Гибель цивилизации

          ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ГИБЕЛЬ ОТ БЮРОКРАТИИ И ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

          Со второй половины ХХ века стали исчезать яркие интеллектуальные гении  в науке и искусстве во всех странах. Массовая культура стала размывать границы между гением и просто яркой индивидуальностью. Чтобы быть гением,  к своей яркой индивидуальности надо было добавить невероятное количество качественного труда  и  ещё много чего, о чём мы писали в эссе «Природа гениальности». Но проще было имитировать яркость вычурностью и внешней оригинальностью. И  в некоторых, особенно в гуманитарных направлениях и в направлениях современного и массового искусства, где в отличие от точных наук невозможно было сходу определить степень компетентности и мастерства автора или исполнителя, такая профанация  удалась и стала приносить баснословные доходы. На этой базе расцвёл шоу-бизнес, быстро заменивший внутренние эстетические и когнитивные ценности и критерии искусства единственным критерием количества собранных  денег. В традиционалистской философии (Рене Генон и др.), идущей на схождение с мировыми религиями и древними концепциями цикличности развития цивилизации, давно предсказанные признаки апокалипсического распада ассоциированы с пришествием Антихриста или Даджала (в авраамических религиях). Но каждая цивилизационная эпоха сменялась другой по  разным причинам: геологические и космические катастрофы, изменения климата, социально-экономическая или генетическая популяционная исчерпанность и т. п. Конечно, в концепциях истории цивилизаций много спорных положений, но мы не будем акцентироваться на дискуссиях, а обратим внимание на несколько неожиданную и упускаемую исследователями причину деградации нынешней человеческой цивилизации. Вообще говоря, генеральная линия для выживания и превращения человечества в космическую популяцию лежит не в противоречии традиция-новация, а в преодолении лжи на пути к истине, и традиция, и новация хороши настолько, насколько они близки к истине, и плохи они в меру своей ложности.
           Главная восхищающая, развивающая, дающая множество преимуществ отличительная черта нынешней цивилизации – экспоненциальный рост информационных,  и коммуникативных ресурсов на базе развития компьютерных и сопутствующих микроразмерных технологий. Разумеется, это результат фундаментальных открытий в области физики, на развитие которой мощные державы в ХХ веке не жалели ресурсов из стратегических соображений и в гонке вооружений. Но образовалась довольно самостоятельная высокотехнологическая мировая информационно-коммуникативная индустрия на уровне крупнейших транснациональных монополий. Новые чарующие возможности  контролировать и расширять работу мозга, создавать гибриды с роботами, переходить к долгожительству и даже вечности не могут не привлечь новые ресурсы.
Но, как это и бывает, преимущества становятся недостатками. Массовое производство и внедрение новой высокотехнологической продукции в значительной степени стандартизируются сами по себе в погоне за эффективностью и прибыльностью, вместе с тем стандартизирует условия жизни. В этом много хорошего: удешевление аппаратов, приборов, компьютеров, роботов, доступность информации и т. п.
           Но есть и негативные последствия: стимулирование потребительской идеологии и потребительского поведения (современная социология уже готовит молодёжь к варианту жизни на пособия в условиях роботизации и безработицы); подавление и невостребование индивидуальности (за незначительным исключением явно требующихся  для управления и для развития самих технологий талантов); обострение противоречия между опережающими глобальными тенденциями развития мира и отстающими или устаревшими традиционными национальными, этническими, религиозными и политическими локальными «ценностями». К сожалению, экономический и политический миропорядок, установленный после второй мировой войны, не только устарел, но и стал главным тормозом для мирового развития. Совершенно и очевидно устарели: структура  и функции Совета Безопасности ООН, бесконтрольность деятельности ФРС, выпускающей доллары США как одну из мировых валют; принципы ядерного и стратегического вооружения (совершенно непонятно, почему одним странам можно обладать ядерным и космическим оружием, а другим нельзя, почему  ядерные державы не передают свои вооружения под международный контроль); неустойчивость и противоречивость принципов и законов миграции и социальной поддержки, монополизация производства и рынков и т. п.
         Народы мира давно хотят беспрепятственно передвигаться и выбирать место жительства, хотят иметь права, свободы, доступ к образованию, здравоохранению, социальной защите, хотят социальной справедливости  - они не хотят содержать армии, границы, огромный бюрократический аппарат государств… Разумеется, правители государств не могут просто игнорировать требования людей, особенно, где сильны профсоюзы и оппозиционные движения, поэтому идут на компромиссы и хитрости, но всё же они легче объединяются сами не столько во благо людей, сколько с целью сохранить свою власть и личные привилегии. Объединение Европы – это один из глобальных таких компромиссов, начавшихся с ответов Шарля де Голля и Конрада Аденауэра на требования своих народов и на доминирование сверхдержав. И всё бы хорошо, если бы не развёртывание европейской бюрократии, которая по сути с определённым облегчением жизни человека одновременно усложняет  жизнь непомерными бюрократическими требованиями.
          Несмотря на автоматизацию и создание баз данных, параллельно растёт количество всевозможных «бумаг»: одних именных удостоверений, документов, свидетельств, сертификатов, дипломов, страховок, платёжных книг, карточек я насчитал около двухсот! А если ещё к ним добавить документы и их копии для виз, турфирм и т.п., получим несколько тысяч листов, к тому часто копии надо иметь на «флэшках». И даже «чипизация» не спасает. Бюрократия ради своей корысти, сохранения своей власти учредила множество процедур сертификации, лицензирования, регистрации, легализации, аккредитации, признания и т.п. Особенно от этого страдают образование и наука, вмешательство государства в эти сферы (за исключением создания материальных условий для работников и работы) губительно. Весьма поучительны примеры СССР и США. Когда в СССР были созданы хорошие материальные условия для учёных, учителей и учащихся, а содержание было отдано на откуп научной и педагогической общественности, наука и образование достигли высших мировых высот в стратегических направлениях, когда же государство стало экономить и сокращать расходы на зарплату и оборудование и стало вмешиваться в содержание предметов, бюрократизируя все процессы бумажной волокитой, образование и наука скатились к неэффективности. Вмешательство властей в содержание биологических и сельскохозяйственных наук имело трагические последствия…В США начался подъём образования и науки, когда материальная поддержка и создание условий были отделены от определения содержания, когда частная инициатива и рынок стали определять содержание, качество и цели образования и исследований. Дебюрократизация американского высшего образования вывело американские университеты на высший мировой уровень. Кстати, современные дипломы с европейскими стандартами  в результате Болоньевского процесса требуют до двух десятков страниц для своего полного оформления, но и из этого большого объёма невозможно сделать выводы о личности и профессионализме обладателя диплома, тогда как достаточно полчаса неформально встретиться и поговорить – и всё станет понятно… 
          К сожалению, бюрократические требования непомерно усложняют жизнь законопослушных граждан. Теперь мы тратим ещё больше времени в аэропортах, где нас досматривают, раздевают и ещё досматривают…А для незаконопослушных преступников и коррупционеров остаются открытыми все возможности, мало того, для них идёт процесс гуманизации уголовного процесса!
          В условиях стандартизации и бюрократизации в больших ансамблях полностью подавляются и особенные, и отдельные флуктуации. Гениям больше нет тут места. Жизнь без красоты, любви, доброты, цветов и красок. Торжество серой посредственности, захватившей власть…И, как заметил Гегель, посредственность вовсе не безобидна, а агрессивна в своём подавлении любых флуктуаций, любых проявлений, признанных большинством условно отклонениями от их установок.
И тут мы не можем обойти распространённое заблуждение со ссылкой на Уинстона Черчилля (Черчиллю можно это заблуждение простить: он учился неважно и знаниями не блистал), что якобы ничего не придумано в управлении  лучше демократии. История и философия политики, экономики и государственного строительства приводит к совершенно иному выводу (см. наилучшие приведшие к расцвету наук, искусств и всеобщего блага правления Рамзеса Второго, Кира, Ликурга, Александра Македонского, Птолемеев Первого и Второго, Цезаря, Марка Аврелия и т. П. – навряд ли эти формы правления можно назвать демократическими; см. также учения Платона, Аристотеля,  Низама Аль-Мулька, Макиавелли и др. о государстве и политике): в любом случае хорошо правление разумное, но разумность и истина приходят к единицам и никогда – к большинству, которое может блуждать и заблуждаться и сорок, и четыреста, и четыре тысячи лет подряд, если нет разумного пастыря. Естественным образом на почве стремления к истине, к познанию и знанию возникает аристократия знания, профессионализма, благородства, служения всеобщему благу (в отличие от аристократии феодальной, наследственной). В новой терминологии мы называем её интеллектуальной элитой. Не финансы, не оружие, не преступность, не обладание имуществом должно править обществом – только знание, только культ знания делали развитие общества восходящим и почти вечным. Замена высших ценностей на поклонение «золотому тельцу» приводила и приводит народы и цивилизацию к гибели…
          В больших бюрократических системах бывает оптимально пристроиться за первым большим гребнем массовой волны, сносящей сложности и  особенности, тогда можно индивиду легче миновать очередную массовую кампанию, социальную, экономическую или политическую. Утопание в бюрократизме выхолащивает смысл существования не только отдельной личности, но и целых народов и государств. Так, например, события на Украине в 2013-2014 гг. можно ведь расценивать и с позиций ложного доминирования ценности в виде «целостности страны» над свободами и правами человека. Украина как государственное образование сложилась искусственно, декретно. Легко видеть, что спасти её может либо разумный и справедливый общественный договор, либо сильная диктатура. Конечно, было бы разумным и желательным, чтобы при понимании и доброй воле противоборствущих элит и слоёв населения спроектировать и принять такую конституцию, по которой большая часть власти была бы передана на уровни самоуправления и регионов, и при таком противостоянии языков, культур, интересов, исторических и этнических корней на верхнем управляющем объединяющем уровне имело бы смысл  оставить лишь конфедеративное устройство, позволяющее конституционно в крайнем случае даже выход какого-либо образования из состава конфедерации. Ложной целостностью и ложным патриотизмом можно и должно жертвовать в пользу обеспечения прав и свобод человека, в противном случае эти псевдоценности неизбежно приведут к гражданской бойне и тоталитарному мракобесию. И действительно, и на киевском майдане, и в правящих верхах усматриваются тенденции порабощения противоположной стороны, стремление не работать, а жить за счёт другого, не за счёт своего труда. К сожалению, оправдание и поддержка бесчестными властями мошенничества, а не труда создали в масштабах всей цивилизации «чёрную дыру» криминализации, поглощающей все позитивные и нравственные результаты. Подобно Жан-Жаку Руссо мы приходим к выводу об отрицательном нравственном результате развития наук, технологий и искусств, когда у власти плутократия…
           Мы призвали украинских членов Всемирного союза интеллектуальной элиты и системы  Контенант  вмешаться активней в политическую борьбу, направляющую общество к разумности, толерантности, признанию прав человека и меньшинств, признанию автономий и прав компактно проживающих этносов на самоопределение и самоуправление, к ограничению власти президента, центрального правительства и политических объединений и партий, к передаче власти на уровень самоуправления.
           В одной из своих работ мы предложили как разрешающий этнические противоречия международный принцип «пятнистой» автономии, когда в любом государстве компактно проживающее на определённой местности этническое большинство может демократическим  способом избрать способ самоуправления, сформировать автономию и соответствующее правление со всеми атрибутами власти при условии соблюдению норм международного права. Это было бы ударом как по тоталитарным режимам и унитарным диктаторским государствам, доживающим бесславно свой век, так и плутократическим псевдодемократическим государствам (демократия как власть народа вообще невозможна на сколько-нибудь серьёзный период).
          Правители тоталитарных  и правящие круги псевдодемократических плутократических государств  в своих корыстных интересах навязывают народам ложные устаревшие ценности, мракобесие, сеют раздор между людьми, подчёркивая их естественные и исторические различия, игнорируя при этом право каждого человека на социальное равенство и свободный выбор. Заметим, что провозглашаемый во многих конституциях, международных декларациях и конвенциях принцип равенства в реальности цинично нарушается: если потерпевшими в результате преступлений являются государства или банки, включаются процедуры и конфискации, и розыска, и наказаний, но стоит потерпевшими оказаться гражданам – моментально в сговоре действуют в защиту преступников и государства, и «независимые» суды, и правоохранительные органы, и законодательные органы, проводя политику необоснованной гуманизации уголовного процесса, отказа от конфискации неправедно используемого имущества и объявления многочисленных амнистий, причём за счёт всё тех же потерпевших!   
         Международные конвенции по правам потерпевших на практике не применяются и не действуют, поскольку приняты ради успокоения, лжи и оправдания плутократии, тут-то вдруг возникает гуманизация уголовного процесса. Мы неоднократно видели отказ плутократов от этой гуманизации, как только их родные и близкие становились жертвами преступлений. Что-то не видно отказа от правового лицемерия…Глобальным интересам народов мира противостоит глобализм сговорившихся правящих воровских кругов. Поэтому интеллектуальная элита должна разоблачать эту ложь и прикрывающий её необоснованный, циничный, разлагающий людей воровской бюрократизм и обучать, воспитывать, готовить мудрых правителей на смену политическим кукловодам и их куклам.
         Есть скрытая связь между жизнью планеты, её геологическими и биологическими процессами и закономерностями становления и гибели цивилизаций. Мы все являемся жителями единой страны, называемой планетой Земля. Невозможно не быть патриотами этой Родины...   


Рецензии