Чудо Голодания 2

Книгу «Чудо Голодания» (Miracle of Fasting) написал американский энтузиаст и популяризатор этого метода – Пол Чапиус Брегг. Сегодня,  6 февраля, когда публикую эту небольшую статью, его день рождения. Ему благодарен за знакомство с этим методом, хотя не могу сказать, что Пол Брегг все отразил с научной экспериментальной точностью, но показал реальные преимущества. Он не был врачом, но был сторонником и популяризатором голодания. Основная заслуга Брегга – это вдохновенное описание методики голодания и множество примеров того, какие чудеса творит этот метод в применении. Книга вдохновила в свое время меня, вдохновляла она и многих  других людей, последователей и сторонников. Много ссылок на автора и книгу находим в популярной литературе по голоданию как лечебному методу.

Один из тех, кто применял этот метод в лечении – наш отечественный врач Юрий Сергеевич Николаев. С его легкой руки метод лечебного голодания приобрел более точное научное название как метод РДТ (разгрузочно-диетической терапии). Также, ссылки на Брегга находим в работах белорусского врача Войтовича и популяризатора народной медицины Геннадия Петровича Малахова.

Тем, кому интересен данный метод, лучше прочитать  работы  Брегга и другие работы на эту тему. Написано очень многое, детально, технологично. В интернете есть много интересных порталов и чатов посвященных методу голодания, с практическими примерами и аннотациями. Полагаю, не имеет смысл в этой небольшой статье перечислять все эти данные. Те,   кто хочет попробовать этот метод для целей похудения и оздоровления – могут на сегодняшний день обратиться в ряд медицинских клиник и пансионатов, в которых практикуется голодание, осуществить процесс грамотно, с учетом своих возможностей и под надзором врачей и диагностики. Такой подход в любом случае правильный (если нет предубеждений и противопоказаний к применению), чтобы не допустить ошибок и не навредить.

Но статья не об этом, не о популяризации метода голодания для стройности, оздоровления и долголетия.

Статья о другом направлении использования этого метода, для других целей, при которых голодание приносит другое истинное и гораздо большее чудо. Чудо духовного и умственного возрастания.

 В наименовании этой статьи мной было использовано название "Чудо Голодания 2", в продолжении ряда чудес, основанных на этом методе. "Чудо Голодания 1" - популяризация метода лечебного голодания для целей оздоровления, омоложения и возможного долголетия. В "Чуде Голодания 2" представлены аспекты духовного и умственного укрепления, защиты, а также решения крупных жизненных проблем и духовного развития человека.

В метоле голодания, кроме целей стройности, физической силы и долголетия содержится другая, куда более мощная  сила. Раскрывается и проявляет она себя когда мы используем  метод для других, духовных решений и для помощи в решении крупных задач, выхода из жизненных тупиков.

Почему эта сила является более мощной?

Человеческая личность имеет в структуре своей  четыре основы (такая классификация принята еще из древних религий и философии остается актуальной и сейчас). Эти основы есть тело, эмоции и чувства, интеллект (разум) и дух (взаимосвязь с Высшим, Богом). Слева направо – по возрастающей. Высшая основа – духовное, низшее – телесное.

Основные области лечебного голодания, в большей мере, затрагивают тело и эмоции, то есть низшие области личности, организм человека. И происходящие при использовании лечебного голодания чудеса – есть улучшения в области тела и эмоций. Да, это важно - иметь гибкость, легкость, стройность тела, добрые светлые эмоции, эмоциональная уравновешенность, чуткие чувства. Важное, но не самое высшее. Важное, но не все. Именно о телесных и эмоциональных улучшениях, в большей мере, пишет Пол Брегг в «Чуде Голодания». Пишут и другие авторы, последователи метода лечебного голодания,  по большей части врачи. Также говорят и делятся своим опытом в использовании метода те, кто практически и достаточно долго практикуют его. Они отмечают в качестве чудес - эффект омоложения, упругости, гибкости и здоровья тела, а также прекрасного самочувствия (то есть сбалансированности эмоций), легкости и эйфории.

В меньшей мере при лечебном голодании идут изменения в области интеллекта и духа, если оно проводится с другими целями - телесного омоложения. Они происходят косвенно, и  не являются самоцелью. Просто потому, что в настрое на лечебное голодание, в мотивации использования голодания преобладают настрои и мотивы именно телесного оздоровления и омоложения. Очень часто в рассказах последователей и энтузиастов метода лечебного голодания можно услышать такую личную историю: "Я болел, мне было плохо, официальная медицина не помогала, и вот я решился на лечебное голодание. Голодал столько -то и эффект был таким то". И далее человек делиться своей радостью, что метод помог ему.

Люди, которые пишут и делятся своей радостью, пишут правду. Я лично знаю многих людей, которые молоды, выглядят намного моложе своих лет, сексуально мощны даже в преклонном возрасте, гибки и жизнерадостны. Да, это так. 

Знаю и тех, кому противопоказан этот метод по телесной конституции, по набору тех болезней, при которых метод не рекомендован. Они используют другие методы оздоровления и находят те, которые эффективно работают для них.

Когда цель ясна и сильна - достойные средства всегда найдутся!

Но разве сила метода голодания только в том, чтобы работать над усилением телесности и эмоциональности? Ведь в структуре человеческой личности эти две основы являются низшими, не высшими!

Нет. Метод имеет традиции и эффективность и в области умственного и духовного оздоровления, возрождения, трансформации всей человеческой личности. И его эффект в разы выше, а польза - в разы больше. И чудо такого голодания (духовно-умственного) - чудо дивное.

Есть еще один важный момент - системный. Когда мы в любой системе воздействуем на высшие уровни, то меняются и низшие, по закономерности соподчинения. Когда же воздействуем на низшие, то изменяются только они. Меньшее слабо влияет на большее. Обратное противоположно. Получается, по этой системной логике следующее - когда мы в голодании воздействуем на дух и интеллект, то происходят преобразования в этих высших реалиях человеческой личности и, подспудно, в лучшую сторону изменяется и тело, и эмоции. Если же наоборот, воздействовать на низшее, телесное, то преобразование в высшем может быть всего лишь малым отголоском.

Поэтому, голодание с духовно - интеллектуальными целями гораздо сильнее и дает мощнейший эффект на всю систему жизнедеятельности личности, на ее расцвет и плодотворность.

Человеческий интеллект выгодно отличает человека от всех других представителей живого мира Земли и, по сути, заменяет человеку инстинкты. Чем сильнее эти человеческие инстинкты (способности его интелллекта) - тем выше адаптивность, защита и выживаемость человека в его окружении, больше возможностей на успех. Интеллект, к тому же, в концептуальной его части -  это разум, способный к познанию, самопознанию, прогнозированию, управлению собой и ситуациями, взаимодействием с другими. Это ценная и большая часть человеческой личности. Возможно, даже более ценная, чем тело, так как управляет им. Не тело и эмоции управляют умом, а разум и дух задают структуры телесности и эмоциональности.

Дух – это то, что связывает человека с миром духовным, нравственным, с тонкими материями совести, сверхчувственного восприятия Божественного. Это самая высокая часть человеческой личности. Дух еще именуют характером, волей. Возможно, это отчасти и так. Но когда мы говорим о человеке: какого он духа, мы пытаемся понять к каким высшим силам он принадлежит. Высший же и самый высший дух - есть Божественное, Бог. Так установлено человеческой традицией познания давно. И если дух этот высший царствует в человеке, являясь властителем, то человек такой - есть человек духовный, носитель Царства Божьего.

Метод голодания влияет на эти высшие структуры человеческой личности – на интеллект и дух. Но в этом случае он выступает уже не как метод лечебного голодания и не как РДТ, а как основа духовного поста и интеллектуального очищения и усиления.

Я бы сформулировал это как пост – голодание или суровый пост с духовно- интеллектуальными целями.

Пост,проводимый по религиозным канонам, предполагает воздержание от какого-то типа пищи. 

Голодание – пост или пост-голодание – по духовной классификации является видом строгого поста. Но пост и должен быть строгим, чтобы быть эффективным, чтобы быть постом настоящим!  А он таков, когда в нем происходит не замена одного типа пищи на другую, а отказ от любой пищи. Переключение с пищи телесной на пищу духовную. Помните, «Не единым хлебом жив человек»? Ведь, это был ответ Христа на искушение. Когда Он голодал в пустыне и Его искушали силы темные, предлагая пищу телесную. Он не соблазнился, а предпочел пищу духовную.

Для чего это нужно? Для духовно-личностной крепости и развития, для раскрытия новых возможностей жизни. Такое переключение в посте голодании открывает именно эти возможности.

В любом духовном посте происходит эта замена - с хлеба "телесного" на "духовный". И именно тогда пост во благо. И еще, когда он проводится с соответствующим настроем, зрелостью, осознанностью и разумностью.

Когда мы уходим в пост телесный и лечебное голодание - мы посвящаем себя в руки Матери Природы, помогая своей телесной природе само исцеляться. Когда уходим пост духовный - отдаем себя в руки Бога, Царя Природы и ее создателя для оздоровления духовного. Когда пост связан с решением задач, мы пробуждаем и включаем дополнительные умственные силы. Применяя этот способ постоянно - развиваемся, раскрывая дополнительные силы ума.
А эти силы в нас позволяют быстро и правильно понимать проблемы, выделять главное, определять логику действий и находить существенные решения проблем, открывают правильную стратегию развития каждой конкретной личности, практикующей такой пост.

До начала поста настраиваемся на него, с добрыми намерениями и без фанатизма. Удаляем на время все мысли о хлебе насущном, все развлечения, надежды, обязательства и давления необходимости, чтобы на время освободить энергию ума и духа и укрепиться в Высшем, в помощи Его.

У Пола Брегга, находим в работе «Нервная Сила» описание того, как часть людей посредством голодания получали ответы на важнейшие  жизненные вопросы, связанные с семейными неурядицами, с потерей бизнеса и другие примеры.
Голодание позволяло им найти те дополнительные силы, которых не хватало им для решения Крупных задач, для какого-то Большого понимания. Энергия, которая могла бы затрачиваться на переваривание пищи, на споры, на самоистязания уходила на поиск Очень Большого решения. Плюс, в посте открываются те дополнительные каналы энергии и информации, о которых даже не подозреваешь.

Все это примеры интеллектуального и духовного использования поста. Брегга больше интересовало омоложение и оздоровление, поэтому, вероятно, он меньший акцент ставил на духовные и интеллектуальные аспекты усиления. Он говорит о них, но не ставит акценты как на первостепенном.

Брегг приводит в качестве иллюстраций в своих книгах, что и Моисей, и Христос, и Махатма Ганди использовали голодание как пост перед началом большого важного дела. И это – правда. И не только они, а тысячи других людей. И Суворов перед битвами, и Ушаков перед морскими сражениями, и князь Александр Невский, и многие другие полководцы, политики, ученые.

Из истории мы знаем, что во время освободительного движения индийского народа против английских колонизаторов, один из революционеров этого движения – йог и философ Шри Ауробиндо Гхош мог несколько дней находиться в такой концентрации, при которой он забывал о пище и сне. Не пример ли это интеллектуального и духовного поста? Он мог до 10 дней жить без пищи и питья, весь концентрируясь на важных вопросах. Это явный пример сухого голодания. Пример очень строгого поста во имя Большего. И каков был эффект после? История показывает - сильным.

Врач – психиатр Юрий Сергеевич Николаев лечил методом голодания больных с психическими расстройствами, воздействуя на очищение очагов болезни в области бессознательного. Не пример ли это влияния голодания – поста на укрепление бессознательной части интеллекта и личности людей? И метод работал безукоризненно в большинстве случаев.

Геннадий Петрович Малахов описывает то, как влияет голодание на усиление умственных способностей. Память становится более цепкой, укрепляется внимание, становятся более быстрыми и точными логические операции ума.

Один из современных оппонентов метода голодания Алексей Валентинович Фалеев, хотя и утверждает, что для телесного здоровья голодание несет больше вреда, чем пользы и критикует ряд постулатов Брегга, тем ни менее оправдывает голодание как пост для решения жизненно важных задач. И даже приводит пример из своего опыта - как голодание  ему помогало в нахождении ответов на большие вопросы. Фалеев утверждает, что самую трудную задачу можно решить уйдя в пост – голодание на срок до семи дней.

В области голодания как поста (а не лечения!)  для интеллектуальных и духовных решений,  сходятся как защитники, так и оппоненты этого метода. Раз это так, то скорее всего,  именно в этой области и состоит истинное благо и чудо голодания. По правилам логики - непротиворечивая область противоположных посылок есть область истины, аксиомы и постулата.

Уходя в голодание, погружаясь  в него с целью оздоровления, омоложения, похудения, обретаем этот эффект. Чудеса, как эффективные результаты, будут больше в этой области. Нужно учесть и возможные отрицательные последствия от них. Кроме того для похудения и оздоровления есть другие, более комфортные и менее радикальные способы: соковая терапия, сыроедение, дробное питание с уменьшением количества потребляемой пищи, фитнес, телесная йога, зарядки и прочие методы.
 
Пост-голодание для цели духовной и интеллектуальной имеет другой эффект, и другие чудеса.

 Здесь чудом выступают новые неожиданные решения, перспективные, системные находки по жизненно важным проблемам. Здесь сильным результатом является усиление нервной системы, внутреннее спокойствие, дополнительные духовные силы, укрепление мощности характера, собранность и цельность личности. Все это особо ценно в условиях жизненных трудностей, давления и противодействия среды, в жизненных тупиках кажущейся беспросветности.

Со временем и практикой отпадает необходимость частых голоданий и постов, так как рождается другая жизнь. Чтобы было так, необходимо хотя бы на время сделать пост образом жизни. А лучше, если это станет доброй привычкой все время. Накопительный эффект даст мощную прибыль - с годами все больше и больше. Традиция сильней частностей.

Больший эффект пост-голодание имеет тогда, когда он становится неотъемлемой частью жизни, ее доброй традицией, образом жизни. Неспешным, не революционным, но постоянным, технологичным, адаптивным. Тем образом жизни, который не делает тебя странным и отрешенным, но включенным и прогрессивным, умным, плодотворным и благородным человеком.

Пост как помощник для человека, его плодотворности по жизни. Пост для человека, а не человек для поста.

Если человек начинает увлекаться голоданием ради своей красоты или здоровья, побочным эффектом может стать нарциссизм, эгоцентризм, ипохондрия и прочие духовные изъяны. Человек, в результате такого голода, может становиться более эгоистичным, более ипохондричным. То есть он не исцеляется от духовных изъянов, а усиливает их.

В этом ли цель поста? Чтобы очистив тело повредить душе и уму, личности в целом? Наверное, нет. Голодание с телесно ориентированными целями  не затрагивает интеллектуальных и духовных аспектов личности и не укрепляет цельность личности как жизненной структуры и силы.

Когда же человек, настраиваясь на пост - голодание с духовно - интеллектуальными целями,  удаляет все мысли о себе, своем, о теле, красоте своей, о давлении среды на него, о нерешаемости его главных задач – он настраивается на волну Большего. И, о чудо, он укрепляется в высоком и более важном. Он находит важное решение. И не только решение, но благотворные обстоятельства жизни, новое окружение новых замечательных людей, друзей и помощников. И как косвенный побочный эффект  получает еще и телесное оздоровление и улучшение.

Чем тогда это отличается от обычных постов христианский, мусульманских, индийских, еврейских?

Тем, что здесь идет не выбор какой-то скоромной пищи, интерес к которой лишает человека радости быть в Большем. Здесь идет отказ от любой пищи. Можно сказать так – это более строгий вариант поста. Который, например предполагается в постные дни Великого Поста христианства (например, в первый день поста, в Великую Пятницу). Важность постов в современном мире снизили, заявляя о том, что это не особо нужно. Мол нужно быть добрым и хорошим человеком и делать добрые дела. Да, это правильно, но это следствие, проявление. Пост же влияет на саму корневую суть.

Как один из вариантов – это плановые голодания посты в периоды официальных постов твоей религии (для христиан – в христиантские посты, для мусульман – в их официальные постные дни, у индусов это называется экадаши, у евреев - кадош дни, дни святости).

Но это не исключает и то, что когда возникают ситуации необходимости строгого поста для решения проблем – не ждать официального поста, а начать пост раньше. Просто потому что проблема уже возникла и решать ее надо именно сейчас. Дорога ложка к обеду.

Конечно, со временем, с практикой и опытом голоданий – постов таких стихийных ситуаций будет возникать все меньше и меньше, просто потому что такой продвинутый человек уже будет жить в своих обстоятельствах и своем окружении.  Но пока человек еще не продвинут в постной духовной жизни – имеет смысл использовать пост всегда, всякий раз, когда это необходимо. Не дожидаясь официального поста, а когда возникла потребность в нем. Мы не в вакууме, и даже самому доброму и успешному человеку жизнью посылаются трудные обстоятельства, жизненные тупики, сложные проблемы. Бежать нельзя. Не решать нельзя. Сами не решаться. Что делать? Решать, находя поддержку в посте. И поддержка будет чудесной и очень результативной.

Пост – голодание эффективен, когда чувствуешь, что слаб для правильного решения задачи. Когда нужно укрепление сил. Когда внутренних сил и помощи ближних не хватает для решения трудных внешних задач.  Когда обстоятельства кажутся тебе выше твоих сил. В этих случаях пост как голодание  укрепляет очень серьезно и дает сверхмощную защиту.
 
И  не нужно ставить рекорды! Пост – голодание – не фокус, и не чемпионат с самим собой для восхваления перед другими. Его цели и процесс всегда глубоко личностны, если не сказать – духовно интимны, духовно-личностны. Для обычного человека достаточно порядка недели – двух, чтобы укрепиться умственно и духовно перед самыми трудными жизненными обстоятельствами, перед началом нового пути, проекта. Для святых, духовных учителей, крупных вождей, возможно, нужны более длительные посты. Все по состоянию и по возможностям. Это зависит как от крупности цели  и деятельности, которой занимается человек, так и от возможности его индивидуальной телесности. Чтобы пост – голодание был во благо, а не погибель. И это благо приходит с практикой полезных постов-голоданий. Все становится на свои места и функционирует эффективно, без долгих мыслей и настроев.

И, наверное, правильно перед началом поста проконсультироваться с врачом и со священником (если Вы человек религиозный). Чем больше информации мы знаем о том, что делаем, чем больше людей помогают нам – тем более просто проходит пост. Проверенно на собственной практике не раз.

Мы уходим в пост – голодание не для того, чтобы стать лучше всех и продемонстрировать свое превосходство. Такие цели – не духовны и не умны. Мы уходим для того, чтобы внутренне укрепиться для Большого Полезного дела, для решения важной жизненной задачи, для получения Важных ответов, для настроя и преобразования умом и духом. Мы уходим в затвор от людей, чтобы никого не напрягать, а найти силы самостоятельно решить задачу  и решить эффективно. Мы никому не подражаем, но наоборот становимся сами собой перед Высшим. Убираем все мысли о еде, о теле, о здоровье, а посвящаем себя Воле Бога. Именно Бога, а не просто Высших сил. Потому что Высшие, по отношению к человеку силы не всегда понятны, не всегда добры, светлы и благодатны. Космос темный. Светило же его Светло всегда. Бог, по определению, всегда высшее благо. Это важно.  Чтобы не вверить себя не тем Высшим Силам. Поэтому, важно наблюдение со стороны. Например, в христианской практике, когда человек уходит в строгий пост – берет благословение священнослужителя и по ходу исповедуется и показывается священнику. С одной целью – не прельститься, не уйти в ошибочную трансцедентность, не потеряться. Чтобы и сам пост- голодание и его плоды были в добро и благо.

Не только не нужно соприкасаться с пищей, но желательно, на время поста уединиться и побыть одному. Отдохнуть не только от влияния пищи, но и людей. Даже самых добрых и близких. Пост – голодание предполагает некоторый временный затвор. Временный и очень полезный.

Можно читать молитвы, трудиться физически, много ходить пешком, заниматься медитацией, читать что-то юмористическое (если освобождаетесь от уныния и разочарования).

Но не стоит загружать себя информацией во время поста. Наоборот, очищаться от нее. Загружаться лучше до поста. И тогда во время поста все структурируется и расставится на полочки.

Известный детский психолог и исследователь интеллекта Жан Пиаже любил поступать так: перед написанием книги – он много читал разной литературы, а потом – дня три ничего не читал, давал возможность отдохнуть уму. И что же? Когда он садился после такого поста писать – строчки у него просто лились сами. Пост, как удаление от информации, информационное голодание, полезное для ума, давало эффект правильной структуры и легкости с которой он писал.

Арнольд Шварцнеггер, который семь раз выигрывал престижные соревнования Mr.Olympia правильно питался белковой пищей весь период подготовки. Но дня за 2-3 до соревнований, он ничего не ел, давал отдых организму и пил только воду. То есть проводил вариант лечебного голодания. Чтобы тело оформилось и структурировалось правильно.

Если уйти в пост – голодание с целью решить существенно важную жизненную задачу, то до поста надо вложить усилия поиска и сбора информации, активно и настойчиво пытаться решать проблему известными способами, а потом,  – откинуть все и уйти в голодание - пост. И вот здесь и случится с высокой степенью вероятности Чудо Голодания 2, то есть задача решится творчески, эффективно и правильно. Найдется то самое единственно правильное, сильное и корневое решение.

Пост – голодание не панацея, а помощник. Сначала нужен материал, чтобы потом его правильно структурировать. На этом эффекте основаны все интуитивно – логические решения людей. Сначала ищешь решения логически, собирая информацию, подчас избыточную, разносторонюю и даже косвенную. Потом – стоп. Пост-голодание. И вот… чудо. Вот когда чудо! Все правильно осмысливается, систематизируется, находится. 

Завершая эту статью, подчеркну еще раз основные моменты:

1. Да, голодание – это чудо. И тем выше это чудо, чем более высокие и важные структуры личности оно затрагивает. Голодание с  интеллектуальной и духовной целью гораздо более эффективно, чем с телесной (укрепить здоровье) и эмоциональной (получить эмоциональное удовольствие от эффекта голодания). Эффект более глубокий, личностный, долгосрочный.

2. Стоит подготовиться, изучив информацию и настроившись на пост – голодание. Посоветоваться со священнослужителями по духовной стороне поста и с врачами – по телесной части. Но это должны быть люди, лояльные к методу, а не противники. Иначе, они отговорят от поста по идеологическим основаниям. Идеология – это то, что нужно очищать в посте, а не укреплять в нем.

3. Голодание – не подвиг, не само возношение, а дисциплина. И оно проводится для целей духовных, одна из которых - близость  с людьми, а не противостояние им. Хотя само голодание проводится в затворе и уединении.

4. Выход из поста – голодания проходит по тем же закономерностям, что и в обычном голодании, то есть правильно с физиологической точки зрения. Если не ел ничего несколько дней, столько же дней надо включаться в пищу, делая это аккуратно, постепенно, по нарастающей. И тогда пост-голодание научит не только воле и концентрации (а такой эффект есть), но и терпению, последовательности и постепенности. Реально, второе даже намного ценней. И оно тренируется и оттачивается с каждым проведенным постом.

5. Во время поста – голодания стоит уединяться и проводить его в одиночестве. Но тем ни менее, стоит иметь  помощников, кто будет «болеть» и «переживать» за Вас. Те, которые не будут с Вами физически, но будут лояльны к Вам. Такая помощь поддерживает где-то на очень тонком духовном уровне.

Соблюдая все это и уходя в пост-голод с духовно правильными намерениями,  голодание действительно будет чудом. И вклады в него превзойдут даже самые смелые ожидания. Вложишь месяц – будешь испытывать эффект полгода и больше. И так далее. После выхода из голода, на послевкусие будут происходить очень приятные и важные сюрпризы жизни. Стоит благодарить за них самую высшую и главную силу - Бога, а не приписывать это себе. Золотое правило как  не поддаться беде тщеславия.

Реализуется не только цель, но и дополнительные побочные продукты.
Вот почему голодание с духовной и интеллектуальной целью можно смело назвать чудом. Оно и есть таковое.

Список полезной литературы:

1. Брегг П.С. Чудо  голодания, Мн.:Беларусь. 1991.
2. Брегг П.С. Нервная Сила, Москва, 1991
3. Г.Шелтон Голодание и здоровье, Москва 1998
4. Г.А. Войтович  Исцели самого себя. О лечебном голодании в вопросах и ответах, Беларусь, 1990
5. А.В.Фалеев, Миф о голодании, М, 2008
6. И.Арцишевский Посты в мировых религиях
7. Ю.С. Николaев, Е.И. Нилов, В.Г. Черкaсов  Голодaние рaди здоровья, Москва, 1988
8. Свт. Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты (о посте)
9. Святые Отцы о Посте (поучение о посте)


Рецензии
Здрааствуйте,Игорь.
Интересная статья о голодании.
Знаменитый врач-кардиолог,хирург,Н.Амосов,всю жизнь делавший выдающиеся операции на ссердце,кстати,ему было больше 70лет,а он продолжал оперировпть,разработал свою систему долголетия и оздоровления всех органов ,и сам всю жизнь придерживался её.
Одним из пунктов этой системы было-полуголодный образ жизни.
Всю жизнь академик ел очень мало.

Лично я думаю,и пришла к этому выводу методом проб и ошибок,что жить надо по Божьим заповедям.
В них предусмотрего абсолютно все.
Соблюдай посты.Это не голод,пост может выдержать почти любой человек.
Постись еженедельно в среду и пятницу.Если человек будет этого придетживаться ,он не будет переедать.
Обязательная молитва перед принятием пищи.Думала написать статью о христианской трапезе,но пока не собралась.
Удачи,
Всего доброго.

Алла Гиркая   05.09.2020 19:40     Заявить о нарушении
Алла, спасибо большое.

Да, я слышал об Аносове. Поистине, врач. Немало врачей приверженцы метода голодания. Это мудрый метод: природа обладает свойствами гармонизации и самоисцеления. Стоит правильно использовать ее силы и доверять ей.

Про пост читал у Вас. Прекрасно написали. Если есть вдохновение и желание написать еще - пишите. Это здорово.

Христианские посты - хорошее дело. Современные более простые, ранне христианские более строгие и благодатные. Их не просто держать современному человеку, но возможно. С Божьей помощью и Бога ради.

Технологически, наиболее глубокий и дифференцированный пост в азиатской культуре, в йоге. Там учет дош и гун при посте и питании. Такая дифференциация полезна. Йоги очень наблюдательны, мудры и умны. Аюрведа, макробиотика - полезные средства.

Так что средств и практик много: осталось лишь взять себе на вооружение то, что подходит и приносит полезные плоды).

Алла, добра Вам. Пишите о посте еще, раз есть такое желание. Вдохновения Вам. Успехов.

С лучшими пожеланиями,

Игорь Ко Орлов   07.09.2020 09:01   Заявить о нарушении
Спасибо большое,Иглрь.
Всегл доброго,

Алла Гиркая   07.09.2020 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.