрешили остаться на одном из своих ранчо в Кроу Винг, в то время как другие вожди, обвинявшие его в лизоблюдстве перед белыми,  прельстились на барыши и увели свои кланы в резервацию.
К концу жизни он был оговорен и назван предателем своего народа, несмотря на то, что принял невероятные усилия, по повышению своего рейтинга выступив в роли изобличителя махинации и злоупотреблений коррупционеров – индейских агентов и торговцев.
В 1868 году Отверстие В Дне был убит из засады группой недовольных соплеменников, подкупленных оппозиционными вождями оджибве. Смертельно раненый он испустил боевой клич и вывалился из своей брички.
На похоронах ему отдавали почести не соплеменники, а его почитатели и почитательницы из числа бледнолицых. Вот такие метаморфозы индейской трагедии мы видим на примере жизни верховного вождя оджибве, который никогда не защищал права своего народа силой оружия.
Он оставил после себя множество детей, но не один из них не стал заметным для истории.
Отверстие В Дне считается одним  из наиболее противоречивых  индейских персонажей североамериканского континента.


Рецензии