Ф. Ницше и концепция сверхчеловека

Ф. Ницше и концепция сверхчеловека.
              Ф. Ницше вполне можно назвать гением философии своего времени, смысл которой заключается в непрерывном движении процессе познания, ведущем к росту осознанности человека.  Развитие сознания для Ницше — это  поиск и верное истолкований заложенного философией истинного смысла,  это понимание "природы вещей" и осознавание своего «я», связанное с внутренними (духовными) переживаниями человека.  Ницше внимательно отмечал, что текст одного автора (или любого из писаний) может допускать многочисленные вариации истолкований, так как  сознание  читающих,  из-за своей различной индивидуальности, склонно интерпретировать и двойственность, и даже различность смыслов, иногда, бывает, и в противоречивых формах, ведь каждый понимает смысл относительно своего восприятия. Однако, автор текста хоть и делает всё возможное для того, чтобы каждый читающий его человек правильно понял заложенную авторскую мысль, или идею, но всё же, в силу того, что восприятие у всех людей разное, как и разный уровень осознанности, автор не несет ответственности за неверное истолкование, за искаженное понимание текстов читающими. Поэтому, чтобы действительно понять заложенный автором смысл, нужно, выражаясь ницшевским языком, "слишком человеческое"  перевести в духовное, то есть, мыслить не мерками человеческих представлений, а обширным, качественно иным мышлением. Часто так бывает, что по мере расширения сознания, открываются и "новые горизонты" (а точнее сказать - качественно иные) интерпретаций.
               Затрагивая понятия смыслов, мы касаемся и понятия истины. Истина бывает относительной и абсолютной. Абсолютная истина незыблема (равно статична), потому что исходит от Тайны и Закона Мироздания (т.е. от Источника), это тот Великий Покой, Душа Тайны, которая является Центром Всего  и Вся, и от нее исходит Божественный ток, Высшая Воля или Закон. Абсолютная Истина определяет все сущее и место каждого в матрице Мироздания. Что говорят об Абсолютной истине оккультные писания:
"Абсолютная Истина существует. Хотя мы ежедневно осознаем, что окружающие нас предметы и деятельность не абсолютны, из этого логически отнюдь не вытекает, что все относительно. Как они говорят: "Что полезно одному - вредно другому". Это утверждение справедливо в отношении почти всего в пределах феноменального, материального мира. Однако было бы ошибкой сделать из этого наблюдения вывод, что совершенно ничего не является абсолютным. Абсолютное значит "свободное" или "независимое" (от латинского слова "absolvere" - "делать свободным"). Его философское значение заключается в том, что нечто абсолютное должно быть свободным от преходящего, относительного мира и не затрагиваться никакими его воздействиями. В этом смысле абсолютное синонимично трансцендентному (от латинского transcendere - "выходить за пределы материи").
Шримад Бхагаватам.
"Существуют Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, и которые называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". Другими словами, одна и та же субстанция, называемая нами Абсолютной Истиной, может осознаваться как безличный свет Брахмана, локализованная Параматма или Личность Бога" – Бхагаван.
             Таким образом, Абсолютное статично в своем Законе. Но об абсолютной истине мы сейчас  много говорить не будем, так как это относится к другой обширной теме, а вот об относительной истине внимание остановим, потому что некоторые концепции Ф. Ницше соотносимы с этим понятием.
Любое мнение изменяется с ростом сознания, и сама модальность времени накладывает отпечаток на восприятие человека, и доживи Ницше до наших дней, он возможно и сам  многое видел бы уже с несколько других позиций, но однако, его не зря  называют гением философии, и вот почему: он выдвинул идею о потенциальной возможности человека стать сверхчеловеком, и как это можно применить в наше время: не понимать в буквальном смысле «люби все человечество», но это в первую очередь означает, что  при нормальном (здоровом/конструктивном) общении с каждым человеком, следует обращаться к наилучшей его стороне: к той части, что мы называем Божественная часть, а точнее - к той частице от Создателя, которая называется душа. Человек несовершенен, но Ницше выдвигает идею духовной эволюции,  и это та красная нить, которая имеет общность и главенствует  во всех духовных учениях. Что значит духовная эволюция? Это ответственность, это сознательность, это это осознавание и раскрытие своего божественного потенциала. Раскрытие  лучших качеств, лучшего проявления своего «я» со стороны  духовности. Да, многие люди не могут,  и многие даже не хотят об этом думать, но у каждого своя стадия развития сознания, которая и определяет отношение к себе, к миру, к природе.  Но есть те редкие, которые устали от себя слабого и от своего, подавляющего лицо Человека, низшего манаса,  и для этих людей эволюция сознания - есть движущая сила, тенденция к росту и качественному преобразованию себя самого.
"Моя задача - подготовить человечеству момент высшего самосознания, великий полдень, когда оно оглянется назад и взглянет вперёд, когда оно выйдет из-под владычества случая и священников и поставит себе впервые, как целое, вопросы: почему? к чему? - эта задача с необходимостью вытекает из воззрения, что человечество само по себе не находится на верном пути, что оно управляется вовсе не божественно, что, напротив, среди его самых священных понятий о ценности соблазнительно господствует инстинкт отрицания, порчи, инстинкт decadence", пишет в своих заметках Ф.Ницше.
             Многие, совсем не понявшие смысла философии Ницше, намекают, что «кое-кто уже хотел создать сверхрасу, сверхчеловека, и что из этого вышло?». Но концепция Ницше и бредовые идеи А. Гитлера не имеют ничего общего. И в чем здесь заключается коренное отличие: Гитлер мечтал о расе сверх людей, и он выделял арийцев. Он шел по пути внешнего воздействия, путем насилия, агрессии,захвата с применением нечеловеческих методов жестокости и силы. Но можно ли прийти к "сверхчеловеку" методом силы, или методом специально отобранного генома? Ответ однозначен: нет, как и не может быть избранной национальности. Ницше говорит не о создании сверхчеловека,  как какой-то избранной расе, или нации, а о той внутренней трансформации индивидуального сознания, которое по отношению к тому каким был человек и каким он стал, условно сделает его "сверхчеловеком", но этот процесс по сути, бесконечен, ибо нет конечной точки у развития сознания. То есть, Ницше говорит о той глубокой ментальной работе, которая явит собой глубокое преображение индивидуального сознания. Кого в качестве примера можно привести как образец сверх человека?  Для примера Сверхчеловеком можно назвать любого посвященного адепта, будь то Иисус Христос, великий Пифагор, Гермес, или даже кто-то из нашей современности, имя которого остается в тени. Сверхчеловек – это не только развитое сознание и развитая сознательность, это особая порода людей с присущим им внутренним благородством, которое есть эталон качества личности человека.
             Возвращаясь к теме относительной истины,  следует  упомянуть, что она не статична, а изменчива, и качественные изменения связаны с переоценкой жизненных ценностей,  и осознанность растет лишь через мышление человека, анализ и способность к интеграции. И это сильная сторона относительной истины.  И относительность в том, что в своем развитии, поднимаясь на ступень выше, каждый раз человеку открываются новые горизонты реальности, той, что ранее была сокрыта. Но понять реальность, дать оценку своему движению возможно лишь через мысль. А вот шаблон мысли – есть основа статичности, косности  и заблуждения. Многие люди Ницше не принимают, в качестве своего путеводителя по жизни, и почему в начале этой статьи было упомянуто об интерпретации смыслов: человеку свойственно распознавать и принимать  для себя те концепции, что потакают его человеческой натуре, и здесь возможно сказать, что у каждого «своя философия». Но каждая "своя философия" чаще всего исходит от своего эгоизма, то есть, "своя философия", это удобная философия, это то, что для себя в целях самозащиты вырабатывает внутренний адвокат незрелой личности с целью оправдать свои слабости. Так, у любого вора, или опустившегося до крайности всегда найдется "своя философия", оправдывающая его слабость, негативизм, агрессивность, самость  (и прочие деструктивные проявления), и то,  "почему я так поступил". "Своя" философия в данном контексте подразумевает "то, что удобно мне", "то, что выгодно моему "я"", и "то, приятно моему эго". То есть, человек сам для себя вырабатывает некую удобную ему систему мировоззрения и следует ей в ходе своей жизни, а дальше передает ее своим детям (так, например, тот, кто агрессивен и зол будет учить и  своих детей постоять за себя кулаками), или относительно системы своих ценностей жизни дает советы своим близким. Понятно, что у каждого человека мнения разнятся, но эту разницу и определяет так называемая "своя философия", или иначе: философия низшего эго /бытового эго/ эгоистического манаса.
И в связи с вышесказанным, затронем вопрос, касающийся учений: То учение, которое настраивает на путь духовного развития, всегда неудобно для эгоизма человека, ибо оно требует большой работы и ответственности, также терпения,  поэтому, его часто не принимают, а давшего это учение нередко гонят подальше (так одного такого учителя в былые времена распяли низко-сознательные). Но есть  и те редкие люди, которые устали от себя - духом слабого, и находясь в поиске, они берут такое Учение (которое, конечно Универсально, так как не потакает слабости индивидуального сознания, а напротив, взращивает его), в качестве своего путеводителя по жизни, и сродняются с ним, и вот здесь можно назвать его своим Учением (или своей Философией), той, с которой сроднился, ибо не просто читаешь его, а следуешь ему, воплощаешь его на практике, ибо плох тот духовный философ, чья философия расходится с поступками.  И в этом заключается принципиальная разница между "моя философия" и "моя Философия" (с большой буквы, так как Универсальное  духовное учение становится приближенным к абсолютной истине, так как  взращивает сознание и не преследует целей низшего эгоизма).
               Что говорят современные философы о Ницше:
«По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека — «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы — это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
— это выносливость;
— отвага и свобода;
— утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не удовлетворения, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является и чем-то космическим, и биологическим также: она, по Ницше, есть воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения».
                В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:
— что человек есть нечто, что должно преодолеть;
— все существа создавали нечто, что выше их;
— люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком». 
               Далее, Что такое «Сила, Могущество и Власть», о которых так часто упоминает Ницше? Конечно, это не та сила, не то могущество, и не та власть, к которой стремятся большинство мира сего. Это не власть ради власти, не власть ради подавления воли другого, не власть ради утверждения своего превосходства над более слабым. Это Сила, Могущество и Власть торжества Духа человека; это та сила намерения, когда воля личности соединяется с Высшей Волей, и становится проводником; это та власть человека в качестве высочайшей ответственности за все то, что происходит в его жизни. Это то состояние, когда ум становится Разумом, сознание – просветленным, а личность – свободной.
Как часто мы слышим фразы: «Он оказался во власти своих эмоций», «он оказался под властью стечения обстоятельств», итд, а кроме того, сознание обычного человека загрязнено и собственными деструктивными помыслами, и вторжением чужеродных мыслеформ, которые посылает низшему манасу тонкий мир и масса осознаваемых себя субстанций, которые стремятся завладеть чужой волей и действовать через нее.
Но Ницшевский сверхчеловек взрастил себя, взрастил свое сознание, и оно стало чистым, а ум человека стал светлым, а воля личности принадлежит только ему. Ницшевский сверхчеловек встал НАД своими слабостями...
Сила, Могущество, Власть: И такой человек сам творит свою жизнь (а не плывет пассивно по течению реки жизни, по принципу: «куда выведет течение, то и ладно»), сам решает выбор на перекрестках линий судьбы, и знает, что все то, что происходит с ним в его жизни, находится в зоне его ответственности и влияния на свой выбор.
Вот что такое смысл «Сила,  Могущество, Власть» в ницшевской философской концепции о сверхчеловеке, и с позиции эзотерики тоже.
              Разумеется, что многие фразы Ницше можно понять весьма двояко, однако, каждый читающий этого автора выберет наиболее близкую к своему восприятию трактовку. Одна из таких двойственных фраз - "падающего - да подтолкни!" Но ведь в этой фразе звучит еще и смысл "падать в мои глубины":
"О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть! Все, что от сегодня, - падает и распадается; кто захотел бы удержать его! Но я - я хочу еще толкнуть его! Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную глубину? Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они скатываются в мои глубины! Я только прелюдия для лучших игроков, о братья мои! Пример! Делайте по моему примеру! И кого вы не научите летать, того научите - быстрее падать!", - "Так говорил Заратустра".
Только утратив под ногами привычную почву, человек имеет шанс взлететь... Поэтому, подтолкнуть падающего - в своем обороте, значит научить его летать... На этом моменте очень кстати будет привести в пример одно сказание:
о том, как орлица выбирает себе отца для рождения своих будущих орлят:
               "Она делает такую интересную вещь. С дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определенного времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они спариваются с ним.
Зачем она это делает, вы потом поймёте.
Затем они собираются высоко на скале, вьют гнездо из жестких прутьев, редкое, достаточно жесткое, и мама с папой начинаю выдирать из себя, из своей собственной плоти, клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, забивают все дырки в нём, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца, затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (а они приходят на Свет Божий такими маленькими, голенькими, немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут. Заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им водичку, пищу, и птенцы растут. У них начинают расти перья, крепнут крылья и хвост.
И вот они уже оперились, хотя ещё маленькие. Тогда мама с папой видят, что уже пора...
Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жестко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые. Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала. Эти птенцы падают, а отец их ловит.
А Отец ловил их, как орел, на Свою спину. У орлов ни один орлёнок не разбивается.
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве.
Это очень хороший пример того, как нам воспитывать своих духовных и физических детей. Как важно не передержать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не перекормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить! Но с какой заботой мы должны научить их летать, посвящая этому свои силы, и своё время, и мудрость, и навыки! Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она же не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься... У орлов и так птенцов мало, один или два...", - В. Жемчуг.
В добавление можно сказать, что фраза Ницше "падающего - да подтолкни" относится далеко не ко всем: естественно, это не об отношениях мужчины и женщины. Эта фраза относится к мужчинам именно в том контексте, чтобы иногда пинком воспитать (или взрастить) у них мужество, силу и развить умение действовать в стрессовой обстановке.

              Стал ли Ницше сам сверхчеловеком? Он, разумеется в каком-то смысле сверхчеловек, по отношению к другим людям, если сам дошел то такой  возможной концепции, но ни один адепт никогда сам себя таковым не назовет и таковым не считает, потому что на эволюционной лестнице развития сознания всегда  будет  кто-то, кто  находится еще выше   своим уровнем, и в этом процессе нет конечной точки.
Для Ницше очень важна духовная составляющая отношений: "По настоящему самый близкий человек – это тот, который знает твое прошлое,верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть".
              Ницше презирает аспект самолюбования, он пишет: «даже когда человек сидит на вершине горы и занимается медитацией, он на самом деле любуется собой: «смотрите, как я возвышаюсь над всеми вами, ведь я медитирую здесь на верху, а вы все там-внизу у подножия...».
Но, чтобы на самом деле что-то изменилось в себе самом- надо очень устать от себя самого, от себя жалкого, от себя прежнего, от себя любимого. И здесь он, безусловно, прав. Ницшевский сверхчеловек часто одинок, ибо он вне толпы и вне суждений толпы. Ницшевский сверхчеловек насыщен мудростью, но в тоже время, желает передавать свою мудрость: «Великое светило! К чему свелось бы твоё счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»
             Разумеется, что концепция сверхчеловека Ницше утопическая и не может быть практическим воплощением для каждого из читающих, к тому же, те, кто своим сознанием уже прошел сложнейший путь внутренних трансформаций, тем уже не нужны никакие подобные концепции.
             Кто же такой сверхчеловек в философии Ницше?
Ницшевский сверхчеловек имеет чистый и ясный взор и нет в его глазах отвращения, но есть понимание.
Ницшевский сверхчеловек несет дар людям, но не милостыню,  и этот дар есть Разум.
Ницшевский сверхчеловек не теряет себя среди толпы: толпа есть река, но Ницшевский сверхчеловек есть  чистые воды глубокого моря: «Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение».
Ницшевский сверхчеловек всегда странник, и это странствие  есть путешествие сознания, где нет места иллюзии, ибо плоха та философия, которая оторвана от самой жизни: «Слушая речи одного мудреца, Заратустра смеялся в сердце своём: ибо свет низошёл на него. И так говорил он в сердце своём: Глупцом кажется мне этот мудрец со своими сорока мыслями; но я верю, что хорошо ему спится. Счастлив уже и тот, кто живёт вблизи этого мудреца! Такой сон заразителен; даже сквозь толстую стену заразителен он».
Ницшевский сверхчеловек — это смысл всего бытия.  Это путь возвращения   утраченного смысла существования, это собственная алхимия, это путь к себе истинному, к себе сильному, к себе могущественному, ибо все зло в человеческом мире происходит от слабости…, от слабости духа и черствости души обычных людей.
              "Человек в конце концов находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них".
 Ф. Ницше.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.