Пьеса. Одноклассники

   Одноактная пьеса
               
  Действующие лица:

1. Юрий. Одноклассник и сосед Николая.
2. Николай. Одноклассник и сосед Юрия.               

                Сцена 1.
  (Зал ожидания столичного аэропорта. Юрий встречает своего бывшего одноклассника Николая. Здороваются, обнимаются).

  Николай. Привет, дружище!
  Юрий. Здравствуй, Коля! Тебя не узнать! Очень рад видеть. Каким ветром сюда занесло?
  Н. Был в министерстве. Еду к месту службы.
  Ю. А у меня здесь пересадка. Где сейчас живёшь?
  Н. В Севастополе.
  Ю. Севастопольский вальс танцуешь?
  Н. И пою! Рассказывай, как жизнь? Хвастайся.
  Ю. Я в Питере. Всё хорошо. Выучился, стал человеком. Работаю в КБ ведущим инженером-конструктором.
  Н. Когда мы с тобой виделись?
  Ю. Встречались, когда ты был ещё курсантом, я студентом. С некоторыми одноклассниками не виделся со школы.
  Н. Я часто вспоминаю школьные годы.
  Ю. Неоднократно и от многих, особенно девушек и женщин, слышал, как им нравилось учиться и хотелось ходить в школу.
  Н. Надевать школьную форму, завязывать бантик на косе.
  Ю. Мне не хотелось ходить в школу.
  Н. Это нежелание проявлялось в конце летних каникул, во второй половине августа.
  Ю. Купаться было уже холодно, по ночам были заморозки на почве, шли проливные дожди, отчего земля была мокрая и игры на улице прекращались.   
  Н. Настроение от этого становилось минорным, было грустно.
  Ю. К этому времени мне покупали новый школьный ранец и пенал для ручек. Они так здорово пахли лаком и синтетикой, что их аромат до сих пор держится в моей памяти. И когда где-то встречаюсь с подобными запахами, то непременно вспоминаю начало школьного года. Затем это настроение проходило, и я втягивался в школьный ритм до следующего нового учебного года. И так продолжалось до самого выпускного класса.
  Н. А на выпускном вечере, наоборот, было жаль расставаться со школой, но больше, наверное, со школьными товарищами.
  Ю. Мне их почему-то до сих пор иногда не хватает. Великолепное время тогда было, веселое, доброе и неповторимое, а главное – беззаботное.

  (Садятся в свободные кресла. Продолжают разговор).

  Н. Мальчишки есть мальчишки.
  Ю. Помнишь, как после школы, когда собирались вместе, на крыльце магазина устраивали представления.
  Н. В дереве пола был сучок, мы туда набивали серы со спичек и вставляли гвоздь. Когда кто-то проходил рядом, мы тяжелым предметом ударяли по нему, отчего сера воспламенялась, и слышался сильный шум.
  Ю. Приводящий в испуг прохожих.
  Н. А помнишь Татьяну, нашу одноклассницу?
  Ю. Подробнее.
  Н. Я запомнил её очень хорошо, хотя и проучились мы с ней всего один год. Она врезалась в мою память потому, что была очень бойкой девочкой, я бы сказал сейчас, боевой и больше похожей на нас, мальчиков, в своих поступках. Она постоять всегда могла за себя, дать сдачи своему обидчику и за словом в карман не лезла.
  Ю. Ты встречал её позже?
  Н. После школы я встретил ее спустя значительный промежуток времени, когда в нас узнать тех бывших одноклассников можно было с большим трудом.  На мой взгляд, она не изменилась с тех пор, все такая же бойкая и не унывающая. Она мне говорила, что тоже имеет генеральское звание, а я уточнял, только по Министерству сельского хозяйства.  Окончила наш сельскохозяйственный институт и стала руководителем хозяйства. К своей фамилии она в Интернете добавила и девичью.
  Ю. Ты спросил: зачем это?
  Н. На что она ответила, чтобы по фамилии хотя бы узнавали, а то со временем изменились, что узнать можно только так.
  Ю. Я согласен с ней, сам изменился до неузнаваемости.
  Н. И в тот раз, когда я ее увидел, спустя много времени, тоже сразу не узнал. Долго думал, а кто же это такая, моя одноклассница, первоклассница и не мог ее вспомнить. И узнал только по «погонялу», как она мне ответила.
  Ю.С нами одно время училась дочь нашего учителя.
  Н. Не долго. В начальных классах ещё.
  Ю. Я сделал на перемене самолет из листа школьной тетради, мокнул его в чернильницу, и запустил. Надо же было случиться такому, что он со своим грузом угодил прямо в нос этой девочке. Ну, думаю, мне сейчас будет всякое-разное. Ведь эта девочка заплакала и пошла в учительскую жаловаться на меня. Но учитель поступил педагогически правильно, как я сейчас думаю, и не стал защищать свою дочь, ведь это было случайно с моей стороны.
  Н. В жизни всякое может быть.
  Ю. К этому надо готовить своих детей.
  Н. Тебе за проступок ни чего тогда не было?
  Ю. Но память моя запомнила этот случай и поведение моих воспитателей.
  Н. Много веселого и незабываемого было в школьные годы.
  Ю. А это было в школе и продолжалось приблизительно с полгода. Мы, третьеклассники, во время перемены стояли в школьном коридоре только спиной у стенки, одну руку держали на голове, а вторую на животе.
  Н. Школьники старших классов, придумали для себя веселье.
  Ю. Как только увидят кого без руки на голове – тут же следовал щелчок, сопровождаемый словами: «Без крыши не ходи». Если нет руки на животе – шлепок и: «Пузо у француза», а если стоишь не у стенки: «Попа к стенке» – и коленом под зад.
  Н. Вот такой был у нас выбор: или оставайся во время перерыва в классе, или стой, как сказано выше.
  Ю. Но скоро это прошло; то ли кто пожаловался, то ли забава надоела веселым парням из старших классов.
  Н. Но, когда мы подросли, этого уже не было с нашей стороны по отношению к младшим.
  Ю. А помнишь, как мы третьеклассники, за какую-то провинность стоим с тобой в классном углу.
  Н. Ты в одном, а я в другом.
  Ю. Был четвертый, последний на сегодня урок, урок физкультуры. Учительница была полновата и выполняла физические упражнения в классе карикатурно, нас, стоящих в углу, это очень веселило, и мы смеялись и веселили весь класс, делая гримасы.
  Н. За это нас поставили в угол носами, так до конца урока мы и простояли.
  Ю. Тогда-то я и услышал впервые в наш адрес: «Два друга – два мосла, а третьего собака унесла».
  Н. А за какие школьные классные команды мы только не выступал! Помню, играем на чемпионате школы между классами по футболу со старшим классом. Наши девочки-одноклассницы пришли поболеть за нас. Но старший класс есть старший класс, а судьи, почему-то из преподавателей на поле не было.
  Ю. Мы проиграли потому, что когда были нарушения правил в их штрафной площадке, то пробивать одиннадцатиметровый штрафной удар шли почему-то к нашим воротам.
  Н. Но мы были чемпионами школы и по хоккею, и по баскетболу, и по футболу. Выступал я и за сборную школы.
  Ю. Я в баскетбол не любил играть, но надо было, и я играл за свой класс. Помню, играем в спортзале школы в баскетбол с параллельным классом и я, шутки ради, с самого центра площадки бросил мяч в сторону кольца.
  Н. И, надо же такому случиться, попал.
  Ю. Какой восторг вызвал у зрителей этот мой бросок, что до сих пор я его ощущаю, вспоминая.
 Н. Бессменным капитаном наших сборных класса всегда был Володя. В хоккей я играл на беговых коньках, с одной стороны, не очень удобно, но ими можно было шайбу хорошо останавливать.
  Ю. Они были очень длинные.
  Н. Хоккейные щитки мы тогда не признавали, неудобно было с ними играть. И когда шайба попадала тебе в ногу, то было очень больно, и синяк держался на месте ушиба с неделю.
  Ю. Хоккейные площадки мы заливали сами, ведь зимы тогда были не такие как сейчас, а с морозами.
  Н. Особенно мне нравились морозы, когда я учился в начальных классах школы. Помню, мама будит меня в школу, а я прошу ее включить радио громче. И когда были сильные морозы, то по радио объявляли, чтобы родители не отпускали детей в школу.
  Ю. Были случаи, когда в школе не учились с первого до седьмого класса.   
  Н. Столько было радости у нас – детей.
  Ю. В школу идти было нельзя из-за морозов, но через час все мы были уже на улице, играя или в хоккей, или в снежки, или строили крепости. Затем, их брали штурмом с мечами и щитами, с крышками от больших домашних баков и выварок.
  Н. Домой приходили, а рубашки хоть выжимай, так нам было жарко в зимние морозные дни.
  Ю. Было такое.
  Н. В начальной школе я ходил в группу продленного дня. Родители весь день были на работе и, чтобы со мной что-то не случилось, отдали меня в группу.
  Ю. У нас жила бабушка.
  Н. После окончания уроков я, как большинство школьников, не шел домой, а оставался в школе. Здесь меня кормили, поили, заставляли делать домашнее задание, проверяли его выполнение, а в свободное, оставшееся время мы играли. Таких, как я, было много, и время мы проводили хорошо.
  Ю. Надо думать.
  Н. Было несколько кружков, я посещал кукольный школьный театр, которым руководила наш школьный библиотекарь. Честно скажу, что мне нравилось играть в театре. Но так-как я был в группе продленного дня недолго, то и ролей сыграл немного, некоторые помню до сих пор. Я играл медведя, а одноклассница Надя играла ежика.
  Ю. Я помню вас в этих ролях.
  Н. В районном доме пионеров проводился конкурс. После уроков, все занятые в спектакле поехали в центр города, в дом пионеров для показа нашего спектакля. Поскольку там была какая-то очередь, ведь школ в районе было много, наша очередь подошла поздним вечером. А когда отыграли спектакль, совсем стемнело.
  Ю. Родителей своих ты предупредить о спектакле не успел?
  Н. Они меня начали разыскивать во всех местах. Звонят в школу – там дежурный ничего не знает. Звонят моим друзьям – то же самое. Обращаются в милицию. И только она смогла отыскать меня в доме пионеров спустя какое-то время. За мной приехали родители и забрали домой. Это был моим последним спектаклем в школьном кукольном театре.
  Ю. В продленку больше не ходил и в театре не играл.
  Н. Этот случай мне запомнился, и я всегда об этом вспоминаю с большой теплотой, особенно тех людей, которые играли со мной и ставили это представление на школьной сцене.
  Ю. А это было уже в старших классах. После окончания уроков дежурные по классу, а их было двое, мыли полы.
  Н. За нашим классом был закреплен кабинет физики, поскольку нашим классным руководителем была учительница физики.
  Ю. Класс был больших размеров, потому что в нем, помимо классных столов, размещались еще и приборы, и оборудование, используемое на занятиях. Поэтому полы в классе приходилось мыть палубным способом: бралась намоченная тряпка со шваброй, и протирался пол от порога до порога.
  Н. Вода, остававшаяся на полу, не собиралась отжатой тряпкой, а просто высыхала до утра сама.
  Ю. Так же и мы со вторым дежурным решили поступить, чтобы ускорить помывку полов. Подняв стулья на классные столы, необходимо освободить пол. Мы приступили мыть полы как матросы палубу. Но на нашу беду или счастье, дверь открылась, и в класс вошла наша классная руководительница, уважаемый человек. Увидела, как мы моем полы, и сказала, что мы это делаем неправильно. Тряпку каждый раз после помывки пола надо отжимать насухо, а затем протирать досуха. Я тогда еще подумал, что сегодня полы нам придется мыть до самого вечера.
  Н. Так оно и произошло?
  Ю. С той лишь разницей, что полы вымыла сама классный руководитель, а мы только наблюдали за этим с товарищем, робко пряча глаза. Она вымыла весь класс, отжала тряпку и спросила нас, поняли ли мы, как это делается. Мы ответили, что поняли, хотя об этом знали давно, но делать не хотели из-за озорства или лимита времени. Мы вылили грязную воду, протерли кафедру и столы и пошли по домам. Всю дорогу до дома я чувствовал на душе какую-то досаду. Придя домой, я помыл все полы так-как мне показала моя классная руководительница, и досада сразу пропала. Мама, когда пришла домой после работы, не поверила глазам своим и потом еще долго рассказывала родным и знакомым о моей инициативе. А я никогда и никому не рассказывал, что послужило моей инициативе в этом. Вот, казалось бы, рядовой случай из жизни, но я его запомнил навсегда и использую в своей практике.
  Н. Личный пример и делай, как я.
  Ю. Для меня начался с примера моего классного руководителя. Спасибо ей за это и за другое тоже, большое спасибо.
  Н. А это было на уроках трудового воспитания. Мы, ученики школы, должны были вскапывать школьный сад лопатами.
  Ю. За нашей работой наблюдал и контролировал ее качество учитель Владимир Иванович. Хороший был воспитатель, безвредный и добрый.
  Н. На его уроках можно было пошалить, пошутить, и никогда за эту шалость нам не пропадало.
  Ю. На его уроки мы шли с большим удовольствием и редко, когда прогуливали их, что не могу сказать про другие уроки и их преподавателей.
  Н. Хотя все учителя относились к нам одинаково, у них не было «любимчиков» среди нас, а если и были, то они не акцентировали на этом наше внимание, а делали это аккуратно и толерантно.
  Ю. Школьный сад был очень большим и на каждый класс проходилось значительное количество квадратных метров.
  Н. Их было еще больше, поскольку у наших одноклассниц не было уроков труда.
  Ю. У них было домоводство, а квадратные метры отрабатывали мы, мальчишки. Вот и приходилось приписывать, чтобы выполнить план для класса одним.
  Н. А это делалось просто: отступалась полоса с метр, которая не вскапывалась, а просто засыпалась землей. Со стороны казалось, что вся территория вскопана, а это требовало определенных стараний в маскировке.
  Ю. Кроме всего прочего, надо было отвлечь внимание учителя по труду, а он, как на зло, иногда не поддавался на все наши уловки.
  Н. Как мы ни старались его отвлечь какими-то просьбами, не покидал своего боевого поста, и только все покрикивал на нас так громко, что его голос был слышен в кабинете и у директора школы.
  Ю. Если не получалось отвлечь -то приходилось копать.
  Н. И сейчас, если приходится столкнуться с перекопкой грунта, я всегда вспоминаю наш класс, наш школьный сад, нашего учителя и его знаменитое выражение «копать на полный штык». Это всегда вызывает улыбку на моем лице и тепло в сердце.
  Ю. Вообще, учителей мужчин в нашей школе было трое, если не считать нашего завхоза.
  Н. И сейчас, с расстояния десятков лет, хочу сказать, что это были люди профессионалы своего дела. Добрые и порядочные со всеми своими слабостями и силой, которые воспитали во мне те добрые и хорошие качества, которыми я располагаю.
  Ю. Учитель физкультуры, Павел Архипович, был участником боевых действий, когда служил еще срочную службу, имел за это определенные знаки отличия.
  Н. Учитель пения, Николай Петрович – ненамного старше нас и выпускник нашей же школы. Он иногда просто творил чудеса. Надо было исполнить какую-то песню к выступлению на школьном вечере. Подходят к нему исполнители и напевают мотив этой песни.
  Ю. И тут же с первого или со второго раза песня находила правильный аккомпанемент.
  Н. А на концерте он находил к этой песне такой проигрыш, что и автор мог бы позавидовать, с моей, конечно, точки зрения.
  Ю. Вообще с пением у меня свои, особые воспоминания.
  Н. Какие?
  Ю. Помнишь, когда в школу приехали специалисты, чтобы проверить и отобрать в свой самодеятельный коллектив несколько исполнителей из числа школьников.   
  Н. Собрали в большой аудитории человек двадцать в три ряда и предложили спеть одну из хоровых песен.
  Ю. Мне не хотелось этим заниматься, но отвертеться от данного мероприятия не удалось, пришлось вместе со всеми брать ноту за нотой, которые не знал и мечтал, чтобы быстрее меня отсеяли по неспособности к пению. Но, как назло, прошло время, и отсеяли уже человек восемь, а я все в составе и пою. Даже стал волноваться и немного потеть, неужели меня заставят петь песни в этом хоре. Да я же умру со скуки там.
  Н. Меня же товарищи засмеют.
  Ю. Но вот слышу свою фамилию и вижу палец дирижера, направленный на меня. Я вместе с тремя товарищами покидаю ненавистное мне мероприятие. Не успев дойти до входной двери, но чувствовав прилив негодования, исходящего изнутри: как, меня выгнать за профнепригодность, да что же делается, я же талант, а вот как со мной и так далее. Но выйдя на свежий воздух и увидев своих одноклассников, таких же неудачников по вокалу, как и я, немного успокаиваюсь.
  Н. А когда спустя некоторое время на улице оказался весь наш класс, то совсем на душе стало хорошо.
  Ю. Когда я пришел домой, увидел голубей, покормил аквариумных рыбок, то совсем забыл про отбор на хоровое пение. Но иногда этот момент из своей жизни вспоминаю, как было задето мое самолюбие.
  Н. Молодость, молодость, подавай все и сразу.
  Ю. Иначе обидимся.
  Н. Было одно время, когда мы, одноклассники, оставались после занятий в своем классе и играли в настольный теннис или в чехарду.
  Ю. Вместо теннисного стола мы использовали классные столы, сдвинутые вместе по две пары.
  Н. У кого были теннисные ракетки, играли ими, а у кого их не было, играли школьными книгами.
  Ю. Они нам и для этого еще служили верой и правдой, особенно те, у которых была шероховатая поверхность. Этой поверхностью можно было подать крученую подачу, а это было почти убийственно для соперника.
  Н. Так мы выявляли чемпиона по теннису, затем переходили к парным встречам. Когда наиграемся, было уже поздно и надо было идти домой.
  Ю. Так мы старались развлекать себя, а когда надо было, всегда были готовы выставить классную команду по теннису на первенство школы.
  Н. И выставляли, и чемпионами становились одноклассники, и призерами школьных соревнований.
  Ю. Одна проблема была тогда: не было возможности купить теннисные шарики.
  Н. А они, как назло, очень часто трескались, особенно когда в пылу борьбы наступишь на него ногой.
  Ю. Мы их в теплой воде держали и ракеткой теннисной раскатывали, чтобы они становились вновь круглыми.
  Н. А в классе играть было одно удовольствие.
  Ю. Тепло, светло, просторно, даже лучше, чем в спортивном зале.
  Н. Хотя и там нам не запрещали играть, но в своем классе было намного лучше.
  Ю. Еще одним нашим любимым занятием после уроков была игра в чехарду.   
  Н. Это когда мы делились на две команды по четыре-пять человек в каждой.
  Ю. В одной игроки становились друг за другом в ряд, нагнувшись в поясе, а вторая прыгала первой на спину.
  Н. Особенностью данной игры было то, чтобы своими прыжками разрушить ряд соперника, чтобы кто-то из игроков соперника не выдержал навалившейся нагрузки на него и падал.
  Ю. Это достигалось тем, что одни старались прыгать друг на друга только на одного из игравших, как правило, слабого в группе соперника.
  Н. И вот когда соперники запрыгнули все на спины других, их еще надо было провезти на своих спинах какое-то расстояние.
  Ю. Причем провезти надо было так, чтобы построенная конструкция не развалилась.
  Н. Если же конструкция разваливалась, то все начиналось сначала.
  Ю. Если не разваливалась, то группы менялись местами, вторая прыгала на первую и так далее.
  Н. Наигравшись, попотев, размявшись, получив массу положительных эмоций, мы расходились по домам.
  Ю. После того, как сделали уроки, выходили на улицу, играли в футбол, хоккей, но уже в дворовых командах.
  Н. Были и другие игры.
  Ю. Об одной не могу не вспомнить. Эта игра называлась у нас «очко».
  Н. Но не то «очко», которое играется в карты, а другое, которое играется пальцами на руках.
  Ю. Игра простая: берутся две свои и две руки соперника и на счет «три» выбрасываются пальцы на четырех руках.
  Н. Это делается по очереди, и у кого больше пальцев выпало, тот и победил.
  Ю. Проигравшему полагался щелчок по лбу или «чилим», как мы его называли.   
  Н. Причем этот самый «чилим», если умеючи, пробивался очень даже больно для собственного лба, если проигрывал в эту игру.
  Ю. Ну а если выигрывал, то для лба соперника.
  Н. В эту игру мы умудрялись еще играть и в девятом, и в десятом классе.
  Ю. Вот в эту игру мы и играли с товарищем, соседом по улице и одноклассником на «Осеннем балу» школы. Но доиграть так и не успели.
  Н. Что помешало?
  Ю. Ко мне подошла молодая учительница и пригласила меня на белый танец. Я смущался, краснел, не мог дождаться окончания танца, был весь во внутреннем напряжении. Шутка ли, танцевать с учительницей, да еще с классным руководителем! Вот тогда я и отметил для себя, что детство мое закончилось и начинается юношеская жизнь со всеми ее радостями и огорчениями, первой любовью и волосиками на верхней губе и многим еще чем.
  Н. После этого случая в «очко» больше не играл?
  Ю. Да и сама игра как-то сошла на нет и забылась. Но этот случай я часто вспоминаю, как мой водораздел между детством и юностью. Эта учительница вышла замуж и при встрече с ней, что очень редко бывает, когда бываю на родине, рассказываю ей о первом моем танце. Вместе посмеемся, вспомним былое, взгрустнем.
  Н. Жизнь не останавливается на индивидуумах и не тормозит по их желаниям, а идет без остановки, как бы нам ни хотелось остановить этот миг.
  Ю. И только молчаливая фотография передает пламенный привет из светлого прошлого в застывшем мгновении.
  Н. И это греет душу тем солнечным светом, каким он был, когда позировали перед фотоаппаратом «Смена».
  Ю. Революционным в прошлые времена. Примерно с этого времени, повзрослели и другие мои одноклассники.
  Н. Стали вместе собираться на танцы, уличные посиделки, встречать праздники.
  Ю. Влюбляться.
  Н. Это было перед осенними праздниками, каникулы начались раньше, и я уехал в деревню к бабушке, заранее пообещав, что буду в городе в обговоренное заранее время и дату. Но в назначенное время из города первый рейс автобуса не пришел, а о других рейсах и думать было нечего.
  Ю. Что делать?
  Н. Не приехать я не мог – обещал, да и деньги сдал на празднование, ну и просто мне это мероприятие нравилось. И я пошел пешком. Бабушки собрали мне в дорогу все, что может понадобиться, ведь двадцать пять километров, хотя и для молодого парня, расстояние немалое. Вышел я из деревни часов в десять и пришел в город часа в три.
  Ю. Был в дороге часов пять.
  Н. Ни попутного транспорта, ни попутчиков мне не встретилось. Вот так в гордом одиночестве я и прошел все свои километры, любуясь природой и проклиная руководство автохозяйства, которое не отправило рейсовый автобус по маршруту в этот день. Домой пришел уставшим, а тут еще на вечеринку надо идти. Отдохнул часа три, нарядно оделся и пошел. Хорошо, что идти надо было не далеко. Праздник отмечали у одноклассницы, ее родители разрешили, сами они где-то тоже были в гостях, а может быть, просто на это время сидели у родственников или соседей.
  Ю. Что не сделаешь для своей дочки или сыночка, тем более такой пустяк, как посидеть у соседей несколько часов, пока компания веселится в их доме.
  Н. Так уж сложилось, что наша дружная компания одноклассников и проживала недалеко друг от друга. Я называл эту компанию «базарскими».
  Ю. Потому, что жили мы все в районе центрального рынка.
  Н. Я быстро добрался до знакомого дома, и настроение стало улучшаться, усталость перестала ощущаться, сердце забилось быстрее в преддверии встречи со своей ненаглядной. А уж когда открыл входную дверь и увидел своих друзей и подруг, тогда так стало хорошо на душе, что готов еще пройти расстояние вдвое большее, чем прошел с самого утра и не ощутить усталости.
  Ю. Вот так мы отмечали все праздники великой страны.
  Н.  Главное в этом мероприятии было то, чтобы уговорить родителей оставить нас одних в их доме часов на пять.
  Ю. А остальное, как говорят, «дело техники».
  Н. Особенно мне нравилось встречать в своей компании Новый год.
  Ю. Чем хорош этот праздник?
  Н. Тем, что он начинается не 31 декабря, а значительно раньше.
  Ю. И на всем протяжении до празднования витает дух праздника и хорошего настроения, и приятных забот, и всего другого, чего нет на других праздниках.   
  Н. Еще задолго до праздника мы начинали собирать деньги и покупать все необходимое?!
  Ю. А в магазинах всего не хватало на всех, что только не предпринималось для того, чтобы достать все необходимое.
  Н. Возможно, это и было хорошо.
  Ю. Все, что производилось дома, брали в неограниченных количествах. И помидоры, огурцы, яблоки и все другое, что было, родители отдавали с охоткой, наверное, вспоминая свою юность.
  Н. Все, что надо было достать, отвечали мы, мальчики-одноклассники.
  Ю. К кому только мы ни обращались, чтобы купить тот или иной продукт, консервы или шампанское.
  Н. А когда все было решено, то брали сумки и человека три ехали в магазин или на районную базу, где уже имели знакомства через своих родственников и покупали заказанные продукты.
  Ю. Бывали такие случаи, когда нагрузимся столькими покупками и в обе руки, что до дому еле доберемся.
  Н. Распределим все покупки по квартирам, чтобы на праздник все принести и, чтобы никто не использовал по необходимости в преддверии праздника приобретенное.
  Ю. Были случаи, когда мы, мальчишки класса, пропускали уроки.
  Н. Это было и редко в старших классах, нас за это и ругали, и говорили об этом на родительских собраниях, но поделать с нами ничего не могли.
  Ю. Вот и на этот раз, мы, несколько одноклассников, решили пропустить последний школьный урок. Взяли свои портфели, причем они были сшиты из стандартных школьных дермантиновых папок, которые продавались в школьных магазинах.
  Н. Но они отличались от магазинных тем, что в них могло вместиться две- три общие тетрадки.
  Ю. Мы их сами ушивали до такого состояния, чтобы выглядеть современно в глазах своих сверстников.
  Н. Так сделал один из одноклассников и за ним последовали остальные.
  Ю. Взяв свои школьные «пожитки», мы двинулись на выход. Одна из наших одноклассниц, боевая девушка и секретарь комсомольской организации, просила нас не делать этого.
  Н. Но мы проигнорировали ее просьбу.
  Ю. Тогда она взяла свой портфель и пошла на выход из класса вместе с нами. Мы, как могли, стали ее отговаривать от этого шага, и снежками бросали в нее, и попадали, но она была непреклонна в своем решении. «Вы уйдете, и я уйду вместе с вами», – заявила она.
  Н. Делать было нечего, ее авторитет, а она была, к тому же симпатичной девушкой.
  Ю. И нравилась мне, и дружба с ней для меня была столь высока, что я предложил «беглецам» остаться и на последний урок.
  Н. Мы согласились со тобой, и просидели этот час на занятии.
  Ю. И тогда, и сейчас я задаю себе один и тот же вопрос: что она хотела нам этим доказать? Может быть, свой характер закаляла по теме школьного произведения или нас примером воспитывала, или?.. Сейчас, когда прошло много лет, живя в разных регионах страны, я спрашиваю ее, когда звоню по телефону или общаюсь по Интернету, об этом случае, но она всегда отвечает, смеясь и уклончиво, как в кино. Продолжение придумывайте сами.
  Н. А помнишь, что в наших краях на первомайские праздники снег еще лежал на улицах города и полях.
  Ю. По предложению учителей мы ставили ветки с деревьев в стеклянную емкость с водой, относили их в теплое место и ждали, когда на них появятся листочки.
  Н. Сами или с помощью родителей, или взрослых из бумажных салфеток вырезали разноцветные цветочки и прикрепляли на эту ветку.
  Ю. Получалась очень хорошая композиция, с которой можно гордо прийти в школу и встать в свою колонну демонстрантов.
  Н. Ко всему этому добавлялись два или три воздушных шара.
  Ю. Можно это все заменить одним флажком с символикой.
  Н. После построения в классной колонне и проверке участников мы выдвигались в центр города, где и проходила демонстрация.
  Ю. До центра города было километра три от школы, колонна двигалась медленно, на дороге были лужи, а по обочинам еще лежал не растаявший снег.
  Н. Надо было как-то коротать это время: разговорами, анекдотами, а мальчишки вставляли в древко флажка иголку, и этой иголкой протыкали воздушные шарики, которые несли девочки класса.
  Ю. Слышался сильный хлопок от разорвавшегося шарика, от неожиданности все вздрагивали, кричали и начинали искать – кто умудрился так поступить.
  Н. Пошумев, покричав – все успокаивались и продолжали движение до следующего подобного «дезкого» поступка одноклассника с подрывом шарика, который просто хотел таким образом в очередной раз обратить на себя внимание наших девочек.
  Ю. И я тоже таким образом пытался обратить на себя внимание понравившихся мне девочек.
  Н. Возраст был такой – переходный.
  Ю. За   некоторое   время, предшествовавшее выпуску из школы, по телевизору был показан мультипликационный фильм «Бременские музыканты».
  Н. Фильм веселый, музыкальный.
  Ю. Мне в этом фильме, кроме всего прочего, понравился покрой брюк главного героя. На выпускной вечер я надел, заказанные в ателье, понравившиеся мне брюки. Надел всего лишь один раз. В ателье подходящего брючного материала не было, а сроки поджимали, и их пошили из драпа – материала, больше используемого для пошива пальто. Отчего они были такими тяжелыми, что когда я приезжал в отпуск к родителям и видел в шкафу этот образец, который мама хранила на память, то говорил, чтобы ими занимались поднятием тяжести, вместо гантелей.
  Н. По весу брюки не очень много уступали им?
  Ю. Помнишь моего соседа Валерия?
  Н. Конечно.
  Ю.  Мы тогда учились в восьмом или девятом классе и были оба под два метра ростом. А этой весной было много снега, он таял быстро и затопил у них яму – подвал с соленьями. Он попросил меня помочь извлечь из погреба несколько бочек с припасами. Глубина ямы была метра два с половиной и на одну треть заполнена водой. Его мама, спустилась в яму. Вода доходила ей до колен, она обвязала бочку с капустой веревкой, и мы, как два трактора, стали ее тянуть наверх. В какой-то момент, когда бочка уже показалась наверху, веревка не выдержала и оборвалась, и бочка со всей высоты упала вниз. Волна воды от падения бочки была такой высокой, что его мама погрузилась под ней почти с головой. Мы, конечно, с Валерием наверху смеялись, но так, чтобы его мама не видела этого. Поругав из подвала все, на чем свет стоит, и всех, кого можно вспомнить в такой момент, включая и нас, она переоделась, и мы со рвением взялись за старое.
  Н. В дальнейшем все было хорошо?
  Ю. Мы учли свои ошибки, и остальные бочки достали из ямы без особых приключений. Когда соседка приходила к моей маме, то вся прошедшая трагедия пересказывалась ею как комедия, со смехом и деепричастными оборотами. Особое внимание она акцентировала на волне, которая была такой высокой, что захлестнула ее почти с головой, а вода была очень холодной. И как все это напугало ее.
  Н. Хочу отметить, что Валера очень хорошо выпиливал лобзиком и меня научил этому. У меня до сих пор хранится несколько фигурок и полочек, как память о том времени.
  Ю. Главное было тогда достать фанеру определенного размера, а уж затем планировать, что из нее можно выпилить.
  Н. Была фанера с малым количеством слоев, и нам везло, когда удавалось достать многослойную фанеру.
  Ю. Что только для этого не предпринимали: покупали, меняли, выпрашивали. Но то, что потом из этого получалось, стоило того.
  Н. А в какие секции мы с товарищами по улице только не ходил: фотокружок, кружок моделистов-конструкторов, футболистов, волейболистов.
  Ю. Сейчас такого их изобилия и душевного отношения к их членам в провинции не встретишь.
  Н. И все было бесплатно.
  Ю. Любовь к этим занятиям я сохранил с тех пор до сегодняшних дней, хотя и в разной степени.
  Н. С большим удовольствием делаю фотографии и видеофильмы, играю и в футбол, и в волейбол болельщик заядлый тоже. 
  Ю. Зима мне вспоминается березами, росшими на нашей улице.
  Н. Такая была красивая наша улица.
  Ю. Другой такой же улицы в нашем городе, больше не было.
  Н. Березы на ней росли метров через десять.
  Ю. А зимой, когда на них образовывался иней, хоть картину рисуй. Вот в это самое время я и дожидался своих одноклассников, чтобы обдать их инеем с деревьев, ударяя своей ногой по стволу.
  Н. А когда зазеваешься, то и сам попадешь под снежную лавину, созданную твоим товарищем или соседом по улице.
  Ю. Все равно было хорошо и от этого. 
  Н. На нашей улице не было асфальта.
  Ю. Когда проходил дождь, то лужи были такими большими, что их и с разбегу не всегда перепрыгнешь.
  Н. Я неоднократно замечал, что следы вели только к луже, а затем пропадали. 
  Ю. Ну не плыли же горожане на плоту, да и перепрыгнуть ее было невозможно. В сапогах не все ходили.
  Н. Оказывается, пешеходы, чтобы не выпачкать своей обуви, ухитрялись преодолевать препятствия в виде луж по забору, переходя все расстояние лужи, на своих вытянутых руках. И я это проделывал неоднократно, когда стал взрослее. Подходишь к луже и видишь, что перепрыгнуть ее невозможно даже с разбега. Тогда запрыгиваешь на деревянный забор, который доходит тебе до груди, и, опираясь только на руки, (ноги просто свисают вниз), медленно перебирая руками, от штакетины к штакетине преодолеваешь препятствие.
  Ю. А когда я был меньше возрастом, то наоборот, любил измерить глубину каждой лужи, отчего и приходил домой с промокшими ногами, хотя и был в сапогах.
  Н. А что мы, детвора, вытворяли весной, когда текла вода от таявшего снега.   
  Ю. Основная масса населения города ходила еще в зимней обуви, а у нас на улице был узкий проход, переулок.
  Н. Вот там-то мы и делали обманки: вырывали в снегу ямки, а сверху присыпали снегом, делая их незаметными этой маскировкой.
  Ю. Сами играли здесь же неподалеку, наблюдая за тропинкой.
  Н. Ожидали, когда невнимательный прохожий становился ногой на нашу замаскированную ямку, и нога его уходила в нее.
  Ю. Замочив свои штиблеты, как правило, он начинал ругаться, проклиная всех и все на свете.
  Н. Нам этого и надо было.
  Ю. В его присутствии негромко и несмело, чтобы не привлечь его внимания, а по его уходе уже громко и смело выказывали свои эмоции и смехом, и жестикуляцией.
  Н. Смеялись от всей детской души.
  Ю. Насмеявшись и обсудив случившееся между собой, а нас собиралось до десятка детей, начинали вновь маскировать свою ямку.
  Н. И все повторялось вновь с самого начала.
  Ю. Но были и такие случаи, когда в ямку нашу попадались и участники данного мероприятия.
  Н. Ямок, замаскированных было много, и все сразу не запомнишь.
  Ю. У Владимира, одного из близких соседей и местного заводилы, была сестра Валентина.
  Н. Она была еще мала и ходила в детский сад, она и попала в одну из обманок.   
  Ю. Всю мокрую с головы до пят он повел ее домой переодеваться.
  Н. А когда пришел, то решил нас удивить своим мастерством.
  Ю. По правде говоря, он умел это делать в детстве.
  Н. Перепрыгивая ложную обманную ямку, он обеими ногами угодил в настоящую.
  Ю. Сколько было смеха от этого его «прокола».
  Н. Смеялись и от самого случая провала в ямку и от его, Вовкиного, «выпендрежа», и от чего-то другого понятного только ему, веселящемуся.
  Ю. Нехорошо смеяться над товарищем, но это не тот случай.
  Н. Делать ему было нечего, как за своей сестрой двинуться в направлении дома за получением нагоняя от родителей и лишения себя дальнейшего удовольствия от созерцания новых действий с прохожими.
  Ю. Когда проходили наши родственники или знакомые, то мы старались их провести по хорошей тропинке, чтобы нам не попало от родителей за наше поведение, если бы они могли пожаловаться на нас.
  Н. А по заборам мы ходили и ногами.
  Ю. Нас этому научил тот же Володя, который был старше нас года на два, и такой был мастер на проказы.
  Н. Один из нас забирался на деревянный забор и шел по нему, балансируя руками, до тех пор, пока не падал на землю.
  Ю. За ним этим же маршрутом шел другой и так далее.
  Н. Затем выбирали победителя: кто дальше всех прошел, тот и объявлялся победителем.
  Ю. Переходили к следующему забору и все повторялось сначала.
  Н. Но эта забава скоро тоже закончилась, после того, как один из нас сел верхом на забор, когда сломалась штакетина под ногой, и его пришлось снимать с помощью взрослых, потому что он был зажат между двумя другими штакетинами и сидел, как конник в седле.
  Ю. Тогда мне дома объяснили, к каким последствиям это может привести для мальчика при его падении, и я больше уже не ходил по штакетнику забора.
  Н. Не помню точно в пятом или шестом классе отец в наш частный дом для меня принес голубку. Она была вся черного цвета с хохолком на голове и с перьями на лапках. Со стороны казалось, что она в брюках клеш, модных в то время. Мне она очень понравилась. Через месяц по просьбе мамы отец принес в дом еще и голубя. Голубь был красно-белого цвета, очень большой и напоминал больше курицу, чем голубя. Я к ним очень привязался, и мне нравилось заниматься с ними. С тех самых пор стал я заядлым голубятником.
  Ю. Любишь голубей и сейчас?
  Н. Не пропущу случая полюбоваться их грациозностью, красотой окраски, высотой полета, когда встречаю голубятню, прогуливаясь по городу. Люблю пообщаться и с хозяином голубей, спросить его и узнать для себя, что-то новое в их разведении и содержании.
  Ю. Не помню, в каком классе, но однажды занимаюсь аквариумом и пою романс «Вот мчится тройка почтовая по Волге матушке зимой», только что исполненный по радио в одной из программ. Да так распелся, что и не заметил, как ко мне подошла мама и спросила после окончания моего «сольного пения», а не хочу ли я пойти учиться на оперного певца. На что я не ответил тогда внятно ей ничего, да и сейчас на этот вопрос не могу ответить. Подпевать люблю, а петь профессионально...
  Н. Кроме желания еще и голос нужен был по крайней мере в те давние времена, когда каждый солист пел сам за себя.
  Ю. Сейчас он не обязателен, компьютер за тебя все сделает в лучшем виде, только рот успевай в такт открывать.
  Н. А-то ведь и рот открывают некоторые «певцы» не вовремя, и закрывают тоже.
  Ю. А учиться я хотел поехать в Ленинград и заниматься исследованием океанов и морей – последствия доброго влияния на меня комнатных аквариумов и их обитателей.
  А аквариум меня заинтересовал тогда, когда я с родственниками поехал в гости к дяде, маминому брату, который держал аквариум с рыбками. Мне это так понравилось и так заинтересовало, что я тоже попросил родителей купить мне подобное в мою комнату, что они и сделали со временем.
  Н. Во время нашего босоногого детства было модно, если хочешь иметь авторитет среди своих товарищей, выходить в радиоэфир. На первый взгляд, все вроде бы просто: имеешь радиоприемник, к нему собираешь приставку на одной радиолампе, микрофон, а можно и без него.
  Ю. С помощью паяльника соединяешь все в единое целое и выходишь в радиоэфир.
  Н. Включаешь магнитофон с хорошими, лучше импортными, записями, берешь свой транзистор, чтобы слушать свои же записи, но не дома, а на вечерней улице, и идешь на «тусовку» к кому-то, на бревна. Выходная мощность такого устройства была небольшой, и записи можно было слушать на небольшом расстоянии от своего дома.
  Ю. Но и этого было достаточно, чтобы прослыть деловым парнем.
  Н. Но одна особенность портила настроение от затеи, незаконность данного мероприятия. И милиция частенько накрывала после соответствующей оперативной работы таких радиохулиганов. Радиоаппаратуру всю изымали, таскали по милиции, брали штраф рублей в пятьдесят, сообщали в школу.   
  Ю. Вообще, проводили по всем кругам мальчишеского ада.
  Н. Меня это тоже сдерживало, хотя я уже имел свою приставку с дефицитной радиолампой, но в радио эфир не выходил. А сосед выходил в радиоэфир с позывным «Сестра Татьяна». У него действительно была сестра с таким именем, возможно, он в честь ее и взял такой позывной. Его кто-то сдал, и к нему приходили органы, но он поступил очень просто и оригинально, с моей стороны, не открыл входную дверь и не выключил радиопередатчик.
  Ю.  У нас по соседству жил дядя Миша, небольшого роста, но до того подвижный, что приходилось этому только удивляться. И до того был веселым человеком, не знаю, как наедине с самим собой, но на людях ему не было равных в шутках и анекдотах.
  Н. Я их иногда слушал, когда он приходил к отцу за каким-то инструментом или просто поболтать по душам.
  Ю. А мастер в плотницком деле был непревзойденный: в одиночку подвел в свой дом несколько венцов, не разбирая сруба.
  Н. Пристроил к дому еще несколько комнат, дом заиграл красотой и стал похож на маленький дворец.
  Ю. Но больше всего он мне нравился, когда был крикуном, играя в лото.
  Н. В лото собирались играть почти все соседи, и доходило до того, что на каждого приходилось только по одной карте, хотя все играли на двух, а некоторые и на трех лоточных картах.
  Ю. Дядя Миша не закрывал номера на картах, как это делали многие, в том числе и я.
  Н. Для этого необходимо было иметь много закладок, а их не хватало, и приходилось закрывать номера, когда закладки заканчивались, чем попало.
  Ю. Он играл в передвижку.
  Н. Это придавало ему особый шарм.
  Ю. Так вот, когда он кричал, объявляя номера бочонков, доставаемых из мешочка, смеху было больше всего. Народу было много, и играли в лото прямо на улице.
  Н. Приходили играть со своими стульями и скамеечками.
  Ю. И когда прохожие проходили мимо, то поневоле останавливались, чтобы послушать комментарии крикуна. А они сыпались из него, как из рога изобилия. Сорок четыре он называл «стульчиками», девяносто – «дедом», одиннадцать – «барабанными палочками» и так далее. Некоторые, особенно новички, еще не знали подобной терминологии и переспрашивали по нескольку раз. И каждый раз он умудрялся отвечать с неповторяемым юмором, что приводило в восторг даже самых угрюмых.
  Н. Иногда прохожих собиралось больше чем играющих.
  Ю. Эта игра проводилась в выходные дни, засиживались допоздна, приходилось организовывать электрическое освещение.
  Н. Жители других улиц и проулков нескрываемо завидовали нам.
  Ю. Однажды крикуном была молодая особа и на четверку сказала «чпыри».
  Н. Так это «чпыри» и прилепилось к ней на многие годы.
  Ю. И когда речь заходила о ней, стоило просто сказать «чпыри», и все представляли, о ком идет речь.
  Н. Жили на нашей улице и чудаки, а когда они выпивали винца, становились еще чуднее. Это произошло вечерним летним днем, когда солнце собиралось уйти за горизонт, а рабочий день уже закончился. Один из соседей после работы употребил лишку спиртного и пришел домой в плохом расположении духа.   
  Ю. Сорвать зло на своих домочадцев было невозможно из-за того, что они все разбегались из-за пьяного хозяина, он начал крушить все, что попадало под руку.   
  Ю. Мы, ребята улицы, наблюдали за происходящим через просветы между штакетинами в заборе с большого расстояния.
  Н. Боялись, чтобы пьяный дядька не погнался за нами и не поколотил бы нас.
  Ю. В это время по нашей улице в модном «прикиде», как сейчас говорят, проходил один из районных руководителей юношеских ватаг.
  Н. Он был старше нас года на четыре-пять, но для нас являлся непререкаемым авторитетом в уличных отношениях.
  Ю. Мы его стали отговаривать от того, чтобы он не проходил мимо дома с пьяным мужиком, который может и его поколотить, как и нас.
  Н. Но это не подействовало на Саню, как его звали, а только раззадорило его.
  Ю. Он пошел прямо мимо дома, бравируя всем видом своим и походкой, а мы, ребятишки, тоже пошли за ним, уже набравшись больше уверенности в себе в надежде на Саню. И надо же такому случиться, дошел он до калитки шагов десять, как она открылась, и показался сам хозяин с табуретом в руках.
  Н. Увидев Саню, он грозно зарычал, одной ногой встал на ножку табурета, а рукой потянул за другую ножку, отчего табурет развалился на две части, одна из которых оказалась в его руке, а вторая осталась лежать на земле.
  Ю. Что было дальше, помню смутно. Помню только, что несемся от калитки во весь мальчишеский дух, поднимая клубы пыли своими ногами. Но краем глаза вижу: кто-то обгоняет меня, прикладывая еще больше усилий для бега, чем я. Это был сам Саня, гроза района и великан в полтора метра ростом. Мне от этого факта стало так смешно, что, когда я вспоминаю своего соседа, то всегда вспоминаю этот случай.
  Н. Пробежав какое-то расстояние, мы остановились, ибо бежать дальше не было никаких сил.
  Ю. А Саня помчался дальше, он был старше нас, и сил для бега у него было больше, да и перепугался он, очевидно, сильнее нас.
  Н. Через какое-то время нас родители позвали по домам.
  Ю. Улица совсем опустела до следующего дня.
  Н. А на другой день были другие случаи.
  Ю. На этой самой улице, в пыли и неровностях, мы гоняли футбольный мяч.   
  Н. Настоящих футбольных мячей у нас не было, и мы играли синтетическими, пластмассовыми, которые были накачаны еще на фабрике.
  Ю. Чем они были хороши?
  Н. А тем, что стоили очень дешево. И когда они прокалывались, а это случалось часто, их можно было купить за свои ребяческие карманные деньги и почти во всех магазинах культтоваров.
  Ю. Но если этот мяч, посланный с большой силой, попадал тебе в незащищенное место на теле, то обжигал сильнее, нежели крапива.
  Н. А краснота на теле от этого не сходила несколько дней.
  Ю. Но мы не замечали подобных неудобств и гоняли эти мячи и летом, и осенью, и весной.
  Н. Весной, конечно, меньше, потому что у нас в мае еще лежал снег.
  Ю. Ведь наша сборная СССР по хоккею была чемпионом и мира, и Европы, и Олимпийских игр.
  Н. Нужна была хоккейная смена.
  Ю. А мы как раз и хотели быть этой сменой и походить на Харламова, Фирсова и других наших кумиров, и знаменитостей.
  Н.  В хоккей мы играли на своей улице, на картофельном поле.
  Ю. На этом месте должен был стоять дом с номером и жильцами, но пока там не было никого, и его заняли мы.
  Ю. Хоккейная площадка представляла собой расчищенное от снега поле с бортами из снега и хоккейными воротами из деревянных палок.
  Н. Вместо шайбы использовали мячик для игры в теннис.
  Ю. Игра не заканчивалась, если даже он вылетал за пределы снежных бортиков, а продолжалась и за их пределами с еще большим ожесточением и азартом.
  Н. Она останавливалась, лишь когда мяч залетал в соседский огород и за ним приходилось через него лезть.
  Ю. Причем через калитку никогда и никто не ходил, а именно перелезали через забор, потому что, когда ты идешь через калитку, соперник или сопернику забрасывали шайбу, а тебя на площадке не было, ты не ощущал всей прелести увиденного.
  Н. До такого старались не доводить.
  Ю. В прошлом году я был на родине встретил там Валерия и спросил у него, кем он был в футбольной команде, хотя и помнил это – полузащитником или защитником. Он ответил: «Ну, конечно же, нападающим».
  Н. Это самое любимое амплуа игрока, который забивает голы в ворота соперника, и всем хотелось им быть.
  Ю. Играли и на колхозном рынке.
  Н. Он находился через дорогу от кинотеатра.
  Ю. Рынка сейчас уже нет.
  Н. На его месте построена городская школа со стадионом и бассейном.
  Ю. При нас о такой можно было только мечтать. Места там было много и играть было одно удовольствие.
  Н. Играть там было приятно еще и потому, что после базарного дня на импровизированном футбольном поле, всегда можно было найти несколько медных, а то и серебряных монет.
  Ю. Были времена, когда находили по целым десяткам, не говоря уже о рублях.   
  Н. Если играть в футбол надоедало, то мы раскручивали карусель, расположенную здесь же, на рынке, и катались.
  Ю. Карусель работала только по выходным дням, когда работал рынок, все остальное время она стояла.
  Н. И только мы, ребятишки, раскручивали ее вручную, когда играли в футбол на базаре среди недели.    
  Ю. А зимой в хоккей мы играли здесь же, на базаре, только в мясном ряду.
  Н. Там играть было хорошо тем, что по бокам располагались бортики, которые на улице отсутствовали.
  Ю. На улице бортики были из снега, а скорее они отсутствовали совсем, и шайба вылетала за пределы хоккейной площадки.
  Н. А в мясном ряду играть было одно удовольствие, обводка осуществлялась за счет бортика.
  Ю. Было, как вчера.
  Н. У меня был товарищ по улице, который жил напротив нас, мой ровесник и веселый парень Саша.
  Ю. Он учился в другой школе, где его мама работала учительницей.
  Н. С восьмого класса он решил быть военным, сделал у своего дома перекладину и тренировался на ней.
  Ю. Я тоже неоднократно использовал эту перекладину, когда занимался спортом у себя во дворе.
  Н. Штанга у меня была, а вот турника не было, и я ходил к нему.
  Ю. Турник был около дома, и беспокоить никого было не надо.
  Н. Иногда мы вместе с ним устраивали соревнования на количество раз по подтягиванию. О военном училище я тогда еще не думал.
  Ю. В августе месяце нас, ребят призывного возраста, через районный военный комиссариат отправили в спортивный лагерь, чтобы подготовить нас к службе в Вооруженных Силах.
  Н. Таких, как мы, будущих призывников набрали человек сто и поселили нас, под руководством военных далеко за городом в палатках около речки.   
  Ю. Дисциплина была, как в армии: подъем ни свет, ни заря, зарядка, построения, учеба, кроссы.
  Н. Пока отбоя дождешься, с ног упадешь не раз.
  Ю. Было и такое.
  Н. Санек в военный комиссариат прибыл в армейских сапогах, огромных, тяжелых и не по размеру.
  Ю. Над ним все еще подсмеивались, но он решил быть офицером, и все тут.
  Н. А я налегке, со спортивной сумкой.
  Ю. Провожающих было, помню, больше, чем отъезжающих.
  Н. Был митинг, напутствия и бутерброды в дорогу. Я в лагере пробыл неделю, за которую познакомился и подружился со всем «руководством» других улиц и районов.
  Ю. Это знакомство позволяло позже урегулировать многие неприятные вызовы того времени в нашей городской среде.
  Н. У отца был мотоцикл с коляской «Урал», который стоял около дома на территории нашего сада. Прав на его управление у меня не было, но по улице я иногда ездил. А тут в гости ко мне пришла одноклассница, родителей дома не было, и я решил прокатить ее за город, а там еще дальше, до бабушек в их деревеньку, в которых они жили. Туда доехали хорошо проселочными дорогами.
  Ю. Чтобы ГАИ не остановила и не отобрала транспортное средство?
  Н. Проведали родственников и тронулись в обратный путь. Перед выездом необходимо проверять содержимое всех баков, чего я не сделал по неопытности. Посредине обратной дороги закончился бензин, и делать было нечего, как выпрашивать его у проезжающих мимо нас водителей.
  Ю.  Бензин был тогда недорогой и денег они за ведро бензина не требовали, выручали просто так.
  Н. Но при подъезде к городу мотор стал плохо тянуть и не набирал скорость, а причину этого я узнал только назавтра, когда отец поехал на нем на работу. Оказалось, что я все время ездил без смазки двигателя, отчего его «запорол», и надо было его ремонтировать.
  Ю. У меня самого был двухскоростной мопед, купленный мне после окончания шестого класса. Сколько радости принесла мне эта покупка, сколько уверенности в себе. На нем я неоднократно, тоже без водительского удостоверения ездил к бабушкам и все лето по их деревням.
  Н. В городе мы зимой не ставили на хранение своих «железных коней», а ездили круглый год, если морозы позволяли.
  Ю. Но одна слабость была у мопеда – слабая рама, которая ломалась у меня многократно. Первый раз она сломалась за городом, и мне пришлось затащить его в лесополосу, где он пролежал до вечера, пока мы с отцом привезли его домой на машине. Один я не мог с ним справиться. И так было неоднократно. Что только не предпринимали для ее укрепления: сваривали и приваривали уголки и ещё много чего. После моего отъезда из дома на учебу этот мопед был подарен соседу по улице.
  Н. До поступления в военное училище я один год учился в сельскохозяйственном институте. Много было веселого и смешного за этот год учебы. Вспоминаю вступительный экзамен по химии. Принимал вступительный экзамен молодой мужчина. В аудиторию впускали по одному человек десять. Вся десятка располагалась за аудиторными столами после того, как брались экзаменационные билеты. Кто на какие ухищрения ни шел, чтобы хорошо сдать этот экзамен.
  Ю. Кто-то писал шпаргалки на гармошках из бумаги, кто-то еще что.
  Н. Многие девушки писали формулы и целые химические реакции на своих ногах выше колен, которые прикрывались юбками. Когда они садились за стол, то край юбки поднимался вверх, и вся шпаргалка была хорошо видна, только успевай списывать. Нам, сидящим рядом, все это было хорошо видно, а преподавателю нет. И он мог только догадываться об этом по каким-то признакам, известным лишь ему. Преподаватель неоднократно им делал замечания за это и даже грозился выгнать с экзамена, если они будут продолжать подсматривать, но так и не решился это сделать. Ведь эту шпаргалку надо было отобрать у абитуриента, а как это сделать? То ли этикет не позволял, то ли побоялся ошибиться и посмотреть на те места на девичьем теле, которые прикрывались юбкой, и ничего там не найти, но так на это и не решился. Причем, пока я сидел и готовился к ответу по билету, замечаний было сделано много и не одной и той же девушке. Как я помню, этот экзамен сдали все без «двоек», а с положительными оценками. Я еще тогда очень был удивлен мастерству и смекалке этих девчат. 
  Ю. В школе я такого напора наглости, как ты на этом экзамене в институт, не встречал.
  Н. Но во время учебы я насмотрелся на еще более смекалистых и мастеровитых студентов, а затем и курсантов военного училища.
  Ю. Да я тоже со временем сам мог предложить своим сокурсникам что-то оригинальное в этом деле.               
  Н. Однажды я, курсант третьего курса, приехал домой на летние каникулы. В это время у нашего товарища Владимира намечалась свадьба, и он меня пригласил быть его свидетелем.
  Ю. Ты согласился?
  Н. Свадьба проходила в квартире жениха и его родителей, которая находилась на третьем этаже пятиэтажного дома. Народу собралось видимо-невидимо. И родственники с обеих сторон, и друзья, и соседи. Танцевать все выходили на улицу, потому что места для танцев в помещении уже не хватало. Все-таки как хорошо, когда тебя окружают хорошие соседи, всегда можно на них положиться и помощь будет бескорыстная. Помню, зашли на свадьбу прохожие, которых пригласили танцующие около дома гости, а посуда уже вся была на столе, и пришлось идти за ней к соседям. Вызвался пойти и я. Когда зашли к соседям, то бросилось в глаза отсутствие многих необходимых для жизни предметов мебели и посуды. Оказалось, что они эту мебель: столы, стулья, посуду уже отдали на свадьбу. Вот так и выручали соседи друг друга в жизни.
  Ю. У нас говорят, что хороший сосед дороже брата с сестрой.
  Н. Сейчас, когда приезжаю на родину, то встречаемся и вспоминаем нашу юность.   
  Ю. Вспоминаем тех, которые ушли из этой жизни, тех кто остался.
  Н. Стараемся встретиться со всеми, но не всегда это получается.
  Ю. Дела, заботы у каждого свои.
  Н. Какое замечательное время было, но мы его не ценили тогда так, как хотелось бы его оценить с расстояния в несколько десятков лет.
  Ю. Я всегда стараюсь побывать около кинотеатра «Спутник».
  Н. В те славные времена это было самое высокое здание в нашем микрорайоне.   
  Ю. Сейчас оно одно из самых низких.
  Н. Был построен целый комплекс небоскрёбов и территория моего детства и юности затерялась среди них.
  Ю. Но память всегда ставит всё на свои места и это хорошо.
  Н. И это меня радует.
  Ю. Со своими друзьями, товарищами, одноклассниками я вижусь очень редко, все больше в Интернете. На родину приезжаю один-два раза в год, за это время надо побывать во многих местах, могилки родственников разбросаны по всему району, и необходимо за ними присмотреть. Иногда, чисто случайно, встретимся с кем-то из знакомых, постоим, повспоминаем былое и разойдемся. Чтобы встретиться всем классом разом разговор не ведем.
  Н. У всех свои дела, заботы, не до встреч, да и из нашего класса многих нет на этом свете.
  Ю. Но я помню их всех, хотя и не узнаю, когда встречаю, это не меняет моего отношения к ним.
  Н. В них задержалась наша память, в них осталась частица меня самого, и так будет до самого конца, пока один из нас будет, будем и все мы в его воспоминаниях и делах.
  Ю. Как в стихах Владимира Высоцкого: «Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах».
  Н. В последний приезд на улице случайно встретил нашу классную руководительницу и узнал её, а она меня только после подсказки товарища, идущего со мной. Я поприветствовал её, Марию Александровну, поблагодарил за наше обучение и за науки, которые они нам преподавали. Передал привет всем учителям нашей школы и низкий поклон от всех нас, их бывших учеников.
  Ю. На этом всём мы, Коля, воспитаны: семья, школа, улица, пионерская и комсомольская организации, секции в доме пионеров…

  (Объявляется регистрация и посадка в самолет до Севастополя).

  Н. Это мой рейс, Юра. Давай прощаться. Был рад тебя увидеть, вспомнить нашу юность.
  Ю. Взаимно. Передавай привет, кого увидишь и мои координаты.

  (Даёт свою визитку Николаю, а тот свою Юрию).

  Н. Непременно передам. Всего тебе хорошего, Юра.
  Ю. До свидания, Коля!

  (Обнимаются).
       

       КОНЕЦ.

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.