На тихой улице... 22. REAL, ALDI и другие места. 3

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

(Продолжение главы)

22. «REAL», «ALDI» и другие хорошие места*

           Человеку столько всего не надо
           Свежая выпечка и замороженные торты
           «ALDI» – наше всё!
           «REAL»? Слишком велик...
           «Comet» и «Kaiser»
           Приятно вспомнить...
           А что у нас?

* Гурманы, предпочитающие особо дорогие магазины, могут пропустить эту главу.


ПРИЯТНО ВСПОМНИТЬ...

     Сейчас, когда моя бедная молодость всё дальше от меня, а ассортимент наших дорогих магазинов кажется мне бессмысленно избыточным, мне забавно вспоминать собственную растерянность в огромных магазинах «REAL», куда мы иногда ездили за продуктами. Там предлагалось слишком уж много всего, а времени у нас было мало, так как по выходным муж тоже работал, поэтому продукты мы выбирали в ускоренном темпе. Я не успевала всё рассмотреть, понять и решить, что стоит купить, что нам по карману, а что нет.
     Вроде бы всё это изготовлено для людей, а значит, и для нас. Но если сами немцы предпочитают покупать продукты в более дешёвых магазинах, то как же поступать нам? Нас в семье четверо, а работает один муж. Мы дорого платим за квартиру плюс всякие страховки, но нам нужно сэкономить хоть сколько-нибудь денег, чтобы дети были сыты и у себя на родине. У нас ведь не дают пособий, как в Германии, пока дети учатся, а есть, как прежде, картошку с капустой и минтай вместо мяса, а шоколад по одному кусочку в день – так жить им вряд ли захочется.
     А здесь впервые в жизни разрешалось есть столько шоколада, сколько влезет, но оказалось, что много его не съешь. Только большая шоколадка с миндальными орехами или фундуком у нас исчезала сразу – этот шоколад был дороже и, конечно же, вкуснее, потому что он более высокого качества.
     И всё же мы старались покупать продукты в разных магазинах – йогурты, соки, колбасы, вкусный чёрный хлеб с семечками (у нас такого ещё не было), забавные конфеты-желатинки и замечательные пироги «штолен», которые продают перед Рождеством. Они немного похожи на кекс, но более нежные, с разным – тёмным и светлым – изюмом, с цукатами и сахарной пудрой сверху. Пироги весят целый килограмм, но стоят почему-то совсем недорого – три марки, а когда Рождество проходит, они становятся вдвое дешевле, хотя срок хранения у них ещё не закончился.
     Кстати, это напоминает мне ситуацию с ёлками. Уже второго января немцы выносят их из дома на специально отведённую площадку поблизости. Совершенно целые, красивые, ровные, есть даже серебристые – но они не нужны хозяевам, поскольку Новый год прошёл. Кто-то, возможно, держит ёлку немного дольше, но количество выброшенных красавиц растёт очень быстро. Такой «ёлочный базар» собирался в парке неподалёку от детского сада. То ли дело у нас: ёлка стоит обычно до тех пор, пока у женщины хватает терпения подметать осыпающиеся иголки.

     У нас не было режима строгой экономии. Иногда наши чеки за покупки достигали полуметра в длину и платить приходилось неожиданно много. Ну что ж, это ведь куплено на неделю, в том числе стерилизованное молоко и хлеб, упакованный в целлофан, который может храниться так долго, что его даже неинтересно есть. Настоящий ли он? То ли дело тёплая буханка или ароматный батон с хрустящей корочкой, принесённые из нашего обычного магазина! Но в Германии тёплый хлеб, выпекающийся прямо в булочной, стоит намного дороже, чем в супермаркетах.
     В течение недели мы для развлечения заходили за чем-нибудь ещё в  ближние магазины – детям нужен праздник каждый день, хотя бы в виде желатиновых мишек «Haribo» или нового пудинга из  пакетика, чудесным образом загустевающего при разведении порошка молоком. Эта «кулинария» была уже на грани химических опытов, которые непременно присутствуют в жизни всех подростков, но, к счастью, настоящие опыты старшего сына происходили немного позже, в нашей собственной квартире, иначе мы не расплатились бы с хозяевами за причинённый ущерб.
     Как всё-таки хорошо, когда ты можешь купить детям то, что они просят, зная, что это не обременительно для семейного бюджета, а детей на какое-то время сделает почти счастливыми! Я надеюсь, что когда-нибудь и у нас цены станут так же разумно соотноситься с зарплатами, как в Германии, и расходы на обычные продукты не будут волновать людей, как не волновали они никого из моих знакомых в Билефельде.
     Там, если не покупать чёрную икру и не пить дорогой коньяк, ну и, конечно, не ходить каждый день по ресторанам, о расходах на питание вообще не стоит беспокоиться: проесть много денег не удастся при любом аппетите. Другое дело, что в этом потребительском раю их можно легко потратить на что-то ещё – если человек любит дорогие вещи и живёт одним днём.
     Возможно, не экономя на всём и не держась за деньги, такие люди поступают правильно, и в результате у них положительных эмоций больше, чем у других. Жизнь – это то, что здесь и сейчас, а будущее непредсказуемо. Деньги сами по себе, то есть как богатство, приносят радость только тем, кто их очень любит, да и то пока они не обесценились или их не присвоил кто-то более хитрый.


А ЧТО У НАС?

     В наших, отечественных гипермаркетах я бываю редко: они расположены далеко от меня и далеки от идеала. То, что я там иногда покупаю, есть и в ближайших магазинах, а то, чего у нас нет, там стоит дорого. Да, надо признать, что в родной стране нам тоже многое не по карману. Работать добросовестно и уметь зарабатывать деньги – это вовсе не одно и то же.
     Почему же наши надежды на супер- и гипермаркеты не оправдались? Почему там зачастую можно встретить залежалые продукты? Почему недозрелые фрукты и парниковые овощи дороже, чем на рынке?
     Скидки, правда, бывают, причём регулярно, но небольшие и на всякую ерунду: водянистые химические «нектары», зелёные абрикосы, рыбное филе во льду с запахом керосина или ещё хуже, надоевшую куриную колбасу (когда-то мы о такой даже не слышали), растворимый кофе и чай в пакетиках, китайские зонтики (ломающиеся уже в магазине) и другие несерьёзные товары, которые стоят слишком дорого для своего посредственного качества и потому плохо продаются.
     Те, кто ездит в Польшу, любит закупаться в тамошних гипермаркетах – там многие товары дешевле. А наши гипермаркеты – это магазины для обеспеченных людей, которые в целях экономии времени заезжают на машине, чтобы купить всё сразу, не думая о расходах.
     Впрочем, если вспомнить, что у нас было еще 15 лет назад – очереди за мясом, яйцами, сыром, маслом, сахаром, то сейчас жить можно, и даже очень. А можно вообще не есть эти вредные для фигуры и здоровья продукты.
     Особенно дорого стоят у нас те деликатесы, какие из абсолютно недоступных перешли в разряд условно доступных – и в то же время являются роскошью для многих. Я имею в виду икру, осетрину, до сих пор незнакомые для многих людей морепродукты, сыры и напитки. Смотрите, мечтайте, гурманы!

     Я вспоминаю рассказ одной моей знакомой, которая в начале 50-х годов училась в Москве и со стипендии всегда покупала полкило чёрной икры. Чаще она себе позволить не могла, но хотя бы раз в месяц наедалась.
     Спустя двадцать лет я, также будучи студенткой МГУ, могла позволить себе лишь изредка один бутерброд с икрой, какую я так и не успела полюбить (столько же – 40 копеек – стоил самый дешёвый обед в столовой). В банках или на развес я икру не встречала – только один раз на ВДНХ, во время Олимпиады–80, увидела в магазине на ВДНХ** стограммовые баночки по пять рублей, но тогда это было для меня дорого, к тому же я не отношусь к числу гурманов. За нужную книжку я могла отдать пять рублей, а за икру – нет, хотя теперь эта цена многим покажется смешной (это примерно 5 евро).   
     Чёрная икра с некоторых пор перешла в разряд бессмысленной роскоши, и я давно не слышала ни от кого из своих знакомых сообщений о близком контакте с ней. Сейчас выдающимся событием является покупка маленькой баночки красной икры – обычно к Новому году или дню рождения. Даже икра минтая, смешанная в неизвестной пропорции с множеством условно съедобных ингредиентов, продаётся как деликатес.
     За границей чёрная икра тоже стоит очень дорого, но так, наверно, было всегда, потому что икра у них «не растёт». А вот моя немолодая знакомая огорчалась – она не понимала, что случилось с ценами и почему некогда доступный продукт стал для неё гораздо дальше обещанного к 1980-му году коммунизма.
    Чего никогда не смогу понять: как можно сейчас при таких грабительских ценах есть чёрную икру или пить коньяк «Хенесси»? Как можно вообще хотеть этого? При том, что у нас средняя зарплата – 500 долларов, а миллионеров то ли вообще нет, то ли они очень стеснительные и скрытные. Поэтому я не понимаю, кто и при какой зарплате может себе позволить севрюгу, белугу, трюфели (я имею в виду грибы, а не конфеты), крабов, омаров и другие деликатесы. Как были они барской едой, так и остались. Впрочем, мы всегда были выше роскоши, так уж сложилось, посему не тосковали о том, чего не знали.
     Если задуматься, нам вообще для счастья надо не так много денег, но кто же их даст...

** Выставка достижений народного хозяйства СССР – волшебный город светлого будущего, построенный ещё в 1954 году для воодушевления советских людей на новые трудовые подвиги.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/02/08/1676

          


Рецензии