Варя

Варя вышла замуж со зла, хотела насолить своему дружку Ивану, а получилось, насолила только себе. Себе и всем, кто окружал её. Дружок, после того как она вышла замуж, уехал, и вот, уже более пяти лет, не было его в дерене. В начале она думала, что проживет со своим мужем Михаилом не долго, может месяц, может два, но судьба распорядилась совсем по другому. Жили они уже пять лет. Она не любила его, было полное равнодушие с ее стороны, и беззаветно трогательная и нежная любовь с его стороны. Она думала, что на семью хватит и одной любви, но не хватало, она ушла бы от него давно, но двое детей держали крепко, уж очень они обожали отца.

Он был не плохой мужик, не пьющий, только если чуток и то по праздникам. Работящий, глаза радовались, глядя на то, как он работает, легко, с азартом. Но сердце не лежало, не было той привязанности, не было даже уважения, был спокойное, тягучее равнодушие. Даже в постели, исполняя супружеский долг, она отдавалась безучастно и спокойно, дожидалась, когда он сделает свое дело, и тут же шла мыться, и мылась так, что, казалось, хотела содрать с себя кожу, к которой прикасался муж. Муж знал это, но ничего не мог с собой поделать. Любил её. Любил больше жизни. Готов был сделать всё, что угодно, чтобы угодить ей, но, как говорится, сердцу не прикажешь. Она же была ему верна.

Но в это самое время, в их размеренную жизнь, словно ураган, ворвался Иван, бывший её дружок. Он приехал навестить родителей, и они случайно встретились на улице. Как только она увидела его, поняла - тонет. Правы люди, когда говорят, что первая любовь не проходит. Иван был все такой же веселый, озорной. Они стояли и смотрели в глаза друг друга, и ничего не могли сказать. Потом он улыбнулся и спросил:
- Как дела? – Спросил легко и просто, будто они расстались только вчера. Она немного оробела от нахлынувших чувств и воспоминаний и, пожав плечами, ответила:
- Нормально. А у тебя?
- А у меня так себе. – Потом долго смотрел ей в глаза и тихо, будто боялся, что их услышат, сказал. – Приходи сегодня вечером к разрушенной церкви, часов в девять. Я буду ждать. – Сказал и, развернувшись, направился в сторону своего дома. Варя же стояла и не могла ничего с собой поделать, она была пьяна от счастья, что они вновь встретились. Она готова была броситься за ним хоть на край света, если бы он позвал, и ей было в этот миг все равно, что о ней подумают люди. Да и что ей люди?

На дворе стояла весна, и Михаил целыми днями пропадал в поле. Она, совершенно забыв, что шла в магазин, вернулась домой, детей дома не было, они были у родителей Михаила, быстро, будто могла куда-то опаздывать, разделась, включила колонку, и пошла мыться. Мылась она долго и тщательно, будто от этого зависела ее жизнь, покончив с мытьем, она надела махровый халат и присела к зеркалу наводить прическу. Когда она закончила приводить себя в порядок, было только восемь часов. «Ладно, прогуляюсь» – подумала она, и вышла из дома, закрыв дверь на замок.

Начинало смеркаться. Она оглянулась по сторонам, вышла из ворот и медленно пошла по направлению разрушенной церкви. Постепенно шаг ее ускорялся, она сама и не заметила, как почти перешла на бег. Спустя некоторое время она была на месте. Осторожно переступив порог, она прошла вглубь и увидела красный огонек сигареты, вспыхнувший в темноте.
- Я уже думал, что ты не придешь. – Взволнованно прошептал Иван.
- Так как же не придти, только рано еще, я думала, что тебя не будет. – Тяжело дыша, проговорила Варя.
- Я тут уже три часа тебя дожидаюсь. – С этими словами он подошел к ней, долго смотрел, пытаясь разглядеть в темноте ее лицо, и взволновано сказал. – Как же я по тебе соскучился, если бы ты знала! – Он прильнул к ее губам и впился горячим поцелуем в мягкие податливые губы, она негромко застонала.

Варя шла домой счастливая и душа ее была полна радости и любви. Она даже не чувствовала, что идет, ей казалось, что она парит над землей. Подойдя к дому, она увидела, что в окнах темно, вошла в ворота, открыла дверь, прошла в комнату, включила свет и вскрикнула, за столом положив, голову на ладони, спал Михаил. От её вскрика он поднял заспанное лицо и, щурясь от света, уставился на жену.
- Варенька, а который час. – Варя посмотрела на часы, висевшие на стене, и ответила:
- Два часа ночи.
- А ты где была так поздно, я пришел, тебя нет, думаю, подожду, вот и уснул случайно.
- А я у Ольги засиделась, я же не знала, что ты сегодня так рано придешь. Ты хоть, что-нибудь ел? – Спросила она, пытаясь перевести разговор на другую тему. Ольга была её лучшей подругой, она была на пять лет младше Вари, и очень красивой, но по непонятной причине до сих пор была не замужем.
- Да как же я без тебя за стол сяду? – Удивился он.
- Хорошо, я тебе сейчас накрою, только хлеба нет, забыла сегодня зайти в магазин. – Проговорила она, собирая на стол.
- Да перестань ты, поздно уже, какой ужин, конечно, если ты хочешь…
- Нет, я не хочу, я думала, может, ты поешь?
- Нет, не буду, лучше присядь сюда, - он показал на свои колени, - а то я жутко соскучился по тебе.
- Нет, Миш, тебе надо помыться, выспаться, завтра, небось, опять ни свет - ни заря вставать? Так что иди в душ и спать. – Сказала Варя, проходя мимо него. Он поймал ее за руку и усадил к себе на колени.
- Да ладно, Варя, высплюсь на том свете, я по тебе соскучился, ты не поверишь как, посиди минутку. – Она нетерпеливо сидела на его коленях, и тут в это самое мгновение, Михаилу показалось, что от его жены пахнет табаком, и сладковатыми духами, потом пригляделся к лицу, и увидел розовые, ели заметные, размазанные пятна помады вокруг рта. Варя, видя, что муж рассматривает ее, поспешно встала, и начала разбирать постель.

- Я сегодня лягу на диване, что-то нехорошо мне. – Продолжая разбирать постель, сказала Варя. Михаила это удивило, такое было в первый раз за всю их совместную семейную жизнь.
- Ну, конечно, если нехорошо, то спи на диване, может врача позвать? – Удивленно проговорил он.
- Да нет, не надо, все пройдет, что я дитя малое, чтобы понапрасну врача беспокоить? – Михаил глядел на свою жену, видел ее счастливые глаза, легкую, нервозную веселость и не мог понять, что происходит. Он ее никогда такой счастливой не видел. Странное чувство медленно змеёй вползло в его душу, внося сумятицу. Было ощущение, что знаешь, что случиться что-то нехорошее, но когда, и что именно не знаешь. Это чувство в миг как-то заставило его напрячься и насторожиться. Здесь что-то было не то. В его голове возникали вопросы, много вопросов, на которые он не находил ответа.

Во-первых, Варя никогда та подолгу не засиживалась у своей подруги. Это было впервые. Во-вторых, это странная, беспричинная радость в ее глазах. В-третьих, запах, странный, несвойственный его жене запах. У неё никогда не было таких сладковатых, резких духов. Он тяжело поднялся и прошел в ванную.

Когда Варя проснулась, Михаила дома не было. Она встала, подошла к окну, сладко подтянулась, став на носочки, пытаясь дотянуться до потолка, потом закружилась по комнате, напевая какую-то мелодию. Ей было хорошо. Она была счастлива! Счастлива, впервые за долгие пять лет. Потом она посмотрела на часы, поставила на плиту чайник, и стала собирать постель.

Через неделю Михаил проезжал по дороге и встретил Ольгу, подругу своей жены, она шла с чемоданом. Он остановился.
- Ольга, здравствуй! – Поздоровался он.
- Ой, привет Миш. – Улыбаясь, ответила она.
- Ты откуда с чемоданом, уезжаешь, что ли куда? – спросил Михаил.
- Да что ты? Приехала только. Меня же не было две недели, я ж в Москве была у брата Сергея, только вот приехала. А что, Варя разве не говорила? – Улыбаясь, ответила Ольга, поставив тяжелый чемодан на землю.
- Говорила, да я, наверное, забыл, ничего не помню из-за этой работы. А ты домой? Так садись, подвезу. – Он вышел из машины, помог Ольге положить чемодан на заднее сидение, сел за руль и медленно поехал к направлению дома Ольги. На душе было гадко и противно, будто при людно обозвали вором. Он закурил.

- А вы как тут? Как Варька? – Спросила Ольга.
- Что? Ах, Варька? Да всё, знаешь ли, в порядке. Все живы и здоровы. – Ответил Михаил, и вновь отдался тяжелым мыслям.
- Ты какой-то не такой сегодня. – Глядя на него, сказала Ольга.
- Прости, Оленька, устал, сама знаешь, пора какая на дворе. Вот закончим посевной, тогда посмеемся. А вот и твой дом. – Михаил вышел, достал чемодан, поднес к калитке и, попрощавшись, уехал. Ольга смотрела ему в след, и никак ни могла понять, что же все-таки произошло. Михаил был явно чем-то расстроен. Таким она его не помнила.

Михаил, меж тем, проехал мимо своего дома, завернул за угол, где росла большая ветвистая ива, заехал в гибкие ветки ивы так, что машину не было видно с улицы, но зато очень хорошо просматривались ворота его дома и, закурив, стал ждать. Ждал долго, три часа. Вот в половине девятого он увидел, как из ворот, оглядываясь, вышла Варя, повернула налево, и пошла неторопливым шагом.

Он дождался пока она немного пройдет, вышел из машины, и незаметно последовал за ней. На душе было тревожно от непонятного ожидания. Варя шла по дороге, которая вела к выезду из деревни. Он неотрывно следовал за ней, и сам себя ненавидел за это шпионство. Но вот Варя подошла к разрушенной церкви, и вошла внутрь, в темноту. В то же мгновение он увидел, как из оконного проема вылетела сигарета, упала на камни, раскидав вокруг десятки мелких искр. Он словно охотник бесшумно, словно тень, подошел к оконному проему, и присел. Внутри слышалась какая-то возня, потом он услышал тяжелый, трудно сдерживаемый стон Вари, и весь сжался. Вслед за Вариным стоном он услышал тяжелое мужское сопение.

- Да, хорошенький мой, любименький мой, так, так! – Стонала Варя, пытаясь сдержать крик. Михаил в одно мгновение обмяк, и опустил тяжелую голову на колени. Он не мог поверить в то, что услышал и увидел. Варя изменяла ему, но этого было мало, он хотел знать, с кем? Казалось, от ответа на этот вопрос зависит его жизнь. По голосу он никак не мог разобрать, кто это был. «Ничего, - подумал он, - подождем, мне уже спешить некуда» Возня и стоны прекращались, потом проходило немного времени и всё начиналось снова, и так до глубокой ночи. Ночь стояла темная, и легкая прохлада поднималась от земли, сковывая тело холодом, но Михаил терпеливо сидел и ждал. Черные, непроницаемые тучи заволокли небо, погружая землю в беспробудную мглу. И вот, наконец, он услышал голос жены:
- Все Ванечка, мне пора, а то придет он, а меня нет, я уж и не знаю, что ему соврать. Всё отпусти меня, завтра я вновь приду.
- Не могу я тебя отпустить. Не могу. – Услышал он приглушенный голос, потом вновь раздался утомленный вздох, послышалась возня, и все продолжилось снова.

Михаил терпеливо сидел и ждал. Он уже не чувствовал холода, там глубоко внутри него образовалась глубокая, зияющая пустота. Ни ненависть, ни злоба, лишь безграничная, пугающая пустота. Наконец, они вышли, держась за руки. Они прошли в двух метрах от Михаила и не заметили. Он тоже не смог в темноте разглядеть мужчину, дождался лишь, когда они уйдут на небольшое расстояние, и тихо последовал за ними. Вскоре они простились, и на прощание прильнули друг к другу, потом Варя пошла домой, а мужчина взял чуть правее и пошел по узкому переулку. Вскоре он остановился у ворот, за которым залаяла собака.

- Мухтар тихо, чего разорался?! – Громко прошептал мужчина, пес замолчал. «Да это же Иван, бывший кавалер Вари», подумал Михаил, и прислонился к забору чьего-то двора.
- Ваня, ты что ли? – Раздалось из окна дома.
- Я мам, я. Только не кричи так громко. – Ответил Иван.

Михаил повернулся и молча пошел к своей машине. Через некоторое время он был далеко за селом. Он вышел из машины, прошел немного, потом взглянул на мрачное, наглухо заколоченное тучами небо, и завыл. Завыл громко и протяжно. Завыл, будто пытался докричаться до невидимой луны. И лишь тягучее испуганное эхо, нехотя подхватило его вой, и отбросило вдаль. В деревне залаяли собаки. А он стоял, смотрел на мертвое небо и не мог понять, почему перед его глазами все плывет, он почувствовал, как что-то мокрое упало на руку, он хотел посмотреть, что это было, как почувствовал еще несколько упавших капель. «Да я никак плачу?», подумал он, и тяжело закивал головой.

Он упал лицом на землю и обхватил ее руками, как будто пытался спрятаться от той несправедливости, которая выпала на его долю. Казалось, он хотел вжаться в пахучую, прохладную землю, и навсегда укрыться от людских глаз. Только теперь он понял, почему мужики разговаривая с ним, опускали глаза, будто знали о нем что-то такое, чего не знал он. Стыд захлестнул его, обдав жаром. Он понял, что все знали, что происходит. Не знал только он. Или не хотел знать?

На следующий день, он дождался, когда Варя уйдет, вошел в дом, собрал свои вещи и вещи детей, бросив все в огромный мешок, взял документы, и вышел. Утром, на работе попросил его уволить этим же днем. Директор, его хороший знакомый и товарищ, долго смотрел на него и негромко сказал:
- Остался бы Миш, это того не стоит.
- Нет, Юра, не останусь, и не уговаривай. – Директор не стал перечить, сделал запись в трудовой книге, Михаил написал заявление задним числом и в тот же день, взяв детей, уехал к своему армейскому другу в Алтай.

Варя не замечала ничего. Михаил не ночевал дома уже неделю, а она не придала этому значения, лишь увидела, что детских вещей нет на месте, и решила, что муж отвез вещи к своим родителям, чтобы детям было во что переодеться. Она парила от любви и ничему ни придавала значения. Однажды, спустя десять дней, как Михаил уехал, она пришла в магазин, где была небольшая очередь. Варя стала в конец очереди.
- Можешь не стоять, магазин не работает! – Сказала продавщица, обращаясь к Варе.
- Они же стоят? – Не поняла Варя.
- А для них магазин работает. Он не работает только для тебя. Уходи! – Не унималась продавщица. Стоявшие в очереди люди, встречаясь с Варей глазами, отворачивались.
- Тетя Маша, я что-то не поняла, за что такая нелюбовь? – Спросила Варя.
- Не поняла? – Переспросила Продавщица.
- Нет. – Тревожно улыбнувшись, ответила Варя.
- Ну, как знаешь. Так вот, ***дям товар не отпускаем! Теперь поняла? Пошла вон отсюда! – Варя отшатнулась, будто получила пощечину. Она смотрела на своих односельчан, и не могла поверить, что они все знают. Одна старушка, стоявшая в очереди, тяжело вздохнула, Варя глянула на нее, та брезгливо отвернулась. Варя молча вышла из магазина. Она никак не могла понять, откуда им все известно. Окрыленная в последнее время любовью, она не замечала ничего, она перестала соблюдать даже малейшую осторожность. Она шла по улице ни с кем не здороваясь, низко опустив голову, ни на кого ни глядя. Так пришла домой и сев за стол, просидела так несколько часов, совершенно безучастно глядя на стену.

Услышав легкий стук в оконное стекло, она вздрогнула, и посмотрела в непроглядную темноту, царившую за окном. Она подумала, что ей показалось, но стук повторился. Она тяжело и устало встала, подошла к окну и открыла его. Тут же в темноте появилось улыбающееся лицо Ивана.

- Варенька, ты где ходишь, я весь продрог ожидая тебя, ты что не пришла? – Варя внимательно посмотрела на веселое лицо Ивана, заметила лёгкие морщины вокруг глаз, на волосы начавшие редеть, в беспокойные глаза и в одно мгновение поняла, что она равнодушна к нему. Она даже отшатнулась от этой мысли. Иван продолжал выжидающе смотреть на нее, увидев странную тень в ее глазах, хотел влезть в окно, но Варя посмотрела на него и сказала:
- Нет, Иван, всё!
- Ты что Варя, или уже разлюбила меня? – Спросил он.
- А ты любишь меня? – С легкой тревогой спросила она.
- Конечно, люблю! – Не задумываясь, воскликнул он.
- Тогда, возьми меня в жены. – Сказала Варя, выжидательно глядя в глаза Ивану.
- А как же Михаил, дети?
- Если возьмешь, оставлю все и уйду с тобой. – Сказала Варя, продолжая наблюдать за ним. Он как-то в миг скис, и промычал:
- Женитьба это такое дело, сама понимаешь, я еще не готов заводить семью, вот если через годик, а еще лучше через два, тогда еще куда ни шло.
- Ладно Ваня, - отрешенно, словно в пустоту, проговорила Варя, - вот через два годика и приходи. – Она закрыла перед ним окно, выключила свет, легла, не раздаваясь на кровать, и зарыдала, проклиная себя за то, что натворила.

Она поняла, почему Михаила не было столько дней. Подумав о нем, вскочила, накинула на плечи широкий платок, и вышла из дома, не закрыв дверь. Вскоре она была у ворот родителей Михаила и, постояв немного в раздумье, постучала. Через несколько минут дверь отворилась, и сонный мужской голос спросил:
- Кого там черти носят?! – Варя стояла и только сейчас поняла, что не знает, как сказать, что это она, но ни найдя ничего лучшего, сказала:
- Это я.
- Кто я? – Не понял свекор.
- Я, Варя. – Сказала, чуть громче.
- Какая, еще такая Варя? Не знаю такую, иди, откуда пришла. – Свекор, не сказав больше ни слова, закрыл дверь.
- Пожалуйста… - Тихо проскулила Варя, всхлипнула и молча, словно побитая собака ушла прочь.

Так, сама не заметив, она дошла до дома Ольги. Прошла в калитку, подошла к окну, тихо постучалась. Через некоторое время в окне появилось сонное лицо подруги, увидев Варю, она открыла окно, и тихо спросила:
- Ты чего Варь?
- Худо мне подруга, очень. И пойти не знаю к кому. – Не громко ответила Варя.
- Ступай к двери, я сейчас открою, войдешь, поговорим. – Сказала Ольга
- Нет, уж лучше давай ты ко мне. Я одна. – Ольга подумала, кивнула головой и сказала:
- Хорошо, оденусь только.

Вскоре они сидели у Вари дома. Варя отрешенно уставилась в одну точку и, покачивая телом из стороны в сторону, молчала.
- Зря ты так. Миша очень хороший парень. – Тихо сказала Ольга.
- Да, только поздно я об этом узнала. Знаешь, когда он был рядом, я и не думала, что люблю его, я была равнодушна к нему, а стоило такому случиться, поняла, что кроме него никто мне не нужен. Но думаю поздно.
- Ничего не поздно, найди его, упади в ноги, авось и простит. – Предложила Ольга.
- Нет, подруга, не простит, уж я то знаю. – Тихо проговорила Варя.
- Так ты даже не пробовала? Ты вначале попробуй, а потом говори. – Не согласилась подруга.
- Уехал он, даже не знаю куда, и детей забрал. Как же его найдешь теперь? – Сокрушенно проговорила она.
- А я зайду к тете Марии, попрошу у неё адрес, якобы, для себя, ты и напишешь. – Предложила Ольга.
- Нет, Оленька, не смогу я. – Решительно сказала Варя.
- Ладно, я напишу от твоего имени. – Сказала Ольга.
- Ты не поняла, не смогу я жить с ним и детьми. Это же им в глаза смотреть надо, а я не смогу. Ты знаешь, мы с ним так пять лет прожили, я ему в глаза никогда и не смотрела. Не могла, не любила его, он знал и терпеливо ждал, думал, может, что-то и вспыхнет. А когда вспыхнуло, стало уже поздно. Скажи, а почему ты его у меня не отбила, ведь любила его? – Спросила Варя у подруги. Та немного помолчала, и с тяжелой грустью сказала:
- Я не хотела жить и всё время искать его глаза, он же тебя любил. Нет, это была бы не жизнь, а каторга. Даже хуже каторги. – Посидели, помолчали.

- Я завтра уезжаю. – Тихо проговорила Варя.
- Куда это? – Не поняла Ольга.
- В город, насовсем. Там и развод оформлю, я слышала, что так можно сделать, а ты, если узнаешь, где он, скажи ему пусть приезжает и живет в доме, его это всё-таки дом, скажи, я мешать не буду. Вот так-то подруга!
- Постой, а у кого жить то будешь, ты же там никого не знаешь? – Обеспокоено спросила Ольга.
- Устроюсь на фабрику, там общежитие дают. Ничего, прорвемся! – Попыталась бодро сказать Варя, не смогла, захлебнулась и громко горько зарыдала, Ольга подсела к подруге, погладила по голове, хотела утешить, но тоже заплакала, уткнувшись Варе в плечо.

Спустя три года, в деревню, в гости к родителям, приехал Михаил с детьми.
- Здравствуй Ольга! – Поздоровался Михаил с Ольгой у магазина. Она глянула на него, и вся вспыхнула, не смогла справиться с собой и тихо ответила:
- Здравствуй Миша.
- Как живешь-то, как семья, дети? – Бодро спросил Николай.
- Да как-то не получилось с семьёй, с детьми. – Немного помолчав, ответила Ольга, глядя в глаза Михаилу. Она обратила внимание на то, что у него появилось очень много седины, лицо сделалось каким-то жестким и красивым.
- А чего так-то. – Спросил он.
- Да так, - весело ответила Ольга, - кого я люблю – тот меня не любит, кто любит меня – того я не люблю, вот так-то.
- Эх, Оленька, жаль! – Воскликнул Михаил.
- Чего жаль-то, Миша?
- Был бы я чуток помоложе… - Не договорил он.
- И что? – спросила Ольга.
- Взял бы я тебя двумя руками и никуда бы ни отпустил! – Ответил он, глядя ей в глаза.
- А ты возьми Миша, я сама никуда не уйду. – Тихо сказала она, развернулась и пошла по направлению к дому.
Через полтора года у Михаила и Ольги родилась дочь.
 


Рецензии