Плоды просвещения

     В дверь постучали, и в кабинет директора робко  втиснулась учительница.
 - Слушаю Вас, Надежда Петровна.
 - Я объяснительную принесла, Степан Степаныч. Витя Колобродин просил передать.
 - А почему он сам не пришел?
 - Сказал, что помнит о субординации. И что у него ответственная партия.
 - Что, опять карты? – встрепенулся директор.
 - Нет-нет, - успокоила его учительница.- У него партия в теннис. На первом этаже.
 - Позвольте, но там же нет теннисного стола?!
 - Ничего, Степан Степаныч. Он сказал, что там все продумано.
    Директор вздохнул и погрузился в чтение объяснительной записки.
    То, что Витек Колобродин был самой яркой личностью школы, спорить никто не стал бы, начиная с глупого первоклашки и кончая самым опытным педагогом. Это аксиома. И не только потому, что его круглую кошачью физиономию украшала россыпь разнокалиберных веснушек, которые дополнялись либо багровой царапиной, либо фиолетовым синяком, и все это венчала корона вздыбленных солнечных волос.
Витек был самым активным учеником школы. Сначала с его активностью столкнулась юная учительница начальных классов, которая уже в конце первой четверти вскрикивала от ужаса, увидев во сне своего питомца. В конце учебного года, когда он впервые попал в кабинет директора, его имя уже было известно всей школе.
Просматривая его испещренный красной пастой дневник, директор с нескрываемым интересом посматривал в угол, где скромно стоял наш герой, не отводя в сторону светлого и благородного взгляда.
     Записи в дневнике были летописью замечательной жизни Витька. Все, что можно было совершить за 11 лет школьной жизни, он умудрился выполнить и где-то даже перевыполнить всего за один год. Витек работал на опережение : он плевался, кусался, дрался, обзывался, катался по перилам лестницы, лазил по школьным заборам, крыше и вообще везде, где можно было лазить; мало того, деятельность его простиралась далеко за пределы школьного двора, и иногда его приводили за руку совершенно далекие от школы люди. Он был неутомим в поисках приключений, инициативен и бесстрашен. Для него не существовало авторитетов и сдерживающих факторов. На десятиклассника, задумчиво курящего сигарету за школьным туалетом, он смотрел, как на равного, и стрелял у него бычки без всякого зазрения совести.
Шли годы. Жизнерадостный дискант Витька по-прежнему звучал на переменах и во время уроков, когда он, изгнанный из класса, вел дискуссии с техничками о культуре поведения. Обычно последние, осрамленные аргументами Витька, устремлялись за ним со швабрами наперевес, но юные и стремительные ноги уносили его на простор школьной спортивной площадки, где он, забравшись на дерево, изображал Тарзана, развлекая глядевших в окна старшеклассников.
    Никакие наказания Витька не пугали. Перемещения с парты в угол он воспринимал как награду, потому что оттуда ему было удобнее общаться со всем классом, и это общение обычно оканчивалось сорванным уроком. Удаление из класса он воспринимал как повышение в должности. Вызов мамы оканчивался неизменным подзатыльником, который по сравнению с ссадинами, полученными в боевых поединках, казались Витьку комариным укусом.
    Инспектор детской комнаты милиции познакомился с ним лишь из любопытства, так как в шалостях Витька не нашел криминала. Побеседовав с ним, инспектор порекомендовал классному руководителю направить его кипучую энергию на какое-нибудь полезное хобби.
    Изгнать Колобродина из школы было невозможно, оставить на второй год – себе дороже. С Витьком решили смириться.
    Проходило время. Наш герой мужал. В классе, где он учился, молодые учителя проходили боевое крещение, опытные матерели. А хобби  Витек нашел сам. Он обожал танцевать и неизменно посещал все утренники малышей и вечера старшеклассников. В скромный хоровод « утят» он вносил огромное оживление и разнообразие, а на вечерах шокировал видавших виды великовозрастных танцоров своим « брык-бамсом». 
От своей кипучей деятельности он отдыхал только в кабинете директора или его заместителей, где, переминаясь с ноги на ногу, слушал заученные им наизусть наставления, что школа – это храм науки, который надо уважать, что существуют права и обязанности учащихся, а также ответственность за совершенные деяния. Понятия о долге, чести и совести он тоже получил здесь. Дав клятвенные заверения, что он все осознал и понял, Витек снова окунался в упоительную музыку приключений.
     Но со временем его наставники  с удивлением и удовлетворением начали замечать, что Витек изменил легкомысленное отношение к индивидуальным профилактическим беседам. С нескрываемым интересом он слушал информацию о статьях УК, Декларации прав  человека, Конституции, которая не только гарантирует права, но и возлагает обязанности. А вскоре тома докладных на Витька, которые иллюстрировались вырванными страницами дневника, тетрадями, отрывками школьных сочинений, его зарисовками на уроках, практических и лабораторных работах, стали дополняться довольно своеобразными объяснительными, подобными той, которую сейчас тщательно изучал директор. ( Содержание ее дается после значительной коррекции, так как с орфографией и синтаксисом  дружить Колобродину было некогда).

                Объяснительная
     После уроков мы с моим другом Серегой стояли у окна и не могли не обратить внимания на то, как наш ученик Р. шел по коридору в шапке, чем продемонстрировал свое неуважение к Храму Науки. В ответ на мое замечание он вместо извинения пытался отобрать  шапку то у меня, то у Сереги, затем хамски обругал меня почти нецензурными словами, чем унизил мою честь и достоинство. И ушел с тупым упрямством домой без шапки. Не допустив мысли, что он может не возвратиться за шапкой, так как на улице было минус 20, мы с Серегой положили шапку на видное место, а именно у входа в школу, чтоб не затруднять его поисков. Сами ушли по своим делам.
     "На следующий день его мама, не соблюдая презумпции невиновности, пришла в школу и потребовала, чтоб я вернул шапку. Но как я мог ее вернуть, если ее у меня не было?! Я объяснил ей это, вежливо улыбаясь. А она повела себя странно, закричала, что если я буду скалить зубы, то она  их у меня повыбивает, а также  сама обломает мне рога, ( что попадает под статью УК за хулиганство), что она наведет здесь порядок, если весь педагогический коллектив бессилен, чем унизила честь и достоинство нашего замечательного, творческого педагогического коллектива, который отдает все силы, а если надо, отдаст и жизнь делу воспитания подрастающего поколения. Мало того, эта неуравновешенная и невоспитанная мама, посягая на мою честь и достоинство, привела меня за шиворот в ваш кабинет, а Вы, уважаемый директор, не разобравшись, сделали поспешный вывод о моем посягательстве на чужую частную собственность вместо того, чтоб защитить меня от несправедливости, что не соответствует Декларации прав человека, а также нарушает основной закон нашего государства , а именно Конституцию Украины. Прошу Вас разобраться и сделать правильный вывод."

Внизу стояла залихватская роспись с крыльями, крючочками и завитушками.
Директор схватил себя за вспотевший лоб застонал: « Довоспитались! Вот они, плоды просвещения! « Схватившись со стула, он спросил коллегу:
- Так где он? На первом этаже? На решающей партии? Все. говорите, продумал? Значит, для теннисного стола опять двери 2-Б снял!.. Только будьте осторожны, а то он нас с вами под орех разделает!
И они вылетели из кабинета и стремглав понеслись вниз по школьной лестнице.

ББК 84 (4укр-4 дон)6
Б30


Рецензии