Радостный день

1 июня.

Воскресный полдень вполне соответствовал тому праздничному настроению, которое с утра задавали солнечные лучи, усердно заливающие город светом. Воздух был очень тёплым, но изнуряющая жара отсутствовала; духоту не могли нагнать даже непрерывно снующие по нагретому асфальту автомобили. Хотя и очень старались. Весело перемигивались друг с другом светофоры. Неожиданно мелодичные гудки клаксонов удачно аккомпанировали грачам, устроившим галдёж по случаю становления на крыло созревших двухмесячных слётков. По пешеходному тротуару, тянущемуся вдоль проспекта, неспешно прогуливались пёстрые группы улыбающихся людей, спешащих насладиться приятной погодой выходного дня. Осины и буки, росшие в раскинувшемся вдоль проспекта парке, призывно шелестели мягкой, "ещё не запылённой, зелёной", как у Барто, листвой. Из глубины парка - вероятно, из громкоговорителя - доносилась песня "Воскресенье" в исполнении "Поющих Гитар". Очень многие из гулявших горожан сворачивали с тротуара на территорию зелёной зоны, привлечённые звучавшей песней, как нельзя более соответствовавшей общему настроению, либо просто соблазнившись вкусным сливочным мороженым.
 
По тротуару лёгкой, пружинистой походкой шёл, сунув руки в карманы парусиновых брюк, худощавый парень лет двадцати. Рыжая кудрявая шевелюра и скопившиеся возле носа веснушки делали его похожим на Антошку - того самого, который картошку не хотел копать. Парень, насвистывая несложную мелодийку, остановился у входа в парк, заглянул в тенистый зелёный полумрак парковых дорожек, пожал плечами и направился вглубь, туда, откуда раздавались звуки музыки.



На краю асфальтовой дорожки, в тени раскидистой кроны маньчжурского ореха, обеспокоенно топталась пожилая женщина со светлым сатиновым платком на плечах. Она с тревогой вглядывалась в сплетения ветвей, протягивая вверх руку.

 - Авксентий! - восклицала женщина - Авксентий! Слезай! Ох, ну что ты будешь делать?!

 - Что случилось? - поинтересовался кто-то.

Женщина опустила глаза. Рядом с ней стоял, запустив руки в карманы, незнакомый молодой человек, с любопытством поглядывающий то на неё, то на нижние ветки ореха. Пробивающиеся сквозь листву солнечные лучи играли на его конопатом лице, заставляя слегка щурить глаза.

 - Да вот, кошак мой залез на дерево. - пояснила женщина. У неё были посеребрённые проседью волосы и добрые голубые глаза. - Испугался, понимаешь, собаку. Так хозяева её увели давно, а он никак спуститься не может. Боится.

 - Ну, - крякнул парень, вытаскивая руки из карманов - это дело поправимое.

Женщина ничего не успела ответить, как он уже в один прыжок оказался возле дерева и с обезьяньим проворством полез вверх по стволу. Миг - и обладатель парусиновых брюк уже сидел на развилке ветвей, цепляясь руками за молодые сучья.

 - Это вон тот ваш котяра, который серый в полоску? - крикнул парень сверху - Как его звать-то?

 - Тот, тот! - поддакнула хозяйка животины - А звать его Авксентием. Это по гречески значит "растущий"
.
 - Да уж, вырос мохнатый... - буркнул под нос парень. Он перебрался на толстую горизонтальную ветку и, балансируя, начал на четвереньках двигаться прочь от ствола. Большой полосатый кот сидел в трёх метрах от него и недобро смотрел на новоявленного верхолаза жёлтыми глазами. Когда рыжий спасатель подобрался ближе и протянул руку, кот вскочил, выгнул спину, отодвинулся и зашипел.

 - Чего шипишь, дурак? Я тебя спасать пришёл! - проворчал парень и повторил попытку. Кот отодвинулся ещё ближе к концу ветки и снова зашипел.

 - Вообще-то он чужих не любит. - донёсся снизу голос хозяйки.

 - Я заметил. - откликнулся парень - Иди ж ты, чертяка, сюда!

Он предельно осторожно придвинулся к коту вплотную. Авксентий, ещё раз неприязненно глянув на него, развернулся и неожиданно спрыгнул вниз.

 - О-оп!.. Поймала! - крикнула любительница домашних животных.

Она держала спасшегося кота на руках и ласково гладила его по голове, когда с дерева спрыгнул незнакомец. Он небрежно отряхнул брюки от древесного мусора и подошёл к женщине.
 
 - Ну как, в порядке животина? - осведомился спасатель - А то сиганул с ветки, я даже испугаться не успел.

 - В порядке, что ему сделается. - женщина сияла от счастья. Авксентий урчал и явно был доволен удачным исходом приключения, однако продолжал искоса поглядывать на того, кто недавно покушался на его кошачью неприкосновенность.
 - Ох, спасибо тебе, молодой человек. Что бы я без тебя делала?
 
 - Да бросьте. - парень махнул рукой, смущённо улыбнулся.

 - А говорят, мол, рыцарей на земле не осталось. - продолжала довольная хозяйка - Враки это! Ох, и повезло же девчонке, которой такой мужчина достался!.. Спасибо тебе огромное!
 
 - Сегодня воскресенье, первый день лета. - парень хмыкнул, сунул ладони в карманы брюк. - Радостный день. Не время киснуть. У всех должно быть хорошее настроение. Абсолютно у всех.

Он развернулся и не спеша побрёл своей дорогой.

 - Вовка! - крикнула ему вслед улыбающаяся женщина - Вовка Добрая Душа!

 - Не угадали! - откликнулся парень, ухмыльнувшись.

Кот на руках хозяйки урчал и жмурился от удовольствия.

 

Небольшая поляна была оформлена в сквер: две пересекающиеся здесь дорожки образовывали кольцо, внутри которого цвела бегониями и настурциями круглая клумба, а по краям кольца были расставлены деревянные скамейки на железных фигурных ножках. Окаймляли сквер статные красные дубы, у подножия которых росли пучки венериных башмачков и стебельки колокольчиков. Над клумбой кроны дубов расступались, открывая растущим здесь цветам синее небо и ласковое солнце.
 
У края клумбы стоял мальчуган лет семи, в сандалиях, джинсовых шортах на помочах и цветастой кепке. Одной рукой мальчик держал длинную ленту, которая оканчивалась алым воздушным шариком, мягко, но упорно стремящимся ввысь. Кулак другой руки размазывал по лицу слёзы - мальчик жалостливо всхлипывал. Люди проходили мимо, оживлённо оглядываясь на плачущего мальчугана. Молодёжь посмеивалась, прохожие постарше сочувственно качали головами. Некоторые останавливались, участливо интересовались: не потерял ли ребёнок маму? Но паренёк лишь отрицательно кивал головой и хлюпал носом. Незнакомые взрослые только разводили руками и озадаченно пожимали плечами.

 - Эй, парнище! Чего разнюнился? Выше нос! - прозвучал рядом звонкий голос.

Мальчонка перестал всхлипывать, глянул исподлобья. Перед ним, засунув руки в карманы, стоял весёлый рыжий дядя.
 
 - Ну хватит реветь! - ободряюще сказал дядя, присев рядом - Вон, день какой замечательный! А ты - в слёзы. Чего случилось-то?

Мальчик не ответил, но плакать перестал.

 - Молчишь? Это правильно. - дядя удовлетворённо кивнул, тряхнув медной шевелюрой - Считай, разведчик из тебя выйдет. Как, в солдатов играешь? Или только компьютеры на уме?

 - Играю. - нехотя ответил малец. Видно было, что похвала на него подействовала.

 - Это хорошо. - дядя оглянулся кругом - А где мама с папой? Или ты один тут гуляешь?

 - Я уже не маленький! - заявил будущий разведчик. - А сестра ушла за мороженым. Велела тут ждать и никуда не уходить.

Весёлый дядя присвистнул.

 - Ну, раз сказала, значит - вернётся. И ты из-за этого плакал? Испугался?

 - Я же уже сказал, что не маленький. - обиделся мальчик - Ничего я не испугался. - тут он погрустнел и шмыгнул носом - У меня шарик улетел
.
 - Как? А это что у тебя в руке?

 - Это красный. А тот был синий. Я его отпускал, потом ловил, потом опять отпускал, потом опять ловил... А потом он улетел... - в глазах мальчишки снова заблестели слёзы.

Дядя почесал голову.

 - Ну, парень, тут уж ничего не поделаешь. Шарик на то и шарик - он в небо хочет. На свободу, как птица. Понимаешь?

Мальчик заморгал, посмотрел незнакомому дяде в лицо.
 
 - Ну, сидит птица в клетке, поёт. - продолжил тот - Человеку весело. А птице грустно - летать то она не может. Но если её выпустить - она полетит. И от радости запоёт так красиво, как ещё никто не слыхивал! И человеку будет радостно за птицу - добро ведь всегда приятно делать. Запомни это, малец. - незнакомец посмотрел в небо, затем на игрушку, привязанную к руке мальчишки - А шарик.... Шарик у тебя другой есть. Один лучше, чем ни одного, ты уж поверь.

Мальчик посмотрел на красный шарик, оставшийся в руке.

 - И он тоже хочет в небо? - спросил детский голос.

 - Наверное. Он же шарик.

Мальчик помолчал секунду и разжал кулак. Шарик медленно, будто не веря счастью, потянулся вверх, затем, осмелев, взмыл к небу. Очень быстро он взлетел выше деревьев и стал уменьшаться, подхваченный ветром и свободой.

 - Ну вот. - сказал парнишка, провожая летуна - Теперь она два вместе летать будут. Так им веселей и лучше.

Шарик растаял в синеве. Мальчик махнул вслед рукой, рассмеялся. От слёз не осталось и следа.

 - Так то лучше, разведчик! - довольно ухмыльнулся рыжий дядя - Сегодня ж воскресенье, первый день лета! Радостный день! Надо смеяться, а не плакать!

Незнакомец встал, осмотрелся.

 - А вон и девочка бежит с мороженым. Твоя сестрёнка? - мальчик утвердительно кивнул - Ну, тогда я пошёл. Будь здоров, парень!

Дядя сунул руки в карманы и, насвистывая себе под нос, отправился дальше. Мальчик посмотрел ему вслед, и рот его растянулся чуть ли не до ушей.

 - До свидания, дяденька!



У газетного киоска переминался с ноги на ногу молодой мужчина, одетый в клетчатую рубашку и бриджи. Он поминутно смотрел на часы, закусывал губу и вглядывался в лица проходящих мимо девушек. В руке мужчина держал коробку конфет.

 - Трамвай ждёшь? - насмешливо спросил кто-то - Мда, что-то запаздывает он сегодня.

Мужчина в клетчатой рубашке повернулся на голос. Его обладателем оказался стоящий неподалёку рыжий парень, со скучающим видом рассматривающий прохожих. "Клетчатая рубашка" с укором посмотрел на парня, но тот так искренне и обезоруживающе улыбнулся, что склочничать совершенно расхотелось.

 - Тебе смешно, а мне не до шуток. - тоскливо ответил мужчина - Я девушку жду.

 - М-м, свидание?
 
Мужчина кивнул.

 - И с чем ты собрался её встречать? - полюбопытствовал рыжий и, не дожидаясь ответа, продолжил - Вот с этой коробкой? Где романтика?! Почему без цветов?! Это же свидание!

 - Да я... - замялся незадачливый влюблённый - Я, понимаешь, не успел. Хотел, но пока приехал в город, пока то, пока сё... В общем, без букета.

 - И-эх ты! - протянул парень в парусиновых брюках - Так и во френдзону можно попасть. А то и хуже. Хотя куда хуже-то?

 - Ну чего ты пристал?! - взмолился мужчина, явно обделённый чертами альфа-самца - Ну нет тут нигде поблизости цветочниц! А далеко бежать некогда, она должна быть тут с минуты на минуту! И без того уже опаздывает! - тут он снова посмотрел на часы.

 - Ну, цветы - дело поправимое. - любящий лезть в чужие дела незнакомец огляделся, подошёл ближе - Глянь, мы же в парке! Летом! - парень повёл рукой в сторону деревьев и растущей под ними травы - Любая девушка оценит букет, собранный поклонником вручную. Считай, ты не пожалел времени и сил - как мимо такого пройти?!

 - Но тут одна трава. - покачал головой мужчина.

 - Это как посмотреть. - парень кивком головы пригласил влюблённого подойти ближе к краю дорожки - Видишь? Здесь достаточно колокольчиков и фиалок для десятков букетов! А теперь смотри сюда! - они подошли к высаженным возле газетного киоска клумбам - Думаю, эти грядки не обеднеют, если ты сорвёшь парочку ландышей. Дерзай, дружище!

Мужчина с долей сомнения посмотрел на находчивого советчика, но всё-таки присел и аккуратно сорвал несколько растений. Начать - самое трудное, дальше дело пошло споро, и через пару минут импровизированный, но вполне себе симпатичный небольшой букет был готов.
 
 - Ну вот, было бы из-за чего расстраиваться. - удовлетворённо кивнул рыжий - Только вот девушки твоей что-то не видать.

Пришедший на свидание мужчина, воспрявший было при сборе цветов, снова скис, посмотрев на часы.

 - Боюсь, она теперь совсем не придёт. - грустно сказал он - Зря только собирал... - бедняга совсем повесил голову.

Незнакомый конопатый парень молча и внимательно всмотрелся в лицо расстроенного мужчины. Заглянул ему в глаза.

 - Нет. - твёрдо сказал он через секунду - Она обязательно придёт. Может, тот же трамвай опоздал, или пробки? Мало ли что бывает?.. Вот увидишь, она придёт! Если любит, то не может не прийти. А она любит, потому что видит, что ты любишь её.

 - Почему ты думаешь, что она видит? - с надеждой спросил безнадёжно втрескавшийся романтик.

 - Даже я вижу. - фыркнул рыжий в ответ.

Мужчина в клетчатой рубашке улыбнулся, коротко кивнул в знак благодарности.

 - Сегодня воскресенье, радостный день. - добавил веснушчатый парень - Нельзя грустить.

 - Денис!

На "клетчатого", едва не сбив его с ног, налетела миловидная шатенка в васильковом платье, энергично обняла, без раздумий поцеловала. В порыве чувств Денис оторвал девушку от земли, они закружились в вихре объятий.

 - Прости меня пожалуйста, Денис. - виновато сказала девушка, когда была поставлена на ноги - Понимаешь, машина сломалась. Я на автобус, а тут пробки...

 - Не надо, Света. Не за что извиняться. - Денис вспомнил про букет - Я вот тут цветов тебе собрал... Не очень шикарно, конечно... И конфет...

 - Дурашка! - Света вновь с силой обняла клетчатую рубашку - Ну зачем? Я и так тебя люблю, без всяких конфет и цветов! Вообще, это я должна была тебе подарки дарить за то, что опоздала! Важно ведь то, что ты здесь, со мной! Остальное приложится...

Влюблённые, не размыкая объятий, начали щебетать о ничего не значащих банальностях, напрочь забыв об окружающем мире. Рыжий парень какое-то время любовался ими, затем развернулся и не спеша пошёл прочь.



Наташа сидела на скамейке и читала. В парк она пришла, чтобы побыть в одиночестве. Не хотелось сегодня видеться ни с друзьями, ни с родственниками, ни с друзьями родственников. А тетради с лекциями позволяли отвлечься на некоторое время от реальности. Солнышко припекало всё сильнее, но в тени парковых деревьев царила приятная прохлада. Пахло цветами. Где-то негромко гудел шмель. Наташа перевернула страницу.

Лёгкое, невесомое дуновение ветерка мимолётно задело её волосы, забавляясь, пошевелило ими, пощекотало за ухом. Девушка машинально отмахнулась,спутав прикосновение с насекомым. Записанная мелким красивым почерком лекция была сложной, но увлекательной.

 - Тётенька.

Наташа подняла голову. Перед ней стоял маленький мальчик в джинсовых шортиках и пёстрой кепке. Он протягивал девушке рожок с шоколадным мороженым.

 - Это вам, тётенька.

 - Мне? - удивилась "тётенька" - А за что, мальчик?

 - Вы грустная. - просто ответил парнишка - Грустить плохо. Надо улыбаться. А делать добро - приятно.

Он бесцеремонно сунул мороженое Наташе в руку, развернулся и, явно довольный, вприпрыжку побежал к стоявшей неподалёку старшей девочке, вероятно, его сестре. Наташа оказалась настолько удивлена, что не догадалась догнать детей и вернуть сладость. Когда оторопь прошла, мальчик и девочка уже скрылись из глаз. Посидев немного без движения, Наташа лизнула шоколадный шарик, едва заметно улыбнулась своим мыслям и далёким воспоминаниям, проснувшимся в её голове.

Она снова погрузилась в чтение. Становилось всё теплее. Вернулся ветерок, снова заиграл её локонами, в этот раз чуть настойчивее. Ей почудился шёпот.

 - Наташа...

Девушка резко вскинула голову. Ветер тотчас стих. Она посмотрела направо, налево. Поблизости никого не было, скамейка стояла в довольно уединённом уголке парка. "Померещилось" - решила Наташа. Снова углубилась в изучение записей.

 - Наташа. - В этот раз отчётливей и гораздо ближе, будто бы над самым ухом.

Девушка от неожиданности вскочила, упустив тетради. Белые листы закружились, разлетелись, шелестя, вокруг скамейки. Наташа вздохнула, присела, чтоб собрать бумагу.

 - Денис, не стой, помоги девушке. Ты джентльмен или нет?

Рядом с Наташей опустился мужчина в клетчатой рубашке.

 - Разрешите, я вам помогу. - сказал он, собирая рассыпавшиеся тетрадные листы в стопки.

 - Да что вы, не стоит, правда. - смутилась Наташа, отбрасывая со лба тёмные, длинные волосы.

 - Ничего, мне не трудно. - доброжелательно ответил помощник.
 
Листы быстро были собраны. Мужчина в рубашке отдал свою кипу хозяйке тетрадей, вежливо поинтересовался, может ли он ещё чем-нибудь помочь. Наташа, улыбнувшись, помотала головой, поблагодарила. Помощник удовлетворённо кивнул, попрощался, вернулся к своей спутнице, шатенке в васильковом платье.

 - Видишь, какой ты хороший! - похвалила спутника девушка - Хоть и рассеянный. - она повернулась к Наташе, сверкнула зубами - Сегодня такой день замечательный! Воскресенье, самое начало лета. Хочется, чтоб всем было радостно. Так почему бы немного не поделиться своей радостью с другими? Возьми, это тебе.

Наташа несмело взяла в свободную руку протянутый ей букет лесных цветов. Девушка в васильковом платье звонко рассмеялась, чмокнула мужчину в щёку. Держась за руки, парочка с абсолютно счастливым видом продолжила прогулку по парку. Наташа с неизвестно откуда взявшейся грустью посмотрела им вслед.
 
 - Не грусти, Наташа. Улыбнись. У тебя это так красиво получается.

Едва слышный, неизвестно откуда звучащий голос, теряясь в шелесте листвы и щебетании птиц, стих так же внезапно, как прозвучал. Наташа повернула голову, но вновь никого не увидела. Помедлив, выравняла края тетрадей, зажатых в ладони. Развернулась и направилась в сторону выхода из парка. Ветерок, повеяв ещё раз, проводил девушку.

У парковых ворот незнакомая пожилая женщина в сатиновой шали на плечах тепло и приветливо улыбнулась Наташе, как своей доброй знакомой, и напутственно помахала рукой. Сидящий у ног хозяйки большой полосатый кот широко зевнул и уставился в спину уходящей девушке своими жёлтыми глазами.

Наташа шагнула из-под сени деревьев на залитый солнцем тротуар, навстречу весёлому и шумному, наполненному людьми, автомобилями и жизнью проспекту.



Тишину пустой квартиры, до сих пор едва нарушаемую лишь тиканьем часов, прервали щелчки открываемого замка. Отворилась дверь. Наташа, на ходу скинув обувь, устало прошла в комнату, бросила тетради на диван. Отодвинув тюлевую занавеску, открыла окно, в помещение с потоком свежего воздуха ворвался привычный шум двора. Достала из серванта маленькую фарфоровую вазу, вышла с ней на кухню. Через минуту ваза была поставлена на журнальный столик, пристроившийся в углу, у окна. Наташа присела рядом, бережно расправила цветы, опустила их стебельки в воду, наполнявшую вазу. Помолчала, любуясь композицией. Затем перевела взгляд на предмет, стоящий на столике рядом с вазой.

 - Уже год прошёл. - негромко сказала девушка - Ровно год, надо же... А ведь будто вчера...

Голос дрогнул, на глаза навернулись слёзы. Наташа стиснула зубы, сдержала спрятанную в глубине души, но рвущуюся наружу горечь. Смахнула слёзы, моргнула несколько раз, успокаивая себя. Губы дрожали и не слушались, но ей удалось улыбнуться.

 - Нет, я не буду плакать, Серёжка. Ты прав. Надо радоваться. Сегодня же воскресенье, первый день лета. Радостный день...

Наташа тяжело поднялась, отошла.
 
На столике, рядом с цветочной вазой, в рамке, уголок которой был опоясан чёрной траурной ленточкой, стояла фотография улыбающегося парня двадцати лет, рыжего и веснушчатого.
      



Посвящается памяти Серёжки Н., хорошего парня, которого уже нет с нами.


Рецензии
Грустный конец. Но хорошо написано, понравилось.
С уважением
Лилия

Лилия Каширова   10.02.2014 18:49     Заявить о нарушении